Семейный этикет
методическая разработка (средняя группа)

Белоусова Лилия Алексеевна

Семейный этикет в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchita.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

 «Семейный этикет для дошкольников в игровой деятельности в ДОУ»

Актуальность:

Дошкольный возраст представляет собой важный возрастной период, который отвечает за становление и формирование личности. Именно в этот возрастной период ребенок знакомится с духовными ценностями, искусством, осваивает морально-нравственные качества, необходимые для дальнейшего развития культуры ребенка и гармоничного развития личности в целом.

В дошкольных образовательных учреждениях особая роль отводится этическому и эстетическому воспитанию ребенка. Воспитание культуры ребенка требует слаженной работы родителей и воспитателей. Поскольку именно семья - как главный и основной социальный институт, в котором формируется личность, и закладываются все основы нравственности - является той основой, где ребенок усваивает правила семейного этикета.

Понятие "семейный этикет" включает правила поведения в семье с близкими людьми, умение проявлять заботу о них. Задача семейного этикета, как и этикета в целом, заложить уважение к мнению других людей, не задевать их чувства своими высказываниями и поступками, проявлять внимание к близким и окружающим, не проявлять в их сторону пренебрежения. В семейном этикете, как и в каждой семье, не должно быть проявления эгоизма кого-либо из членов семьи. Прежде всего семья – это единое целое и даже если у вас не получается построить хороших отношений с кем-то из близких, это не является поводом к тому, чтобы отношение к ним было неуважительным.

Цель: Создать условия для  формирования элементарных, общепринятых норм и правил взаимоотношения внутри семьи через игровую деятельность в ДОУ
Задачи:

-Способствовать формированию дружеского, уважительного и заботливого отношения в семье и к окружающим;

-Способствовать формированию  таких  нравственных качеств, как скромность, вежливость, добропорядочность.

-Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков детей, умений сотрудничать и отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Существуют общепринятые правила семейного этикета

-К старшим родственникам нужно обращаться уважительно, не грубить, не дерзить, не подрывать авторитет главы семьи;

-Ругаться, кричать на членов семьи нельзя;

-Если нужно попасть в комнату к родителям (или другим родственникам), следует обязательно постучаться;

-Ябедничать или «докладывать» на брата или сестру как минимум некрасиво; важно уважать труд членов семьи, будь то готовка еды, уборка по дому или совместные игры.

Стоит ли говорить, что усвоить все эти и многие другие правила, малыш сможет только тогда, когда будет наблюдать соответствующее поведение у своих родителей? Если папа, не задумываясь, идет в грязных ботинках по вымытому мамой полу или если мама без конца перебивает бабушку, требовать другого поведения от ребенка бессмысленно. Дети - наше зеркало, и то, каким в конечном итоге станет отражение, зависит только от нас самих.

При соблюдении правил этикета между детьми разного возраста и их родителями будет взаимопонимание, гармония в отношениях. Прививать ребёнка к семейному этикету следует с раннего детства(1-3лет). Как уже было сказано, не только в семье происходит формирование и усвоение нравственных и эстетических качеств личности, не менее важное значение имеют и дошкольные учреждения, которые выступают тоже как институты социализации личности.

Гармоничное развитие личности ребенка возможно только при  слаженной работы детского сада и родительского внимания, таким образом, в процессе воспитания происходит усвоение ребенком правил семейного этикета в полной мере.

На примере средней группы дошкольников, продемонстрирую какие  проводились мероприятия в игровой деятельности для формирования элементарных, общепринятых норм и правил взаимоотношения внутри семьи

Дети, как правило, с большим интересом играют в семейную жизнь, обучаясь в этих играх умению быть мамами и папами, перенося в игру обычаи и порядки своих семей.

-Инсценировка сказки «Репка» еще раз напомнит им о необходимости взаимопомощи в семейной жизни. 

-Инсценировка русской народной сказки «Волк и козлята» поможет еще раз утвердиться в мысли, что мать готова всегда защищать своих детей. 

Проводилась серия  бесед о значении семьи, можно дать ребятам задание определить, в каких семьях они живут, взяв за основу следующие характеристики: большая (маленькая), полная (неполная), дружная (не очень дружная), веселая (не очень веселая), счастливая (не совсем счастливая) семья. Эти характеристики помогут педагогу увидеть направления его дальнейшей работы с родителями, а ребенку задуматься над тем, что он может сделать для благополучия своей семьи. Следует обратить внимание детей, что неполная семья, в которой нет папы или мамы, не значит несчастливая семья. Если члены такой семьи любят друг друга, заботятся друг о друге, если в ней хорошо, значит, она счастливая.

 Упражнение «Добрые слова о своей семье»

Детям дается задание сказать добрые и приятные слова маме, папе, бабушке, дедушке, сестре, брату. Делается вывод о том, что такие слова укрепляют семейные отношения, что каждому человеку необходимо их слышать от близких людей.

Я люблю своих родных»

Надо показать свою любовь маме, папе, бабушке, дедушке, не говоря ни слова, используя жесты, позы, действия. Дети приходят к выводу, что в доказательство любви можно поцеловать близкого человека, сесть с ним рядом, уткнуться в плечо, принести чашку чая или тапочки. Они учатся видеть проявление любви в различных действиях окружающих людей.

«Игра с мячом: «Я тебе кто?» В этой игре дети Закрепляют  знания о родственных связях.»

 «Расскажи о маме и папе (бабушке и дедушке, брате и сестре) »

Каждый ребенок рассказывает о членах своей семьи, используя их фотографии, специально принесенные из дома (можно заранее предложить детям подготовить свой

рассказ дома и подобрать для него фотографию). Рассказ ребенка может быть совсем небольшим, состоящим из 4—5 предложений, но в нем он должен постараться выделить самые лучшие качества близких людей. Воспитатель оценивает рассказы детей, отмечая, что все рассказы замечательные и в них чувствуется любовь к своей семье.

«Подарок внука»

Дети должны заранее приготовить подарки, сделанные своими руками. Они отрабатывают навык их вручения, подобрав нужные слова и жесты. Желательно, чтобы ребенок сознавал не только внешнюю сторону ритуала, но и то, что представители старшего поколения остро нуждаются во внимании со стороны внуков.

Сюжетно ролевая игра «День рождения»

Распределяются роли: мама, папа, бабушка, дедушка, виновник торжества, гости. Игра делится на несколько этапов.

1. Утренние поздравления новорожденному: желательно обратить внимание на то, какие слова говорят участники игры, как новорожденный принимает поздравления, поздравляют ли папа и ребенок маму; преподнесение маме от папы и новорожденного букета цветов.

2. Подготовка к празднику: участвуют все члены семьи. Эту часть игры можно провести в форме вопросов-ответов: кто готовит угощение, моет посуду, убирается в доме, накрывает на стол и т. д.

3. Встреча гостей: обыгрывается ситуация, уже знакомая детям; воспитатель с детьми обсуждает, как выполнено задание.

4. Праздничное угощение: виновник торжества за праздничным столом угощает гостей конфетами; воспитатель напоминает детям о правилах столового этикета.

5. Развлечения: участникам игры предлагается обдумать свое участие в празднике (прочитать стихотворение, спеть песню, загадать загадку, сплясать и т. д.); воспитатель отмечает стремление детей порадовать новорожденного.

6. Проводы гостей: произнесение прощальных и благодарственных слов, одаривание гостей памятными сувенирами.

7. После праздника: совместная уборка дома.

Выставка детских рисунков совместно с родителями. «Моя семья»

Изготовление фотоколлажа совместно с детьми мы мамины помощники проводилось для формирования у детей чувств уважения и любви к маме, сопереживания и желания ей помочь

Чтение литературных произведений поможет детям осознать важность соблюдения правил семейного этикета. Наша мини-библиотека пополнилась книгами со  стихами и сказками,

О помощи близким людям как «Невидимка» 3. Александровой, «Помощница» А. Барто), «Золушка» Ш. Перро (о взаимной любви членов семьи или ее отсутствии).

Стихотворения А. Костецкого «Все начинается с мамы», И. Мазнина «Простое слово», «Ты на свете лучше всех» покажут ребенку, как дорога любому человеку на земле его мама, как важно беречь ее.

Стихотворения С. Капутикян «Спросим папу», Е. Серовой «Не терпит мой папа», песня В. Шаинского на слова М. Танича «Песенка про папу» обратят внимание детей на значение папы в жизни детей. Поэма А. Барто «Медвежонок-невежа» заставит дошкольников задуматься над тем, что о родителях всегда судят по тому, какие у них дети.

А так же такими книгами в которых благодатным материалом для понимания значения в жизни человека являются его братья и сестры. стихотворения 3. Александровой «Невидимка», А. Барто «Вот так защитник», рассказ В. Осеевой «Волшебное слово»,- сказки: русские народные «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Сюжетно ролевая игра «Семья» обогащение  социально - игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету  « Семья».

Не менее важным в воспитательной работе является вопрос о соблюдении детьми правил поведения с пожилыми людьми — родными, знакомыми и незнакомыми.

Необходимо воспитывать у детей уважение к преклонному возрасту, жизненному опыту и мудрости. Нужно не только чтить отца с матерью, но и уважать старость и мудрость.

Во время прогулки предложите детям понаблюдать за старыми людьми: как тяжело они идут, как трудно им переходить дорогу или входить в автобус, помогают ли им на улице. Обсуждая вместе сказку Ш. Перро «Красная Шапочка», можно обратить внимание на то, какой заботливой была внучка, которая отправилась в гости к бабушке.

Использованная литература

Источник: https://razvivashka.online/vospitanie/pravila-etiketa-dlya-detey#i-7

Источник: https://demo.multiurok.ru/index.php/files/semeinyi-etiket-1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-взрослый проект "Семейный этикет"

Детско-взрослый проект "Семейный этикет", направлен на формирование культуры общения детей дошкольного возраста в семье....

«Обучение дошкольника правилам семейного этикета» консультация для родителей

Правила семейного этикета, которые осваивает дошкольник: - Дома желательно быть красивым и приятным внешне; - Проявлять к близким внимание и заботу; - Быть добрым, нежным и вежливым...

Родительское собрание "Семейный этикет"

Консультация для родителей по  воспитанию детей. Рекомендации по семейному этикету....

Консультация для родителей «СЕМЕЙНЫЙ ЭТИКЕТ»

В развитии семьи огромную роль играют взаимоотношения, возникающие между родителями и детьми. Издавна на Руси сложился обычай уважения к старшему поколению, родителям; отсюда в этикете существует прав...

Консультация «СЕМЕЙНЫЙ ЭТИКЕТ»

Основы хорошеговосптания закладываются с детства, однако, если родители требуют от ребенка того, чего никогда не исполняют сами, они врятли добьются желаемого....

Семейный этикет.

   Когда начинаешь говорить о семейном этикете, то часто сталкиваешься с откровенным непониманием, мол, какие могут быть церемонии между своими?! Тогда возникает резонный вопрос: а по...

Консультация для родителей "Обучение дошкольника правилам семейного этикета".

Консультация для родителей "Обучение дошкольника правилам семейного этикета". ...