Конспект НОД образовательная область "Познание", раздел "Формирование целостной картины мира", старший возраст,"Звездное небо""
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Васильева Наталья Валерьевна

 

·        Расширение словаря

·        Познакомить детей с символикой созвездий принятой астрономами, воспитывать любовь к природе

·        Учить детей соотносить схематическое изображение предмета с художественным

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvyozdy.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

               «Звёздное небо»

Цель:

Расширение словаря

Познакомить детей с символикой созвездий принятой астрономами, воспитывать любовь к природе

Учить детей соотносить схематическое изображение предмета с художественным

Оборудование:

Карточки, разделённые пополам, схематическое изображение разных созвездий – 12 отдельных картинок с изображением сказочных животных или людей, символизирующие созвездия (Лев, Кит, Рыба, Вол, Медведица, Орёл, Лебедь, Дракон, Геркулес, Персей, Волопас, Пегас)

Глобус звёздного неба.

Ход занятия:

Организационный момент.

- Назовите слова, подходящие к слову «небо»: самолёт (самолёт летит в небе); облака (облака плывут по небу); звёзды (ночью на небе светят звёзды).

Беседа.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по звёздному небу. Вот небо (глобус), на нём много разных звёзд. Вечером небо над нашими головами усыпано звёздами, когда погода ясная и безоблачная. Люди ещё с давних времён наблюдали за звёздами, мысленно разделяли их на группы-созвездия (повторить и спросить).

Игра «Найди созвездие».

- Найдите на звёздном небе (глобусе) самые яркие звёзды – они более крупные.

- Найдите созвездие, напоминающее человека, птицу, зверя.

- Если наблюдать звёздное небо в одно и то же время несколько вечером подряд, то можно заметить, что те же группы звёзд (созвездий) появляются в небе в определённых местах. Одно созвездие – прямо над головой, второе – надо домом, другое – над полем и т.д. В древности путешественники ориентировались по звёздам, чтобы не заблудиться в пути. Полярная звезда всегда указывает направление на север. Найдите Полярную звезду на глобусе.

- Люди придумывали названия созвездиям, рисовали их. Созвездий много, вы видите их на глобусе. Мы сегодня поговорим лишь о некоторых.

Игра «Угадай созвездие».

- У вас на столе карточки с различными созвездиями. Я буду рассказывать, а вы догадайтесь, о каком созвездии идёт речь.

  (показ картинок. Рекомендуется не менять последовательность картинок)

Если внимательно посмотреть на звёздное небо, можно увидеть созвездие, похожее на большой ковш. Можно представить себе, что конец ручки ковша – это нос какого-то зверя, несколько звёзд под ковшом – это лапы или туловище, в сам ковш – седло. Древние люди считали, что все эти звёзды, если их соединить вместе, похожи на медведицу, и по-своему рисовали её. Посмотрите на свои карточки. Нет ли у вас созвездия, похожего на медведицу?

   (Педагог показывает картинку с изображением Большой Медведицы. Дети вначале рассматривают картинки с созвездиями, потом картинку педагога и ищут нужное созвездие. Имеющий карточку с этим созвездием получает картинку с изображением Большой Медведицы и кладёт её под соответствующим созвездием.)

А перед самым носом Большой Медведицы тоже есть группа звёзд, которые назвали созвездием Волопаса. Это человек, который пасёт вола, - пастух.

   (Педагог показывает соответствующую картинку)

- У кого созвездие Волопаса?

   (Дети ищут. Нашедший карточку с созвездием получает картинку)

Есть на небе и созвездие Лебедя. Похоже, что Лебедь, раскинув крылья, летит по небу.

   (показывает картинку)
- У кого есть созвездие лебедя?

   (угадавший, получает карточку)

А можно увидеть созвездие крылатого волшебного коня Пегас.

   (показывает картинку)

- У кого есть созвездие Пегаса?

    (нашедший получает картинку)

Вот созвездие Геркулеса. Оно состоит из многих звёзд. По преданию, Геркулес был очень сильным человеком. У него была дубинка, с помощью которой он победил страшного льва. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу латы и шлем.

    (показывает картинку)

- У кого есть созвездие Геркулеса?

   (отдаёт её угадавшему ребёнку)

Есть группа звёзд, которые назвали созвездием Льва, того самого льва, которого убил Геркулес.

   (показывает картинку)

- У кого созвездие Льва?

    (отдаёт картинку)

А другую группу звёзд назвали созвездием Орла. Он летит как бы навстречу Лебедю. Орёл – хищная птица.

    (показывает картинку)

- У вас есть такое созвездие?

  (отдаёт картинку)

На небе можно отыскать созвездие Рыбы. Эти звёзды лучше всего видны в дождливые осенние месяцы.

    (показывает картинку)

- У вас есть созвездие Рыбы?

   (отдаёт картинку)

А за Рыбами поблёскивает созвездие Кита, состоящее также из сотни звёзд. Созвездие Кита, как и Рыбы, лучше всего видно в дождливое время года.

     (показывает картинку)

- Найдите это созвездие.

   (отдаёт картинку)

На небе можно найти даже Дракона – волшебного сказочного змея.

    (показывает картинку)

- Посмотрите внимательно, есть ли у вас такое созвездие?

   (отдаёт картинку)

А ещё есть созвездие с необычным названием – Кассиопея. Оно состоит из пяти ярких звёзд, соединив которые мы получим букву «М». Кассиопея – имя царицы. По преданию, она очень гордилась своей красотой и всегда любовалась.

    (показывает картинку)

- У кого есть такое созвездие?

   (отдаёт картинку)

В небе есть ещё созвездие, которое называется Персей. Герой Персей спас прекрасную молодую царевну от злого Кита. У него было сказочное оружие – голова медузы Горгоны. Все, кто взглянул на медузу Горгону, превращались в камень. Персей показал Киту своё сказочное оружие. Кит посмотрел на него и превратился в остров, а Персей женился на царевне.
 
(показывает картинку)

- У кого есть созвездие Персея?

   (отдаёт картинку)

Если вы будете смотреть на небо, вам может показаться, что то или иное созвездие можно было бы назвать как-то по другому. Но люди, изучающие небо, собрались и договорились о том, что одни и те же группы звёзд буду называться одинаково.

Игра «Слова-родственники».

Подобрать родственные слова: звезда – звёздочка, звёздный, звездолёт, созвездие.

Итог занятия.

- Назовите созвездие, похожее на зверей, обитателей моря, птиц.

(Вариант – все 12 карточек могут быть прикреплены на фланелеграфе. Дети выходят и прикрепляют созвездие.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД образовательная область "Познание", раздел "Формирование целостной картины мира", старший возраст, "Путешествие в лес"

Деятельность направлена на обобщение знаний детей об осене и познакомить с приметами зимы. Непосредствено - образовательная деятельность включает две области "Познание" (формирование целостной картины...

Конспект НОД образовательная область "Познание", раздел "Формирование целостной картины мира", старший возраст,"Домашние птицы""

·        Уточнить представление детей о домашних птицах и птенцах, их строении, где живут, чем питаются, какую пользу приносят·...

Конспект НОД образовательная область "Познание", раздел "Формирование целостной картины мира", старший возраст,"Овощи,огород"

·        Расширить словарь по теме·        Совершенствовать навыки согласования прилагательных с существительными, образован...

Конспект НОД образовательная область "Познание", раздел "Формирование целостной картины мира", старший возраст,"Семья"

·        Научить детей определять родственные отношения в семье·        Точно и полно отвечать на вопросы·...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Формирование целостной картины мира, расширение кругозора Тема: Беседа «Наши мамы»

Данное занятие знакомит детей с общественным праздником «День матерей»Учить доброму, внимательному отношению к матери...

Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование целостной картины мира для детей второй младшей группы "Сад - огород"

Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование целостной картины мира для детей второй младшей группы "Сад - огород"...

Конспект совместной образовательной деятельности "Формирование целостной картины мира, расширение кругозора"(средний возраст). Тема "Весна".

Расширять представления о взаимосвязи весенних изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных. Совершенствовать речь, как средство общения. Воспитывать любовь к природе....