Пальчиковые игры в развитие речие детей
консультация (младшая группа)

Филипенко Елена Петровна

Пальчиковые игры  в развитие речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx36.68 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста.

Проблема  развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук  изучалось с давних пор. В.В. Сухомлинский писал : « Истоки способностей и дарование детей в кончиках их пальцев» и ещё писал « Ум ребёнка находится на  кончиках  его пальцев».

Т.А. Ткаченко  делает выводы, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики – позволяет  стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей. В современных условиях ФГОС  данная прблема представлена в двух образовательных областях:

  • Развитие речи
  • Физическое развитие

Одним  из показателей хорошего физического и нервно психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или мелкой моторики.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими детьми, сопровождали слова песни, играя с движениями пальцев ребёнка, таким образом появились известные всем « Ладушки», « Сорока – ворона» и др.

Сотрудники института Физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Все ученные, изучившие психику детей,  подтверждают факт, что тренировка пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.

Гармонизация движений тела, дыхания, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, память.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – это игра. Значительный опыт накапливается ребёнком в игре. Из  своего опыта ребёнок черпает представления, которые он связывает со словами. Хорошим  средством для стимулирования речи являются игры на развитие мелкой моторики. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему.

Дело в том, что рука имеет самое  большое « представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти предлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении

речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.

Руки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Игры с пальчиком – это не только стимул для развития мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Многие дети, придя в детский сад, ещё не умеют разговаривать. Родители меньшей степени занимаются с детьми, так как большинство из них заняты на работе. Дети  и сами  меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают ( теле – аудио видео), играют в гаджеты. Они редко делают что-то своими руками, в силу того, что современные игрушки и вещи устроены  максимально удобно, но не эффективно для развития навыков мелкой  моторики

 ( одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц,  книги и пособия с наклейками).детям нравиться переодевать кукол или просто снять с них одежду, но они с трудом застёгивают и расстёгивают пуговицы. Некоторые дети затрудняются правильно держать ложку. Это говорит о том, что у детей слабо развиты мышцы рук, несовершенна координация движений.

Выполняя пальчиками разные упражнения ребёнок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисть хорошо приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как  правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах  возрастной нормы.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, при помощи пальцев, они являются важной частью работы по развитию мелкой моторики.

« Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других – ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознавать понятия выше и ниже, сверху и снизу. Игры в которых малыш ловит или глади руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности ребёнка.

Выполняя упражнения, сначала объясните, как выполняется то , или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти.

С начала все упражнения выполняются медленно. Если ребёнок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребёнка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиями работающей.

Всегда следует начинать пальчиковые игры с разминки  пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с  пищалками. Произносить тексты пальчиковых игр  взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то  понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова,а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослыми или с его помощью. Для  некоторых игр можно одевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глаза и ротик.

Дети о  года до двух хорошо воспринимают « пальчиковые игры», выполняя одной рукой. Трёхлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая – кошку, вбегающую в этот домик.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2 -5минут ежедневно.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

  • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу  при  этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев движения, это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый  эмоциональный настрой.
  •  Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком. При этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично

( особенно начало и окончание фраз).Постепенно текс разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося движения со словами. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малышей.

  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу ( к примеру, показывать движения и произносить текст). Объём внимания у детей ограничен, и не невыполнимая задача может « отбить» интерес к игре.
  •  Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому  отрабатываются упражнения постепенно и в начале выполняется пассивно, с помощью взрослых. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если  возможно ликвидировать их ( например, изменив задание) или поменяйте игру.  Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что – то неправильно, поощряйте успехи.

Этапы разучивания игр

  • Взрослый сначала показывает игру малышу сам
  • Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
  •  Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  • Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  • Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Пальчиковые игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного эмоционального развития. Эти игры растут вместе с малышом. Начинается всё с потешки,  во время которых ребёнок пассивен, воспитатель сам играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребёнка понемногу становится активной: воспитатель лишь произносит слова потешки, а пальцы ребёнка двигаются самостоятельно. Ещё позже ребёнок становится вершителем игры, и слова и движения – всё ему подвластно.

Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи, и подготавливает ребёнка к  рисованию и письму. Эти игры очень эмоциональны, увлекательными и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Следовательно, пальчиковые игры являются важнейшим фактором, стимулирующим речевого развития ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на педсовете "пальчиковая игра в развитии речи детей"

доклад на педсовете "пальчиковая игра в развитии речи детей"...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА(консультация для воспитателей)...

Презентация на тему "Роль пальчиковой игры в развитии речи детей".

Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, особенно - от движений пальцев рук ( то есть от мелкой моторики).Малыши, которые ежедневно занимаются пальчиковой гимнастикой - ...

Пальчиковая игра в развитии речи детей

Сообщения для родителей по развитию мелкой моторики и речи детей при помощи пальчиковых игр....

Сценарий "Словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер-класс для родителей детей 4–5 лет

Мероприятие способствует укреплению связи семьи и детского сада для обеспечения единства в речевом развитии дошкольников. Показывает родителям важность работы с детьми по развитию мелкой моторики рук...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...

Консультация «Развитие речи детей 4-5 года жизни. Пальчиковые игры для развития речи детей»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО - ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.   Пальчиковые игры для развития речи детей. (воспитатель Головачева В.А.)   Главное направление в развитии речи ребенка на пятом...