Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
статья

Ирина Ивановна Цыкалова

На сегодняшний день большое внимание уделяется проблеме развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, поскольку именно в этот период, по мнению внушительного количества ученых, происходит формирование эмоциональной сферы как таковой. Более того, они полагают, что развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте может привести к успеху в дальнейшей жизни в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

На сегодняшний день большое внимание уделяется проблеме развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, поскольку именно в этот период, по мнению внушительного количества ученых, происходит формирование эмоциональной сферы как таковой. Более того, они полагают, что развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте может привести к успеху в дальнейшей жизни в целом.

Что такое эмоциональный интеллект?

 

     Жизнь человека очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным образом к предметам, событиям, к другим людям, к своей личности, а любые проявления активности личности сопровождаются эмоциональными переживаниями, т. е. проявляет человек эмоции и чувства.

       Эмоции (от лат. emovea — потрясаю, волную) — это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности,

- субъективное состояние, которое возникает в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей1.

К выразительным формам эмоций относятся:

                                 жесты (движения рук),

                                 мимика (движения мышц лица),

                                 пантомимика (движения всего тела),

                                 эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса),

                                 вегетативные изменения (покраснение, побледнение, потоотделение).

     Без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира. Эмоции и чувства направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс. Без эмоционального осознания, мы не в состоянии в полной мере понять нашу собственную мотивацию и потребности, а также эффективно общаться с другими людьми. То, как мы себя чувствуем, влияет на то, как мы думаем и о чём мы думаем. Для людей вокруг важен не только ваш ум и обширные познания, им так же важно то, как вы говорите, насколько с вами приятно просто находиться рядом, насколько вы готовы и умеете взять на себя ответственность, вдохновить, отстоять свою позицию.

   Наши чувства и эмоции влияют на здоровье и личную жизнь, на успех в работе, помогают сделать отличную карьеру, добиться успеха практически в любом начинании, но могут и в одночасье все это разрушить. Поэтому умение регулировать собственное эмоциональное состояние одно из важнейших умений в жизни каждого человека. Изменяя эмоции в жизни человека можно изменить и саму жизнь.

Насколько детям необходимо изучать свой организм и окружающий мир, настолько им также необходимо изучать и свой внутренний мир. Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Поэтому не менее важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

                                 умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через            край”;

                                 способностью сознательно влиять на свои эмоции;

                                 умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

                                 способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

                                 умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

                                 способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Важно систематизировать развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. 

Поэтому перед педагогами дошкольных учреждений и родителями стоит цель:

- Формирование у детей эмоционально – мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.

- Развитие навыков, умения и опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Из цели вытекают следующие основные задачи:

- Сообщая детям знания, воспитывать в них такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них.

- Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.

- Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении.

- Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями – мимикой, жестами, пантомимикой.

- Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе самостоятельной деятельности.

- Необходимо сформировать у детей способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный стиль в отношениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии»

Проблема: Наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.В дошкольных учреждениях традиц...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Жизнь человека очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным...

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

В настоящее время проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния вызывает к себе все больший интерес. Развитие эмоционального интеллекта нач...

Презентация "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".

Эмоциональный интеллект (EI) – это способность понимать свои и чужие эмоци и адекватно реагировать на них. Для ребенка развитие эмоционального интеллекта (EQ) является основой успешного и счастл...

Презентация "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".

Эмоциональный интеллект (EI) – это способность понимать свои и чужие эмоци и адекватно реагировать на них. Для ребенка развитие эмоционального интеллекта (EQ) является основой успешного и счастл...