Занятие-экскурсия «Саратовская глиняная игрушка»
методическая разработка (подготовительная группа)

Мария Кожемяко
Занятие-экскурсия «Саратовская глиняная игрушка» Цель: формировать у детей положительное эмоциональное отношение к народному творчеству в процессе знакомства с саратовской глиняной игрушкой. Фотографии: «Гончар»; А.Ю. Тихомиров «Лошадка и овечка»; дымковские и каргопольские игрушки; саратовские глиняные игрушки: «Синегривый», «Глиняный петушок»; «Ух ты!» (саратовская гармошка). Словарь: гончар, гончарный горн, штампиковая роспись, ямчатый рисунок. Оборудование и материалы: Стойки для картин, коробка открытий, дидактическая игра «Укрась игрушку», коллекция глиняных игрушек (по возможности). Ход занятия: Помещение делится на галерейную зону с посадочными местами для детей и фотографиями на стойках и игровую зону, в центре которой находится коробка открытий. Педагог загадывает загадку про то, что находится в коробке. Если встретишь на пути, Ни проехать, ни пройти. А если тесто замесить, Можно вазу смастерить. Конечно же это глина. Педагог обращает внимание детей на то, что глина - волшебный материал, из которого делают кирпичи, изящные вазы, горшки, глиняные игрушки. И глина сама подсказала людям что из неё можно делать. Прошёл человек после дождя по глинистой почве, и в мягкой глине остался след. А уже в следующий дождь в этот след набралась вода. Чем вам не чаша? И тогда, глядя на эту чашу-след, люди придумали делать посуду. Так появилась одна из древнейших профессий - гончар. Пригласив детей в галерейную зону, им предлагается совершить виртуальное путешествие в прошлое. Давным-давно, в далекие времена искусные мастера изготавливали из глины, которую находили на берегах Волги, изящную посуду, кирпич, водопроводные трубы. Посуда не просто служила для принятия пищи, но и была украшением дома. Мастера, который изготавливал посуду из глины, называли гончар, что в переводе обозначает горшок. Гончар - это одна из древнейших профессий, которая дошла до наших дней. Изделия умелых гончаров придают дому теплоту и уют. 2. Гончар. Шло время. Глиняное ремесло развивалось. Чтобы посуда получалась ровная, гончары стали использовать специальный станок - гончарный круг. Педаль раскручивала круг и под умелыми руками гончаров куски глины превращались в чаши, кувшины, горшки и вазы. А в свободное время из остатков глины мастера лепили для детей и внуков игрушки. Они и за работу это не считали, и говорили: мы посуду делаем, а игрушками балуемся. Называли они себя глинолепами. Игрушка была не просто детской забавой. Её наделяли волшебной силой, оберегающей от беды. 3. Дымковская и каргопольская игрушки. Испокон веков на Руси в каждой местности лепили свои, не похожие на соседские, глиняные игрушки. Так, фигурки из села Дымково невозможно спутать ни с какими другими. Нарядные барышни в пышных юбках и сложных головных уборах, важные всадники, няньки-кормилицы с детьми на руках. Разноцветные узоры на белом фоне привлекают своей праздничностью. А каргопольские игрушки с русского севера, не такие яркие. Цвета приглушённые, сдержанные, как сама северная природа. У каргопольских игрушек большие головы на толстой короткой шее, вытянутые туловища, и короткие руки или лапы. А узоры на них, будто бы не красками расписаны, а вышиты разноцветными нитками. 4. «Конь и овечка». У саратовской игрушки тоже наряд свой, особенный. Расскажу вам сказку о том, как саратовской игрушке наряд придумали. Итак, жил на саратовской земле, в деревне Крюковка, гончар-глинолеп. В глине толк знал. Посуду из неё мастерил, а в свободное время лепил для детворы игрушки. Вот пошёл он как-то раз вдоль речки глину искать. А как проверить хороша ли глина, не даёт ли трещинок, когда высохнет. Вылепил он конька и овечку и поставил на полянке высыхать. А сам прилёг под куст отдохнуть и стал ждать, когда игрушки подсохнут. Но тут пригнал ветер лиловую тучу и посыпал из неё мелкий град. Как выглянуло солнышко, заторопился мастер домой. Подошёл он к игрушкам и… ахнул. Фигурки сияли на солнце всеми цветами радуги. Что же произошло? Оказалось, что впились мелкие градинки в мягкую поверхность игрушек и переливаются в солнечных лучах. Тают льдинки, а ямки остаются. Каждая ямка свою форму имеет: где треугольник, где кружок, где звёздочка. «Вот так бы игрушку украсить», - подумал гончар-глинолеп. Вырезал он на конце прутика треугольничек, вдавил его в сырую глину, отпечаток и остался. Из ямок фигурных любой рисунок сложить можно. А если эти ямочки подкрасить, так и совсем красиво получится. Позже и специальное слово для такого узора придумал: ямчатый. А саратовскую игрушку, украшенную разноцветными ямочками, стали называть саратовской ямчатой игрушкой. Возили глинолепы свои изделия на ярмарку продавать: «Детская забава всем придётся по нраву!» -зазывали они покупателей. Давайте мы тоже украсим силуэты игрушек яркими узорами. Дети переходят в игровую зону. Дидактическая игра «Укрась игрушку». Для игры необходимо подготовить заготовки: вырезанный из белого картона макет игрушки (бычок, лошадка, птичка и т.д.); нарезанные из цветной бумаги небольшие геометрические фигуры (кружочки разного диаметра и цвета, треугольники, квадраты, можно звездочки). Предложите детям украсить игрушку разноцветными геометрическими фигурами. Дети возвращаются в галерейную зону. 5. Конь синегривый. Одним из самых древних образов в искусстве народа был конь. Ведь конь был первым помощником в хозяйстве, спутником во всех делах. Он олицетворял силу, добро, преданность и верность. А белый конь ещё и символ жизни, дневного света, победы добра над злом. Саратовские глинолепы не окрашивали игрушку целиком, как в селе Дымково. Это сама глина, высушенная не в печи, а на открытом воздухе, из серой становилась белой. Такие игрушки назывались «сушка». Каким нарядным выглядит узор на синегривом коне, хотя состоит он из обыкновенных кругов, треугольников, квадратиков и точек. На боках ямочки из простых фигур собираются в более сложное изображение, напоминающее цветок. А по хвосту, шее и ногам ямочки образуют дорожки. Как-будто кто-то пробежал и оставил разноцветные следы. В сказках люди наделяли коней сверхъестественной силой: «…скачет выше лесу стоячего, выше облака ходячего…» 6. Петушок. Очень любили саратовские глинолепы лепить свистульки. Лепились они в виде пустых внутри птиц и животных, стоящих на двух ногах. Третьей точкой опоры им служило дульце свистка. Туловища у всех свистулек были одинаковые, только головы прикрепляли от разных птиц и зверей, а у птиц ещё добавлялись хвосты и крылья. Глаза у зверей и птиц делались выпуклыми, как у этого петушка. Достаточно было подуть в отверстие свистульки, как она запоёт. Малыши не знают нот, А свистулька так поёт, Что народ кругом дивится: "Вот певунья эта птица!.." Глинолепы наделяли своих персонажей разными характерами, а обозначали характер формой ямочек. Так, если на игрушке были выдавлены кружочки, это говорило о дружелюбии, мягкости, покладистости. Квадратик обозначал характер упрямый, настойчивый. Ну а если характер задиристый, непоседливый, тут уж треугольничек или звёздочку ставили. Из набора различных качеств можно было складывать сложные характеры. Давайте рассмотрим ямчатый рисунок на петушке. Какими же чертами характера наделил его глинолеп? (рассмотрите и обсудите с детьми). В основном, саратовские мастера лепили животных, людей лепилось мало. Но такие тоже были. 7. Мужичок-гармонист - это не конкретный человек, а собирательный образ. Давайте приглядимся к нему внимательнее: кустистая бородёнка, торчащие уши, шапка задом наперёд. На первый взгляд - какой-то деревенский простачок. Но это только на первый взгляд. За этой его невзрачной наружностью и простотой кроется настоящий знаток народной мудрости. Такой и пословицу сочинит, и частушку сложит. А играет он не на простой гармошке, а на саратовской. Саратовская гармошка считалась на Руси самой звонкой. Ведь под крышечками по бокам у неё находились колокольчики. И когда гармонист играл, то к звуку гармошки присоединялся вдобавок звон колокольчиков. Настойчивость, задиристость, но в то же время огромную доброту и дружелюбие мастер-глинолеп передаёт с помощью квадратиков, звёздочек и кружочков. Одни игрушки белые, словно стиранные холщовые рубашки. Их сушили на открытом воздухе и назывались они «сушка». Другие же золотисто-коричневые, словно румяные пирожки из печки. Такие игрушки высушивались в гончарной печке и назывались «жжёнка». (Определите с детьми, какие из увиденных игрушек «Сушка», а какие «Жжёнка»). В поле, на холме, вырывалось отверстие в виде сапога, в носу сапога разводился огонь, а в голенище крепились полочки для сушки посуды и игрушек. Так уж водится на Руси, что всякое ремесло легендами обрастает. Игрушечный промысел тоже без своих историй не обошёлся. Говорят, что заходит в гончарные горны дочь огня. В разных местах её по-разному зовут: где Печница, где Углёвка, а где Горновица. Румянец у неё на щеках, волосы огненные, распущенные по плечам, платье белое. Ходит она как ни в чём не бывало по раскалённому горну босиком, игрушки рассматривает. Может какие-то местами поменять. А какие не понравятся, то и разбить может. Пока огонь существует, существует и Горновица. Она заходит в горн, когда в нём разгорается огонь, чтобы набраться сил и отдохнуть. А затем растворяется в огненном тумане, и сама становится огненным туманом. На фотографиях игрушки довольно большие, но на самом деле они были такой величины, чтобы могли поместиться в ладошке ребёнка. А чтобы игрушка не пачкала руки, её покрывали коровьим молоком, которое создавало на поверхности матовую плёночку. Глиняная игрушка была не только детской забавой, но и учила любви и доброте. Итог: по окончании экскурсии дети рассматривают коллекцию глиняных игрушек. Во время просмотра детям задаются вопросы, направленные на активизацию их знаний: 1. Почему рисунок на саратовской глиняной игрушке называется ямчатым? 2. Кто такой гончар? 3. Какие изделия можно изготовить из глины? 4. Чем «сушка» отличается от «жжёнки»?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon saratovskaya_glinyanaya_igrushka._ekskursiya_dou.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие-экскурсия «Саратовская глиняная игрушка»

Цель: формировать у детей положительное эмоциональное отношение к народному творчеству в процессе знакомства с саратовской глиняной игрушкой.

Фотографии: «Гончар»; А.Ю. Тихомиров «Лошадка и овечка»; дымковские и каргопольские игрушки; саратовские глиняные игрушки: «Синегривый», «Глиняный петушок»; «Ух ты!» (саратовская гармошка).

Словарь: гончар, гончарный горн, штампиковая роспись, ямчатый рисунок.

Оборудование и материалы: Стойки для картин, коробка открытий, дидактическая игра «Укрась игрушку», коллекция глиняных игрушек (по возможности).

Ход занятия: Помещение делится на галерейную зону с посадочными местами для детей и фотографиями на стойках и игровую зону, в центре которой находится коробка открытий. Педагог загадывает загадку про то, что находится в коробке.

Если встретишь на пути,

Ни проехать, ни пройти.

А если тесто замесить,

Можно вазу смастерить.

   Конечно же это глина. Педагог обращает внимание детей на то, что глина - волшебный материал, из которого делают кирпичи, изящные вазы, горшки, глиняные игрушки. И глина сама подсказала людям что из неё можно делать. Прошёл человек после дождя по глинистой почве, и в мягкой глине остался след. А уже в следующий дождь в этот след набралась вода. Чем вам не чаша? И тогда, глядя на эту чашу-след, люди придумали делать посуду. Так появилась одна из древнейших профессий - гончар. Пригласив детей в галерейную зону, им предлагается совершить виртуальное путешествие в прошлое.

Давным-давно, в далекие времена искусные мастера изготавливали из глины, которую находили на берегах Волги, изящную посуду, кирпич, водопроводные трубы. Посуда не просто служила для принятия пищи, но и была украшением дома. Мастера, который изготавливал посуду из глины, называли гончар, что в переводе обозначает горшок. Гончар - это одна из древнейших профессий, которая дошла до наших дней. Изделия умелых гончаров придают дому теплоту и уют.

   2. Гончар. Шло время. Глиняное ремесло развивалось. Чтобы посуда получалась ровная, гончары стали использовать специальный станок - гончарный круг.  Педаль раскручивала круг и под умелыми руками гончаров куски глины превращались в чаши, кувшины, горшки и вазы. А в свободное время из остатков глины мастера лепили для детей и внуков игрушки. Они и за работу это не считали, и говорили: мы посуду делаем, а игрушками балуемся. Называли они себя глинолепами. Игрушка была не просто детской забавой. Её наделяли волшебной силой, оберегающей от беды.

   3. Дымковская и каргопольская игрушки. Испокон веков на Руси в каждой местности лепили свои, не похожие на соседские, глиняные игрушки. Так, фигурки из села Дымково невозможно спутать ни с какими другими. Нарядные барышни в пышных юбках и сложных головных уборах, важные всадники, няньки-кормилицы с детьми на руках. Разноцветные узоры на белом фоне привлекают своей праздничностью.

    А каргопольские игрушки с русского севера, не такие яркие. Цвета приглушённые, сдержанные, как сама северная природа. У каргопольских игрушек большие головы на толстой короткой шее, вытянутые туловища, и короткие руки или лапы. А узоры на них, будто бы не красками расписаны, а вышиты разноцветными нитками.

   4. «Конь и овечка». У саратовской игрушки тоже наряд свой, особенный.  Расскажу вам сказку о том, как саратовской игрушке наряд придумали.

   Итак, жил на саратовской земле, в деревне Крюковка, гончар-глинолеп. В глине толк знал. Посуду из неё мастерил, а в свободное время лепил для детворы игрушки. Вот пошёл он как-то раз вдоль речки глину искать. А как проверить хороша ли глина, не даёт ли трещинок, когда высохнет. Вылепил он конька и овечку и поставил на полянке высыхать. А сам прилёг под куст отдохнуть и стал ждать, когда игрушки подсохнут. Но тут пригнал ветер лиловую тучу и посыпал из неё мелкий град. Как выглянуло солнышко, заторопился мастер домой. Подошёл он к игрушкам и… ахнул. Фигурки сияли на солнце всеми цветами радуги. Что же произошло? Оказалось, что впились мелкие градинки в мягкую поверхность игрушек и переливаются в солнечных лучах. Тают льдинки, а ямки остаются. Каждая ямка свою форму имеет: где треугольник, где кружок, где звёздочка. «Вот так бы игрушку украсить», - подумал гончар-глинолеп. Вырезал он на конце прутика треугольничек, вдавил его в сырую глину, отпечаток и остался. Из ямок фигурных любой рисунок сложить можно. А если эти ямочки подкрасить, так и совсем красиво получится. Позже и специальное слово для такого узора придумал: ямчатый. А саратовскую игрушку, украшенную разноцветными ямочками, стали называть саратовской ямчатой игрушкой. Возили глинолепы свои изделия на ярмарку продавать: «Детская забава всем придётся по нраву!» -зазывали они покупателей. Давайте мы тоже украсим силуэты игрушек яркими узорами.

  Дети переходят в игровую зону. Дидактическая игра «Укрась игрушку».

Для игры необходимо подготовить заготовки: вырезанный из белого картона макет игрушки (бычок, лошадка, птичка и т.д.); нарезанные из цветной бумаги небольшие геометрические фигуры (кружочки разного диаметра и цвета, треугольники, квадраты, можно звездочки). Предложите детям украсить игрушку разноцветными геометрическими фигурами.

     Дети возвращаются в галерейную зону.

5. Конь синегривый. Одним из самых древних образов в искусстве народа был конь. Ведь конь был первым помощником в хозяйстве, спутником во всех делах. Он олицетворял силу, добро, преданность и верность. А белый конь ещё и символ жизни, дневного света, победы добра над злом. Саратовские глинолепы не окрашивали игрушку целиком, как в селе Дымково. Это сама глина, высушенная не в печи, а на открытом воздухе, из серой становилась белой. Такие игрушки назывались «сушка». Каким нарядным выглядит узор на синегривом коне, хотя состоит он из обыкновенных кругов, треугольников, квадратиков и точек. На боках ямочки из простых фигур собираются в более сложное изображение, напоминающее цветок. А по хвосту, шее и ногам ямочки образуют дорожки. Как-будто кто-то пробежал и оставил разноцветные следы. В сказках люди наделяли коней сверхъестественной силой: «…скачет выше лесу стоячего, выше облака ходячего…»

     6. Петушок. Очень любили саратовские глинолепы лепить свистульки. Лепились они в виде пустых внутри птиц и животных, стоящих на двух ногах. Третьей точкой опоры им служило дульце свистка. Туловища у всех свистулек были одинаковые, только головы прикрепляли от разных птиц и зверей, а у птиц ещё добавлялись хвосты и крылья. Глаза у зверей и птиц делались выпуклыми, как у этого петушка. Достаточно было подуть в отверстие свистульки, как она запоёт.

Малыши не знают нот,

А свистулька так поёт,

Что народ кругом дивится:

"Вот певунья эта птица!.."

Глинолепы наделяли своих персонажей разными характерами, а обозначали характер формой ямочек. Так, если на игрушке были выдавлены кружочки, это говорило о дружелюбии, мягкости, покладистости. Квадратик обозначал характер упрямый, настойчивый. Ну а если характер задиристый, непоседливый, тут уж треугольничек или звёздочку ставили. Из набора различных качеств можно было складывать сложные характеры. Давайте рассмотрим ямчатый рисунок на петушке. Какими же чертами характера наделил его глинолеп? (рассмотрите и обсудите с детьми).  

   В основном, саратовские мастера лепили животных, людей лепилось мало. Но такие тоже были.

   7. Мужичок-гармонист - это не конкретный человек, а собирательный образ. Давайте приглядимся к нему внимательнее: кустистая бородёнка, торчащие уши, шапка задом наперёд. На первый взгляд - какой-то деревенский простачок. Но это только на первый взгляд. За этой его невзрачной наружностью и простотой кроется настоящий знаток народной мудрости. Такой и пословицу сочинит, и частушку сложит. А играет он не на простой гармошке, а на саратовской. Саратовская гармошка считалась на Руси самой звонкой. Ведь под крышечками по бокам у неё находились колокольчики. И когда гармонист играл, то к звуку гармошки присоединялся вдобавок звон колокольчиков. Настойчивость, задиристость, но в то же время огромную доброту и дружелюбие мастер-глинолеп передаёт с помощью квадратиков, звёздочек и кружочков.

   Одни игрушки белые, словно стиранные холщовые рубашки. Их сушили на открытом воздухе и назывались они «сушка». Другие же золотисто-коричневые, словно румяные пирожки из печки. Такие игрушки высушивались в гончарной печке и назывались «жжёнка». (Определите с детьми, какие из увиденных игрушек «Сушка», а какие «Жжёнка»). В поле, на холме, вырывалось отверстие в виде сапога, в носу сапога разводился огонь, а в голенище крепились полочки для сушки посуды и игрушек. Так уж водится на Руси, что всякое ремесло легендами обрастает. Игрушечный промысел тоже без своих историй не обошёлся. Говорят, что заходит в гончарные горны дочь огня. В разных местах её по-разному зовут: где Печница, где Углёвка, а где Горновица. Румянец у неё на щеках, волосы огненные, распущенные по плечам, платье белое. Ходит она как ни в чём не бывало по раскалённому горну босиком, игрушки рассматривает. Может какие-то местами поменять. А какие не понравятся, то и разбить может. Пока огонь существует, существует и Горновица. Она заходит в горн, когда в нём разгорается огонь, чтобы набраться сил и отдохнуть. А затем растворяется в огненном тумане, и сама становится огненным туманом.

   На фотографиях игрушки довольно большие, но на самом деле они были такой величины, чтобы могли поместиться в ладошке ребёнка. А чтобы игрушка не пачкала руки, её покрывали коровьим молоком, которое создавало на поверхности матовую плёночку.

   Глиняная игрушка была не только детской забавой, но и учила любви и доброте.

Итог: по окончании экскурсии дети рассматривают коллекцию глиняных игрушек. Во время просмотра детям задаются вопросы, направленные на активизацию их знаний:

1. Почему рисунок на саратовской глиняной игрушке называется ямчатым?

2. Кто такой гончар?

3. Какие изделия можно изготовить из глины?

4. Чем «сушка» отличается от «жжёнки»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Саратовская глиняная игрушка»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с детьми становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности ...

Проект "Саратовская глиняная игрушка

Проект "Саратовская глиняная игрушка" в рамках социально - значимого проекта "Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям"...

Мастер класс "Саратовская глиняная игрушка"

Тема «Изготовление Саратовской глиняной игрушки - курочка»1.Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работ...

"Саратовская глиняная игрушка"

     Многие знают о дымковской, абашевской, филимоновской, каргопольской народной игрушке. А жители Саратовского края могут гордится своей, Саратовской глиняной игрушкой. Она осо...

"Саратовская глиняная игрушка, православные традиции и современность"

     Материал содержит основные сведения о зарождении саратовской глиняной игрушки, о технике и традициях ее исполнения, о роли доброй игрушки в воспитании детей. Рассказ ведется...

Саратовская глиняная игрушка

Саратовская глиняная игрушка...

"Разговор о важном" в подготовительной к школе группе. "Народные промыслы Саратовского края. Саратовская глиняная игрушка"

quot;Разговор о важном" в подготовительной к школе группе. "Народные промыслы Саратовского края. Саратовская глиняная игрушка"....