Проект "Экологический маршрут по территории ДОУ"
проект (средняя группа)

Волкова Тамара Валерьевна

Проект , направленный на экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_marshrut.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 – центр развития ребенка»

Экологический маршрут

 по территории ДОУ

В средней группе № 7

Разработала :

Воспитатель первой квалификационной категории

Волкова Тамара Валерьевна

г. Сергиев Посад

2022 год

     Актуальность.

Дошкольный период - чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.

Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень важно, так как такое умение — необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика, эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, знакомство на местном материале с разнообразием природы, практическая работа по формированию бережного отношения к природе.

Одним из актуальных и эффективных методов экологического образования и воспитания является метод проектов. Учитывая вышесказанное, было принято решение разработать проект по созданию на прогулочном участке группы экологической тропы. Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу, где натуральные объекты выступают источниками познавательной информации. Для большей привлекательности экологической тропы ряд объектов в зоне тропы можно создать своими руками, высадив лекарственные, редкие, исчезающие виды растений, характерные для данной местности.

Содержание и форма организации экологической работы с детьми заключается в проведении цикла занятий, экскурсий по экологической тропе, организации наблюдения и экспериментальной деятельности, уборке территории и уходе за посаженными растениями.

Экологическая тропа может использоваться во все времена года.

Цель проекта:

Воспитание экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе.

Задачи проекта:

-формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира;

- активизировать интеллектуально-познавательную деятельность и творческое самовыражение в зоне экологической тропы;

- систематизировать и расширить знания детей об окружающей среде - растениях, насекомых, природных явлениях;

- рассказать о взаимосвязи человека с окружающей средой; воспитывать бережное и ответственное отношение к природе.

- привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Сроки реализации проекта: 2 месяца (апрель – май)

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап:

Изучение и анализ уровня развития у детей познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности и творческого проектирования. Выявление уровня и эффективности планирования воспитательно-образовательной работы, анализ организации предметно-развивающей среды, анализ эффективности работы с родителями по обогащению и закреплению знаний детей о природе.

Подбор материала, методик, форм работы с детьми, родителями воспитанников, воспитателями, создание эффективной предметно-развивающей среды в группе, создание информационного пространства для родителей.

Основной этап:

Осуществление поставленных задач, наработка методического, практического материала, определение наиболее эффективных методов и приёмов работы с детьми, родителями, педагогами детского сада по организации естественно - научных наблюдений и экспериментов с детьми.

Контрольный этап:

Анализ проделанной работы, мониторинг уровня развития исследовательских навыков детей, определение уровня компетенции родителей по организации естественно – научных наблюдений и экспериментов с детьми дома, желание сотрудничать с педагогами ДОУ.

Ожидаемые результаты.

Дети:

- Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.

-Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.

-Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.

Родители.

- Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера.

Педагоги:

- Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.

- Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.

Этапы создания и оформления тропы:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов

3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.

4) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

5) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Формы и методы работы на экологической тропинке:

• познавательные беседы;

• экологические экскурсии;

• уроки доброты;

• дидактические игры;

• чтение произведений о растениях, птицах и животных;

• обсуждение и проигрывание ситуаций;

• трудовой десант;

• «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке)

• совместная деятельность детей и родителей: экологические выставки и экспозиции; создание поделок и рисунков; оформление альбомов, газет.

Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение от одного объекта к другому, наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы, приведенной в приложении. По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде указателей, выполняя задания педагога.

В состав экологической тропинки входят видовые точки (объекты экотропы, такие как:

Объекты экологической тропы

1. «Цветочная мозайка (цветник).

Цель: Формировать эстетическое восприятие окружающего мира путём рассмотрения причудливости форм цветков, стеблей и листьев, многообразия удивительных оттенков и цветов декоративных растений

2. «Тетушка Липа»

Цель: знакомить детей с сезонными изменениями липы. Закрепить знания детей о характерных признаках дерева. Вызвать интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы.

3. Летняя лаборатория.

Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир.

(Ванночки с песком, глиной, водой, природным материалом. Шкафчик для хранения лабораторного инвентаря.)

4. «Наш огород».

(Эта видовая точка представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений.)

Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.

5. «Кустарники».

Цель: развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться.

6. Спортивная площадка - «Тропа здоровья»

Цель: развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.

7.  «Волшебный лес» (ель,клен,сосна)

Цель: знакомить детей с сезонными изменениями Закрепить знания детей о характерных признаках деревьев. Вызвать интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы.

8. Яблоня

Цель: знакомить детей с сезонными изменениями плодовых деревьев.

9. «Лекарственная поляна»

Цель :знакомство с лекарственными растениями, закрепление знаний и умений по уходу за ними.

10. «Зона творчества»

Цель: развитие творческих способностей детей, умение запечатлеть увиденное в продуктивной деятельности детей, воспитание эстетической культуры.

11. «Зона релаксации»

Цель: предоставление возможности для психологической разгрузки.

12. «Лесная полянка»

Лесная полянка на территории детского сада способствует развитию у детей бережному отношению к природе, способствует развитию пространственного восприятия.

13. «Муравьишкин домик» Цель: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни; а также о насекомых живущих на участке; сформировать представления о роли муравьёв в жизни леса и других насекомых; воспитывать бережное отношение к муравьям и другим насекомым

14. «Во саду ли, в огороде»

Цель: расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях и кустарниках (помидор, лук, морковь, редис, свекла, картофель, кабачок, укроп, петрушка, смородина, земляника и виктория, выращиваемых на нашей территории; обучение навыкам ухода за ними; формирование представления о значении овощей в жизни человека.

15. «Береза» «Клен» «Рябина»

Цель: дать детям знание об особенностях дерева, его значение для человека, и применение его в народной медицине, кулинарии и в промышленности и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Проект по благоустройству территории детского сада "Территория детского сада- место для игры,отдыха, спорта и познавательного развития"

Проект по благоустройству территории детского сада "Территория детского сада- место для игры,отдыха, спорта и познавательного развития"...

Сценарий проведения туристического похода с детьми на территории и за территорией ДОУ.

Цель: ознакомление детей с основами безопасного поведения на природе.Задачи:·         обучение правилам поведения на природе и в экстремальных ситуа...

Алгоритм сценария образовательного маршрута для дошкольников на фестиваль «Я покажу тебе Москву». Образовательный маршрут для дошкольников «Я на реченьке Десна – это Новая Москва».

Сценарий был создан с целью предложить родителям и педагогам посетить интересные уголки родного города, а также предложить детям не просто быть в качестве так называемых «наблюдателей», а ...

Образовательные маршруты на территории детского сада.

Опыт работы педагогов  по разработке и организации  образовательных маршрутов   экологической тропы  для детей на территории детского сада....

Презентация "Экологический маршрут "Воронинский заповедник" (Особо охраняемые территории Тамбовской области)

Презентация "Экологический маршрут "Воронинский заповедник" (Особо охраняемые территории Тамбовской области) расскажет об основных этапах эко-культурного маршрута, его истории, климате,...

Разработка маршрута образовательного терренкура по территории ДОУ с детьми 3-5 лет «Путешествие в мир насекомых»

Цель: -  оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности и познавательно-исследовательская деятельность де­тей.Задачи:  - воспитывать любознательность...