«Креативность, или как помочь ребенку творчески мыслить»
консультация (средняя группа)

Модное слово нынче – креативность, а если проще — творческие способности, в которых заложено множество качеств и умений. И нестандартность мышления, и творческая смелость, и чувство юмора, и талантливая лёгкость. Ах, какой вкусный коктейль! Интересно, креативность – это врождённый талант или можно как-то развить творческие способности у детей дошкольного возраста? Я считаю, что можно!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreativnost.docx62.63 КБ

Предварительный просмотр:

консультация для воспитателей

 «Креативность, или как помочь ребенку творчески мыслить»

г. Кудрово, 2021 г.

C:\Users\Денис\Desktop\для аутистов\book1.jpg

Модное слово нынче – креативность, а если проще — творческие способности, в которых заложено множество качеств и умений. И нестандартность мышления, и творческая смелость, и чувство юмора, и талантливая лёгкость. Ах, какой вкусный коктейль! Интересно, креативность – это врождённый талант или можно как-то развить творческие способности у детей дошкольного возраста? Я считаю, что можно!

Когда ребёнок рождается, у него еще нет воображения. Чем старше становится ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на развитие его воображения, тем больше развивается умение фантазировать, способность творить.   

Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей. В дальнейшем фантазия, воображение начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий. Малыш 3 – 4 лет иногда путает воображаемое с действительным - то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.

В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим - сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям еще трудно фантазировать, не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и т.д.)

 В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно - придумывать необыкновенные истории,  фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения. Взрослые обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этой уникальной способности, без которой дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.

Как же помочь дошкольникам развить свое креативное мышление и творческое воображение? Существует множество разнообразных способов:

1. Необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников – читайте детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривайте иллюстрации в книгах. Советуйте родителям ходить с детьми в театры, музеи, ездить на экскурсии и т.д.

2. Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло. Учите детей рисовать все то, что они видели, рассказывать обо всем, что они пережили. 

3. Поощряйте рисунки и лепку по замыслу. При необходимости обсудите вместе с ребенком задуманный сюжет, помогите мысленно увидеть задуманное.

4. Поощряйте детское сочинительство во всех его проявлениях: сказки, рассказы, стихи.

5. Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение.

6. Дошкольникам должны быть доступны всевозможные конструкторы. Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его творческое воображение.

7. Используйте для развития творческого воображения у дошкольников специальные игры и упражнения.

И поэтому предлагаю вашему вниманию несколько упражнений для развития творческих способностей: 

 «Кляксы и пятна»

Увлекательнейшая игра – поиск сюжетов и картин где угодно: в облаках, в лужах, трещинах на асфальте, кляксах и даже в контуре блинов! Кляксы и пятна можно создавать самостоятельно. А можно чуть усложнить задачу: а что бы увидел в этой кляксе художник? А пожарный?

 «Сказка – рассказ»

После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

 «Названия»

Представляем себя главными редакторами крупной газеты и придумываем названия всему: предметам, ситуациям, действиям, событиям, как если бы это был материал для первой полосы нашего издания. Пусть эти названия будут разными по стилю и настроению.

«Что из этого можно придумать?»

Берём любой предмет, допустим, скрепку, и предлагаем варианты по нестандартным способам её использования. Крючок для ёлочной игрушки? Звено для цепочки? Закладка для книги? Неплохо для начала. Кстати, её даже можно разогнуть при необходимости, если нужно! Чем больше получится разнообразных вариантов, тем лучше.

«Как выйти из ситуации?»

Представим себе ситуацию из жизни – вдруг во время прогулки порвался ботинок. Что делать? Обувной мастерской поблизости нет! Идти босиком? Вариант! Прибить подошву маленькими гвоздиками? Тоже можно. Приклеить на жвачку, обмотать носовым платком, оторвать подошву совсем – все варианты хороши и подходяще. А теперь можно придумать какую-то другую ситуацию.

Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий»

Воспитатель начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает  -  «Б»  плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.

Пример: гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце  -  плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

«Архитектор» 

Представим себе, что нам, архитекторам,  дано задание — создать проект дома. На листочке пишем несколько любых слов – это и будут пожелания клиента, каждое из которых должно найти отражение в проекте. Например: молоко, мышь, зеркало, шар. Возможно, дверь в наш замок будет в виде мышиной норы, во дворе будет фонтан в виде кувшина «молока» — подкрашенной воды, в виде шаров будет мебель, а зеркальной будет крыша! Осталось только подробно нарисовать нашу фантазию. Безумие? Конечно! На то и расчёт: отпустить себя – чем свободнее, тем лучше! Стоит заметить, что обычно такие здания выглядят довольно забавно.

Итак, уважаемые педагоги, давайте поиграем!

К: Предлагаю вашему вниманию свои пожелания, которые будут изложены ниже в качестве слов, каждые из которых должны найти отражение в проекте: кастрюля, ворона, роза, ручка, апельсин, шкаф, бензоколонка, шляпа.

А: Набор слов очень интересный и необычный.

«Кастрюля» — это дом, который будет иметь форму кастрюли.

«Ворона» - пусть крыльцо будет черным, как ворона.

«Роза»  - отведем комнату под зимний сад и посадим там цветок.

«Ручка» - будет в форме вазы в доме.

«Апельсин» - это форма и цвет окон в доме.

«Шкаф» - это дверь в доме.

«Шляпа» - это крыша дома.

«Бензоколонка» - послужит для поливки огорода рядом с домом.

 Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения, креативного мышления и подхода педагогов, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

Поэтому, для того чтобы научить ребенка креативно мыслить, мы, в первую очередь, педагоги, должны быть креативными.

Желаю всем творческого самочувствия, и пусть ваша креативность проявляется не только в педагогической деятельности, но и во всех сферах жизни!


Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Как помочь родителям осознать в ребенке творческое "Я" и увидеть его одаренность"

Консультация поможет воспитателям в работе с родителями  по выявлению творческой одаренности детей. Что очень злободневно в наше время....

«Как помочь ребенку в творческом развитии?»

Как помочь ребенку в творческом развитии?...

Консультация для родителей: "Как помочь ребенку в его творческой деятельности?"

Необходимое условие   возникновения детского творчества – это накопление впечатлений от восприятия искусства, которые  являются образцом для творчества, его  источником....

Как помочь ребенку развить его творческие способности через изобразительную деятельность и для чего это нужно.

Эта статья поможет разобраться в понятии: "творческие способности" , подобрать методику для развития творческости у дошкольников в изобразительной деятельности....

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинс

Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников»«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тон...

Как помочь ребенку перебороть негативные мысли

Советы родителям, которые помогут избавить детей от тревожных, пессимистичных размышлений...