ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа)

Уразова Асемгуль Жабаевна

Авторами дается определение социально-коммуникативного развития, анализируются педагогические условия социально-коммуникативного развития дошкольников. Внимание в статье акцентировано на театрализованной игре и предметно-пространственной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urazova_statya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.2                                                                      Уразова  А.Ж.

воспитатель МА ДОУ ЦРР № 24

г. Ишим, РФ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Авторами дается определение социально-коммуникативного развития, анализируются педагогические условия социально-коммуникативного развития дошкольников. Внимание в статье акцентировано на театрализованной игре и предметно-пространственной среде.

Ключевые слова

Средство развития, социально-коммуникативное развитие, дошкольники, театрализованная игра, предметно-пространственная среда.

Urazova A.Zh.

educator MA DOU CRR No. 24

Ishim, Russia

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SOCIO-COMMUNICATIONAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

Annotation

The authors give a definition of social and communicative development, analyze the pedagogical conditions for the social and communicative development of preschoolers. The attention in the article is focused on the theatrical game and the object-spatial environment.

Keywords

Means of development, socio-communicative development, preschoolers, theatrical game, object-spatial environment.

На старший дошкольный возраст приходится бурное социально-коммуникативное развитие, которое не может осуществляться без участия взрослых и сверстников.

В современном мире, в условиях цифровизации экономики, образования проблемы социально-коммуникативного развития дошкольника становятся особо актуальными. Взаимоотношения между людьми утратили доброжелательность, речевую культуру, наблюдается недостаток воспитанности.

Под социально-коммуникативным развитием дошкольника мы будем понимать, процесс, в ходе которого формируется готовность ребенка-дошкольника получать в диалоге необходимую информацию, осознавать и презентовать свою точку зрения на основе уважительного отношения к ценностям, признания разнообразия мировоззрения и позиций других детей и взрослых, согласовывать свои желания с интересами окружающих, продуктивно взаимодействовать с окружающими в совместной деятельности.

Исследователи выделяют условия, которые могут способствовать эффективному развитию социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста. Анализ работ показал, что к числу педагогических условий успешного социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста  в условиях ДОУ относят следующие:

- Включение в сюжетно-ролевую игру;

- Использование театрализованной игры;

- Непосредственное общение с каждым ребенком;

- Построение предметно-развивающей среды.

Остановимся на некоторых из них.

Р.М. Литвинова одним из условий социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста считает театрализованную игру [1].

С помощью театрализованной игры  старший дошкольник способен самостоятельно и с поддержкой взрослого  осмыслить нравственный подтекст литературного произведения (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок). Принимая участие в игре, которая создает благоприятные условия для развития чувства взаимопомощи и поддержки, дошкольник способен освоить навыки  позитивного взаимодействия.

В театрализованной игре дошкольники развивают навыки активного слушания, учатся интонированию, развивают речевое общение и умение договариваться, разделять роли и обязанности, могут обогатить свой словарный запас. Театрализованная игра – благодатное средство для развития творческих и лидерских способностей, умений взаимодействовать в команде и выполнять правила игры.

Еще одним немаловажным условием социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста является организация предметно-развивающей среды.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического  развития.

Специально организованная, окружающая старшего дошкольника  предметно-развивающая среда имеет огромный потенциал для социально-коммуникативного развития, если  обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых.

Однако, А.К. Пшеничникова отмечает, что среда может способствовать развитию дошкольника,  если может смотивировать и заинтересовать ребенка. Среда сможет стать  катализатором в процессе развития личности и в ее организации необходимо учитывать «зону ближайшего развития» [2].

Разрабатывая и организуя предметно-развивающую среду важно учитывать такую характерную особенность старших дошкольников, как появление интереса к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта.

В старшей дошкольной группе каждый воспитанник должен иметь возможность проявлять инициативу в выборе вида деятельности, игровой зоны, дела. Зонирование оборудования необходимо предусматривать так, чтобы дошкольники могли объединяться микрогруппами с учетом социальных связей, общих интересов: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Все компоненты предметно-развивающей среды должны быть  связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному  решению.

Решая задачу развития социально-коммуникативной компетентности предметно-развивающая среда дошкольной организации  должна максимально содержать различные предметы и  и объекты социальной действительности.

В таком случае, среда будет выполнять информационную функцию.

Каждый предмет среды, реальный или замещающий, является средством передачи социального опыта, несет информацию об окружающем мире, о взаимоотношениях в нем.

Создавая среду необходимо руководствоваться следующими принципами: насыщенность среды, ее наполняемость и возрастосообразность;  трансформируемость потенциал взаимозаменяемости предметно-развивающей среды в зависимости от образовательной ситуации);  полифункциональность;  вариативность (разнообразие, регулярная замена игрового материала);  доступность;  безопасность.

Список использованной литературы:

  1. Литвинова Р.М. Театрализованная игра на основе художественных произведений как средство развития детей дошкольного возраста // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 11-4. С. 61-67
  2. Пшеничникова А.К.  Влияние предметно-развивающей среды на коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. URL: http://festival.1september.ru/articles/641714 (дата обращения 27.04 2022)

© Уразова А.Ж., 2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Обострение  проблемы  взаимодействия дошкольников со сверстниками   диктует  необходимость интенсивной работы  по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...

Педагогический совет «Формирование социально - коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста»

- повысить уровень профессионального  мастерства  педагогов в вопросах  реализации ФГОС – область «Социально-коммуникативное развитие»   - формировать творческий подход в...

План по самообразованию на тему: «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, активизирует и повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъём, способствует развитию творче...

Рабочая программа по развитию эмоциональной, личностной сферы и социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста «Я дарю тебе радость» для воспитанников от 6 до 7 лет

Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития л...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта посредством игровых упражнений и пальчиковых игр

В статье представлен опыт работы воспитателя на группе кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями социально-коммуникативного развития....

Лэпбук, как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и наибол...

Самообразование на тему «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Самообразование на тему «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста  с помощью игровых технологий»...