«Ниточки и палочки, волшебные рисовалочки» Парциальная программа художественно- эстетического развития детей от 3 до 5лет посредством нетрадиционных техник рисования
рабочая программа по рисованию (младшая, средняя группа)

Брехова Елена Николаевна

Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо. Актуальность программы в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Актуальность проблемы заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребенке такие личностные качества, как: умение одухотворять живую и неживую природу, стремление заботиться о других, способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое отношение к ним, готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства.

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы.

Изобразительный период:

  • 3 года ребенок начинает интерпретировать свои изображения. По качеству исполнения они мало отличаются от каракулей, однако, ребенок уже точно знает, что он хочет изобразить.
  • в возрасте 4х лет дети начинают изображать элементарные сюжеты. Уровень развития исполнительства гораздо более совершенен и иногда окружающие могут понять, что изображено на рисунке. Дети очень любят рисовать человека и способны передать свое отношение к нему при помощи различных изобразительных средств, они пытаются передать движения. В этот период их очень увлекает процесс рассматривания своих рисунков. Дети очень любят рассказывать о том, что они изобразили.
  • в 5 лет начинается стадия рисования по наблюдению. В этот период ведущее значение имеет формирование навыков наблюдения за объектом, а не техника рисования. Дальнейшее совершенствование изобразительной деятельности ребенка в большей степени зависит от обучения.

С другой стороны ребенок набирается опыта ИЗО деятельности: учится быть оригинальным, учится использовать средства выразительности, учится давать оценку своей и чужой деятельности, учится проявлять инициативу, самостоятельность, развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник.

Программа носит инновационный характер. Используются  нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природных материалов, техника рисование листьями. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждая из этих техник-это маленькая игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nitochki_i_palochki_volshebnye_risovalochki.docx54.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы « Детский  сад № 9»

«Ниточки и палочки, волшебные рисовалочки»

Парциальная программа

художественно- эстетического развития детей от 3  до 5лет

посредством нетрадиционных техник рисования

Е. Н. Брехова

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка        3

1.2. Цель и задачи Программы        5

1.3. Планируемые результаты освоения детьми Программы        6

1.4  Взаимодействие с родителями         8

II. Содержательный раздел.

2.1. Содержание программы        9

2.2. Формы, средства, способы, технологии, методы, средства реализации Программы         21

2.3. Оценочные материалы по освоению  детьми Программы        23

III. Организационный раздел.

3.1. Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды        26

3.2. Методы обеспечения программы        28

I. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка

Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо. Актуальность программы в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Актуальность проблемы заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребенке такие личностные качества, как: умение одухотворять живую и неживую природу, стремление заботиться о других, способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое отношение к ним, готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства.

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы.

Изобразительный период: 

  • 3 года ребенок начинает интерпретировать свои изображения. По качеству исполнения они мало отличаются от каракулей, однако, ребенок уже точно знает, что он хочет изобразить.
  • в возрасте 4х лет дети начинают изображать элементарные сюжеты. Уровень развития исполнительства гораздо более совершенен и иногда окружающие могут понять, что изображено на рисунке. Дети очень любят рисовать человека и способны передать свое отношение к нему при помощи различных изобразительных средств, они пытаются передать движения. В этот период их очень увлекает процесс рассматривания своих рисунков. Дети очень любят рассказывать о том, что они изобразили.
  • в 5 лет начинается стадия рисования по наблюдению. В этот период ведущее значение имеет формирование навыков наблюдения за объектом, а не техника рисования. Дальнейшее совершенствование изобразительной деятельности ребенка в большей степени зависит от обучения.

С другой стороны ребенок набирается опыта ИЗО деятельности: учится быть оригинальным, учится использовать средства выразительности, учится давать оценку своей и чужой деятельности, учится проявлять инициативу, самостоятельность, развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник.

Программа носит инновационный характер. Используются  нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природных материалов, техника рисование листьями. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждая из этих техник-это маленькая игра.

1.2         Цель и задачи Программы

Цель: всестороннее развитие у детей 3х –5 лет творческих способностей, средствами нетрадиционного художественного творчества.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
  • обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способами изображения с использованием различных материалов;
  • познакомить  детей  со способами работы с нетрадиционными материалами и инструментами.

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать художественный вкус, фантазию, изобразительность, пространственное воображение;
  • развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства.

Воспитательные:

  • воспитывать художественный вкус;
  • воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость;
  • воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
  • учиться радоваться результатам своего труда и труда товарищей.

1.3.Планируемые результаты освоения детьми Программы

Планируемый результат в художественно эстетическом развитии для всех возрастов относятся следующие показатели:

  • от применения наиболее простых видов техники изображения к наиболее сложным;
  • от применение в рисунке одного вида технике к использованию смешанных техник изображения;
  • самостоятельно использовать нетрадиционный материал и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники и применять их;
  • способен разработать план действий по созданию продукта, составлению описания или творческого рассказа;
  • способен привлечь родных к созданию коллекции или авторской выставки.

Планируемый результат в художественно эстетическом развитии для младшей группы относятся следующие показатели:

  • в предметном изображении осваивать навыки и умения передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа, относительное сходство по форме, цвету, размеру, фактуре поверхности, используя цвет как средство передачи предметного признака;
  • рисование отдельных предметов;
  • освоение простых видов техники;
  • рисование простых эпизодов.

Планируемый результат в художественно эстетическом развитии для средней группы относятся следующие показатели:

  • с интересом изображает знакомые объекты и явления (бытовые, природные, социальные);
  • самостоятельно находит и воплощает в рисунке простые сюжеты на темы окружающей жизни;
  • рисование простых эпизодов;
  • рисование сложных эпизодов;
  • освоение сложных видов техники;
  • умение самим изготавливать оборудование для работы.

1.4 Взаимодействие с родителями

Художественно- эстетическое развитие способствует обогащению чувствительного опыта. Ведущее место в осуществлении  эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи.  Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач  эстетического воспитания. Не каждый станет художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к рисованию.

Модель взаимодействия педагогов и родителей  включает в себя два блока: информационный и практический.

Информационный блок:

  • родительское собрание «Зачем нужно такое рисование»;
  • консультации для родителей;
  • памятки для родителей;
  • оформление папок передвижек;
  • анкетирование;
  • дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы).

Практический блок:

  • выставка рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках;
  • семейные мастер классы, где родители являются неотъемлемыми участниками;
  • создание домашней авторской коллекции рисунков в нетрадиционных техниках;
  • участие в конкурсах « Творческий папа», « Мой мир – моя семья!».

По результатам работы можно провести анкетирование с целью выявления лучшего семейного опыта.  Все мероприятия ставят целью заинтересовать родителей творчеством. От того, как педагог сумеет вовлечь и организовать родителей , будут завесить все дальнейшие планы.

II. Содержательный раздел.

2.1.Содержание программы

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. 

Виды и техники нетрадиционного рисования: учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Младший дошкольный возраст: использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами, оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.

Средний дошкольный возраст: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).

Младший возраст

Месяц

Тема

Нетрадиционная техника

Целевые ориентиры

Материал

Блок 1. « Затейница осень»

Сентябрь

«Разноцветный дождь»

Рисование пальчиком

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности. Воспитывать аккуратность.

Белые листы с наклеенными тучками, гуашь разных цветов, зонтик для игры.

«Грибное лукошко»

Графическая работа

Познакомить детей с основами работы с графическими материалами.

Познакомить детей с основами работы с графическими материалами.

Октябрь

«Осеннее дерево»

Рисование ладошками

Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки -листики. Привить детям первоначальные навыки выполнения творческой коллективной работы. Доставить радость от коллективной художественной деятельности.

Изображение дерева без листьев на ½ листа ватмана, гуашь, пластмассовые блюдца для краски.

«Ягодки - конфетки»

Печатка

Учить детей делать отпечатки пробкой, печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Развивать чувство композиции.

Белые листы, гуашь, различные печатки (пробки, печатка из картофеля).

Ноябрь

«Рассыпались бусы»

Рисование пальчиком + ватной палочкой

Учить ритмично наносить отпечаток на бумагу пальцем и ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Воспитывать аккуратность при работе с краской.

Белые листы, гуашь разных цветов, ватные палочки.

«Сова на ветке»

Набрызг

Научить делать растушевку цвета на работе; набрызг- как элемент для создания звёздного неба; научить рисовать сову.

Белый лист, гуашь, кисти (белка), кисть (щетина №12)

Блок 2. «Зимушка Зима»

Декабрь

«Ёлка»

Штамповка

Ознакомить детей с нетрадиционной техникой рисования печать лапками ели. Совершенствовать технику рисования - печать растениями. Развивать изобразительные навыки и умения. Вызвать положительные эмоции от проделанной работы. Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к природе.

Лист акварельной бумаги, гуашь, ёмкость для разведения краски, кисти, салфетки, лапки ели.

«Зимние узоры»

Рисование восковыми карандашами

Познакомить с техникой рисования восковыми карандашами. Развивать воображение, творчество.

Бумажные листы темно синего цвета, белый восковой мелок.

Январь

«Снегири»

Рисование ладошками

Закреплять технические приёмы рисования ладонью, пальчиками, кисточкой, упражнять навыки рисования гуашью. Учить передавать форму, пропорции и цвет оперения снегирей. Развивать у детей эстетическое восприятия, любовь к птицам, желание передать её красоту. Развивать творческое воображение, внимание. Воспитывать художественный вкус и интерес к художественному творчеству.

Белые листы, красная, чёрная, белая и коричневая гуашь.

«Состояния природы»

Тонирование +силуэты

Продолжить знакомить с жанром пейзажа. Развивать наблюдательность, творческие способности. Воспитывать бережное отношение к природе. Сравнить погоду и климат. Научить рисовать утреннее и вечернее небо.

Белая бумага, гуашь, кисти (№5,№12), вода.

Февраль

«На полянку, на лужок тихо падает снежок»

Тычок жесткой полусухой кистью

Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью – учить имитировать пушистые снежинки. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

Листы голубого цвета, гуашь белого цвета, кисточки, баночки под воду.

«Зубастые-клыкастые»

Рисунок-раскладушка

Научится выполнять рисунок-иллюзию с помощью простейшего приёма- складывание листа, сформировать навыки выполнения рисунка в нетрадиционной манере.

Белый лист бумаги, цветные карандаши, фломастеры.

Блок 3. «Весенняя пора»

Март

«Капель»

Рисование манкой по клеевому контуру

Учить новым способам получения изображений с помощью контуров посыпанных манкой и выполненных клеем ПВА. Развивать внимание, мышление, художественное воображение от абстрактного к конкретному. Воспитывать аккуратность при работе.

Тонированная бумага, клей ПВА, манка.

«Сирень»

Рисование пальцем

Продолжать учить рисовать пальцем. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Воспитывать аккуратность при работе с краской.

Белый лист с наклеенной вазой. Гуашь сиреневого и зеленого цветов.

Апрель

«Букет в вазе»

Штампинг

Создать условия для формирования интереса к творчеству, используя нетрадиционные способы рисования. Сформировать у учащихся наблюдательность к природным формам. Научить учащихся ведению последовательного процесса изготовления букета. Углубить знания о нетрадиционных методах, используемых в рисовании. Сформировать навыки выполнения рисунка в нетрадиционной манере. Развивать фантазию и творчество. Совершенствовать умение и навыки работы с нетрадиционными методами рисования используя скомканную газету, зубочистки и т.д.

Газетная бумага, зубочистки, ватные палочки, гуашь, белая бумага, кисти, вода.

«Волшебное блюдечко»

Роспись ватными палочками

Учить рисовать узоры ватными палочками. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисунком. Воспитывать аккуратность, интерес к занятию.

Тонированная заготовка блюдечка, ватные палочки, гуашь, вода.

Май

«Пейзаж за окном»

Кляксография

Ознакомление с техникой кляксографии, являющейся нетрадиционным средством для передачи изображений; обучать видеть прекрасное в окружающей жизни; формирование умений применять знания при решении практических творческих заданий, интереса к изобразительной деятельности; развитие восприятия цвета, композиции, колористического видения, фантазии, речевой активности, познавательного интереса; расширение кругозора.

Белая бумага, акварель, кисти, трубочки, вода.

«Уроки любования»

Самостоятельная работа

Формировать навыки выполнения рисунка в нетрадиционной манере. Выбор самостоятельной темы и техники выполнения рисунка.

Бумага, краски, и др. необходимые материалы.

Средний возраст

Месяц

Тема

Нетрадиционная техника

Целевые ориентиры

Материал

Блок 1. « Затейница осень»

Сентябрь

«Ковер из осенних листьев»

Печатание листьями

Познакомить детей с техникой печати листьями на ткани. Учить наносить краску на весь лист и печатать на общем полотне, сначала по кайме, а затем в середине.

Белая ткань, листья, краски.

«Дубы-колдуны»

Выдувание трубочкой + набивка жесткой полусухой кистью)

Обучение детей нетрадиционной технике рисования выдувания трубочками, уточнить и обобщить знания об осени.

Флакончики с цветной жидкой краской, альбомный лист бумаги (лучше для акварели или чертёжная), цветные карандаши, палитра, стаканчик с водой, салфетка для просушки кисточки, коктельная трубочка, тонкая беличья кисть, клеевая щетинная кисточка.

Октябрь

«Берёзовая роща»

Печатание листьями пекинской капусты

Учить делать отпечатки листьев (пекинской капусты)и дорисовывать их до определенного образа (деревьев). Учить наносить краску на весь лист и делать отпечатки.

Белые листы, листья пекинской капусты, гуашь разных цветов.

«Запасливый ёжик»

Оттиск

Ознакомить детей с одной из нетрадиционных техник рисования (оттиск листьями деревьев, печатками из яблок), развивать воображение и инициативу, мелкую моторику рук.

Белый лист, половинка яблока, листья, кисти, гуашь, ватные палочки, карандаш.

Ноябрь

«Ветка рябины»

Рисование +скатывание

Учить детей скатывать шарики из салфеток . Учить более точно передавать особенности ветки рябины, создавать яркую композицию.

Белый фон, салфетки красного цвета, клей, цветные карандаши.

«Мишка в гости к нам пришёл!»

Рисование мятой бумагой)

Вызывать у детей интерес к нетрадиционному рисованию. Учить рисовать изображение крупно и располагать в соответствии с размером листа. Закреплять умение изображать части тела, соблюдать их относительную величину, расположение и цвет. Развивать воображение и творческие способности. Воспитывать самостоятельность. Воспитывать аккуратность.

Игрушка-медведь; картины с изображением медведя художника Е. Чарушина; альбомный лист бумаги, листы бумаги, гуашь, кисть, баночка с водой, карандаш, влажные салфетки.

Блок 2. «Зимушка Зима»

Декабрь

«Волшебные снежинки»

Свеча +акварель

Познакомить с техникой рисования свечой. Учить закрашивать лист жидкой краской.

Белый фон, свечи, краски.

«Зимующие птицы»

(Тычкование)

Уточнить представление о внешнем виде снегиря, развивать исследовательский интерес (особенности строения, окраска). Знакомить детей с понятием цвета и композиции. Совершенствовать технику рисования тычком щетинистой кистью, добиваться выразительного изображения птицы (снегиря). Развивать образное восприятие классических музыкальных произведений.

Тонированая бумага А4 (светло-синего цвета), гуашь, кисточки (щетинистые, беличьи), простой карандаш, баночки, палитра, подставки для кисточек, салфетки, тряпочки.

Январь

«Пингвины»

Пальцеграфия

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, развивать воображение, мышление, инициативу, мелкую моторику рук.

Гуашь, лист белой бумаги, емкость для воды, колпачок от фломастера , кисти разных размеров для рисования, салфетки.

«Северное сияние»

Рисование сыпучими материалами по клеевым контурам

Развитие художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства. Поддержание интереса к работе в акварельной технике. Совершенствование художественно – графических навыков. Развитие творческого воображения, желания экспериментировать. Развитие внимания, памяти. Воспитание аккуратности, трудолюбия, интереса к окружающему миру.

Лист бумаги, акварельные краски, кисти, карандаш простой, ластик, соль

Февраль

«Снеговичок»

Скатывание и комкание бумаги + рисование

Учить сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. синхронно.

Белые листы, разного цвета гуашь, пластмассовые тарелочки для красок.

«Зимний букет»

Печать

Познакомить с новым видом изобразительной техники «печать». Развивать мелкую моторику рук, глазомер и ориентацию на плоскости, умение аккуратно работать с ножницами, клеем. Формировать чувство композиции, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с сюжетом. Воспитывать интерес к окружающему миру, формировать эстетическое отношение к красоте зимней природы

Засушенные листья (лавр), цветной картон, бумага, гуашь, кисть, вода, гель с блестками. Ножницы, клеящий карандаш, двухсторонний вспененный скотч, дощечка для лепки.

Блок 3. « Весенняя пора»

Март

«Такие разные насекомые»

Рисование ладошками, пальцами и фломастерами

Закреплять умение рисовать в технике печатание ладошкой, пальцами. Закреплять навыки коллективной деятельности. Самостоятельно делать выбор в рисовании.

½ листа ватмана, краски, кисти, фломастеры

«Платье для радуги»

Тычкование, сухая кисть

Развивать творческие способности через обучение нетрадиционным видам рисования. Продолжать знакомить детей с новыми видами рисования. Развить интерес к творческой деятельности. Воспитывать аккуратность в работе.

Лист плотной белой бумаги, кисточка «щетина» №5, стакан с водой, салфетки, гуашь.

Апрель

«Путешествие на воздушном шаре»

Рисование на воздушном шаре

Развитие способностей у детей понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования на воздушных шарах.

Пиктограммы эмоций, воздушные шары, краски гуашевые, широкие мягкие кисти, ёмкость для воды, зеркала.

«Оранжевое настроение»

Монотипия

Сформировать представления об оранжевом цвете, задействуя все анализаторы. Развивать сенсорные способности, речь детей (смешивание красок для получения оранжевого цвета). Активизировать речь детей (оранжевый, палитра), приобщать к прекрасному. Воспитывать желание придти на помощь, сочувствие к сказочным персонажам, попавшим в беду.

Гуашь желтого и красного цвета, силуэты бабочек, апельсин, лимон, волшебный цилиндр для фокуса, салфетки, кисти.

Май

«Одуванчик»

Рисование восковыми мелками + рисование по трафарету

Рисование восковыми мелками + рисование по трафарету

Восковые мелки, белые листы, краски, трафареты, ватные диски, клей

«Цветочная поляна»

Различные техники на усмотрение детей

Учить детей самостоятельно отбирать содержание своей работы и выполнять замысел, используя ранее усвоенные умения и навыки.

Белые листы, краски, трафареты, печатки.

2.2. Формы, средства, способы, технологии, методы, средства реализации программы

Структура занятия:

1. Вводная часть. Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения. Во время вступительной беседы у ребенка создается рабочее настроение, он знакомится с новым учебным материалом и повторяет старый. Предполагается активное участие ребенка в разговоре: он не только выполняет роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями.

 2. Основная часть. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ, рассматривание иллюстраций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

3. Заключительная часть. Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. Во время заключительной части происходит обсуждение детских работ. Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка по теме занятия. Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности.

Формы работы:

  • Практические и теоретические занятия, в том числе беседы об изобразительном искусстве, художниках, рассматривание художественных альбомов.
  • Выставки текущих работ. Во время проведения занятий всячески поддерживается детская инициатива в воплощении замысла  и выборе необходимых для этого средств. Проявление инициативы способствует внутреннему раскрепощению детей, уверенности в себя, понимание своей значимости, заинтересованности, желанию и в дальнейшем проявлять самостоятельность.

Для реализации рабочей Программы «Ниточки и палочки, волшебные рисовалочки» используются разнообразные методы. Выбор осуществляется с учётом возрастных и психофизических возможностей детей.

Методы  реализации программы:

  • Словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ, художественное слово, педагогическая драматизация);
  • Наглядные ( картины, схемы, образцы, рисунки);
  • Метод наблюдения (экскурсии, прогулки, наблюдения, рассматривание, показ образца, показ  способов  выполнения);
  • Игровые (дидактические, развивающие, подвижные);
  • Метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание;
  • Практические (упражнения, эксперимент).

2.3.Оценочные материалы по освоению детьми программы

Уровень подготовки знаний детей воспитанников можно определить, воспользовавшись разработкой доктора пед. наук профессора Т.С. Комаровой “Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества”.

Анализ продукта деятельности.

 

  1. Форма:

3 балла – передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение;

 2 балла – есть незначительные искажения, движение передано неопределенно;

 1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.

  1. Композиция:

 3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

 2 балла – на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения;

 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.

  1. Цвет:

 3 балла – передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна;

 2 балла – есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов или оттенков;

1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.

  1. Ассоциативное восприятие пятна;

3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы;

 2 балла – справляется при помощи взрослого;

1 балл – не видит образов в пятне и линиях.

Анализ процесса деятельности.

 

  1. Изобразительные навыки:

 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами;

2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами;

 1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно.

  1. Регуляция деятельности:

3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием;

 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности;

1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.

  1. Уровень самостоятельности, творчества:

 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения;

 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла;

  1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремиться к полному раскрытию замысла.

Шкала уровней:

 0-8 – низкий уровень;

 9-16 – средний уровень;

 17-21 – высокий уровень.

III. Организационный раздел.

3.1.Особенности организации развивающей предметно пространственной среды

Педагогические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности:

  • единый стиль в оформлении, его привлекательность для детей;
  • учет возрастных и половых особенностей детей, как в содержательном характере материалов, так и организации пространства;
  •   количественный состав предметов и материалов;
  • наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, дополнение, качество, внешний вид;
  • доступность материала для детей, удобное расположение.

Оборудование общего назначения:

  • доска для рисования мелом;
  • губка;
  • наборы цветного и белого мела;
  • стенд для рассматривания детских работ по рисованию, демонстрации иллюстративного материала;
  • Фартук для педагога;
  •  Фартуки и нарукавники для детей.

Младший дошкольный возраст

Все материалы для свободной самостоятельной продуктивной деятельности должны быть доступны детям. Все материалы и пособия должны иметь постоянное место. Пространство организуется так, чтобы одновременно могли действовать двое-трое детей и взрослый. В рабочем состоянии все материалы, пособия, оборудование и незаконченные детские работы сохраняются до завтрака следующего дня.

Средний дошкольный возраст

В среднем дошкольном возрасте предметно - пространственная среда организуется по принципу полузамкнутых микропространств, для того, чтобы избежать скученности детей (небольшие подгруппы 2-4 ребенка). Обучение детей на занятиях рисованием и в процессе ежедневной, свободной деятельности желательно осуществлять за столами, которые поставлены в круг или буквой «П». За столами должно быть предусмотрено место и для воспитателя.

Демонстрационный материал для занятий с детьми изобразительной деятельностью.

Репродукции с произведений живописи, книжная графика. С этой целью педагоги могут использовать любые высокохудожественные произведения книжной графики и репродукции, содержание которых рекомендовано программой, понятно детям и вызывает у них эмоциональный отклик.

3.2. Методы обеспечения программы

1) Грибовская А.А. «Коллективное творчество дошкольников»; г.Москва творческий центр 2004 г.;

2) Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью»; методическое пособие; г. Москва 2004 г.;

3) Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»; г. Москва 2008 г.;

4)  Казакова Л.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста»; г. Москва творческий центр 2005 г.;

5) Комарова Т.С. «Обучение дошкольников технике рисования»; учебное пособие к Программе под редакцией Васильевой М.А. 2005 г.;

6) Лыкова И.А. программа «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа»; г. Москва. «Карапуз – дидактика» 2007 г.;

7) Ремезова Л.А. «Играем с цветом»; Москва «Школьная пресса» 2004г

8) Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»; г. Москва издательство «ГНОМ и Д» 2001 г.;

9) Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки»; Академия развития 2006 г.;

10)  Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. -М., Карапуз- Дидактика, 2007 г.;

11) Утробина К. Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы. /Дошкольное воспитание. 1997 г.  №2.;

12) Утробина К. Уронило солнце лучик золотой. /Дошкольное воспитание. 1996 г.  №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого непосредственно образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию детей младшей группы с использованием нетрадиционной техники рисования Тема:" Разноцветные матрёшки"

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по  художественно-эстетическому развитию детей младшей группы с использованием нетрадиционной техники рисования и игровой технологии...

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразит...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» на 2018-2019 учебный год

Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала че...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема:«Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, повышение своего профессионального мастерства через использование нетрадиционных техник рисования. Зад...

Тема:«Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, повышение своего профессионального мастерства через использование нетрадиционных техник рисования. Зад...

ПЛАН по самообразованию «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»

Актуальность темы:Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Все дети любят рисовать, но далеко...

Проект по самообразованию «Художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

laquo;Художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Для развития творческой активности я изучила и апробировала Программу ...