РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ДОУ
статья

Юшина  Ольга Александровна

В данной статье рассматривается теоретический аспект особенностей развития творческого потенциала и повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ  с позиции различных ученых. В статье даны определения творческого потенциала, профессиональной компетентности педагогов, выделены основные  формы и методы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_itog.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ  В ДОУ

Юшина Ольга Александровна,

старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 114»

В настоящее время  проблема развития творческого потенциала и повышения педагогической компетентности  педагогов  является очень актуальной.

Важность развития творческого потенциала воспитателя приобретает все большую необходимость благодаря возрастающему уровню запросов общества, предъявляемых педагогу, а также усложнению и постоянному увеличению сферы образовательных услуг, появлению всевозможных, проектов, технологий.

Творческий потенциал педагога — это комплекс психических  свойств и процессов личности, которые осуществляются в ходе педагогического творчества.

Развитию и становлению творческого потенциала  современного педагога способствует реализация следующих условий: применение рефлексии в ходе  профессионального и личностного  развития и становления; стимулирование самостоятельности, внутренней свободы, активности; проектирование и организация образовательного процесса на основе  профессиональных и личностных ценностей.

По мнению В.Г. Суходольского профессиональная компетентность педагога это –способность к результативному выполнению профессиональной деятельности, которая базируется на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности и определяется требованиями должности. Она предполагает владение  личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками и профессионально значимыми установками.

Важно отметить, что необходимо повышать профессиональную компетентность воспитателей, для этого с педагогами  проводится соответствующая методическая работа.

Методическая работа - это целенаправленная, систематическая, индивидуальная и коллективная,  практическая и теоретическая работа воспитателей по улучшению своего мастерства. Главная цель методической работы состоит в постоянном обновлении набора качественных услуг в зависимости от запроса государства [5, с.2].

В настоящее время особенностью методической работы является удовлетворение важных профессиональных потребностей воспитателей  и обеспечение условий для включения воспитателя детского сада в творческий поиск.

Для повышения творческого потенциала воспитателей, методист в своей работе использует интерактивные методы обучения, эти методы помогают одновременно решать  коммуникативно-ориентационные и учебно-познавательные задачи. И тем самым данные методы помогают усвоению профессиональных знаний, умений и навыков. 

К таким методам относятся: мозговой штурм, деловые игры, круглые столы, метод «Модерации», кейс-метод, мастер классы,  метод-проектов, и др.

Рассмотрим некоторые из них более подробно.

- Метод «Мозгового штурма»

 «Мозговой штурм» является результативным методом формирования творческих умений педагогов, стимулирования познавательной активности.

Здесь вовлекаются в активную деятельность наибольшее количество  педагогов.

Мозговой штурм проходит в несколько этапов. На первом этапе формулируется  проблема или главный вопрос, на который предстоит найти ответ. Второй этап заключается в предложении участниками максимального количества идей по решению проблемы. Третий этап состоит из автоматизации и отбора предложенных идей, выбора лучших.

Например, педагоги  делятся на 2 команды. Каждая команда за семь минут должны выделить шесть наиболее значимых качеств, составляющих профессиональную компетентность педагога. Затем каждая команда должна презентовать эти качества за две минуты.

После презентации педагоги должны выбрать три качества наиболее важные для них и объяснить, почему они так считают.

-Семинары-практикумы.

Для повышения  профессиональной компетенции педагогов хорошо использовать семинары практикумы. На них педагоги получают и теоретические знания, и практические навыки по образованию детей.

Можно провести семинар- практикум «Повышение профессиональной компетентности педагогов в ДОУ».

В первой части семинара-практикума рассматривается вопрос о том, что такое профессиональная компетентность педагога, структура профессиональной компетентности, рассматриваются формы работы по повышению профессиональной компетентности.

Во второй части семинара проводится практическая часть.

С педагогами проводится анкета «Профессиональный портрет».

С педагогами проводятся игры «Волшебники», «Основные качества», «Ответь правильно».

Так в игре «Волшебники», педагогам показывают таблицу, где закодированы названия основных требований, которые  предъявляются  ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде, педагоги  должны быстро и правильно отгадать слова.

-Метод «Модерации».

Данный метод позволяет «заставить» педагогов действовать в одной команде для разработки конкретных реализуемых предложений, которые  нацелены на решение проблемы в кратчайшие сроки  [3, с.32]

Каждый педагог при применении данного  метода может:

•действовать  активно и целенаправленно;

•  полностью сосредоточиться на содержании;

•проявить самостоятельность при обсуждении проблемы;

•сохранить возможность для импровизации;

•проводить обсуждение в  коллегиальной и свободной обстановке.

-Мастер класс.

Так, с педагогами можно провести мастер класс по теме «Профессиональная компетентность воспитателя».

Цель: актуализация развития профессиональной компетентности педагога.

На мастер-классе педагоги определяли  составляющие профессиональной компетентности и составляли перечень основных профессиональных компетенций для педагога.

Также педагоги выполнили ряд  игровых упражнений «Твои качества», «Только хорошее», «Продолжи предложение».

Так в игровом упражнении «Твои качества» педагоги должны  представить себя яблоком, которое висит на ветке наливное, красное и вдруг к нему подползает червяк, и говорит я тебя сейчас буду есть. Педагогу задаётся вопрос, чтобы вы ответили ему, скажите свой ответ, который охарактеризуйте личностным качеством.

При этом  каждому из воспитателей нужно выбрать  качество, которое в нем наиболее сильно проявляются, считая, что и другие видят в нем данное качество. Предлагается написать данное качество на своём яблочке.  

На заключительном этапе мастер класса   идёт рефлексия педагогов по поводу его проведения–всё это несёт обучающую и воспитывающую нагрузку.

-Метод «Кейсов»

Метод «кейсов»– это неигровой метод анализа и решения ситуаций, где воспитатели участвуют в непосредственном обсуждении  задач и деловых ситуаций, которые взяты из реальной практики.

Данный метод,  в основном, используется в процессе ситуационной деловой игры, которая предполагает развертывание особой (игровой) деятельности воспитателей – участников имитационной модели, воссоздающей  динамику и условия воспитательно – образовательного процесса либо сотрудничества с родителями детей.

Таким образом, можно сделать общий вывод, что очень важно развивать творческий потенциал и повышать педагогическую компетентность педагогов. Основными формами повышения творческого потенциала и педагогической компетентность педагогов  являются мозговой штурм,  тренинги,  мастер классы,  деловые игры, семинары - практикумы, метод-кейсов и др.

Список литературы

1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы М.: Сфера, 2009. 96 с.

2. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы.  М: АЙРИС ПРЕСС, 2012.188с.

3. Давыдова О.И.,  Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. СПб: «Детство – Пресс», 2008. 170с.

4. Коротаева Е. Дидактические основы интерактивного обучения //Дошкольное воспитание.  2013. № 2. 128 с.

5. Соломенцева, С.П. Методическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС дошкольного образования //Сборник материалов Ежегодной  международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста».2014.С.1-9.

6. Тузова Н.Н. Развитие творческого потенциала педагогов общеобразовательной организации // Молодой ученый.  2017.  № 25.  С. 316-319.

7. Шаманская Н. Интерактивные методы  // Дошкольное воспитание. 2008. №8.С.24-27.

8. Якобсон С. Г. Дошкольник: Психология и педагогика возраста.  М.: Дрофа, 2016.  176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование инновационной культуры в творческих группах логопедов ДОУ как средство повышения профессиональной компетентности

Профессиональная  компетентность –  интегральная характеристика  профессионализма, включающая  в себя развитые  личностно-деятельностные  структуры. Развитие личности лог...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эфф...

Презентация опыта работы по теме "Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ "ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"....

Творческий отчёт «Самообразование педагогов- как фактор повышения профессиональной компетентности»

Организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию....

Творческая группа как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ

На соременном этапе вопрос качества образования в том числе дошкольного, стоит достаточно актуально. Качество образования на прямую зависит от кадрового обесечения. Профессиональная компетентность пед...

Номинация: «Творческий подход» Тема: «Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов ДОУ с использованием активных методов обучения»

 Оказать психологическую поддержку и методическую помощь молодым педагогам по вопросам организации  образовательного  процесса.·...

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ и РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: В статье раскрываются требования, которые предъявляются к современному воспитателю. Автор описывает трехуровневую структуру методической работы старшего воспитателя с педагогами.Ключевые сл...