"Разговор о важном" в подготовительной к школе группе. "Народные промыслы Саратовского края. Саратовская глиняная игрушка"
методическая разработка (подготовительная группа)

"Разговор о важном" в подготовительной к школе группе. "Народные промыслы Саратовского края. Саратовская глиняная игрушка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_promysly_saratovskogo_kraya.docx48.06 КБ

Предварительный просмотр:

                        Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«МДОУ «Детский сад №7 «Журавушка»

Г. Ртищево Саратовской области

«Разговор о важном»

 в подготовительной к школе группе

 «Народные промыслы Саратовского края. Саратовская глиняная  игрушка»

   

        

Воспитатель  Бобина Т.Ю.

 «Разговор о важном» в подготовительной к школе

 логопедической группе.

Тема. «Народные промыслы Саратовского края. Саратовская глиняная  игрушка»

Цели. Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность.

• Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения;

• Развивать логическое мышление.

• Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству России.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация на тему «Саратовская глиняная игрушка»; выставка игрушек, дымковские игрушки, хохломская посуда, гжельские изделия, городецкие доски.

Содержание.

I. Вводная часть (мотивация).

Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем?

Как вы думаете, что это такое?

Ответы детей.

Обращает внимание на карту России с силуэтами разных игрушек.

Воспитатель: Да, это карта нашей Родины.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Подводит детей к выставке изделий народных промыслов.

Воспитатель: Здесь на выставке у нас много разных игрушек.

Наша русская игрушка

Не стареет сотни лет,

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? А какие вы знаете сказки?

- Сегодня мы познакомимся со сказкой о Саратове и саратовской глиняной игрушке. А для этого отправимся в виртуальную экскурсию. Вы готовы?

II. Основная часть.

Слайд 5.

Воспитатель: Гончарное ремесло всегда было одним из главных народных промыслов в Саратовской губернии. Промысел зародился в начале 17 века в русских деревнях Малая и Большая Крюковка и на окраинах города Саратова по месту залегания пригодных для изготовления игрушки глин.

Воспитатель: В далёком прошлом вечерами, после трудового дня, взрослые и дети любили устраивать посиделки, вот как мы с вами сегодня. Но даже на посиделках никто не сидел, сложа руки: вышивали, вязали, лепили, вырезали игрушки, обсуждали насущные проблемы. С ранних лет воспитывалось усердие и трудолюбие.

- Да, ребята русский народ издавна любил создавать игрушки для своих детей. Их делали из разных материалов: глины, дерева, соломы, ткани.

Устанет мастер от основной работы, возьмёт кусок глины, да и слепит что-нибудь эдакое, какую-нибудь безделицу для своих детей. Изготовлением игрушек стали заниматься целые семьи, передавая секреты от поколения к поколению.

Вот и в наше время есть в Саратове мастер народных художественных промыслов Петр Петрович Африкантов – потомственный игрушечник.

Слайд 4.

Этот мастер не только лепит игрушки, но и пишет о них. Книги Петра Африкантова находятся в музеях и библиотеках Саратова. Также мастер создал в городе школу по лепке и декорированию глиняной игрушки. Он снял фильм по изготовлению Саратовской глиняной игрушки.

На Руси любили играть в подвижные игры.

Предлагаю Вам поиграть в русскую народную игру «У бабушки Маланьи».

«У Маланьи, у старушки, Дети идут хороводом, приговаривая

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Семь дочерей,

Все без бровей,

С вот такими вот носами, Показывают жестами

С вот такими бородами,

Все они сидели,

Ничего не ели, Воспроизводят действия, показанные Ведущим.

Делали вот так…»

-Давайте узнаем, как же изготавливают глиняную игрушку в Саратове.

Слайд 6.

Воспитатель: Саратовская глиняная игрушка лепится из серо-белой местной глины. Места ее залегания – склоны саратовских гор вдоль Волги. Иногда мастера добавляли в серо-белую глину коричневую и получали светло-коричневые оттенки. В отличии от многих других Саратовская игрушка всегда имела естественный цвет глины и никогда не закрашивалась красителями полностью.

Слайд 7.

Воспитатель: Сырьё для изготовления игрушек, предназначенных для обжига, тщательно перерабатывается, оно измельчается на мельнице в муку, просеивается или в жидком состоянии процеживалось через частое сито или материю. Таким способом из глиняной массы удаляются крупинки извести, которые повреждают изделие.

Слайд 8.

Воспитатель: Главная особенность Саратовской игрушки – уникальный штампиковый (ямчатый) декор. В этом и состоит её особая художественная ценность. По сырому изделию штампиками с геометрическим рисунком (линии, квадраты, уголки и др.) на теле игрушки оттискивается симметричный узор.

Слайд 9.

Воспитатель: После высыхания изделия, в штампиковые углубления выборочно закапывается один или несколько красителей. Потом на игрушку тампоном (пульверизатором) наносится молоко (клей ПВА, ацетоновый бесцветный лак). Сверху по первому покрытию наносят масляный бесцветный лак, чтобы изделие блестело еще больше.

Дидактическое задание «Продолжи пословицу или поговорку».

- Ребята, для вас есть интересное задание «Продолжи пословицу или поговорку». Продолжите фразу:

Делу время… потехе час.

Где песня поется, …там счастливо живется.

Не рой другому яму…– сам в нее попадешь.

Как аукнется… – так и откликнется.

Правда в огне не горит…и в воде не тонет.

-Молодцы!

Воспитатель: Посмотрите сколько много самых разных и удивительных игрушек. Все они красивые, а из какого материала эти игрушки изготавливают?

Слайд 10.

Воспитатель: В основном на Саратовщине лепили животных. Фигурки были узнаваемы и лепились в различных позах, из которых при игре составлялись игровые сценки. Наибольшей популярностью пользовались свистки с головами животных.

Слайд 11.

Воспитатель: Свистки были разной величины: маленькие – с одним или двумя игральными отверстиями и большие свистки – «гуделки». «Гуделки», чаще всего, лепились в виде птиц, у которых в хвостовой части делалось вдувное отверстие. По бокам проделывалось до шести игральных отверстий.

Просмотр слайдов 12, 13,14..

Русская народная игра «Жмурки на местах».

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в русскую народную игру «Жмурки на местах».

Выберем «жмурку» с помощью считалочки:

Колокольчик всех зовёт,

Колокольчик нам поёт

Звонким, тонким голоском:

Динь-бом, динь-бом!

Выходи из круга вон!

«Жмурке» завязывают глаза, поворачивают вокруг себя.

Играющие спрашивают:

-Где стоишь?

-На мосту.

-Что продаёшь?

-Квас.

-Ищи три года нас!

Дети расходятся и не сходят со своих мест. Можно приседать, вставать на колени. Найденный становится «жмуркой», когда водящий узнаёт его.

Дидактическая игра «Магазин игрушек».

Воспитатель: Пришло время отправиться нам в «Магазин игрушек».

Слайды 16-21.

Дети рассматривают слайд и находят среди изображенных саратовскую игрушку, называют ее.

е. В случае правильного ответа, при щелчке на эту игрушку, раздается звук «колокольчик», и игрушка перемещается на полочку в верхней части слайда. В случае неверного ответа, при щелчке происходит действие «качание» и раздается звук «щелчок». Игра продолжается пока вся полка не будет заполнена.

III. Заключительная часть (рефлексия).

Воспитатель: Вот и закончилась наша виртуальная экскурсия. Сегодня мы увидели, что в России много мест, где изготавливаются игрушки и всюду на творчество мастеров влияет окружающая природа, какой материал для изготовления имеется поблизости.

- Что мы успели узнать нового сегодня на экскурсии?

- А что вам особенно понравилось и запомнилось, вы можете нарисовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения в подготовительной к школе группе «Народные праздники и традиции Кубани. Святки»

С целью  знакомства  детей с жизнью,  бытом и культурой кубанского казачества, развитию познавательного интереса к истории своего народа, знакомства с обрядами и традициями предков мы п...

Конспект НОД по рисованию В подготовительной к школе группе «Народные промыслы»

Издавна наш народ славился трудолюбием и умелыми руками. Люди всегда стремились украсить свой быт и появились на одежде и предметах причудливые узоры. Сама природы подсказывала мотивы росписи. И краск...

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе "Народная культура и традиции"

Тема недели «Народная культура и традиции»Цель: Знакомство детей с народными традициями и обычаями. Расширение представлений об искусстве, традициях и обычаях народов России. Продолжение з...

2022г ООД в подготовительной к школе группе "Народные праздники на Руси"

Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остаѐтся навсегда. В детские годы, формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребѐнка возвышенными ч...

Тематическая неделя в подготовительной к школе группе "Народные промыслы России"

Календарный план на пять рабочих дней в табличной форме по следующим столбикам "Режимные моменты", "Виды деятельности", "Совместная деятельность в режимных моментах", &qu...

Конспект занятия по народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе «Народные промыслы России»

Конспект занятия по народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе «Народные промыслы России»Выполнила: Кирикова Н.Д.Цель: приобщение к истокам русского пром...