Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к ЗОЖ
консультация

Татьяна Белякова

Консультация для педагогов ДОО.
Можно использовать и в работе с родителями с целью привлечения внимания
взрослых к важности игры в любом ее проявлении в жизни детей дошкольного возраста.
В данном материале представлены подвижные народные игры
как способ приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни . Подготовили: инструктор по физической культуре Белякова Т.Н , Самойлова О.А.

Слайд 2

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Слайд 3

ЗОЖ – это такой набор действий и привычек, который позволяет человеку всегда быть в отличном состоянии, быть работоспособным, чувствовать себя здоровым и активным. Это не только профилактика заболеваний и повышение иммунитета, это нечто большее. Здоровый образ жизни входит правильно сбалансированное питание, правильно подобранный уровень физической нагрузки, здоровый сон, режим работы и отдыха, а также духовная составляющая, позволяющая чувствовать внутреннюю гармонию. ЗОЖ-это не единственная процедура, направленная на достижение моментального результата. Принципы здорового образа жизни образуют целую концепцию личного повеления и привычек.

Слайд 4

Игра – важнейшее средство воспитания ребенка.

Слайд 5

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий огромной воспитательной силой.

Слайд 6

Народные игры- имеют многовековую историю, передаваясь из поколения в поколение. Они, как правило, основывались на обрядах и народных праздниках. В народных играх отображался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; проявлялись смекалка, выдержка, творческая выдумка, воля, стремление к победе. Игры хорошо развивали физически. Их было много: бабки, чиж, городки, лапта и др. Многие из них незаслуженно забыты.

Слайд 7

Классификация русских народных игр Игры забавы Игры на ловкость Состязательные игры Игры отражающие отношение к природе Пальчиковые игры Хороводные игры Сезонно-обрядовые игры Орнаментальные игры Драматические (бытовые) игры

Слайд 8

1. Ознакомление детей с истинно народными странными подвижными играми, адаптированными к современным условиям. 2. Знакомство и обучение воспитателей с разнообразными видами народных игр. 3. Привлечение родителей 4. Оснащение предметно-развивающей среды.

Слайд 9

Отбор народных игр. 1. Следует учитывать разновидности движений: бег, подлезание, лазанье, прыжки, метание. Игры с бегом: Ловишки с ленточкой, два Мороза, салки, снежная баба, горелки, липкие пеньки, гуси-лебеди, пирог, пчелы и ласточка

Слайд 10

С подлезанием: кот и мыши, мыши в кладовой, пастух и стадо, медведь и пчелы, наседка и цыплята. С метанием: купи бычка, ловишки с мячом, ловля оленей, узелок. С прыжками: удочка, лягушки в болоте, челнок, серый зайчик, не оставайся на полу.

Слайд 11

2. Режим дня(НОД, на прогулке, на утренней гимнастики); 3. Сезон; 4. Рельеф местности; 5. Возрастные и индивидуальные особенности детей и их физическая подготовка; 6. Имеющиеся оборудование; 7. Годовой круг народных праздников.

Слайд 12

Организация игры с учетом возраста детей. Для детей младших групп организуются элементарный по содержанию и правилам сюжетные и несюжетные подвижные игры, в которых дети выполняют простые двигательные задания при непосредственном участии педагога. Основная роль в игре отводится педагогу. (У медведя во бору, кот и мыши, по ровной дорожке)

Слайд 13

Организация игры с учетом возраста детей. Для средней группы возможны игры с простейшими индивидуальными и коллективными соревнованиями, широко используются сюжетные игры (козлята и волк, мышеловка, волки овцы)

Слайд 14

Организация игры с учетом возраста детей. Для детей старших групп игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей, вводятся задания на коллективное соревнование. (День ночь, Совушка, Водяной, Бабка Ёжка). Для детей чаще ставятся задачи мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, смекалку, сноровку, переключаться с одной деятельности на другую. Для детей подготовительной группы играют в сложные подвижные, командные игры, игры эстафеты. Развивающие ловкость, быстроту, выносливость, самостоятельность, совершенствующие двигательные навыки, воспитывающие морально волевые качества. Дети сами составляют варианты игр.

Слайд 15

Таким образом, детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, позволят нам решить задачу национального воспитания и всестороннего воспитания ребенка. Возрождение народных традиций в подвижных играх, состязаниях, обычаях поможет приостановить процесс вымирания народной педагогики и окажет огромное влияние на воспитание психически и физически здорового, подрастающего поколения.

Слайд 16

Использованная литература: 1. Журнал «Дошкольная педагогика» № 9 2011 г. 2. Журнал «Дошкольная педагогика» № 7 2012 г. 3. Журнал «Инструктор по физической культуре» № 5 2011 г. 4. Журнал «Инструктор по физической культуре» № 1 2018 г. 5. Журнал «Инструктор по физической культуре» № 4 2018 г. 6. Журнал «Инструктор по физической культуре» № 2 2020 г. 7. Журнал «Здоровье дошкольника» № 2, № 6 20214 г. 8. Журнал «Музыкальный руководитель» № 2 2014 г. 9. Журнал «Воспитатель» № 6 2021 г. 10 . Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных игр для детей 2х – 7 лет» изд. Мозайка Синтез, Москва 2013 г. 11 . Кенеман А.В. (под редакцией Осокиной Т.И) «Детские подвижные игры народов СССР» изд. Просвещение Москва 1988 г. 12 . Агамонова Н.С., Слепцова И.С., Морозов И.А. «Народные игры для детей: организация, методика, репертуар» изд. Государственный республиканский центр русского фольклора. Москва 1995 г. 13 . Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры» изд. Просвещение. Москва 1986 г. 14 . Интернет НС-портал. 15. Арсеневская О.Н. «Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности» изд. Учитель, Волгоград 2015 г. 16. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» изд. Учитель, Волгоград 2015 г. издание № 2

Слайд 17

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ Г.ТРОИЦКА» 3 ОТДЕЛЕНИЕ

Детские подвижные игры народов России

Подготовили: инструктор по физической культуре                                                                                          Белякова Т.Н, Самойлова О.А.

2021 г.

Народные подвижные игры в разных возрастных группах.

Игра – важнейшее средство воспитания ребенка.

Подвижные игры- естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий огромной воспитательной силой.

            

                                                 

Задачи

  1. Развивать двигательную активность (в беге, лазанье, прыжках, подлезании, метании) и физические качества (быстроту, ловкость, координацию движений).
  2. Развивать мышление, воображение, активизировать умственную деятельность. Воспитывать активность, сноровку, сообразительность.
  3. Знакомить с различными видами фольклора (приговорки, считалки, перевертыши, загадками, хороводами, народными песнями и т.д.)
  4. Развивать навыки свободного общения со сверстниками, инициативу, умение постоять за себя, учит преодолевать неудачи.

   

  1. Русская народная игра «Пчелки и ласточка».  

Цель: развивать ловкость, быстроту движения.

Ход игры. Играющие дети – «пчелки» – сидят на корточках. «Ласточка» – в своем «гнезде». Пчелки (сидят на поляне и напевают). Пчелки летают, медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум Ласточка. Ласточка летает,     Пчелок поймает! «Вылетает» и ловит «пчел». Пойманный становится «ласточкой».  

  1. Русская народная игра «Капуста».  

Цель: развивать двигательную активность детей.

Ход игры. Круг – это огород. В середине складывают платки, обозначающие капусту. «Хозяин» садится рядом с «капустой» и говорит:               

 Я на камешке сижу,               

Мелки колышки тешу.               

Мелки колышки тешу,               

Огород свой горожу.               

Чтоб капусту не украли,               

В огород не прибегали               

Волки и синицы, бобры и куницы,               

Заяц усатый, медведь косолапый.

Дети стараются забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает – из игры выбывает. Участник, который больше всего унес «капусты», – победитель.  

3.  Русская народная игра «Волк». 

Цель: развивать двигательную активность.

Ход игры. Все играющие – «овцы», они просят «волка» пустить их в лес погулять: «Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!» Он отвечает: «Гуляйте, гуляйте, да только травку не щиплите, а то мне спать будет не на чем». «Овцы» сначала только гуляют в лесу, но скоро забывают обещание, щиплют траву и поют:             

 Щиплем, щиплем травку, зеленую муравку.             

Бабушке на рукавички, дедушке на кафтанчик,             

Серому волку грязи на лопату!

«Волк» бежит по поляне и ловит «овец», пойманный становится «волком», игра возобновляется.

Правила игры. Гуляя по лесу, «овцы» должны расходиться по всей поляне.  

4.  Русская народная игра «Блуждающий мяч».

Цель: развивать внимание, ловкость движения.

Ход игры. Все играющие, кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу большой мяч. Водящий бегает вне круга и старается дотронуться до мяча рукой. Если это ему удается, то он идет на место того игрока, в руках которого находился мяч, а играющий выходит за круг. Игра повторяется.

Правила игры. Передавая мяч, играющие не должны сходить с места. Нельзя передавать мяч через одного, можно только рядом стоящему игроку. Игрок, уронивший мяч, становится водящим.  

5.  Башкирская народная игра «Липкие пеньки». 

Цель: развивать ловкость и быстроту движения.

Ход игры. Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить к ним близко. «Пенечки» должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Те, до кого дотронулись, становятся «пеньками». Правила игры. «Пеньки» не должны вставать с места.  

6.  Белорусская народная игра «Ванюша и лебеди». Цель: развивать ловкость, быстроту.

Ход игры. На земле чертят круг диаметром 10 м. Это лес, а в середине квадратик – это дом лесовика. В квадрате помещают Ванюшу и выбирают «лесовика». Остальные – «лебеди». «Лебеди», залетая в лес, пробуют забрать Ванюшу, а «лесовик» – поймать «лебедей» рукой. «Лебедь», которому удается вывести из леса Ванюшу, сам становится «лесовиком», и игра начинается сначала.

Правила игры. Забегать в дом «лесовика» нельзя. Пойманные «лебеди» выбывают из игры до смены ролей. «Лесовик» не имеет права выходить из леса и все время стоять возле дома, он должен двигаться по площадке.    

7.  Удмуртская народная игра «Водяной». 

Цель: развивать ловкость, быстроту.

Ход игры. Очерчивают круг. Это пруд или озеро. Выбирается водящий («водяной»). Играющие бегают вокруг «озера» и повторяют слова: «Водяного нет, а людей-то много». «Водяной» бегает по кругу («озеру») и ловит играющих, которые подходят близко к «берегу» (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.

Правила игры. «Водяной» ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают «водяному».    

8.  Мордовская народная игра «Круговой». 

Цель: развивать меткость, быстроту реакций.

Ход игры. Играющие делятся на две команды, чертят большой круг и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается им попасть в любого другого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если нет, то он выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, пойманный от земли не считается. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу. Если в него попадут, он остается в кругу, так как у него есть запасное очко.  

9.  Игра народов Севера «Перетяни».

Цель: развивать силу, быстроту движений.

Ход игры. На площадке чертят две линии на расстоянии 3–4 метров одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и с согласия товарищей с криком «Перетяну!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего его на свою сторону. Игра продолжается. Теперь игрока-нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетянет к себе всех игроков другой команды.      

 

10.  Игра народов Севера «Ловля оленей». 

Цель: развивать меткость, быстроту движений.

Ход игры. Среди играющих выбирают двух «пастухов», а остальные – «олени», которые становятся внутри очерченного круга. «Пастухи» находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три – лови!» «пастухи» по очереди бросают мяч в «оленей», а те убегают. «Олень», в которого попал мяч, считается пойманным. После четырех-пяти повторений подсчитывается количество пойманных «оленей».

Правила игры. Игру надо начинать только по сигналу. Бросать мяч надо только в ноги играющим. Засчитывается прямое попадание, а не после отскока.  

 

11.  Русская народная игра «Ключи». 

Цель: развивать внимание, быстроту.

Ход игры. Играющие дети встают в кружки, начерченные на земле. Водящий подходит к игроку и спрашивает: «Где ключи?», тот отвечает: «Пойди к Саше (Сереже), постучи». Во время этого разговора играющие стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять кружок, свободный во время перебежки. Если он долго не сможет его занять, то может крикнуть: «Нашел ключи». Все играющие должны при этом поменяться местами, и водящий занимает чей-нибудь кружок. Ребенок, оставшийся без места, становится водящим.  

12.  Игра народов Севера «Я есть».

Цель: развивать двигательные навыки.

Ход игры. Дети делятся на две одинаковые команды. В середине площадки, на расстоянии 2–3 метров, обозначаются две линии, за которыми строятся две друг против друга шеренги. Игроки убегающей команды дружно хлопают в ладоши, поворачиваются и быстро бегут к своему краю площадки. Водящая команда бежит за ними, стараясь поймать хоть одного из убегающих, прежде чем они пересекут линию, очерчивающую площадку. Тот игрок, до кого дотронулись, должен громко крикнуть: «Я есть!» После этого он и вся его команда поворачиваются и ловят игроков водящей команды, которые стремятся убежать за черту на конце своей площадки.

Правила игры. Ловить можно любого игрока. Пойманный должен обязательно крикнуть: «Я есть!» Не разрешается убегать за боковую линию площадки.  

13.  Русская народная игра «Стадо». 

Цель: развивать память, внимание.

Ход игры. Играющие выбирают «пастуха» и «волка», а все остальные – «овцы». Дом «волка» в саду, а у «овец» два «дома» на противоположных концах площадки. «Овцы» громко зовут «пастуха»:                   

                Пастушок, пастушок, заиграй во рожок.                   

                Травка мягкая, роса сладкая,                   

                 Гони стадо в поле, погуляй на воле.

«Пастух» выгоняет «овец» на луг, они ходят, бегают, щиплют травку. По сигналу «пастуха» «Волк!» все «овцы» бегут в дом на противоположную сторону площадки. «Пастух» встает на пути «волка», защищает стадо. Все, кого поймал «волк», выходят из игры.

Правила игры. Во время перебежки «овцам» нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. «Волк» «овец» не ловит, а дотрагивается до них рукой. «Пастух» может только заслонять «овец» от волка, но не должен задерживать его руками.  

14.  Белорусская народная игра «Прела-горела».

Цель: развивать внимание, наблюдательность.

Ход игры. Ведущий вместе с водящим прячут в разных местах игрушки, сопровождая действия словами:                   

Прела-горела за море летела,                  

 А как прилетела, там где-то и села,                   

 Кто первый найдет, тот себе возьмет!

После этих слов все разбегаются по площадке, ищут спрятанные предметы. Кто больше найдет, тот и выиграл.

Правила игры. Начинать искать предметы можно только после произнесенных слов. Во время раскладывания игрушек все должны стоять с закрытыми глазами и не подсматривать. Прятать игрушки необходимо быстро.  

15.  Белорусская народная игра «Колечко». 

Цель: развивать внимание, наблюдательность.

Ход игры. Играющие стоят по кругу, держат руки впереди лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках у него небольшой блестящий предмет (Это может быть колечко, фантик из фольги). Ведущий идет по кругу и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом говорит:                  

Вот по кругу я иду,           

Всем колечко вам кладу,           

Руки крепче зажимайте                  

Да следите, не зевайте!

Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом выходит из круга и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого в ладошках окажется колечко, выбегает, а дети должны быстро взяться за руки, постараться задержать его, не выпустить из круга.  

16.  Дагестанская народная игра «Подними игрушку». Цель: развивать ловкость движений.

Ход игры. Игроки становятся в круг, в центре его кладут любую крупную игрушку. Воспитатель ударяет в бубен, все играющие движутся по кругу. По окончании звона каждый участник игры старается первым поднять игрушку.

Правила игры. Нельзя тянуть за игрушку и выходить из круга раньше, чем перестанет звучать бубен.  

17.  Казахская народная игра «Платок с узелком». Цель: развивать ловкость и координацию движений.

Ход игры. Водящий дает одному из участников завязанный в узел платок. Участники становятся в круг вокруг водящего. По команде водящего «Раз, два, три!» все участники разбегаются. Водящий должен догнать игрока с платком, коснуться его плеча и забрать платок. В момент преследования игрок с платком

18.  Бурятская народная игра «Иголка, нитка и узелок». 

Цель: развивать внимание, ловкость.

Ход игры. Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают «иголку», «нитку» и «узелок». Все они друг за другом то вбегают в круг, то выбегают из него. Если же «нитка» или «узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали за «иголкой» из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигается быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга. «Иголка», «нитка», «узелок» держатся за руки, их надо, не задерживая, пропускать выпускать из круга и сразу же закрывать его.

19.  Грузинская народная игра «День и ночь». 

Цель: развивать двигательную активность.

Ход игры. На некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой – девочки. Ведущий между ними. Команда мальчиков – «Ночь», а команда девочек – «День». По команде «Ночь» мальчики ловят девочек, по команде «День» девочки ловят мальчиков. Тот, кого поймали, переходит в команду противников.

20.  Белорусская народная игра «Заяц-месяц».

Цель: развивать быстроту движений.

Ход игры. Играющие стоят по кругу. Ведущий и дети начинают перекличку:

– Заяц-месяц, где был?          

– Куда клал? – В лесу.                        

– Под колоду.

– Что делал?                 

– Кто украл?

 – Сено косил.                

 – Чур.

На кого попадет слово «чур», тот догоняет детей, а они разбегаются врассыпную.

Правила игры. Бежать можно только после слова «чур». Пойманным считается игрок, которого коснулся тот, кто ловит.  

21.  Грузинская народная игра «Дети и петух». 

Цель: развивать ловкость, быстроту.

Ход игры. Один из игроков изображает петуха. «Петух» выходит из своего домика, ходит по площадке и три раза кукарекает. Игроки в ответ: «Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка! Что так рано встаешь, детям спать не даешь?» После этого «петух» опять кукарекает, хлопает «крыльями» и начинает ловить детей, которые, выйдя из своих домиков, бегают по площадке.

Правила игры. Ловить детей в домике нельзя.                

22.  Игра народов Севера «Ловля оленей».

Цель: развивать меткость, ловкость.

Ход игры. Среди играющих выбирают двух «пастухов» – остальные – «олени». Они становятся внутри очерченного круга. «Пастухи» находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три – лови!» «пастухи» по очереди бросают мяч в «оленей», а те убегают от него. «Олень», в которого попал мяч, считается пойманным. После четырех-пяти повторений подсчитывается количество пойманных «оленей».

Правила игры. Игру надо начинать только по сигналу. Бросать мяч надо только в ноги играющим. Засчитывается прямое попадание, а не после отскока.    


23. Подвижная игра «Воевода»

 Цель: упражнять детей в прокатывании, бросании и ловле мяча, в умении согласовывать движение со словом, развивать внимание, ловкость.

Описание игры: Играющие по кругу перекатывают мяч от одного к другому, произнося:

-Катится яблоко в круг хоровода,

 -Кто его поднял, тот воевода…

Ребенок, у которого в этот момент окажется мяч - воевода. Он говорит:

-Я сегодня воевода.

-Я бегу из хоровода.

Бежит за кругом, кладет мяч на пол между двумя игроками. Дети хором говорят:

 Раз, два, не воронь

И беги как огонь!

Игроки бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь раньше напарника схватить мяч. Выиграл тот, кто первым коснулся мяча. Тот, кто первым добежал и схватил мяч, катит его по кругу. Игра продолжается.

24. Подвижная игра «Заря - заряница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:

Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Косы золотые, 
В ленты обвитые. –
С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй, и игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.

25. П/и (русская народная) «Снежная баба»

Цель: развивать двигательную активность.

Ход игры: выбирается «Снежная баба». Она садится на корточки в конце площадки. Дети идут к ней, притоптывая,

Баба Снежная стоит,

Утром дремлет, днями спит.

Вечерами тихо ждет,

Ночью всех пугать идет.

На эти слова «Снежная баба» просыпается и ловит детей. Кого поймает, тот становится «Снежной бабой».

26. Русская народная игра «Золотые ворота»

Цель: развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой.

Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:

    Золотые ворота

    Пропускают не всегда.

    Первый раз прощается,

    Второй - запрещается.

    А на третий раз

    Не пропустим вас! 

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Правила игры: Игра продолжается до тех   пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно. 

 27. Белорусская подвижная игра «ГРУШКА».

Старший возраст.

 Цель: развитие координации движений, внимательности.

Атрибуты: маска -дерева груша или веночек.

Ход игры.  Играющие берутся за руки и образуют круг. В середине стоит девочка – она Грушка. Все идут по кругу со словами:

Мы посадим грушку – вот, вот!

Пускай наша грушка растет, растет!

Вырастай, ты грушка, вот такой вышины!

Вырастай, ты грушка вот такой ширины!

Вырастай, ты грушка, в добрый час!

Потанцуй…….,покружись ты для нас!

А мы эту грушку будем щипать

От нашей…, будем убегать!

Грушка в середине круга выполняет все те движения, о чем поется в песне. После последних слов, дети убегают, а Грушка ловит их

28. Подвижная   игра народов Севера «ВАЖЕНКА И ОЛЕНЯТА».

   Средний возраст

Цель: развитие ловкости, координации и внимательности.

Атрибуты: большие обручи, маска волка, рожки или маски оленят.

Описание игры.  На площадке лежать обручи. В каждом обруче дети – оленята и мама-важенка. Волк находится на другом конце площадки.

На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка, с нею оленята.

Топают по лужам оленята малые.

Терпеливо слушая наставленья мамины.

Играющие «оленята» свободно бегают по «тундре», щиплют «травку», «пьют водичку».

На слова «Волк идет!», убегают «оленята и важенка» в свои домики – обручи. Пойманных «волк» уводит к себе.

 29. Народная игра «Краски»

Дидактическая задача: развивать у детей слуховое внимание, быстроту мышления

Игровые правила. Краски выбирают себе по желанию сами участника. Тому, кто затрудняется выбрать себе краску, помогает это сделать хозяин. Нельзя выбирать одинаковые краски. Все краски должны быть разными. Если водящий называет такую краску, которая есть среди играющих, он её уводит к себе домой

Игровые действия. Диалог хозяина с ведущим; прыжки «на одной ножке по дорожке», если такой краски нет

Ход игры. Выбираем хозяина красок и отгадчика Петю Иванова. Все остальные будут красками

Петя Иванов отходит в сторону, а хозяин и краски тихонько сговариваются, кто будет какой краской. Название краскам даёт хозяин. Когда цвета распределены, краски и хозяин присаживаются на корточки и делают вид, что засыпают. Тут приходит Петя Иванов, стучит в дверь и говорит:

-Тук, тук!

Хозяин просыпается, встает и спрашивает

-Кто там?

-Петя Иванов

-Зачем пришел?

-За краской

-За какой?

-За синей

Если такого цвета нет, хозяин говорит:

-Такой у нас нет!

А все краски хлопают в ладоши и приговаривают

Пойди по синей дорожке,

Найдёшь синие сапожки,

Поноси, поноси и нам принеси!

Петя Иванов уходит в сторону, потом снова возвращается и ведёт с хозяином прежний разговор.

Если краска, которую просит Петя Иванов, есть, он уводит её в дом, а потом снова возвращается к хозяину за другой краской. Когда Петя Иванов уведёт от хозяина все краски, игра заканчивается.

 30. Чай-чай-выручай

Выбирается водящий, игроки разбегаются в случае, если водящий осалит кого-то, игрок должен замереть, расставив руки в стороны и кричать:

«Чай-чай-выручай!»

Другой игрок может подбежать к «заколдованному» и дотронувшись «освободить» его. «Расколдованный» игрок вновь в игре. Игра заканчивается, когда все игроки заколдованы. Водящим становится тот, кого осалили первым (если это удастся вспомнить), или вновь выбирается считалочкой.

Другой вариант русской народной игры называется

Список литературы:

  1. Журнал «Дошкольная педагогика» № 9 2011 г.
  2. Журнал «Дошкольная педагогика» № 7 2012 г.
  3. Журнал «Инструктор по физической культуре» № 5 2011 г.
  4. Журнал «Инструктор по физической культуре» № 1 2018 г.
  5. Журнал «Инструктор по физической культуре» № 4 2018 г.
  6. Журнал «Инструктор по физической культуре» № 2 2020 г.
  7. Журнал «Здоровье дошкольника» № 2, № 6 20214 г.
  8. Журнал «Музыкальный руководитель» № 2 2014 г.
  9. Журнал «Воспитатель» № 6 2021 г.
  1. . Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных игр для детей 2х – 7 лет» изд. Мозайка Синтез, Москва 2013 г.
  2. . Кенеман А.В. (под редакцией Осокиной Т.И) «Детские подвижные игры народов СССР» изд. Просвещение Москва 1988 г.
  3. . Агамонова Н.С., Слепцова И.С., Морозов И.А. «Народные игры для детей: организация, методика, репертуар» изд. Государственный республиканский центр русского фольклора. Москва 1995 г.
  4. . Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры» изд. Просвещение. Москва 1986 г.
  5. . Интернет НС-портал.
  1.   Арсеневская О.Н. «Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности» изд. Учитель, Волгоград 2015 г.
  2.   Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» изд. Учитель, Волгоград 2015 г. издание № 2



Предварительный просмотр:

Речь к презентации ЗОЖ

Слайд 2

Наиболее всеобъемлющей и общепринятой во всем мире является формулировка Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого.

Слайд 3

ЗОЖ – это такой набор действий и привычек, который позволяет человеку всегда быть в отличном состоянии, быть работоспособным, чувствовать себя здоровым и активным. Это не только профилактика заболеваний и повышение иммунитета, это нечто большее. Здоровый образ жизни входит правильно сбалансированное питание, правильно подобранный уровень физической нагрузки, здоровый сон, режим работы и отдыха, а также духовная составляющая, позволяющая чувствовать внутреннюю гармонию. ЗОЖ-это не единственная процедура, направленная на достижение моментального результата. Принципы здорового образа жизни образуют целую концепцию личного повеления и привычек.

Слайд 4

Игра – важнейшее средство воспитания ребенка. Народные игры несут в себе неоценимое национальное богатство. В них радость движения сочетается с духовным обогащение детей, формируя устойчивый интерес к культуре родной страны.

Слайд 5

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий огромной воспитательной силой.

Слайд 6

Народные игры- имеют многовековую историю, передаваясь из поколения в поколение. Они, как правило, основывались на обрядах и народных праздниках. В народных играх отображался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; проявлялись смекалка, выдержка, творческая выдумка, воля, стремление к победе. Игры хорошо развивали физически. Их было много: бабки, чиж, городки, лапта и др. Многие из них незаслуженно забыты.

Слайд 7

Текст в презентации

Слайд 8

Приобщение детей к истокам Русской культуры через ознакомление с народными подвижными играми идет по 4 направлениям:

1. Ознакомление детей с истинно народными старинными подвижными играми, адаптированными к современным условиям.

Проведение НОД, организация физкультурных праздников и развлечений, по мотивам народных традиций и обычаев.
       2.  Знакомство и обучение воспитателей с разнообразными видами народных игр. Гибкая игровая позиция взрослого- он не руководитель, партнер в игре.
       3. Привлечение родителей. Проведение совместных развлечений с использование подвижных игр, ознакомление с календарными праздниками, их обычаями и традициями.
       4.  Оснащение предметно-развивающей среды. Изготовление разнообразного оборудования, для проведения игр и состязаний, подбор музыкального сопровождения.

Слайд 9

При отборе игр с детьми необходимо руководствоваться следующим:

1. Следует учитывать разновидности движений: бег, подлезание, лазанье, прыжки, метание. Для каждого двигательного навыка подбираются определенные игры, которые проводятся в течении 2-3х дней, а после недельного перерыва, предлагается уже в усложнённом варианте.

Слайд 10

Презентация

Слайд 11

2. Режим дня (НОД, на прогулке, на утреннюю гимнастику);

3. Сезон - необходимо учитывать времена года, температуру и соответственно одежду детей;

4 Рельеф – если игра проводятся на прогулке можно использовать пригорки, пеньки, бревна, которые есть на участке детского сада;

5. Возрастные и индивидуальные особенности детей и их физическая подготовка;

6. Имеющиеся оборудование;

7. Годовой круг народных праздников.

Слайд 12

Для детей младших групп организуются элементарный по содержанию и правилам сюжетные и несюжетные подвижные игры, в которых дети выполняют простые двигательные задания при непосредственном участии педагога. Основная роль в игре отводится педагогу.  Наиболее сложные моменты поясняются показом.

Основные движения в играх - кратковременный бег, прыжки и ходьба с последующим отдыхом.    

 (У медведя во бору, кот и мыши, по ровной дорожке)

Слайд 13

Для средней группы возможны игры с простейшими индивидуальными и коллективными соревнованиями, широко используются сюжетные игры (козлята и волк, мышеловка, волки овцы)

Воспитатель может усложнять правила игры: увеличивать расстояние для бега, метания и др.

Слайд 14

Текст презентации

Список литературы:

  1. Журнал «Дошкольная педагогика» № 9 2011 г.
  2. Журнал «Дошкольная педагогика» № 7 2012 г.
  3. Журнал «Инструктор по физической культуре» № 5 2011 г.
  4. Журнал «Инструктор по физической культуре» № 1 2018 г.
  5. Журнал «Инструктор по физической культуре» № 4 2018 г.
  6. Журнал «Инструктор по физической культуре» № 2 2020 г.
  7. Журнал «Здоровье дошкольника» № 2, № 6 20214 г.
  8. Журнал «Музыкальный руководитель» № 2 2014 г.
  9. Журнал «Воспитатель» № 6 2021 г.
  1. . Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных игр для детей 2х – 7 лет» изд. Мозайка Синтез, Москва 2013 г.
  2. . Кенеман А.В. (под редакцией Осокиной Т.И) «Детские подвижные игры народов СССР» изд. Просвещение Москва 1988 г.
  3. . Агамонова Н.С., Слепцова И.С., Морозов И.А. «Народные игры для детей: организация, методика, репертуар» изд. Государственный республиканский центр русского фольклора. Москва 1995 г.
  4. . Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры» изд. Просвещение. Москва 1986 г.
  5. . Интернет НС-портал.
  1.   Арсеневская О.Н. «Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности» изд. Учитель, Волгоград 2015 г.
  2.   Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» изд. Учитель, Волгоград 2015 г. издание № 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Русская народная подвижная игра, как средство приобщения дошкольника к здоровому образу жизни»

Данный опыт может быть использован начинающими и опытными педагогами в работе с детьми дошкольного возраста по формированию основ здорового образа жизни, развитию двигательных  способностей, умен...

Программа по самообразованию "Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни."

Цель. Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения русских народных подвижных игр в систему физкультурно-оздоров...

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...

Презентация на тему "Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики.Актуальность  темы исходит из зн...

Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к народной культуре.

Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к народной культуре. И в далёкие времена, и согласно современным требованиям ФГОС перед дошкольной педагогикой стояла задача: улучшат...