РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-3лет
статья (младшая группа)

Захарова Евгения Викторовна
Если до двух лет практически все дети либо молчат, либо произносят отдельные слова, больше пользуясь мимикой и жестами, то к 2-хлетнему возрасту они уже произносят первые фразы,активнее используя речь. Развитие навыков общения и пополнение словарного запаса в этот период резко ускоряются

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material.odt30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Методы речевого развития детей раннего возраста. (2-3г)

        Рассмотрим важные действия со стороны родителей.

Малыши начинают повторять звуки, лепетать и гулить еще до года, к году обычно ребенок уже воспринимает речь взрослого, узнает слова по ритму, общему звуковому характеру, понимает ясные короткие предложения по интонации, сопровождаемые жестами или действиями. Необходимо уже на этом этапе всячески поощрять и акцентировать внимание ребенка на звукоподражательных словах. Как правило ребенок начинает охотнее повторять за взрослым «бубух! Упал» «оппа, прыгай» «хлоп хлоп, похлопаем» и тд, обратите внимание что такие слова я намеренно отмечаю как бы пояснительным, полным словом не искажая его. Не стоит употреблять постоянно слова в уменьшительно-ласкательной форме, иначе ребенок так и усвоит общую манеру говорить. Если используете к примеру слово «масенький» постарайтесь исключить его, заменить на равносильное «крошечный» или хотя бы сопроводить словом поясняющим «жучок масенький, маленький, совсем крошка!». Этой тактики придерживаться стоит пока ребенок сам не начнет употреблять слова в предложениях, правильно вставляя их по смыслу.

        Чтобы речь ребенка развивалась плавно и не травматично для вас и для него, не обязательно специально учить и требовать произносить слова. Достаточно понять несколько принципов и следовать им. Только к началу третьего года жизни у ребенка достаточно развиваются слуховые функции, чтобы воспринимать звуковой состав слов, различая «чистый» от «чипсы», характер слов до этого момента сливало их в одно, теперь же ребенок четко начинает различать подмену.

  1. Стараться использовать звукоподражательные слова. «Водичка льется буль-буль». Фокусируя внимание ребенка на звуках, слушайте вместе как птичка поет, ветер завывает, дождик капает.
  2. В играх и действиях можно повторять одни и те же потешки, стишки и приговорки. Так к примеру когда моете руки с ребенком, можете разучить для него рифмованную маленькую песенку и со временем ребенок с радостью будет повторять ее за вами, а вспомнить слова помогут закрепленные одни и те же действия. Сюда же относятся игры такие как «по кочкам-по кочкам» «ладушки-ладушки» и тд.
  3. Показывая, помогать ребенку изображать звуки животных. Вы гладите кошку и произносите «кошка мурлыкает мур-мур». Или к примеру на улице громко залаял пес, нужно указать ребенку откуда звук и прокомментировать «смотри, большая собака громко лает гав-гав, а маленькая тяв-тяв» Так ребенок не будет пугаться резких звуков и в следующие разы уже сам будет предполагать что это «гав-гав».
  4. Так же дети очень охотно повторяют за взрослыми действия и звуки, которые у них ассоциируются именно с этим человеком. К примеру бабушка всегда садиться со звуком «охохох», или папа ругается когда что то упало «елки зеленые!». Здесь надо понимать, что для ребенка нет пока плохих или хороших слов, он запоминает наиболее яркие события и связывает их с тем что услышал. Этот эффект можно использовать во благо. Мама вместе с малышом машут папе пока «чао-какао», слова необычные, только ваши и говорить ребенок их будет только с вами. Не в коем случае не ругайтесь на ребенка, если он говорит плохие слова, меньше на этом акцентируйте внимание иначе ваши негативные эмоции дадут обратный эффект. Ребенку ваша реакция может показаться забавной и он намеренно в этом случае будет повторять запретные слова вновь и вновь. Можно аккуратно сказать, что так говорят только папы.
  5. Использовать речь для выполнения действия. «покорми куклу» «подними игрушку» «сыпь песок» и так же для описания действия других «мама танцует» «девочка бегает» Проговаривать провоцируя ребенка не показывать пальцем на кружку, а говорить «дай» или «пить» «на ручки»и тд. Постепенно он осознает значение речи, понимает что словом может достичь желаемого а не криком или жестом. Пускай слова даже плохо и нечетко произносятся, главное произносятся.

Развитие фонематического слуха продолжает развиваться и у взрослых людей, сильную роль здесь играет артикуляция, правильное произношение и его закрепление зависит от способности различить звук на слух. В свою очередь слуховое восприятие работает активно и точечно при условии достаточного уровня сформировавшегося устойчивого внимания.

        В дошкольном возрасте самой эффективной часто оказывается игровая деятельность. Следует создавать как можно больше игровых ситуаций если у ребенка наблюдается задержка в освоении звуков. Игры можно создавать на основе вышеприведенных принципов. Слушать звук одинаковый или различный. Угадывать и запоминать звуки. Идти на звук. Озвучивать вместе игры ( лошадка бежит-  цокаем язычком, лягушка прыгает-игрушкой пищим, мышка бежит-стучим в металлофон и тд)

        Выполнение плавных или ритмичных движений так же способствует речевому развитию. Чередуя эти действия можно сочетать их со звуками. Мишку качаем, салат солим, мяч подкидываем, ножками топаем, ключом открываем замок и тд, придумаете действия и вместе с ребенком выполняйте их понарошку.

        Доказано, что развитие мелкой моторики влияет на развитие речи. Поэтому также можно использовать игрушки развивающие по такому же принципу- действие+звук. Отличный вариант бизиборды, они бывают настолько разнообразными, для малышей это могут быть мягкие книги с интерактивными страницами, где надо расстегивать молнии-пуговицы-липучки, открывать кармашки, доски с различными замками-щеколдами, вариантов множество. Тактильные занятия помогают концентрировать внимание на мелких деталях, на пальчиках, на   ощущениях от прикосновения. Следовательно, как было сказано выше, внимание повышается и в других сферах, в том числе и в восприятии на слух различных звуков и их четкому произношению.

        Читая или рассказывая ребенку сказку лучше выбрать спокойное время дня, к примеру когда вы уже собираетесь ложиться спать, когда ребенок спокоен и не будет суетиться а внимательно послушает. Важно обратить внимание на зрительный контакт. Чем меньше ребенок, тем четче надо ему видеть ваши движения губами во время произношения для того чтобы повторить. Читаете «слоник протянул нуууу» и показывайте ребенку как губки трубочкой слоник сделал «НУУУУ». «Бегемотик широко зевнул», покажите ребенку как бегемотик открыл ротик «АААА».

        В отдельных случаях, если ребенок плохо выговаривает звуки, возможно надо проверить минимальные нарушения слуха. Для детей с особенностями развития следует обращаться к специалистам, это действие поможет выяснить причину и устранить ее на начальном этапе.

        

        Общайтесь со своим ребенком, старайтесь дать ему понимание что речь это способ взаимодействия с окружающим миром, его изучения.

        

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для сенсорного развития детей 2-3лет

Представленны несколько игр для сенсорного развития детей в возрасте 2-лет...

консультация для родителей "Рекомендации родителям для комплексного развития детей 2-3лет"

2-3 года - возраст в котором не только можно, но и нужно проводить развивающую работу с детьми. И важно не перепутать ее с обучением школьным навыкам. Консультация о том, как родителям помочь своему р...

Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей 2 -3лет»

Консультация для родителейна тему:«Особенности речевого развития детей 2 -3лет»...

Консультация для родителей . Речевое развитие детей 2-3лет

Для малыша речевая активность – огромный труд. Активная речь ребенка, поводы и суть его обращений к родителям, напрямую зависят от взрослых. Эмоционально богатая и интонационно выразительная речь взро...

План по самообразованию на тему"Сенсорное развитие детей 2-3лет"

Самообразование воспитателя по теме Сенсорное развитие детей, младшего дошкольного возраста через дидактические игры....

Консультация для родителей:"Речевое развитие детей 2-3лет"

Развитие речи детей 2-3 лет является очень важным этапом в котором роль взрослого очень важна. Ребёнок требует к себе максимального внимания и общения. Уже с первых дней ребенок проделывает массу разн...

Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-3лет в изобразительной деятельности «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»

Парциальная программахудожественно-эстетическогоразвития детей 2-3летв изобразительной деятельности«ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»...