Картотека речевых игр по ТРИЗ
картотека (старшая группа)

Баранова Надежда Сергеевна

Игры ТРИЗ

 

В старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Игры ТРИЗ

В старшей группе

Метод Данетика

Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Воспитатель обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило,первый вопрос: - это живое? В зависимости от ответа перебираются общие категории предметов и явлений. Например, если загаданный объект из живого мира,то следующие вопросы должны отражать категории живого мира: это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т. п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например, если выбранный объект является животным, то спросить можно домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т. д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.

Игра «Числовая да-нет ка»

Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.

Ход:

1.Ведущий говорит: Я задумала число до 10 (5, а вы должны отгадать его.

2. Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет».

Но детей сначала надо научить задавать вопросы.

- Это число больше 5? Меньше 5?

Затем дети спрашивают:

- Это больше 3? Меньше3?

- Это крайняя цифра? Первая? В середине?

Игра «Числовая да-нет ка»

Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.

Ход:

1.Ведущий говорит: Я задумала число до 10 (5, а вы должны отгадать его.

2. Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет».

Но детей сначала надо научить задавать вопросы.

- Это число больше 5? Меньше 5?

Затем дети спрашивают:

- Это больше 3? Меньше3?

- Это крайняя цифра? Первая? В середине?

Игра Пространственная «да – нет ка»

(с игрушками, геометрическими формами)

Цель: обучение мыслительному действию.

Ход:

1.Линейная: с игрушками, геометрическими формами.

На стол выставляется 5(10) игрушек.

Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине).

2.Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки.

Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.

Дети: Это справа (слева) от середины?

- Это ближе (дальше) от меня?

Это слева (справа) от телевизора?

Это в верхней половине? (нижней половине)

Игра "увеличение - уменьшение".

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Одна команда будет рассказывать о том, что бы они хотели увеличивать. А другая команда, о том, что бы они хотели уменьшить.

Варианты :

- Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.

- Хотела бы увеличить выходные.

- Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

- Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

- Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.

Игра «Изобретатель»

Цель: учить пользоваться приемом разделения - соединения; придумывать новые предметы из 2-х разных; зарисовать этот предмет.

Ход: 10 картинок предметных.

1. рассмотреть каждый предмет и его функцию.

2. «Давайте поиграем в изобретателей. Будем изобретать новые предметы».

3. Ведущий показывает 2 картинки и предлагает нарисовать новый предмет.

4.Например: вилка – нож; табуретка – книжная полка; молоток – клещи;.

Затем обсудить функцию нового предмета.

г) оператор времени (замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве)

Игра «Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз»

Цель: учить детей представлять ощущения, которые можно получить с помощью различных анализаторов.

Воспитатель поочередно показывает картинки с изображением органов чувств и предлагает с их помощью посетить какую-либо сказку.

ПР: С волшебным Носом дети попали в комнату Наф-Нафа, когда он открыл крышку котла. Дети рассказывают о том, что они почувствовали запах сажи, шерсти волка, кипящей воды.

Далее в этот же сюжет приглашается Волшебник Глаз (дети видят то, что не описано в сказке, Волшебник Ухо (представление возможных звуков, озвучивание мыслей, Волшебник Рука (описание ощущений, которые возникли бы у детей, если бы они дотрагивались руками до горячего котла или мокрого носа поросят.)

Игра «Раньше – позже»

Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.

Ход игры:

Воспитатель: посмотрите, какая медведя сделана берлога?

Дети: Большая, крепкая, добротная.

Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?

Дети: Ее не было, росли деревья.

Воспитатель: Правильно, а еще раньше?

Дети: Росли маленькие ростки.

Воспитатель: А еще раньше?

Дети: Семечки в земле.

Воспитатель: А что будет с берлогой потом?

Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.

Игра «Теремок»

Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него.Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет?".

Примечание:В ходе игры ведущий может менять установки: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня.Или: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня".

Например: нитки и ножницы.

Похожи, так как принадлежат к одной надсистеме - предметам для шитья; могут находиться в квартире или на столе у закройщика. Похожести и различия могут быть по прошлому и будущему, по запаху, звуку, по форме, цвету, размеру, материалу.

Игра «Хорошо – плохо»

Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Вопросы задаются по принципу«что-то хорошо – почему?»«что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.

Ход игры:

Лиса – это хорошо. Почему?

Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.

Лиса – это плохо. Почему?

Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.

Игра «Оживи предмет».

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ,а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

- В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?

- О чем думает ваша обувь?

- О чем думает мебель?

Игра «Разными глазами»

Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека речевых игр с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ.

Технология ОТСМ-ТРИЗ-РТВ направлена на формирование у дошкольников интеллектуально-творческой и познавательной деятельности в контексте нового законодательства и ФГОС ДО.Основное педагогическое средст...

Опыт работы « «Развитие познавательно - речевой активности посредством ТРИЗ технологий»

В настоящее время важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, о...

Картотека речевых игр и упражнений с использованием ТРИЗ и РТВ, используемых в работе логопеда

Автором представлены игры с использованием ТРИЗ и РТВ, которые  могут использоваться на логопеедических занятиях с детьми младшего и старшего дошкольного возраста. Игры способствуют не только акт...

Картотека. Речевые игры с применением ТРИЗ технологии

Речевые игры с применением ТРИЗ технологии...

Картотека. Речевые игры с применением ТРИЗ технологии

Речевые игры с применением ТРИЗ технологии...

НОД по речевому развитию использованием ТРИЗ технологии в средней группе «По волшебной дорожке»

Задачи:Образовательные: Продолжать развивать речь как средство общения.Активизировать словарь детей прилагательными (хитрая, рыжая., храбрый, смелый, пестрый и т.д.) Совершенствовать диалогическу...