Формы работы с родителями воспитанников с ОВЗ в ДОУ по ФГОС
статья (средняя группа)

PopikovaTatiana

Роль семьи в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ очень важна как особый эмоциональный микроклимат, гармоничные взаимоотношения, достаточное общение ребенка с родителями являются важными составляющими для развития ребенка. Если в семье не созданы благоприятные условия для развития ребенка, то одно дошкольное образование не сможет в полной мере достичь высоких результатов в воспитательно-образовательном процессе ребенка. Поэтому важной задачей воспитателей ДОУ является изучение семьи для выявления условий развития ребенка в семье. При изучении используются следующие формы работы: наблюдение, беседа, анкетирование, консультация. Изучение семьи важно для того чтобы более эффективно подобрать формы и методы взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы работы с родителями воспитанников с ОВЗ в ДОУ

по ФГОС

Роль семьи в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ очень важна как особый эмоциональный микроклимат, гармоничные взаимоотношения, достаточное общение ребенка с родителями являются важными составляющими для развития ребенка. Если в семье не созданы благоприятные условия для развития ребенка, то одно дошкольное образование не сможет в полной мере достичь высоких результатов в воспитательно-образовательном процессе ребенка. Поэтому важной задачей воспитателей ДОУ является изучение семьи для выявления условий развития ребенка в семье. При изучении используются следующие формы работы: наблюдение, беседа, анкетирование, консультация. Изучение семьи важно для того чтобы более эффективно подобрать формы и методы взаимодействия.

Работе с родителями детей с ОВЗ уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.

Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач, психолог и др.).

Цель взаимодействия ДОУ с семьями с детьми с ОВЗ: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Направления воспитательной работы:

1.     Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ОВЗ

2.     Поддержка и повышение социального статуса семей

3.     Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений    психологической защиты и самовосстановления.

4.     Повышение психолого-педагогической грамотности родителей

5.     Оптимизация детско-родительских отношений.

Основным методом коррекции детско-родительских отношений является арт-терапия. Арт-терапия — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мыастерство, создание историй и многое другое. Метод наиболее подходит также и  детям с ОВЗ.

Формы работы:

        Создание художественно-творческих проектов (семейных проектов).

        Диалоги, выставки работ, импровизированное обсуждение картин, сочинение рассказов, интервью с художниками.

        Диагностическое наблюдение и поддержка, оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций.

Работа по методу арттерапии в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:

        Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.

        Дает возможность невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.

        Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.

        Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.

        Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.

 

Об эффективности арттерапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что дети с ограниченными возможностями нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арттерапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.

Формы взаимодействия ДОУ с семьями с детьми с ОВЗ.

1.     Индивидуальные формы работы.

А.   Беседы и консультации специалистов. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т. п. характера.

Б.     Родительский час. Проводится учителями-дефектологами один раз в неделю во второй половине дня, где проходит информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком.

В.    Переписка или “Служба доверия”. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей.

 

2.     Коллективные формы взаимодействия.

А.   Общие родительские собрания.

Б.     Групповые родительские собрания.

В.    “День открытых дверей”.

Г.     Тематические доклады, плановые консультации, семинары. Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;

Д.    Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты с привлечением родителей. Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.

Е.    Повышение психолого-педагогической компетентности родителей эффективнее проходит в рамках мероприятий родительского всеобуча.

   

В практической деятельности организация педагогического просвещения родителей детей с ОВЗ осуществляется с помощью группы следующих методов:

1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции, собрания, семинары.

2. Проблемные методы: проблемные лекции-диалоги, круглые столы, тренинги, дискуссии, тренинги, ролевые игры, детско-родительские мероприятия, тематические недели семьи, семейные клубы, акции.

3. Психотерапевтические методы: релаксации, визуализации, элементы арттерапии, сказкотерапии.

 

3.     Формы наглядного информационного обеспечения.

А.    Информационные стенды и тематические выставки.

Б.    Выставки детских работ.

В.    Открытые занятия специалистов и воспитателей.

   

Основной целью работы с семьей является создание благоприятных условий для личностного развития всех членов семьи (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка и его окружения от негативного воздействия различных факторов на личностное развитие.

Деятельность специалистов с семьей протекает по трем направлениям:

образовательное, психологическое и посредническое.

Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.

Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию. Такая поддержка с позиции педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным.

Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию и информирование.

Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки.

Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты. Кроме того, цель педагогов заключается в том, чтобы не только продуктивно сотрудничать с отдельными семьями, но находить новаторские способы взаимодействия всех семей.

 

Участие в проектах и мероприятиях ДОУ, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

    В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные инновационные формы работы с родителями воспитанников в условии реализации ФГОС ДО

Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии...

«Современные инновационные формы работы с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной р...

«Современные инновационные формы работы с родителями воспитанников в условии реализации ФГОС ДО»

В презентации раскрываются  современные методы работы с семьями воспитанников...

«Внедрение инновационных форм работы с родителями воспитанников в условиях ФГОС ДОО»

Пояснительная запискаВнедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Развитие ДОУ, переход в...

Самообразование педагога. "Внедрение инновационных форм работы с родителями воспитанников в условиях ФГОС ДОО

quot;...Я чувствую себя в праве сказать:да здравствует самообразование во всех областях!....Только те  знания прочны и ценны, которые вы добылисами, побуждаемые собственной страстью.Всякое знани...