Восприятие цвета и формы в играх детей младшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии
консультация (младшая группа)

Иванова Ольга Михайловна

Восприятие цвета и формы в играх детей младшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospriyatie_tsveta._konsultatsiyaword.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Восприятие цвета и  формы в играх детей младшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

Дошкольный возрастной период-это важный этап в психики ребёнка, который создаёт фундамент для формирования новых психических образований, которые будут развиваться в процессе учебной деятельности.

Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, т.к. оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению.

Восприятие младшего дошкольного возраста носит предметный характер, т.е. все свойства предмета, например, форма-не определяется у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету.

Действуя с предметами, ребёнок  начинает обнаруживать их  отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства  в разных предметах и разные в одном предмете.

При нарушении психики  у ребёнка могут распадаться целостные образцы предметов или процесс восприятия отдельных свойств  и  явлений. Обучая ребёнка восприятию предметов и их свойств, мы формируем психические механизмы, которые помогают ребёнку познавать окружающий мир, расширять сферы восприятия, включать в его опыт все новые и новые предметы и явления.

Чтобы научить ребёнка различать геометрические фигуры по форме, для этого нужно освоить ряд практических действий, которые помогают ему воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины. Это такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, сопоставление элементов фигур, обведение пальцем контура, ощупывание, рисование.

После освоения практических действий, ребёнок может узнавать любую фигуру, выполняя эти же действия в уме. В играх ребёнку предлагается различать основные геометрические фигуры, которые необходимо знать в дошкольном возрасте  во 2 младшей группе - это круг и квадрат.

В процессе игры у ребёнка формируется набор эталонов геометрических фигур и их вариантов. Вначале ребёнок  может запомнить только название самого свойства - «форма» - и модель - «фигура».

Среди множества фигур он учится различать их форму, сначала по образу, а потом по эталону, который у него закрепляется в образе представлений. Не стремитесь, чтобы ребёнок запомнил название всех форм, но называйте их сами, подкрепляя свои слова показом образца. Позднее ребёнок начинает  различать названия в ваших словах, а затем и произносит их сам.

Во 2 мл. группе дети отбирают фигуры по образцу, выполняя действие сопоставления с помощью  таких  операций, как группировка форм, прикладывание, наложение. Эти операции закрепляются при выкладывании мозаики, конструировании. Поэтому при организации игр надо соблюдать последовательность, ориентируясь на возможность ребёнка и уровень усвоения им перцептивных операций. Для проведения игр с детьми следует  предварительно познакомиться с играми и  приготовить игровой материал, вырезать из цветной бумаги заготовки.

В группе ЗПР желательно чтобы дети присутствовали при изготовлении  игр. Для некоторых игр нужен  строительный конструктор, мелкие предметы, игрушки, верёвочки, краски, цветная бумага. Совместное  с ребёнком изготовление игрового материала будет особенно полезным для развития его познавательной активности.

Научить ребёнка различать предметы по цвету можно с помощью  операции сравнения однородных и разных по цвету предметов. Для  этого детей  нужно  обучать таким практическим  действиям, как прикладывания предметов по цветовому признаку.

После усвоения практических действий у детей  формируются эталоны- образцы основных цветов, с которыми он сопоставляет окружающие предметы. В играх у детей  формируются образцы предметов с характерными для них цветовыми свойствами.

На основе практических действий  по различию цвета и системы эталонов и цветовых образцов предметов ребёнок учится определять цвет предмета «в уме», т.е. мысленно, уже не прибегая к практическому действию. Эти же действия  он начинает выполнять в умственном плане, тогда происходит мгновенное различие цвета.

В играх дети знакомятся  с основными цветами и их оттенками в такой последовательности, которая соответствует возрастным особенностям детей. Сначала дети осваивают действия с предметами, которые помогают выделять «цвет» в предмете. Потом осваивают понятие «слово» цвет на примере двух- трёх наиболее контрастных основных цветов(красный, синий, жёлтый). Затем учатся различать ещё несколько цветов (оранжевый, зелёный), приучаясь  подбирать похожий цвет по образцу, не называя его. С освоением  отбора цвета по образцу ребёнка формируются эталоны основных цветов, с которыми он начинает  сравнивать воспринимаемые  предметы.

Игры на восприятия формы

  1.  «Спрятались от дождика»

Цель: учить соотносить геометрические фигуры  с образцами.

  1. «На что похожа эта фигура?»

Цель: учить называть геометрические фигуры , находить в окружающей обстановке предметы, похожие на эти фигуры.

  1.  «Обведи  фигуры карандашом»

Цель: учить детей обводить фигуры карандашом, называя  их при этом: «Я обвожу круг  (квадрат и т. д)»

  1. «Разложи фигуры»

Цель: учить соотносить геометрические фигуры по форме.

  1. «Какая это фигура?»  

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия, учить соотносить геометрические фигуры.

Игры на восприятие  цвета

  1. «Помоги рыбкам» (мамам рыбкам  найти своих детёнышей)
  2. «Какого цвета предмет?»
  3. «Сложи радугу»
  4. «Подбери пару»
  5. «Какие шарики улетели?»
  6. «Найди похожие домики»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в процессе обучения сюжетно-ролевой игре детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Дидактические игры используются в процессе обучения детей с задержкой психического развития сюжетно-ролевой игре, умению брать на себя определённую ответственность в качестве ролевой модели....

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ – ВООБРАЖЕНИЯ, ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.Технология проектир...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ – ВООБРАЖЕНИЯ, ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ – ВООБРАЖЕНИЯ, ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Опыт моей работы "Развитие диалогической формы речи у детей младшего дошкольного возраста с использованием русских народных сказок"

Описывается опыт моей работы по "Развитию диалогической формы речи у детей младшего дошкольного возраста с использованием русских народных сказок"....