Как помочь ребенку развить его творческие способности через изобразительную деятельность и для чего это нужно.
статья

Куликова Елена Владимировна

 Эта статья поможет разобраться в понятии: "творческие способности" , подобрать методику для развития творческости у дошкольников в изобразительной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Как помочь ребенку развить его творческие

 способности через изобразительную деятельность

 и для чего это нужно.

На сегодняшний день одной из актуальных задач в дошкольной

педагогике является развитие творческих способностей у детей.

Культурному обществу всегда были нужны творческие люди, так как именно они определяют прогресс человечества.

Креативность (интеллектуальное творчество) – необходимое качество для развитого человека. Это качество позволяет достичь чего-то нового.

Творческое развитие детей возможно во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Не менее значима для раскрытия детского творчества и изобразительная деятельность дошкольников.

Чего избегать, к чему стремиться.

При рисовании, лепке и аппликации ребенок выражает свои чувства, впечатления, ощущения, свою индивидуальность. Следовательно детская работа является не только продуктом изобразительной деятельности, но и книгой в которой, если умело использовать свои знания, можно прочитать о мироощущениях конкретного ребенка, что позволяет наладить дальнейшую педагогическую работу с ним, подобрать индивидуальный подход.

Безусловно в раскрытии творческого потенциала у ребенка большую роль имеет взрослый, который не зависимо от объёма изобразительных умений ребёнка, даёт ему возможность самовыражаться и учит как подойти к делу творчески, самостоятельно.

Для развития творческости у детей необходимо использовать разные методы и приемы воздействия на ребёнка. Степень креативности повышается если педагог умело сочетает между собой игровые, дополнительные средства воздействия на эмоциональную сферу ребенка с ненавязчиво обучающими методами. Дополнительные средства не должны перекрывать воздействие на ребенка в его собственно изобразительной деятельности, а усиливать эффект влияния на воображение малыша. Лучше если общение будет происходить в непринуждённой, дружеской обстановке. Но не стоит уподобляться стихийному воспитанию, необходимо помочь ребёнку воплотить замысел в реальную идею на листе бумаги, подсказать путь от мечты к творчеству.

А также я придерживаюсь мнения, что рисовать ребёнка нужно учить, а «не пускать всё на самотёк». В каждом творческом занятии должен быть элемент обучения, а в каждом обучающем - элемент творчества.  

Для того, чтобы активизировать творческий процесс лучше начинать работать уже в дошкольном возрасте.    

Создавая изображение того или иного предмета, ребенок вкладывает в него свои чувства, свое понимание. В этом и заключается изобразительное творчество дошкольника.

Творчество проявляется не только при самостоятельном придумывании темы, но и когда изображение создается по заданию педагога, при предоставлении возможности определять самому композицию, выразительные средства, внесение интересных дополнений.

Творчество проявляется при изменении формы, величины предмета, дополнении мелкой детали, изменении в цвете. Необходимо поощрять любое проявление самостоятельности, творчества. Для того чтобы дети могли отображать свои впечатления от окружающего мира необходимо обеспечить их этими впечатлениями.

Задача педагога- целенаправленно формировать знания и представления у детей путем специальных наблюдений, постепенно и последовательно развивать восприятие – образное, эстетически окрашенное, эмоционально положительное, обогащая сенсорный опыт. Необходимо вести наблюдения за природой обращая внимание на то, как светит солнце, ветер наклоняет деревья, раскачивает ветки, плывут по небу облака…Дайте возможность детям пофантазировать (пусть представят на что похожи тучи или облака, гонимые ветром…) Такие наблюдения, еще и подкрепленные поэтическими строками, умение созерцать красоту, наслаждаться ею – важный фундамент развития детского творчества.

Одно из необходимых условий проявления и развития творчества - это создание эмоционально положительной обстановки на занятиях по изобразительной деятельности. Для проявления творчества необходима непринужденная обстановка. Можно заниматься сидя, стоя за мольбертом, за столом, перед доской, на песке… не нужно требовать от ребёнка в такой момент полного ответа, беседы должны носить живой непосредственный  характер, отвечать можно не поднимая рук…Формальные требования на занятиях со стороны взрослого подавляют радостное настроение детей, снижают интерес к изобразительной деятельности. Нежелательны и поминутные замечания. Доброе, внимательное, заинтересованное отношение одухотворяет детей, способствует дальнейшему развитию их творческих способностей.

Профессор, доктор педагогических наук Т. Комарова  выделяет три этапа творческой деятельности:

1 этап: возникновение, осознание замысла.

2 этап: воплощение замысла.

3 этап: анализ результатов.

«Каждый из этих этапов имеет свои способы реализации, но эти способы ребенок сам выбирать не умеет, не может ими и овладеть. Необходима помощь взрослого, педагога.

Творческой деятельности следует учить. Методику нужно тщательно продумывать, действовать как можно тактичнее.»

Не мало важно правильно организовать художественную среду:

К такой среде относится все, что радует глаз и слух, что вызывает удовлетворение, положительное эмоциональное переживание: это и красивая игрушка и художественное оформление  помещения, архитектура и скульптура, элементы народного-прикладного искусства…Но это также и занятия ребенка рисованием, лепкой, аппликацией, изобразительным искусством.

Организация уголка изобразительной деятельности:

Уголок должен занимать 3-5 метров всей площади группы, располагаться так, чтобы дети могли там долго заниматься, оставлять и снова возвращаться к своим работам.

Необходимо создать тут же место, где можно вывешивать, выставлять работы на выставки, находить внимательного зрителя.

Оформление уголка ИЗО в группе детского сада.  

Уголок ИЗО – специальное место в групповом пространстве, где тщательно подобран весь необходимый материал учитывая возрастные особенности детей.

Оформление уголка творчества, согласно ФГОС должно отвечать следующим требованиям:
- Уголок располагается в хорошо освещённом месте, не далеко от окна.
- Оборудование соответствует особенностям данного возраста. 

- Уголок должен быть эстетически оформлен, привлекать детское внимание своим красивым оформлением. Важное значение имеет именно «детский» дизайн (включение в оформление игровых персонажей: картинки и куклы, творческих работ воспитанников).
- Уголок должен быть многофункциональным. Игровую среду можно видоизменять в зависимости от обучающей ситуации, объединять с другими зонами.
- Оборудование и материалы должны легко трансформироваться для создания новой игры. Например, с помощью уголка ИЗО можно организовать сюжетно-ролевую игру «В мастерской художника» (совмещение с уголком театрализации).
- Уголок должен быть вариативным. Оснащение зоны периодически сменяется: добавляется новый материал для творчества, обновляются детские демонстрационные работы, элементы оформления.
- Оборудование и материалы должны быть безопасны иметь высокое качество.

 Это касается и мебели, и средств для непосредственного оснащения уголка (например, ножницы, карандаши и клей должны храниться в коробках с крышкой).

Необходимый изобразительный и бросовый материал (в достаточном количестве)
• Кисти (беличьи, пони, щетинные – разного размера)
• Краски (гуашь, акварель)
• Гелиевые ручки (разных цветов)
• Карандаши (цветные, простые, акварельные)
• Фломастеры и маркеры, восковые мелки, масляная пастель, уголь, сангина.
• Книжки-раскраски, альбомы для рисования, рамки – обводки, печати…
• Репродукции картин (различных видов изобразительного искусства – живопись (пейзаж, натюрморт, портретная живопись), графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, альбомы, энциклопедии.

Неотъемлемая часть уголка изобразительной деятельности — дидактические игры данной направленности.
Для дошкольников младшей, средней групп-это простые пособия на закрепление основных цветов. Задача ребёнка — определить, какие цвета используются в каждом конкретном рисунке. В старших группах уже можно вводить игры по декоративно-прикладному искусству, использовать «лепбук», в котором собран дидактический материал по изобразительной деятельности.


Необходимо оформить стенд или уголок для родителей «Наше творчество», где организуются выставки по определенной тематике или просто выставляются детские работы. В дошкольном учреждении необходимо организовать выставки, конкурсы совместного творчества детей и родителей.

Следуя вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

Для развития творческих способностей в художественной деятельности у детей необходимо соблюдать разные методы и приемы воздействия на ребёнка.         

  1. Ресурсы детского воображения велики и их нужно вовремя активизировать, дать возможность выплеснуться наружу.
  2. Также необходимо способность малыша фантазировать постоянно подкреплять новой информацией, как цветок, нуждающийся в подкормке, нежный, хрупкий способный цвести или быстро завянуть без надлежащего ухода.
  3. Для наиболее плавного развития креативности воздействовать на ребенка лучше начинать еще с раннего возраста, возбуждая интерес к новому, неизведанному и накапливая ту базу данных, которая поможет в будущем развиться творческой личности.
  4. Творческой деятельности следует учить.
  5. В каждом обучающем занятии доложен быть элемент творчества, а в каждом творческом – элемент обучения.
  6. Оформление уголка творчества должно соответствовать требованиям согласно ФГОС ДО.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку развить связную речь

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. ...

Как помочь ребенку развить его мыслительные способности.

Как можно больше внимания уделяйте свему ребенку, идите на физический контакт с ним. Разговаривайте о пролемах, занимающих вас обоих, выслушивайте реплики ребенка внимательно перед тем как ответить....

«Как помочь ребенку развить логику»

Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не столько определенные знания , сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться.Задачи на смекалку,...

как помочь ребенку развить связную речь

как помочь ребенку развить связную речь...

Как помочь ребенку развить связную речь?

Родители могут специально создавать ситуации, стимулирующие развитие навыков общения....

Памятка для родителей "Как помочь ребенку развить связную речь"

Памятка для родителей "Как помочь ребенку развить связную речь"...