Семинар практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников»
план-конспект занятия

Семинар практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ  с родителями воспитанников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_praktikum_-_kopiya.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

        Тема: «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.

Задачи:

1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.

2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.

3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

I. Вводная часть

II. Основная часть

2.1. Теоретическая часть

Упражнение «Волшебное озеро»

Упражнение «Назови лаского»

Упражнение «Волшебная шляпа»

2.2. Практическая часть

 Педагогические ситуации «Воспитатели и родители»

III. Заключительная часть

Ход занятия:

I. Вводная часть

В настоящее время общество предъявляет к педагогам все более жесткие требования. Общение педагогов с родителями воспитанников продолжает оставаться одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОУ.

Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласиться с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать

Сегодня мы рассмотрим технологии эффективного взаимодействия с родителями наших воспитанников. Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников.

II. Основная часть

2.1. Теоретическая часть

На мгновение включим фантазию и представим себе. Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются. А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так : «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!». Согласитесь, картина безрадостная. И хочется сказать, что такое просто не возможно.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

-Сейчас я предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Давайте же узнаем самые универсальные средства, для этого я вам предлагаю поиграть.

Упражнение «Волшебное озеро».

А сейчас Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком «волшебном озере», Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете, улыбнитесь ему. (Передают шкатулку.)

Ответил Вам этот человек на вашу улыбку?

- Улыбка поможет вам установить связь, доверие с родителями воспитанников, которая так необходима для сотрудничества и взаимодействия.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

«Назови ласково» (с клубочком) : Уважаемые педагоги! Вам необходимо передавать клубочек друг другу, называя соседа ласковым словом.

Упражнение «Волшебная шляпа».

Цель: развитие умения доброжелательного общения с родителями.

Инструкция: – Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент рядом стоящему, как одному из родителей своей группы. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно!».

Анализ упражнения

1. Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?

2. Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?

- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Итак, мы выяснили, что самые универсальные средства общения – это:

- Улыбка,

- Имя собеседника

- Комплимент.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:

1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

3. Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

6. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я» : «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы» : «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!»«Нас всех беспокоит, что дети…»«Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

Практическая часть

А сейчас я предлагаю перейти к практической части нашего семинара. И разобрать несколько педагогических ситуаций из практики общения педагогов с родителями воспитанников.

2.2. Практическая часть

 Педагогические ситуации «Воспитатели и родители»

Ситуация 1

Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

Пути решения:

Если предложение педагога сделано в шутливой форме, возможно, это хороший выход из данной ситуации. Ведь юмор — прекрасное средство снятия психологического напряжения.

Постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку "наиграться", что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще.

Задумайтесь над словами родителей, возможно, "нет дыма без огня".

Ситуация 2

Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры и зарядку.

На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.

Пути решения:

1. Провести беседу с родителями. В беседе не следует использовать обвинительные интонации, т. к. это побуждает их к психологической защите в виде "нападения". Лучше использовать метод "Я-сообщения", выразив свои чувства. Например: "Мне жалко, что Кати не было утром, ведь у нас была новая, такая веселая зарядка (важное занятие, игра)".

2. На следующем родительском собрании воспитателю следует сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, провести любимую дошкольниками зарядку вместе с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми.

Ситуация 3

Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему с собой сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого грубо отвечает, что это его личное дело.

Пути решения:

1. В данной ситуации эффективны разъяснительные объявления в раздевалке группы.

2. Если и это не поможет, необходимо обратиться за помощью медицинского работника детского сада. Пусть специалист еще раз сообщит родителю о требованиях и санитарно-гигиенические правилах дошкольного учреждения.

Интересно, что на практике подобные конфликтные ситуации чаще всего разрешаются детьми: они говорят родителям, что приносить в детский сад сладости "не по правилам".

III. Заключительная часть

И напоследок еще немного. Иногда отзывы о детских садах напоминают передачу про интриги, скандалы и расследования. Мамы и папы шпионят за воспитателями, подслушивают, что происходит в группе, ищут любую мелочь, чтобы придраться к педагогу, ведь их самый лучший ребенок достоин только самого лучшего воспитателя. К сожалению, жизнь в современном обществе делает человека жестоким. Но мы должны принимать родителей со всеми их проблемами и желаниями, пусть нам иногда этого и не хочется. Постарайтесь найти в каждом родителе хотя бы капельку чего-нибудь положительного и приятного, и использовать эту капельку во взаимодействии с ними.

Успехов Вам, удачи и профессионального роста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум с педагогами.Эффективное общение с родителями.

Цель семинара-практикума: повышение уровня профессионального мастерства педагогов МДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Активная форма проведения семира позволяет наиболее полно...

Семинар-практикум для педагогов «Как сделать более эффективным взаимодействие с родителями воспитанников»

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»

1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы. Я очень рада всех вас приветствовать и надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня мы будем тренировать ...

Семинар – практикум для молодых специалистов ДОУ «Основы взаимодействия педагога с родителями»

Семинар -практикум для педагогов с целью повышения их педагогической компетентности в общении с родителями воспитанников....

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Совершенствование общения педагогов и родителей»

Семинар-практикум для педагогов на тему:«Совершенствование общения педагогов и родителей»...

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение с родителями»

Семинар направлен  на повышение уровня профессионального  мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. В ходе семинара познакомятся  с методами предупрежд...