«На Ярмарку с Авдотьюшкой и Варварушкой» (для детей подготовительной группы)
материал (подготовительная группа)

Мирошниченко Елена Ивановна

Цель: приобщать детей к русской культуре, духовному богатству, красоте и мудрости родного народа.

Задачи:

-развивать интерес к историческим событиям, народной культуре, фольклору через народные игры, хороводы, частушки, песни, попевки, танцы.

-пополнять словарный запас детей, архаизмами, знать их смысл и уметь использовать их в речи.

- развивать у детей восприимчивость к эстетике, формировать положительные эмоции.

Оборудование: ворота – дуга из искусственных цветов, 6 лотков с «товарами», большая шаль, карусель, шлемы и пики, 3 «лошадки» на палочках, рисованные самовары на спинках стульчиков, большая матрёшка.

Предварительная работа: беседы, показ иллюстраций, книг о русских ярмарках, разучивание частушек, небылиц, считалок, русских народных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_miroshnichenko_e.i_pustovalova_n.a.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 «Улыбка» город Гурьевск

Гурьевский Муниципальный округ

                                                                                               

                                                                                               Мирошниченко Е.И

                                                                                                Пустовалова Н.А.

                                                                                               

         «На  Ярмарку с  Авдотьюшкой и Варварушкой»

                                (для детей подготовительной группы)

Гурьевск

 2022

Цель: приобщать детей к русской культуре, духовному богатству, красоте и мудрости родного народа.

Задачи:

-развивать интерес к историческим событиям, народной культуре, фольклору через народные игры, хороводы, частушки, песни, попевки, танцы.

-пополнять словарный запас детей, архаизмами, знать их смысл и уметь использовать их в речи.

- развивать у детей восприимчивость к эстетике, формировать положительные эмоции.

Оборудование: ворота – дуга из искусственных цветов, 6 лотков с «товарами», большая шаль, карусель, шлемы и пики, 3 «лошадки» на палочках, рисованные самовары на спинках стульчиков, большая матрёшка.

Предварительная работа: беседы, показ иллюстраций, книг о русских ярмарках, разучивание частушек, небылиц, считалок, русских народных игр.

                                               Ход:

(Зал украшен. Звучит русская народная музыка. Выходят зазывалы – мальчик и девочка с дугой – «воротами» в руках и останавливаются в центре зала.

Девочка: Внимание, внимание, слушайте все! Осенняя ярмарка открывается!

Приходите, приезжайте, всё, что надо, покупайте!

Мальчик: И со всех концов земли все на ярмарку пришли. Народ собирается, ярмарка открывается!

(Под музыку появляются друг за другом девочки, придерживая у плеча большую шаль, проходят через ворота и останавливаются у центральной стены. Следом по очереди вбегают мальчики, не занятые в роли лотошников, они подпрыгивают у ворот лицом к зрителям, расставив руки и ноги, потом пробегают в «ворота» и останавливаются на своих местах по бокам зала. Далее не спеша проходят по одному лотошники и встают на свои места. Музыка выключается.)

1-й лотошник:       Булавки, иголки

                               Стальные приколки!

                               За один пучок

                            Плати пятачок.

2-й лотошник:     Вот орешки, хорошие орешки,

                             Вкусные на меду,

                             Давай в шапку накладу!

3-й лотошник:     И в нашей палатке

                              Нет нехватки:

                               Духи, помада,

                               Выбирай, что надо!

4-й лотошник:       Эй, господа,

                                Пожалуйте сюда!

                                Я, пирожник Яшка -  

                                Белая рубашка.

                                Пожалуйте, господа почтенные,

                                Пирожки у меня отменные.

                                Такой редкий предмет,

                                Ни одного таракана нет,

                                А если и попадётся муха,

                               Так  она не проест брюха!

5-й лотошник:       Товар первый класс,

                                 Выполнен на показ.

                                 Пальто и жилеты,

                                 Сапоги и жакеты,

                                 Товар французский,

                                 А мы – ребята русские!

6-й лотошник:        Не товар, а просто клад,

                                 Забирай нарасхват.

                                  Ныне, да только у нас,

                                  Да в последний раз,

                                     Завтра приедешь,

                                     Да уж нас не найдёшь!

Девочка: Эй, Назар, купи мне сарафан. (Ходят под руку между лотошниками – выбирают, рассматривают.) Ни долог, ни короток, не в лес ходить, не зайцев ловить!

Назар: Подруженька любимая, прими в подарок новый сарафан! (Берёт с лотка, «примеряет» и отдаёт девочке, отходят в сторону.)

Мальчик (поёт)  Ай тари-тари-тари, куплю Маше янтари, (Ведёт девочку под руку.)                  Останутся деньги –

                             Куплю Маше серьги.

                             Останутся пятаки –

                             Куплю Маше сапоги. (Выводит её за ворота)

                             Ну- ка, Маша, попляши,

                              Твои ножки хороши! (Девочка танцует.)

                       Танец «Нас с тобою очень мало»

        (Мелодия русской народной песни «Во саду ли, в огороде»)

Начинает одна пара, заканчивается танец общей пляской. Кому не хватило пары, берут музыкальные инструменты (трещотки, ложки, бубны и т.д.) Лотошники кладут лотки у боковой стены, ведущая берёт у девочек шаль.

Ведущая:      Нам с тобою очень мало,

                       Веселиться не с кем стало.

                       Эх, братцы, очень мало,

                      Веселиться не с кем стало!

                       Ну-ка Коля (имя любого мальчика), к нам иди,

                       С собой девицу веди!

                       И Серёжа к нам иди,

                        С собой девицу веди!

А кто же нас на ярмарке повеселит, позабавит? Кто на ярмарку с осенними играми да хороводами придёт?

Дети (хором). Кострома!

Под музыку входит Кострома (воспитатель в русском народном сарафане с корзинкой, в которой лежат клубочки, вязание).

Кострома: Здравствуйте, девицы- красавицы да добры молодцы! Поклон вам, гости дорогие! Я на ярмарку с играми да хороводами пришла. Запевайте-ка песни развесёлые!

Песня «Задорная хороводная». (Дети поют и одновременно перестраиваются в хоровод, выполняя «змейку», «улитку», круги в разных вариантах.

                     Игра «Кострома» (русская народная мелодия)

                           Дети разбегаются и садятся на стульчики.

Никого не догнала. Посидите, отдохните да загадки мои отгадайте.

По горам, по долам ходят шуба да кафтан. (Баран.)

Посреди двора золотая голова. (Подсолнух.)

Звучит русская народная мелодия, Кострома обращает внимание детей на дверь, появляются Авдотьюшка и Варварушка.

Авдотьюшка: Шутки, смех мы услыхали и к вам на ярмарку прибежали.

Варварушка: Здравствуйте, ребята! Мы – потешницы – старушки, неразлучные подружки.

Авдотьюшка: Я - бабушка Авдотьюшка!

Варварушка: Я – бабушка Варварушка!

Варварушка и Авдотьюшка (вместе)

            Неразлучные подружки,

             Мы живём в одной избушке.

Авдотьюшка: В лесочке, избушка на кочке блинами обита, оладьями крыта!

Варварушка: Ограда  кругом – пирожки с творогом.

                       Нынче мы расскажем в лицах

                       Весёлые небылицы!

Авдотьюшка: Что Марфуша для Петра наварила – напекла? 92 блина, 2 корыта киселя, 50 пирогов, не нашла и едоков.

Варварушка:   Сел комарик на дубочек,

                           На еловый, на пенёчек,

                        Свесил ножки на песочек,

                        Сунул ножки под листочек.

                        Спрятался.

                        К вам у нас один вопрос:

                        «Кто потешек знает воз?»

                             Дети рассказывают небылицы

На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.

***
Между небом и землёй
Поросёнок рылся.
И нечаянно хвостом.

К небу прицепился.

***
Трах-тах, тарарах,
Едет мышка на ежах.
— Подожди колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж,
Очень колешься ты, ёж!


***
Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать,
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.

***

Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.
***
По реке плывет корова,
Обогнала пароход.
На рогах стоит ворона.

И соломинкой гребет.

***
Дед кудрявый без волос,
Тоненький, как бочка.
У него детишек нет –
Только сын да дочка.

***
На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.


***
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.

***
Сидит ежик на сосне –
Новая рубашка,
На голове сапожок,
На ноге фуражка.

***
Лошадка травку ела, ела,
И ей травка надоела.
В магазин пришла Лошадка.

И купила шоколадку.

(Слышится рычание медведя, появляется мальчик в шапочке Медведя и его Хозяин – гармонист, исполняющий русскую народную мелодию; старушки пугаются, делают вид, что убегают.)

Кострома: А кто это по ярмарке расхаживает? Кто людей потешает? Не бойтесь Авдотьющка и Варварушка! Это же Михайло Иваныч, родом боярыч.

Хозяин: Ходи, Мишенька, похаживай,

Говори, поговаривай,

Да не гнись дугой,

Словно мешок тугой.

А не поиграешь ли ты с ребятами, Мишенька?

Русская народная игра «За высокими  горами»


Кострома: Ох, и повеселили же вы меня, а теперь мне пора, до свидания, детвора! (Уходит.)

Авдотьюшка: У кого здесь хмурый вид?

                          Снова музыка звучит.

                          Собирайся в круг, детвора,

                          Ждёт нас новая игра.

Варварушка: А какая же ярмарка без катания на карусели? (Держит карусель.)

                               Игра «Карусель»

Авдотьюшка (показывает большую матрёшку). Давай – ка, Варварушка, взрослых развлечём!

Игра для родителей: «Кто первым найдёт матрёшку с завязанными глазами» (учувствуют  два человека).

Варварушка: Где песня льётся, там весело живётся. Запевай – ка частушки задорные!

                    Исполняются частушки

Девочка:
Встанем, девицы, рядком.

Да частушки пропоем!

 Мальчик:
Да и мы, пожалуй, встанем,
От подружек не отстанем!

Дети встают полукругом: мальчики - с одной стороны, девочки - с другой.

Хором: 
Пропоем мы вам частушки
Замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки,
Затанцуют старики!

Мальчики (хором):
Девочки-беляночки,
Где вы набелилися?

Девочки:
Мы вчера коров доили,
Молоком умылися!

1-й мальчик:
Вы послушайте, девчата,
Нескладушку буду петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь!

 2-й мальчик:
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой сидит корова,
Надевает сапоги!

1-я девочка:
Ты куда, Ванюша, едешь?
Ведь телега без колес!.
А Ванюша отвечает…

3-й мальчик:
Заготавливать овес!

 2-я девочка:
Уж я топну ногой,
Да притопну другой.
Выходи ко мне, Иван,
Попляши-ка ты со мной!

 1-й мальчик:
Ставлю ногу на носок,
А потом на пятку.
Стану русскую плясать,
А потом вприсядку!

Дети танцуют: мальчик вприсядку, девочка вокруг него.

Хором:
Ох, довольно мы напелись, 
Дайте смену новую! 
Ой, спасибо гармонисту.

За игру веселую!

Авдотьюшка: А теперь вы, добры молодцы, покажите свою удаль молодецкую!

             Упражнение с предметами «Богатырская сила»

Три мальчика в шлемах берут «лошадок» на палочках, останавливаются у центральной стены, приставив ладонь ко лбу, осматривают, машут рукой, приглашая остальных мальчиков, скачут по залу, возвращаются на место и наблюдают за «сражением». Остальные делятся на две команды, маршируют за своими командами в разные стороны зала, берут у стены пики, выстраиваются друг напротив друга, встречаются, расходятся 2 раза, встречаются, соединяют пики, кружатся 2 раза, расходятся, ставят пики на места и садятся. Всадники «объезжают» зал и садятся.

(Появляются продавцы лошадей.)

1-й продавец: Эй, народ, посторонись!

                         Посмотри да удивись!

                         Продаётся конь,

                          Копыта гремят,

                          Высекают огонь.

2-й продавец: А у моей кобылы рыжая грива!

Варварушка: Надо сначала проверить ваших коней на выносливость!

Подвижная игра «Эстафета с лошадками».

Авдотьюшка: А у меня для вас ещё одна загадка осталась:

В небо дыра, в землю – дыра, посерёдке огонь да вода. (Самовар.)

                                    Танец «Самоварчики»

(По четыре мальчика и девочки с шалями кружатся вокруг четырёх стульчиков с нарисованными самоварами под русскую народную мелодию).

Пока дети танцуют,  Авдотьюшка и Варварушка  готовят пироги, подносят и отдают их ведущей, которая приглашает всех в группу на чаепитие.

Варварушка: Не красна изба углями, а красна пирогами! Чтобы жилось вам и богателось…

Авдотьюшка: Чтобы всё было, что хотелось: и собачку, и кота. Ну а нам пора со двора!

Варварушка и Авдотьюшка (вместе): Приходите снова к нам,

                                                                  Рады мы всегда гостям!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Фотоотчёт по работам детей подготовительной группы по теме «Народные росписи» в подготовительной группе.

По программе образовательной деятельности нашего сада мы регулярно в нашей группе демонстрируем для родителей наши творческие успехи. Работы выполненны детьми и индивидуально и коллективно. Работы вып...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9 Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021) Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Актуальность: научить детей видеть крас

Проект "Зимушка-зима"  в подготовительной группе №9Тип проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021)Участники: дети подготовит...

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Тема «Воспитываем бережливых». Цель: 1. Познакомить детей с понятием «береж

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной ...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада". Мониторинг

quot;Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму дете...