Конспект по образовательной области «Познание» разделу «Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе . Тема: «Подземные богатства земли Саратовской области".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Знакомство  с полезными ископаемыми Саратовской области (нефть, газ, известняк, глина, песок).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  по образовательной области «Познание» разделу «Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе .

Тема: «Подземные богатства земли Саратовской области»

Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цель:  познакомить с полезными ископаемыми Саратовской области (нефть, газ, известняк, глина, песок).

Задачи:

Образовательные:

1)расширять знание о природе;

2) дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в  быту (воды, энергии, газа).

Развивающие:

1)развить способности анализировать, формулировать выводы;
2)развивать воображение, наблюдательность, интерес к окружающему миру;
3)развивать логическое мышление;
4) расширять словарный запас.

Воспитательные:
1) формировать экологически грамотное поведение в быту и природе;
2)воспитывать умение выслушивать мнение других и отстаивать свое мнение.

Планируемые результаты: знает понятие полезные ископаемые, умеет перечислять их названия и определять, к какой группе они относятся; знает правила экологически грамотного поведения в природе и соблюдает их; выполняет четко и ритмично движения по инструкции педагога;

Материалы и оборудование:   письмо, «посылка», набор полезных ископаемых: известняк, песок, глина; ноутбук, презентация «Полезные ископаемые Саратовской области», кроссворд, емкости с песком, глиной, белые листы бумаги, увеличительные стёкла, бутылочки с водой, цветные мелки.

Ход НОД:

Педагог. Мне передали письмо. Как проверить, действительно ли оно предназначено нам? Верно, по адресу. Кто знает адрес нашего детского сада? Кто помнит номер нашего детского сада? Значит, письмо предназначено нам. (Вскрывает конверт, достает письмо, читает его)

«Здравствуйте дорогие дети, я отправился в путешествие по Саратовской области . Чтобы вы не грустили , отправляю вам посылку. Она зеленая, перевязана розовой лентой. Надеюсь, что посылка уже у вас в группе. Надо ее найти. Ваш Кронтик».

Педагог. Посылку действительно надо найти. Вы запомнили, какая она?

Дети. Она зеленая, прямоугольной формы, перевязана розовой лентой.

Педагог. Тогда пошли искать ее. (Дети ищут посылку. Находят зеленую коробку, перевязанную розовой лентой). Вот она! Смотрите, здесь записка. Давайте ее прочтем (читает).

«Открыть меня вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку.

Под землей их добывают,

Приложив немалый труд.

Уголь среди них бывает,

Нефть, и газ, и много руд.

Ребята ,нефть, газ, известняк, глина , песок - это полезные ископаемые. Другими словами , это подземные богатства Земли.

Педагог. Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку (открывает посылку). Смотрите, в посылке полезные ископаемые. Значит. Мы с вами правильно отгадали загадку.

Давайте теперь о подземных богатствах земли Саратовской области и побеседуем. Садитесь. (Дети садятся на ковер).

Ребята, на прошлых занятиях мы узнали, сколько неразгаданных тайн хранит наша необъятная прекрасная Земля.

А хотите узнать еще одну тайну? Хотите познакомиться, что хранится внутри Земли? Приготовьтесь, сегодня мы отправляемся в путешествие в ее недра , т.е. под землю.

Под землей тоже существует целый мир! Да еще какой! Вот посмотрите!  Показ презентации. (Педагог предлагает  рассмотреть  изображение подземных пещер Саратовской области. (Слайд 3, 4, 5).

 Вам понравились эти чудесные пещеры? А как вы думаете, откуда произошли пещеры? Как они появились? (предположения детей).

История возникновения пещер проста. Вновь прибывшим в наш край людям нужно было строить крепкое, добротное  жильё. Но лесов в степной зоне мало, – трудно было найти хороший строительный материал. Видимо, поэтому люди  и обратили они свое внимание на камень, вымывающийся весной водными потоками реки Малый Иргиз и многочисленными ручьями в оврагах. Люди стали откалывать камень на склонах, постепенно проникая вглубь залежей земли. Так появились единственные в Саратовском крае
известняковые каменоломни, проще говоря, пещеры.

А что еще находится под землей, кроме известняка? Точно так же слоями под землей хранятся месторождения нефти, природного газа, глины, песка. А мы уже знаем, что нефть, природный газ, глина, песок- это полезные ископаемые. Полезные ископаемые бывают твердые, газообразные и жидкие. (Слайд 6 ) .

Большинство полезных ископаемых твердые.

Твердые полезные ископаемые: К ним относятся:  известняк, мел, глина и многие другие полезные ископаемые.

Известняк бывает белого, серого или желтого цвета. Если капнуть на него каплю кислоты – шипит, выделяя газ. (Слайд 7)

Глина  широко используется при строительстве. Кирпич делают из глины. А для чего человек добывает глину? (ответы детей). Изделия из глины мы видим каждый день: посуда, плошки, скульптура, игрушки и др. (Слайд 8)

Песок – человек начинает использовать с раннего детства, когда играет в песочнице. Песок для детей – это строительный материал. Что можно сделать из него? (ответы детей) А еще песок используют для благоустройства пляжей, строительства дорог, для раствора, с помощью которого кладут стены зданий. Песок имеет вид крупинок, он сыпучий. (Слайд 9)

Газообразные полезные ископаемые – это природный газ в наших с вами домах. Природный газ является отличным топливом. Его широко используют в промышленности, в быту и как топливо для транспорта. (Слайд 10)

Жидкое полезное ископаемое – это нефть . А кто знает, что такое нефть? (Слайд 3 ) Нефть – это  маслянистая жидкость.  По цвету нефть бывает красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть. Нефть приносит огромную пользу человечеству. С ее помощью мы получаем свет, тепло, она приводит в движение автомобили, самолеты, корабли. Само слово «нефть» означает «каменное масло». (Слайд 11)

Физминутка: Ребята , а сейчас я предлагаю превратиться в полезные ископаемые: песок , глину , известняк. Встаньте. Превращаемся в песок. Песок сыпучий , каждая песчинка отдельна и вы будете бегать в рассыпную. ( дети бегают в рассыпную).А сейчас превратимся в глину. Глина вязкая, тяжелая, плотная. Возьмёмся за руки (дети берутся за руки). Известняк твердый, плотный, поэтому вы плотно прижмётесь к  друг другу.

( прижимаются друг другу). А теперь я вас перевоплощаю и вы превращаетесь в …… ( показ  поочерёдно картинного материала).

А теперь, ребята, давайте отгадаем кроссворд «Полезные ископаемые », заполнив его, вы узнаете, как ласково называют полезные ископаемые земли.

Б

О

Г

1.

2.

3.

4.

В

5.

1)Если встретишь на дороге,

 То увязнут сильно ноги.

Чтоб сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

2)Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе,

Сам он удобрение. (Известняк)

3) Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он на стойке, и на пляже,

Он в стекле расплавлен даже. (Песок)

4) Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это. (Нефть)

5) На кухне у мамы помощник отличный,

     Он синим цветком расцветает от спички.  ( Природный газ)

Ну , вот мы и заполнили наш кроссворд. Так как же  ласково называют полезные ископаемые Земли? Давайте вместе прочитаем. Правильно, богатство. Полезные ископаемые земли называют подземным богатством

Земли!

Опытно-исследовательская деятельность.

А теперь давайте пройдём в нашу «лабораторию».

Ребята, вы любите рисовать? Можно рисовать не только красками и карандашами, ещё можно рисовать песком. Хотите попробовать? У вас на столе стоит стаканчик с песком. Высыпьте песок на белый лист бумаги. Получилось? Как вы думаете, почему песок так легко высыпался из стаканчика? (песок рыхлый, сыпучий). Верно, а теперь, разровняв песок, пальчиком нарисуйте любой узор. Вам нравится рисовать песком? А теперь возьмите  стаканчики с глиной, и давайте попробуем порисовать глиной. 
- Насыпьте глину на лист бумаги. Получилось? Как вы думаете, почему глина не высыпается из стаканчика, а падает, вываливается? (она не может сыпаться, как песок). 
- А теперь попробуйте разровнять глину и нарисовать пальчиком узор. Получилось? Почему не получилось? (Глина слиплась комочками, она твёрдая) 
- Скажите, чем песок отличается от глины? (песок рыхлый, сыпучий, а глина твёрдая и слипается комочками).
- Вы сейчас назвали свойства песка и глины.

А теперь посмотрим из чего же состоит песок и глина. С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные,  (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Это крохотные камешки.

Похожа ли песчинка одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? (одни дети могут сказать, что песчинки похожи, другие – что нет) .

Затем рассмотрите таким же образом комочек глины. Видны ли такие же частички в глине?  В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине – слипшиеся, очень мелкие частички, из которых получаются комочки. Чем-то глина похожа на пластилин.

Ребята , из чего же состоит песок и глина? (песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые, как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу).

Хотите узнать, дружат ли глина и песок с водой?
- У вас на столе стоят стаканчики с водой и глиной, и есть бутылочка с водой. Как  можно проверить дружат ли песок и глина с водой? (налить немного воды в стаканчики с песком и глиной) Что вы видите? (вода, налитая в песок ушла во внутрь, а вода, налитая в глину стоит наверху и не уходит)
- Как выдумаете, почему вода в песке так быстро просочилась во внутрь стаканчика? (песок мягкий, рыхлый, пропускает воду)
- Верно, песок рыхлый, поэтому его  песчинки расположены отдельно друг от друга. Это помогает воде легко пройти в песок.
- Почему вода, налитая в глину, осталась на поверхности? (глина твёрдая, вода не может протечь в неё)
- Вы уже знаете, что глина твёрдая и состоит из слипшихся комочков. Когда вы налили воду, глина слиплась ещё больше, и воде стало трудно просачиваться сквозь неё.
- Проведя этот опыт, вы можете теперь сказать, кто дружит с водой больше – песок или глина? (песок) 
- Почему вы так решили? (песок пропускает воду хорошо, а глина – плохо)
- Всё правильно. Но если воду долго оставить налитой в глине, то глина станет мягкой, и из неё даже можно будет лепить. Об этом мы поговорим с вами  в следующей раз. Молодцы!!!

Вот мы и вами и изучили подземные богатства земли Саратовской области. Какие же богатства находятся под землёй? Вы теперь сами можете под землёй отыскать полезные ископаемые. Как вы думаете, кого можно сегодня похвалить? А за что тебя можно похвалить?  Что нового сегодня ты узнал?  А ты? Надеюсь, что друг другу вы будете всегда помогать. Постойте, погодите и посылку загляните. Сегодня вы хорошо потрудились и наградой для каждого из вас стали цветные мелки.  (каждый ребёнок выбирает себе цветной мелок)

Использованная литература:

1) «Комплексные занятия» по программе «От рождения до школы» под редакцией  Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа. Серия: ФГТ в ДОУ: от теории к практике. Авторы: Лободина Н. В. Издательство: Учитель.

2) Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. Обруч, 1998. - №2. С. 22.

3) Электронный источник. Рукотворный мир пещеры Ивантеевского района В.Федосеев http://sarsckr.narod.ru

 

Автор: Сергеева Нонна Викторовна, воспитатель МБДОУ детского сада № 5 "Умка" г.Балаково


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подземные богатства Земли Воспитатель Сергеева Н.В.

Слайд 2

Под землей их добывают, Приложив немалый труд. Уголь среди них бывает, Нефть, и газ, и много руд

Слайд 3

Пещеры Саратовской области

Слайд 4

Пещеры Саратовской области

Слайд 5

Пещеры Саратовской области

Слайд 6

жидкие твердые газообразные Полезные ископаемые

Слайд 7

1 . Твёрдый 2. Белого, серого или жёлтогоцвета 3. Непрозрачный 4. Плотный Известняк

Слайд 8

Состоит из мелких частиц – чешуек 2. Красного, жёлтого, серого или белого цвета 3. Пластична 4. Плохо пропускает воду Глина

Слайд 9

Песок

Слайд 10

Природный газ

Слайд 11

1. Жидкое 2. Черного цвета 3. С резким запахом (бензина) 4. Легче воды 5. Хорошо горит Нефть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД образовательная область "Познание", раздел "Формирование целостной картины мира", старший возраст, "Путешествие в лес"

Деятельность направлена на обобщение знаний детей об осене и познакомить с приметами зимы. Непосредствено - образовательная деятельность включает две области "Познание" (формирование целостной картины...

Конспект НОД образовательная область "Познание", раздел "Формирование целостной картины мира", старший возраст,"Домашние птицы""

·        Уточнить представление детей о домашних птицах и птенцах, их строении, где живут, чем питаются, какую пользу приносят·...

Конспект НОД образовательная область "Познание", раздел "Формирование целостной картины мира", старший возраст,"Звездное небо""

·        Расширение словаря·        Познакомить детей с символикой созвездий принятой астрономами, воспитывать любовь к прир...

Конспект НОД образовательная область "Познание", раздел "Формирование целостной картины мира", старший возраст,"Овощи,огород"

·        Расширить словарь по теме·        Совершенствовать навыки согласования прилагательных с существительными, образован...

Образовательная область «Познание» (раздел «Формирование целостной картины мира») Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Путешествие в грибное царство» (старшая группа)

Закрепить знания детей о грибах: как выглядят, где растут, чем отличаются ядовитые от съедобных.Уточнить знания об условиях, необходимых для роста и развития грибов.Обогатить словарный запас детей (по...

Конспект занятия образовательная область «Познание» раздел «Формирование целостной картины мира» Тема: «Вышла курочка гулять» возрастная группа: первая младшая группа

Программное содержание: Обучающие задачи: Расширять представление детей о домашних птицах (курице, петухе, цыплятах), продолжать учить различать их. Обогащать словарь детей словами: курочка, петушок, ...