Проект
проект (подготовительная группа)

Баранова Надежда Сергеевна

Тема  самообразования

«РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ  И  СОЗДАНИЕ     ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ  С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»  2020-2022 учебный год 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mdou.docx33.87 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Кизильский детский сад № 3»

Тема  самообразования

«РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ  И  СОЗДАНИЕ     ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ  С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                                                                         Баранова Н.С.

2020-2022 учебный год

Актуальность  развития речи дошкольников не вызывает сомнений и приобретает первостепенное значение, как один из показателей уровня развития умственных способностей ребенка, так и личности в целом.

Проблема заключатся в поиске педагогических методов и приемов обучения рассказыванию   детей старшего дошкольного возраста.

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

*Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

*Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

*Употребление не литературных слов и выражений.

*Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

*Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

*Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

*Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

*Плохая дикция.

Работая по традиционной методики обучения речи, отметила, что речь и рассказы детей бедны, не выразительны, лексический запас слов мал. Но главной трудностью является то, что ребенок не сам строит рассказ, а чаще повторяет услышанное за детьми или взрослым, этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, дети начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат..

Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с детьми по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми

Доминирующая образовательная область – речевое развитие, которое интегрируется с такими образовательными областями как: физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Продолжительность проекта: долгосрочный (01.10.2020- 31.05.2022)

Тип проекта: информационно-игровой.

Вид проекта: групповой.  

Участники проекта: воспитанники (дети старшей группы), педагоги, родители.  

Цель:  - выявить эффективность и целесообразность использования метод    ТРИЗ  на занятиях  по развитию речи.  Развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, речи и творческого воображения
Задачи: 

для детей: 

*активизировать творческие и мыслительные процессы детей;

*находить свое решение проблемы;

*учить детей творческой фантазии, выражая ее в различных видах детской деятельности - игровой, речевой, художественном творчестве;

способствовать развитию образности и выразительности речи, творческой речевой активности при создании собственных  сказок;

воспитывать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.

для родителей: 

повысить грамотность родителей в вопросах речевого воспитания дошкольников.

закрепить и развивать полученную информацию о речевом развитии с детьми;

обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

 совместное участие родителей с детьми и педагогами.

Гипотеза: предполагается, что использование разнообразных приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.

Новизна проекта заключается в создании картотеки игр и творческих заданий для освоения алгоритмов работы с картиной.

Виды работы и методические приемы:

Проведение игровых упражнений для активации внимания, зрительного восприятия и памяти.

Прием обыгрывания детьми (по средствам пантомимы) действий персонажей многофигурной картины.

 Образец рассказа педагога по картине или ее части. Направляющие вопросы.

Предварительный план рассказа.

 Составление рассказа по фрагментам картины.

Коллективное сочинение рассказа детьми. 

Методика Т.А. Сидорчук, С.В Лелюх «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» (технология ТРИЗ).

Подбор сюжетных картин осуществляется нами на основе общих дидактических требований в соответствии с возрастом детей. 

"Прогулка в лесу"

«Осенние работы в поле, саду, огороде».  Составление  рассказа по картине с использованием ТРИЗ.
картине И.И. Левитана 

«Золотая осень» 

 «Собака со щенками».

«Зима»

«Подружка Зима»

«У ЁЛКИ»

«Зимний лес»

«Скворечник для скворца»  

«Март»

«помощь маме»

«весна»

«День Победы»

«Помощник мамы»

«Подарок для Кати»

Ожидаемый результат.

Эффективность работы по данному проекту нами будет отслеживаться по следующим критериям.

Ребенок может:

- выделить объекты, изображенные на картине;

- установить взаимосвязь между объектами;

- характеризовать объекты (активизируется опыт восприятия объектов разными органами чувств);

- представить об объекте в рамках всего времени их существования (до момента изображения на картине и после);

- описать местонахождение объектов на картине;

- представить себя на картине в качестве одного из объектов;

- составить творческий текст с помощью приемов фантастического преобразования объектов на картине.

Перспективное планирование

Месяц

Тема

Цель

 Игровая деятельность

Совместная деятельность

Работа с родителями

Сентя

брь   

Составление творческих рассказов по сюжетной картине "Прогулка в лесу" методами ТРИЗ)

 освоение умений самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов по сюжетной картине методами ТРИЗ. Развитие всех компонентов устной речи детей.

«Да-нет». «Путаница», «Хорошо-плохо». Сыщики». «Что сначала, что потом? «Волшебная палочка».

«Шерлок Холмс».

Пальчиковая гимнастика:» осень»

Игра «Собери  картинки по теме рсень»  Работа с календарем природы.

Рассматривание репродукций, картин с изображением осенних пейзажей. Рассматривание книжных иллюстраций, картинок на осеннюю тему.

Акция «Наши путешествия» - стенгазеты о семейном отдыхе Составление гербария. Иллюстрации деревьев (клен, береза, сосна, ель, дуб, рябина).

Картинки с изображением признаков осени.

Картинки с изображением птиц, зверей.

Сентя

брь

 «Осенние работы в поле, саду, огороде».  Составление  рассказа по картине с использованием ТРИЗ.

Развивать умение составлять рассказ , опираясь на алгоритм составления творческого рассказа по сюжетной картине.

Системный оператор (прогнозирование развития объектов в разных климатических условиях). .     Игры: «На что похоже?», «Что это, если умеет…?, «Мои друзья», «Чем был, чем стал?», «Раньше-позже», «Поезд времени», «Наоборот», «Четвёртый лишний»

«Цепочка» или  по кругу»

«Предложения по цепочке»

«Угадай по описанию». Рассматривание картинок и составление рассказа от лица объекта.

  Сочинение загадок об овощах и фруктах (самостоятельный выбор модели детьми).

Размещение статьи в родительском уголке «Воспитываем бережное отношение к хлебу». Участие родителей в презентации готовых изделий из соленого теста «Сядем рядком , вылепим ладком.» Консультация для родителей

«Использование технологии ТРИЗ в детском саду и дома».

октябрь

Составление детьми  творческих рассказов по сюжетной 

картине И.И. Левитана 

«Золотая осень» с использованием методов ТРИЗ-технологии».

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине «Золотая осень» методами ТРИЗ.

Дидактическая игра «Составь загадку об объекте на картине»

Упражнять в составлении загадок по модели « Такой? Но Не»

Рассматривание сюжетных и пейзажных картин. «Выбери признак, который есть у других объектов»  Запись «Времена года» П. И. Чайковского.

Почитать дома детям: Чтение художественной литературы:- Г. Серебрицкий «Берегите птиц»;

- И. Поленов «Синичкины кладовки»;

Картотека игр с детьми  по пути домой

Октябрь

 «Составление рассказа по картине с элементами ТРИЗ  «Собака со щенками».

усвоение детьми обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по сюжетной картине, посредством использования технологии ТРИЗ.

«Паровозик из картинок»

 «Назови место, где происходит событие»

«Определи время событий»

«Найди общих героев на всех картинках»

 «Назови действие героя и догадайся, зачем он это делает»

 «Что за чем?»

«Я назову признак, а вы перечислите его значения» «Что (кто) делает так же?»сюжетно ролевая игра «Ветеренар» . Составление загадок, лимерика о кролике, собаке, гусе, петухе и др.

Отгадывание загадок о домашних животных, рассматривание картин «с домашними и дикими животными и их детенышами»»,

- В. Бианки «Купание медвежат»;

Ноябрь

Составление рассказа по картине «Зима» (с использованием технологии ТРИЗ).

- продолжать учить детей составлять рассказ по картине;

- учить детей отбирать для рассказа самое интересное и существенное, включая в повествование описание природы, окружающей действительности (на основе использования технологии ТРИЗ).

Игры: «Да-нет», «Наоборот».

Моделирование содеражания стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится…».

Рассматривание картин, иллюстраций о зиме, зимних развлечениях.

П.И.»Снежная королева»

Консультация для родителей
«Значение пальчиковых игр в развитии речи детей»

Дека

брь

«Подружка Зима» по составлению творческого рассказа по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ

Подготовка детей к составлению творческого рассказа по картине.

Чтение стихотворений о зиме, рассказов, сказок, рассматривание репродукций картин, просмотр мультфильмов. Угадай по описанию»;: игры «Договори словечко»«Кто больше назовёт предметов»«Сыщики».

Прослушать произведение  П. И. Чайковского  «Декабрь » из цикла «Времена года».П.и.»два мороза»

Консультация для родителей:

Роль семьи в развитии речи детей.

Декабрь

Составление творческого рассказа по  сюжетной картине «У ЁЛКИ»

умения формулировать вопросы для выяснения содержания

закрытой картины.

Игры:«Что сначала,что потом?», «Хорошо-плохо», «Часть-целое». «Путешествие на машине времени», «Аукцион», «Что забыл художник?».

Системный оператор «Ёлка»
,книга.

Составление сравнений, загадок.

Составле

ние загадок.

 загадки по моделям «Как…, но не…», «Какой…-что такое же у другого объекта», «Что делает так же?» Гонки снежных комков Кто дальше

Выставка совместной деятельности детей и родителей на тему : "Ёлочка-красавица"

Январь

        

Сосавление ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗА ПО сюжетной  КАРТИНЕ «Зимний лес» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ

Продолжать учить находить и называть, как можно больше объектов на картине.

Закреплять умение находить части объектов.

Учить детей видеть и объединять взаимодействия объектов на физическом и эмоционально – духовном уровне.

Игра  с подзорной трубой.

Игра «Часть и целое»

«Составление сравнений, загадок и метафор по картине».

«Камень, брошенный в пруд»

(или «Цепочка слов»)

Игра «Ты – моя частичка»

«Я назову признак, а вы перечислите его значения». «Доскажи словечко» «Чистого-

ворки»

Консультация для родителей

Дидактические игры по развитию речи

Фев

раль 

Составление  творческого рассказа по сюжетной картине «Скворечник для скворца»  с использованием технологии ТРИЗ» 

развитие умения детей составлять фантазийные рассказы по сюжетной  картине. При проведении НОД используются  технологии ТРИЗ.

игры: «Подзорная труба», «Скажи, какой?», «Объедини-ка», «Слушай-ка – Чувствуй-ка», «Верные помощники –

органы чувств»).

рассматривание иллюстраций и  беседы о весне.

Март

Составление творческого рассказа сюжетной картине  с использова

нием триз  «помощь маме»

учить детей составлять рассказ по картине. Закрепить представление о труде мамы дома и на работе.

 Воспитывать  чувства любви, уважения и заботы.

«Волшебная палочка» «Хорошо-плохо»  

Игра: «Чем был - чем стал» Рассматривание  фотографий из семейного альбома, разговор с мамой, какая помощь ей нужна, узнать, где она работает.  Какие обязанности можно иметь дома, чтобы  маме  помогать. Заучивание загадок, пословиц. Чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»

-  рисование на темы «Мой семейный герб» и «Мое генеалогическое древо»;

- сюжетно-ролевая игра «Выступление по телевидению про мою семью»;

-  составление проекта по теме «Моя семья».

- совместная работа с родителями по составлению семейного герба и семейного древа;

Март

«РАССКАЗЫВАНИЕ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ  рассказа по картине И. И. Левитана «Март»

 

Усвоение детьми обобщённых способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по любой сюжетной картине.

«Ожившие предметы»

Игра «Ты – моя частичка» Игра «На что похоже»

прогулки с детьми ранней весной в парк, на участке детского сада;  чтение художественной литературы: И. Соколов- Микитов «Весна в лесу», Н. Сладков «весенние ручьи», «Весенние радости», Н. Павлова « Весна»;
-чтение стихов о весне: С. Маршак «Весенняя песенка», А.Н. Плещеев

по беседовать  с детьми о весне;

Апрель

Составление творческого рассказа сюжетной картине  с использова

нием триз  «весна»

 освоение умений самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов по сюжетной картине методами ТРИЗ. Развитие всех компонентов устной речи детей.

Игра «Ты – моя частичка» «Волшебная палочка»

 Игра: «Чем был - чем стал» Словесный (загадки, беседа, составление рассказа детьми от первого лица);
Наглядный (презентация, демонстрация картины, иллюстраций);
Практический (динамическая пауза, физкультминутка, изображение  настроения);

«Сложи  картинку» Поиск частей, складывание целой картинки. Игра «Что сначала, что потом?»

 Игра «Я возьму тебя с собой, если…».

Закрепить с детьми признак ранней весны».

Май. Итого

вое занятие

Составление творческого рассказа сюжетной картине «Подарок для Кати»   с использова

нием триз  

составление творческого рассказа по картине.

«подзорная труба»; игры «Путешествие в картину»,  

«Машина времени», волшебники »

Рассматривание картинок и составление рассказа от лица объекта.

дидактическая игра «Назови друга ласково»;

- сюжетно – ролевая игра «Автобус»;

- сюжетно – ролевая игра «Мы идём в гости»;

- подвижная игра «Каравай»;

- подвижная игра «Подарки»;Празднования дней рождений детей в группе;

Беседы в группе на темы: «Мы идём в гости»,;

Сюжетно – ролевые игры «Семья»

Разучить с детьми  поздравительные стихотворения;

Чтение художественных произведений по теме.

Побеседовать с детьми «Как вести себя в гостях», «День рождения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...