Первые ступени к подготовке к школе
консультация (средняя группа)

Иваненкова Анна Владимировна

Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе»

У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни ребенка : резко меняется весь его образ жизни. Теперь главное – учеба, образовательная деятельность. Он отвечает за нее перед учителем, школой, семьей. Усвоение знаний становится основной целью.

Что же является важным в подготовке к школе?

Подготовка к школе – процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, но в самостоятельно деятельности ребят – в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.

Ученые выделяют разные виды готовности к школе.

Психологическая готовность к школе заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психологического развития, с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который ему дает игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_stupeni_podgotovki_k_shkole.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе»

У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни ребенка : резко меняется весь его образ жизни. Теперь главное – учеба, образовательная деятельность. Он отвечает за нее перед учителем, школой, семьей. Усвоение знаний становится основной целью.

Что же является важным в подготовке к школе?

Подготовка к школе – процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, но в самостоятельно деятельности ребят – в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.

Ученые выделяют разные виды готовности к школе.

Психологическая готовность к школе заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психологического развития, с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который ему дает игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

Но не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни : звонки, перемены, отметки, то, что можно сидеть за партой, носить портфель и др. Такой интерес тоже важен, поскольку в нем выражено стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей.

Важная сторона психологической готовности ребенка к школе – достаточный уровень его волевого развития. Ученику приходится включать произвольное внимание, произвольную память, поскольку в учении есть и обязательные, «скучные» моменты. Произвольность познавательной деятельности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу она еще не достигает полного развития. Ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т. п.

Какими качествами должен обладать будущий первоклассник?

Важно подчеркнуть, что это нравственно-волевые качества: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность, от которых зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, несобранны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что дается им без особых усилий. Иногда родители жалуются, что уже в начале учебного года ребенок не желает идти в школу. Ему надоело учиться.

Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного развития. Ребенку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребенок запомнил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий.

Проводите с ребенком наблюдения, беседы, позвольте ему почувствовать себя первооткрывателем. Например, наблюдайте вместе с ним за облаками, находите в них сходство с фигурками людей и животных; «измеряйте» глубину лужи, наблюдайте за явлениями природы.

Как родители могут помочь ребенку подготовиться к школьному обучению?

Развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца.

Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего, проводите элементарные опыты. Пусть ребенок рассуждает вслух.

По возможности не давайте ребенку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.

Ставьте ребенка перед проблемными ситуациями, например. Предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает. других одобряет и др.

Развивайте самостоятельность ребенка (умение быстро одеваться и раздеваться, приводить в порядок свой внешний вид);

Закрепите знание домашнего адреса, путь из школы домой (чтобы ребенок без посторонней помощи мог найти свой дом);

Совершенствуйте знания о правилах дорожного движения (как переходить проезжую часть, как правильно обходить общественный транспорт);

Формируйте у ребенка умение жить в коллективе, сотрудничать со взрослыми и сверстниками, быть доброжелательным и вежливым, оказывать помощь окружающим;

Самое главное мотивация к обучению в школе, чаще беседуйте с ребенком на тему : для чего нужна школа, чему бы ты хотел научиться в школе. Если родители спокойно относятся к поступлению ребенка в первый класс, объясняют и отвечают на все вопросы, волнующие первоклассника, не наказывают за шалость «чтением», то кризис перехода из дошкольного возраста в младший школьный может пройти абсолютно незаметно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первая ступень на пути социализации или адаптация к детскому саду

«Я понимаю, что наш малыш еще не готов к поступлению в детский сад, но мне срочно нужно выходить на работу» - говорят одни родители.« Мы целенаправленно готовили нашего ребенка к  детскому саду, ...

«Сотрудничество детского сада и школы их целенаправленная преемственность первой ступени в образовании ребёнка»

Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в се...

Программа подготовки к школе "Мои первые уроки" на 2015-2020 учебные годы

В данной программе представлены занятия по подготовке к школе старших дошкольников. Программа соответствует ФГОС....

«Роль родителя в подготовке к школе. Как вести себя на первых порах школьного обучения»

Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья  с самых первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом  развитии,  но и о том, чтобы  уметь  вос...

Подготовка к школе детей с ЗПР. Первые шаги к школе

laquo;Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. С чего начать?»У дошкольников с задержкой психического развития показатели психических процессов, таких как внимание, мышление,...

Консультация для родителей " Роль родителя в подготовке к школе. Как вести себя на первых порах обучения."

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Роль родителя в подготовке к школе. Как вести себя на первых порах школьного обучения»В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новы...