Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-3лет в изобразительной деятельности «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»
материал по рисованию (младшая группа)

Мащенко Ольга Александровна

Парциальная программа

художественно-эстетического

развития детей 2-3лет

в изобразительной деятельности

«ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15» города Алейска Алтайского края

Парциальная программа

художественно-эстетического

развития детей 2-3лет

в изобразительной деятельности

«ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»

Алейск 2023 г.

Оглавление

Пояснительная записка        …………………………………………………………………..3

Цель и задачи Программы……………………………………………………………….3

Дидактические принципы построения и реализации Программы «Цветные ладошки»………………………………………………………………………………….4

Методы эстетического воспитания………………………………………………………6

Задачи художественно-творческого развития детей 2-3 лет        …………………………..7

Планируемые результаты освоения программы «Цветные ладошки»……………….7

Приложение №1

Перспективное тематическое планирование занятий по изобразительной деятельности в первой младшей группе…………………………………………………8

Приложение №2

Методическая литература……………………………………………………………….11

Пояснительная записка

Эстетическая деятельность – это духовно-практическая, эмоционально-рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью, гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование «Я-концепции творца».

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов выразительность явлений.

В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью….

Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребенка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетичской деятельности.

Цель и задачи программы

Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Основные задачи:

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.

4.  Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание - художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.

5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

8.Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я - концепции-творца».

Дидактические принципы построения и реализации программы

«Цветные ладошки»

Общепедагогические     принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ДОУ:

-   принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;

- принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

- принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

-    принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;

-    принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

-    принцип развивающего характера художественного образования;

- принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

-   принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

-  принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

-  принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

 принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

-  принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

- принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;

- принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

-  принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

         В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:

1) формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;

2) создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;

3) ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.

Для более чёткой ориентировки важно построить модель эстетического отношения детей к окружающему миру, которая в лаконичной (схематичной) форме отразит комплекс взаимосвязанных компонентов художественного развития ребёнка. Такая модель поможет распознавать и формировать процесс художественно-творческого развития детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

Модель эстетического отношения включает три ведущих компонента, каждый из которых, в свою очередь, является многосторонним явлением.

включает три ведущих компонента, каждый из которых, в свою очередь, является многосторонним явлением.

1. Способность эмоционального переживания.

Ребёнок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь как бы соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением. Эмпатия и эмоциональное переживание возникают и проявляются в меру возрастных и индивидуальных возможностей детей, они же способствуют развитию мотивационной установки на активное участие в художественной деятельности. Эмоционально-эстетическое переживание возникает на основе специфики воздействия искусства в разных его проявлениях. Сначала это ориентировочное действие, затем возникновение интересов и предпочтений, на основе которых формируется нравственно-эстетическая направленность.

2.Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям). Общеизвестно, что художественный опыт передаётся ребёнку в различных направлениях и видах творческой деятельности. Ребёнок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их «язык» - изобразительно-выразительные средства. На этой основе у ребёнка формируются практические художественные умения и в результате - складывается опыт художественно-творческой деятельности. Педагогу важно знать, что наиболее важными в эстетическом опыте являются способности, которые позволяют ребёнку самостоятельно переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять в творческих ситуациях.

3. Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство и творчество).

В эстетическом воспитании ведущая деятельность детей - художественная. Развивающий характер эстетического воспитания состоится при условии овладения детьми обобщёнными (типичными) и самостоятельными способами художественной деятельности, необходимыми и достаточными во всех видах художественной деятельности.

Методы эстетического воспитания

- метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной   отзывчивости   на прекрасное в окружающем мире;

- метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);

- метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);

- метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;

-   метод разнообразной художественной практики;

- метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);

- метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;

-   метод эвристических и поисковых ситуаций.

Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Задачи художественно-творческого развития детей 2-3 лет:

- Развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей:

- Отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами;

-  Сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями (например: «Дождик, чаще - кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке - топ-топ-топ!»);

 - Продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами - проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы;

- Продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы); учить создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы;

- Переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.

Планируемые результаты освоения программы «Цветные ладошки»

В результате художественно-эстетической деятельности у ребенка происходит

развитие художественного восприятия, формирование представления о предметах и явлениях окружающей действительности и понимание того, что рисунок – это плоскостное изображение объемных предметов.

Ребенок

• правильно держит карандаш, фломастер, ручку и оставляет «следы» на бумаге, понимая, что это образ реального предмета;

• знает назначение красок и кисти, понимает, что это взаимосвязанные предметы, знает особенности («правила») пользования кистью и красками;

• видит границы листа бумаги, контуры силуэтного рисунка, рисует и раскрашивает в пределах этих границ;

• отображает свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами;

• рисует карандашами и фломастерами - проводит линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкает их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы;

                                                                                                                   Приложение №1

Перспективное тематическое планирование занятий по изобразительной деятельности

М

Е

С

Я

Ц

Название занятия

Образовательные задачи

Лит-ра

Лыкова И. А.

Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. - М.: «КАРАПУЗ», 2009. - 144 с.

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Весёлые картинки (потешки)

Рассматривание картинок в детских книжках. Знакомство с иллюстрациями Ю. Васнецова (Сборники русских народных потешек «Радуга-дуга» или «Ладушки».) Вызывание интереса к книжной графике.

Стр. 16

Весёлые игрушки

Продолжение знакомства с иллюстрациями Ю.Васнецова. Установление взаимосвязи между картинками и реальными игрушками. Узнавание животных в рисунках.

Стр. 17

Картинки на песке

Создание изображений на песке: рисование палочкой на сухом песке, отпечатки ладошек на влажном песке.

Сравнение свойств сухого и влажного песка.

 

 Стр. 20

Картинки на тесте

Создание изображений на пласте теста: отпечатки ладошек и разных предметов, рисование пальчиком. Сравнение свойств песка и теста.

Стр. 21

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Красивые

Листочки

Освоение художественной техники печатания. Знакомство с красками. Нанесение краски на листья способом окунания в ванночку) и создание изображений-отпечатков. Развитие чувства цвета.

Стр. 25

«Падают, падают

листья...»

(осеннее окошко)

Создание коллективной композиции «листопад» (в сотворчестве с педагогом). Продолжение знакомства с красками. Освоение техники пальчиковой живописи: обмакивание кончиков пальцев в краску и нанесение отпечатков на бумагу

Стр. 27

Кисточка

танцует

Знакомство с кисточкой  как художественным инструментом. Освоение положения пальцев,

удерживающих кисточку. Имитация рисования – движения кисточкой  в воздухе («дирижирование»).

Стр. 28

Листочки танцуют

Освоение техники рисования кисточкой (промывание, набирание краски, примакивание). Рисование осенних листьев - отпечатки на голубом фоне (небе). Развитие чувства цвета и ритма.

Стр.  29

Н

О

Я

Б

Р

Ь

«Ветерок, подуй слегка!»

Создание образа осеннего ветра. Дальнейшее знакомство с кисточкой. Освоение техники рисования кривых линий по всему листу бумаги.

Стр.  31

Дождик, чаще,

Кап-кап-кап!

Рисование дождя пальчиками или ватными палочками на основе тучи, изображённой воспитателем. Развитие чувства цвета и ритма.

Стр.  32

Дождик, дождик, веселей!

Рисование дождя в виде штрихов или прямых вертикальных и наклонных линий цветными карандашами или фломастерами на основе тучи, изображённой воспитателем. Развитие чувства цвета и ритма.

Стр.  33

Вот какие

ножки

у сороконожки!

 Освоение техники рисования вертикальных линий. Дорисовывание ножек длинной сороконожке,

изображённой воспитателем. Развитие чувства формы и ритма.

Стр.  36

Вот ёжик - ни головы, ни ножек!

Создание образа ёжика сотворчестве с педагогом: дорисовывание «иголок» - коротких прямых линий. Дополнение образа по своему желанию.

Стр.  39

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Снежок порхает,

кружится

Создание образа снегопада. Закрепление приёма рисования пальчиками или ватными палочками.

Освоение новых приёмов (двуцветные отпечатки, цветовые аккорды). Развитие чувства цвета и ритма.

Стр.  40

Снежок порхает, кружится (коллективная композиция)

Создание образа снегопада с помощью кисточки и гуашевой краски белого цвета. Закрепление приёма примакивания ворса кисти. Выбор цвета и формата фона по своему желанию. Развитие чувства цвета и ритма.

Стр.  41

Праздничная

ёлочка

Рисование праздничной ёлочки  в сотворчестве с педагогом  и другими детьми: проведение  кистью прямых линий – «веток»  от «ствола».

Стр.  44

Я

Н

В

А

Р

Ь

Вкусные

картинки

Ознакомление с новым видом рисования – раскрашиванием контурных картинок в книжках-раскрасках. Освоение способа сплошной заливки силуэта. Создание интереса к «оживлению» и

расцвечиванию картинки. Развитие восприятия.

Стр.  49

Колобок покатился по лесной дорожке

Создание образа колобка из комочка мятой бумаги и наклеивание на дорожку, нарисованную фломастером. Развитие восприятия. Сравнение объёмной формы и плоскостного рисунка. Воспитание интереса к изобразительной деятельности.

Стр.  50

Колобок катится по дорожке и поёт песенку

Создание интереса к обыгрыванию сказки «Колобок» в изодеятельности. Лепка колобка в форме шара, эисование длинной петляющей дрожки фломастером или маркером. Освоение линии и цвета как средств художественно-образной выразительности.

Стр.  51

Угощайся,

зайка!

Дальнейшее освоение техники раскрашивания контурных картинок. Обыгрывание и дополнение рисунка –изображение угощения для персонажа (зёрнышки и червячки для птички, морковка для зайчика).

Стр.  53

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Баранки-

калачи

Освоение техники рисования округлых замкнутых форм. Закрепление навыка рисования кистью и красками (правильно держать в руке, вести по ворсу, промывать, набирать краску).

Стр.  55

Лоскутное

одеяло

Создание образа нарядного лоскутного одеяла с помощью красок и кисточки в сотворчестве с воспитателем. Освоение навыка рисования в пределах намеченного пространства.

Стр.  57

«Постираем» полотенца

Освоение техники рисования прямых горизонтальных линий. Развитие чувства цвета и ритма. Создание композиции на основе линейного рисунка (бельё сушится на верёвочке)

Стр.  58

Цветок для мамочки

Подготовка картинок в подарок мамам на праздник. Освоение техники раскрашивания образа двумя цветами (на выбор), выделение серединки и лепестков.

Стр.  61

МА

Р

Т

Вот какие

у нас сосульки!

Рисование сосулек красками. Освоение способа рисования вертикальных линий разной длины

кисточкой. Развитие чувства формы, цвета, ритма.

Стр.  62

Неваляшка танцует

Создание образов знакомых игрушек. Рисование и/или раскрашивание предметов, состоящих из двух частей одной формы, но разного размера. Развитие чувства формы и цвета.

Стр.  65

Солнышко-колоколнышко

Создание образа солнца из большого круга и нескольких лучей – прямых линий, отходящих от круга радиально. Развитие мышления, восприятия.

Стр.  66

Ручейки бегут,

журчат

Рисование ручейка в сотворчестве  с воспитателем. Освоение способа рисования волнистых линий,

размещённых горизонтально. Развитие чувства формы  и композиции.

Стр.  68

А

П

Р

Е

Л

Ь

Вот какие у нас мостики!

Создание композиции в сотворчестве с воспитателем: рисование мостиков из 4-5 горизонтальных или дугообразных линий, размещённых близко друг к другу.

Стр.  71

Вот какие

у нас цыплятки!

Создание выразительных образов жёлтых цыплят, гуляющих по зелёной травке. Самостоятельный выбор художественных материалов.

Стр.  73

Вот какие у нас флажки!

Самостоятельное рисование красивых узоров на флажках разной формы. Воспитание самостоятельности, уверенности. Развитие чувства формы и цвета.

Стр.  75

Вот какой

у нас салют!

Создание красивой коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Рисование огней

салюта нетрадиционными приёмами (примакивание тампоном, тряпочкой, пробкой). Экспериментирование с разными художественными

материалами и инструментами. Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей

жизни и их отражению в изобразительной деятельности.

Стр.  76

МА

Й

Вот какие

у нас птички!

Создание у детей яркого эмоционального отклика на

необычный способ создания изображений. Знакомство с возможностью получения образов с

помощью отпечатков ладошек. Понимание связи между формой ладошки и очертаниями изображаемого объекта (птички летят). Обеспечение условий для сотворчества по созданию коллективной композиции.

Стр.  78

Повторение

Картинки на песке

Создание изображений на песке: рисование палочкой на сухом песке, отпечатки ладошек на влажном песке.

Сравнение свойств сухого и влажного песка.

Стр.  20

Повторение

Вот какие

ножки

у сороконожки!

Освоение техники рисования вертикальных линий. Дорисовывание ножек длинной сороконожке,

изображённой воспитателем. Развитие чувства формы и ритма.

Стр.  36

   Приложение №2

Методическая литература

1.        Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад №15» города Алейска Алтайского края на 2023-2024 годы.

2.        Лыкова И. А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2016. – 144с. 14-е издание, перераб. и доп.

3.        Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. - М.: «КАРАПУЗ», 2009. - 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная модифицированная программа художественно-эстетического направления развития «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» (для детей 3 – 7 лет)

Ребёнок познаёт окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности – играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности открывает ему изобразительное творчество. Интересно рассматривать...

План кружка по изобразительной деятельности "Цветные ладошки"

Кружок «Цветные ладошки» организован на добровольной основе и общественных началах воспитателем – И.В. Романовой с детьми средней - старшей группы, с целью знакомства детей с нетради...

Дополнительная модифицированная Программа художественно-эстетического направления развития «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» (для детей 3 – 7 лет)

Занятия адаптированы к специфике и особенностям преподавания в детском саду. Изменения и дополнения в занятия внесены на основе полученных мониторингов, скоростью и возможностями усвоения детьми, с уч...

Парциальная программа художественно - эстетического развития "Мастерилка"

Программа "Мастерилка" направлена на развитие ручной умелости и художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста через освоение приемов работы с различными материалами и шв...

Технология по изобразительной деятельности "Цветные ладошки"

Технология по изобразительной деятельности " Цветные ладошки"...

«Ниточки и палочки, волшебные рисовалочки» Парциальная программа художественно- эстетического развития детей от 3 до 5лет посредством нетрадиционных техник рисования

Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо. Актуальность программы в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования являетс...

Презентация программы И. Лыковой _Цветные ладошки_ как парциальная программа художественно-эстетического развития детей раннего возраста в изобразительной деятельности.

Цель программы - формирование у детей раннего возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....