Практическая работа с родителями детей раннего возраста
материал

Катанаева Елена Владимировна

В материале содержатся родительские собрания, семинары -тренинги, анкеты, рекомендации для родителей детей раннего возраста. Данный матерал может быть использован педагогами при подготовке родительских собраний в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktichekaya_rabota_s_roditelyami_detey_rannego_vozrasta.docx139.08 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастная шкала психического развития ребенка

Возраст, месяцы

Факторы психического развития

15 (1.3)

  1. произносит 20 и белее слов

  2. выполняет 2 поручения

  3. держит карандаш и оставляет им следы на бумаге

  4. держит ложку во время еды

  5. ставит 5 кубиков один на другой

  6. ходит сам, но часто падает

18 (1.6)

  1. стремиться связать 2 слова в предложении

  2. хочет сделать все самостоятельно

  3. чиркает карандашом старательно и целенаправленно

  4. пробует самостоятельно есть

  5. после наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой

  6. ходит стабильно, редко падает

21(1.9)

  1. называет 5 изображение на рисунке

  2. ищет помощи у взрослых

  3. чиркает карандашом в рамках листа

  4. самостоятельно ест

  5. бросает мяч в ящик

  6. пробует бегать

24 (2)

  1. Задает первые вопросы

  2. Общается с детьми

  3. Чиркает вертикальные и горизонтальные линии

  4. Регулирует отправление физиологических потребностей

  5. Пробует ловить брошенный мяч

  6. Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой

30 (2.6)

  1. Задает различные вопросы

  2. Может связно рассказывать

  3. Умеет чертить кривую, замкнутую линию

  4. Регулярно сообщает о физиологической потребности

  5. Расстегивает 3 пуговицы

  6. Бегает значительно лучше

36 (3)

  1. Может связно рассказывать

  2. В игре входит в роль

  3. Рисует шар яблоко  и другие предметы

  4. Сам раздевается и одевается

  5. Ставит 10 кубиков один на другой

  6. Поднимается и спускается по ступенькам без опоры.

Цикличность настроения и поведения детей

Возраст ребенка, годы

Характеристика ребенка

2;   5;   10

Спокойный, дружелюбный

2,5;   5,5;   6;   11

Неровный, очень беспокойный

3;   6,5;   12

Спокойный уравновешенный

3,5;    7;    13

Беспокойный раздражительный

Семинар - тренинг «Детско-родительских взаимоотношений»

(для родителей детей раннего возраста).

  1. Тема: «Особенности восприятия родителем своего ребенка»

План:

1.Упражнение: «Приветствие. Три неизвестных факта из моей жизни»;

2.Упражнение: «Мы похожи друг на друга»;

3.Упражнение: «Мой ребенок в образе растения»;

4.Упражнение: «Идеальный ребенок»;

5.Обратная связь.

  1. Упражнение: «Приветствие. Три неизвестных факта из моей жизни»

Цель:Приветствие участников друг с другом и установление доверительных отношений в группе.

Содержание: «По кругу  каждый участник представляет свое имя, а затем продолжает фразу «никто не знает, что я (у меня)…..»».

Оснащение: мяч.

  1. Упражнение: «Мы похожи друг на друга»

Цель: установление доверительных отношений, неформальной атмосферы, помочь участникам лучше узнать друг друга.

Содержание: «Упражнение начинается с фразы: «Мы похожи друг на друга тем, что…..» и каждый участник старается найти, что-то одинаковое с другим родителем».

  1. Упражнение: «Мой ребенок в образе растения»Мой ребенок в образе растения

Цель: Исследование особенностей восприятия родителем своего ребенка, неосознаваемых чувств и установок на воспитание. Способствовать оздоровлению детско-родительских отношений.

Оснащение: Все необходимое для рисования: бумага, карандаши, мелки. Если в группе присутствуют мама и папа одного ребенка, предложите им сесть подальше друг от друга. Во время рисования включите негромкую, спокойную музыку.

Длительность упражнения: 30 мин.

Ведущий предлагает участникам нарисовать своего ребенка в образе растения. В инструкцию не стоит включать какие-либо ограничения, пусть люди нарисуют такие растения, как им захочется - деревья, цветы, кустарник или домашние растения.

Очень часто люди смущаются - «Я не умею рисовать». Скажите, что в этом упражнении умение рисовать может даже помешать, и чем дальше человек уйдет от художественных штампов, тем лучше.

Ведущий наблюдает за процессом рисования, он тоже станет предметом обсуждения. После того, как все закончат рисовать, предложите каждому по очереди рассказать о своем растении: что за растение? Где растет? Какое оно?

По ходу рассказа задавайте вопросы, направленные на конкретизацию деталей:

- Что может означать нераскрывшийся бутон?

На процесс создания рисунка:

- Я заметила, что вначале ты рисовала цветок в горшке, а потом стерла и нарисовала землю, почему?

Отношения и чувства:

- Тебе нравится это дерево? Почему оно вызывает у тебя тревогу?

 Предложите участникам ответить на вопрос:

- Какое это имеет отношение к твоему ребенку?

 Не исключено, что в процессе обсуждения кому-то из участников захочется исправить свой рисунок. В этом случае обязательно спросите, что его не устраивает, и что означают исправления:

- Если ты сделаешь цветочный горшок побольше, что это будет означать? А что это значит - предоставить свободу? Каким образом ты можешь предоставить свободу своему ребенку?

Вопросы для обсуждения:

- Что нового я узнала о своем восприятии ребенка?

- Как это отражается на моем поведении и воспитании?

Ведущий: По ходу упражнения обращает внимание на состояние и чувства людей «здесь и теперь».

Будьте готовы к тому, что у людей возникнут глубокие переживания, связанные с виной, стыдом, раздражением. Все рисунки необходимо сохранить, возможно, что родители еще захотят к ним поработать во время следующих встреч.

  1. Упражнение: "Идеальный ребенок".

Цель: Диагностика отношения родителей к своему ребенку. Трансформация негативного оценивания  качеств  ребенка.  Дать возможность родителю  пересмотреть уровень восприятия своего ребенка, обнаружить в нем задатки "идеала" и наметить пути развития в нем этих идеальных качеств.

Содержание:

Родителю предлагается составить психологический портрет идеального ребенка. Лист бумаги делится на две части, в одну из которых и вписываются качества идеального ребенка.

Психолог на данном этапе должен прояснить весь контекст отношений родителя к ребенку. По окончании работы следует система вопросов, касающихся каждого отдельного качества:

  • Почему именно эти качества представляют для Вас ценность?
  • Почему ими должен обладать идеальный ребенок?
  • Какие качества характерны для Вашего ребенка?
  • Какие качества у него отсутствуют?
  •  Какие эмоции вызывает у Вас то или иное несоответствие ребенка Вашим идеалам?
  • Что должен сделать ребенок, чтобы у Вас не появлялись по отношению к нему негативные чувства? Что должен сделать ребенок для того, чтобы соответствовать Вашему идеалу?

По ходу обсуждения психолог постоянно прибегает к уточнениям:

  • Действительно ли у Вашего ребенка, отсутствует это качество?
  • Оно отсутствует полностью или просто не развито? Попытайтесь ответить на вопрос: на сколько процентов это качество развито в Вашем ребенке в данный момент?

Подобные уточнения обращают внимание родителя на целый ряд важных психологических факторов: ребенок в потенциале имеет задатки идеала, несмотря на его особенности. Родитель просто не пытался анализировать эти задатки, не вдавался в детали их развития, комплексно и утрированно подходя к ребенку в оценках его личности и его жизненных перспектив; ребенок имеет положительную динамику развития. Это формирует родительский оптимизм.

Ведущий обращает внимание родителя на тот факт, что ребенку вовсе не обязательно соответствовать всем перечисленным качествам, чтобы быть идеальным. Идеалов не существует. И этот ребенок не исключение. Зато определенно имеет место уникальность данного ребенка, его неповторимый психологический портрет, который не становится менее ценным из-за отсутствия или несоответствия в этом портрете идеальных качеств, ожидаемых от него родителем.

Родитель постепенно подводится к мысли о том, что его идеал ребенка — это всего лишь его идеал. Гнев, обида, раздражение -  это наше нежелание мириться с уникальностью ребенка. Следовательно, мы подстраиваем ребенка под свою схему, не желая согласовывать ее со схемами и возможностями ребенка.

Далее родителю предлагается во второй колонке напротив каждого идеального качества проставить процент выраженности этого качества у ребенка. Родители привыкли глобально, комплексно оценивать ребенка, отметая в нем то или иное качество.

Если родитель полностью отрицает у ребенка наличие того или иного качества, психолог обращает на это внимание родителя: Вы уверены, что этого качества и даже его задатков нет в Вашем ребенке? Откуда такая уверенность? Чего не хватает для его проявления? и т.д.

Таким образом, постепенно трансформируется отношение родителя к ребенку. В основе же негативно действующих ожиданий лежит проблема восприятия собственного ребенка.

  1. Обратная связь

Ведущий просит каждого участника по кругу высказаться о своих ощущениях, полученных  в  совместной работе, о своих ожиданиях и запросах на последующую встречу.

  1. Тема: «Психологический портрет ребенка раннего возраста»

План:

1.Игра: «Здравствуйте»;

2.Мини-лекция «Шаг за шагом: от 1-2 лет, от 2-3 лет».

3.Упражнение «Психологический портрет ребенка раннего возраста»;

4.Практикум «Диагностика индивидуального развития ребенка раннего возраста»

5.Обратная связь.

  1. Представление ведущих.

Сообщение темы семинара – тренинга. Обсуждение групповых правил.

  1. Игра «Здравствуйте» (Хрящева Н.Ю., 1999г.)

Цель: дать возможность участникам поздороваться друг с другом, переключиться на ситуацию «здесь и теперь».

Содержание: всем участникам предлагается встать и поздороваться друг с другом за руку. Главное условие игры: поздороваться с каждым из присутствующих, никого не пропустив. Затем можно спросить у участников об их настроении.

  1. Мини-лекция «Шаг за шагом: от 1-2 лет, от 2-3 лет».

Ведущий знакомит родителей с периодизацией раннего детства, освещает основные вопросы психического и физического развития детей второго и третьего года жизни.

Развитие психических процессов и свойств личности наиболее интенсивно происходит именно в раннем возрасте. По некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. Очень важно так построить жизнь ребенка, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста.

Поведение ребенка второго года жизни связано с двумя отличительными особенностями его психики. Первая из них — ситуативность.

Для малыша 1—2 лет интересно только то, что находится в его поле зрения. Каждый предмет, попадающийся ребенку на глаза, как магнитом притягивает его к себе. Но достаточно показать ему новую интересную игрушку — и он отвлечется от того, к чему только что настойчиво стремился. Новый объект овладеет всем его существом. Ребенок в этом возрасте еще не способен заниматься чисто умственной деятельностью, например, что-то воображать или обдумывать — только действуя с предметами, он способен познать мир. Не давая малышу действовать с предметами, мы лишаем его возможности мыслить, а значит, полноценно жить.

Вторая характерная черта психики ребенка раннего возраста — особая эмоциональность восприятия окружающего мира. Эмоциональность свойственна и взрослым, но они умеют управлять своими чувствами.

У ребенка все не так — как радостно он включается в интересную игру, какой взрыв чувств вызывает у него расставание с любимой игрушкой! Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру — вот, пожалуй, главная особенность ребенка 1—3 лет.

Ребенок стремится познать окружающий мир доступными ему средствами, встречает сопротивление взрослых, которые беспокоятся о здоровье малыша и порядке в доме, а в результате — конфликты, капризы и слезы.

Основное приобретение ребенка 1—3 лет — развитие его предметной деятельности.

Что же особенно интересует ребенка в окружающем мире? Ранний возраст — период активного исследования различных свойств предметов: формы, величины, простых причинно-следственных связей, характера их движений и соотношений. Во время знакомства с предметами и способами пользования ими совершенствуется восприятие ребенка, развивается его мышление, формируются двигательные навыки. На третьем году жизни ребенок может различать такие простые формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, а также все основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Давно замечено, что маленьких детей привлекают самые маленькие предметы. Ребенок может подолгу разглядывать крохотного жучка, ниточку. Одно из любимых занятий, которое часто доводит взрослых до изнеможения, — выбрасывание предметов из кроватки и наблюдение за результатом своего действия. Ребенок при этом меняет положение предметов, чает их под разным углом зрения. Малыш может довольно выкладывать предметы из коробки на стол и возвращать на место, открывать и закрывать крышки банок, ящики и дверцы шкафов.

Вплоть до трех лет дети продолжают пробовать предметы вкус. Но их интересуют и крупные вещи: малыши с удовольствием включают и выключают телевизор, вертят шлангом пылесоса, разглядывают машины на улицах, витрины магазинов. Детям этого возраста очень нравятся игры с водой и песком. Расходящиеся по воде круги, приятные тактильные ощущения, меняющееся отражение, пластичность влажного песка — все эти действия буквально завораживают ребенка. Огромное удовольствие доставляют детям игры с мячом: его можно катать, подбрасывать, перекидывать друг другу. Малышам нравятся также игрушки, имеющие подвижные детали: куклы, у которых части тела можно сгибать и разгибать, машинки со свободно вращающимися колесами, отрывающимися дверцами.

Ваша цель — научить малыша правильно обращаться с предметами и по возможности не стеснять его свободы, стимулировать желание исследовать окружающий мир. Помочь в этом ему могут игры, которые легко организовать для ребенка, например, на кухне, где вы заняты приготовлением еды. Убрав все потенциально опасные вещи, предложите ребенку, к примеру, такую игру: заполнив ящик стола различными игрушками, предметами утвари, попросите его открыть ящик. Используя одно из любимых занятий ребенка — открывать и закрывать что-либо, вы надолго займете его внимание. Другая игра основывается на любви детей раннего возраста соотносить форму и размер предметов. Освободите несколько жестяных банок из-под крупы: больших, средних и маленьких. Ваш малыш очень долго и сосредоточенно будет вкладывать банки одна в другую и выкладывать их, осваивая понятие о размере. Банка с крышкой, наполненная разными предметами, дает малышу возможность прятать и находить их, открывая и закрывая крышку, греметь ими. Только не забывайте, что предметы не должны быть очень мелкими. Еще одно интересное занятие: сделайте на крышке большой жестяной или пластмассовой банки отверстие или прорезь и подберите предметы, которые можно в них опустить. Это прекрасное упражнение для мелкой моторики. Вместо банок можно использовать картонные коробки с крышками.

Теперь присмотритесь к своему ребенку.

Итак, дети, имеющие полноценное общение с взрослыми:

  • инициативны по отношению к старшему — стремятся привлечь его внимание к своим действиям;
  • доверчиво, открыто и эмоционально относятся к взрослому;
  • настойчиво требуют от взрослого соучастия в своих делах;
  • чувствительны к отношению взрослого, перестраивают свое поведение в зависимости от поведения взрослого, тонко различают похвалу и порицание;
  • предпочитая предметное сотрудничество с взрослым, проявляют к нему свою любовь и охотно отзываются на ласку, активно пользуются речью, привлекая внимание к себе и стремясь получить оценку взрослого.

4.Упражнение «Психологический портрет ребенка раннего возраста».

Цель: Уточнение основных понятий и терминов, связанных с возрастными и индивидуальными характеристиками ребенка, выявление наиболее часто встречающихся поведенческих проявлений и индивидуальных особенностей детей раннего возраста.

Содержание: Ведущий предлагает группе при помощи мозгового штурма отметить индивидуальные особенности ребенка раннего возраста. На доске или ватмане фиксируются все предложения. В левой части листа записываются черты присущие детям 1-2 лет, в правой  детям 2-3 лет. Затем проводится совместное обсуждение, выделение доминирующих черт. В качестве раздаточного материала можно использовать таблицу «Цикличность настроения и поведения детей» (приложение 1)

        Таким образом, участниками составляется психологический портрет ребенка раннего возраста. Если участникам удается прийти к единодушному мнению по спорным вопросам то дальнейшая работа группы будет более эффективной. Если же в группе оказываются представители противоположных точек зрения на какую-либо проблему, - ведущий в процессе дальнейшей работы должен давать возможность высказываться обеим группам. Если взрослые затрудняются отметить индивидуальные особенности ребенка  раннего возраста, в этом случае можно использовать «Образец составления списка характерных черт ребенка раннего возраста» (Приложение 2).

  1. Практикум «Диагностика индивидуального развития ребенка раннего возраста»

Ведущий знакомит родителей с диагностической методикой, определяющий уровень психического развития ребенка от 1-3 лет, в основе, которой лежит изучение следующих показателей: сенсорная деятельность, эмоциональное общение, крупная моторика, речь. Методика «Возрастная шкала психического развития детей приводится в приложении  3».

По мнению специалистов, прогнозировать ценность имеют тестовые показатели полученные после первого года жизни ребенка, поэтому целесообразно проводить диагностику психического развития начиная со второго- третьего годов жизни ребенка. C целью изучения особенностей развития личности ребенка (интересов, склонностей, черт) психологи и педагоги могут использовать информацию полученную от родителей. Проведение анкетирования будет способствовать  получению дополнительных сведений о малыше (Приложение  4). Родители отмечают в анкете ребенка уровень развития ребенка по различным показателям. Данная информация может пригодиться объективной оценки развития ребенка, в дальнейшей работе по составлению плана его индивидуального сопровождения, а так же при налаживании контакта с  родителями.

  1. Обратная связь

В конце каждой встречи желательно проводить ритуал обратной связи в процессе которого каждый участник по кругу (или в письменной форме) говорит о своих ощущениях, полученных при проведении совместной работы, о своих ожиданиях и запросах на последующие встречи.

  1. Тема: «Воспитание ребенка раннего возраста».

План:

1.Игра «Приветствие»;

2.Упражнение «Трудности воспитания детей раннего возраста»

3.Упражнение «Качества взрослого, необходимые ему при взаимодействии с детьми раннего возраста»

4.Обратная связь.

1. Упражнение: «Приветствие»

Цель: дать возможность участникам поздороваться друг с другом, переключиться на ситуацию «здесь и теперь».

Содержание: всем участникам предлагается встать и поздороваться друг с другом:рукопожатием, глазами, плечами и т.д.

2.  Упражнение «Трудности воспитания детей раннего возраста»

Цель: Выделить главные трудности воспитания детей раннего возраста, обобщить опыт участников тренинга.

Материалы: доска, маркер, стикеры разных цветов (по количеству подгрупп).

Данное упражнение проводится в три этапа.

1-й этап

Упражнение проводится в подгруппах, каждая из которых в течение 10 (5) минут методом мозгового штурма составляет перечень проблем, с которыми сталкиваются взрослые, воспитывая детей раннего возраста.

Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, и в результате группового обсуждения на доске появляется общий перечень трудностей, на которых участники заострили внимание. Один из вариантов, списка составленного участниками тренинга приведен в приложении 5.

2-й этап

Подгруппам выдается по 10 стикеров, каждый из которых имеет «стоимость» — 1 балл. Затем посредством обсуждения (5 - 10 минут) члены подгруппы определяют уровень сложности каждой проблемы, зафиксированной в общем списке. Чем более трудной они считают какую-либо проблему, тем большее количество баллов они ей присваивают.

Например, подгруппа может оценить проблему «агрессивного поведения ребенка» в 4 балла. Тогда на остальные проблемы, заявленные участниками, останется только 6 баллов. Возможно, какая-либо команда оценит, например, проблему «детские истерики» в 10 баллов. В таком случае отпадет необходимость оценивать другие проблемы, так как в арсенале каждой подгруппы всего 10 баллов — 10 стикеров.

Затем каждая команда приклеивает стикеры на доске рядом с указанными проблемами. Тренер подсчитывает количество баллов, присвоенных каждой проблеме, и выделяет 2 - 4 проблемы (по количеству групп), получившие наибольшее количество баллов.

3-й Этап

Каждая подгруппа получает задание: описать основные направления и определенные методы работы, способствующие решению одной из четырех самых актуальных проблем воспитания детей раннего возраста.

Затем представители каждой команды сообщают результаты подгрупповой работы, зачитывая свои рекомендации.

Заключительный этап:

На заключительном этапе выполнения упражнения проводится групповое обсуждение предложенных методов и приемов работы. Результатом групповой работы может стать сводная таблица (схема) «рецептов», предложенных участниками тренинга по всем проблемам.

В процессе обсуждения участники могут предложить конкретные ситуации, в которых данное упражнение может быть использовано. Ведущий  помогает родителям решить трудные вопросы воспитания и обучения детей. Как правило, в процессе проведения упражнения у взрослых меняются взгляды на поведение малышей, и они учатся решать еще совсем недавно такие «неразрешимые» проблемы.

Кроме того,  участвующие в проведении упражнения, осознают, что трудности, возникающие у них, свойственны и другим родителям  и не являются следствием их неправильной воспитательной позиции.

4. Упражнение «Качества  взрослого, необходимые ему при взаимодействии с детьми раннего возраста»

Цель:дать возможность участникам поразмышлять над проблемами, волнующими многих родителей, обращающихся за консультацией к психологу.

Упражнение проводится в подгруппах. В течение нескольких минут каждая подгруппа пытается выделить по 2—3 качества, необходимых взрослому для успешного взаимодействия с ребенком раннего возраста. Эти качества необходимо представить в виде психологической скульптуры — без слов, а только с помощью невербальных средств общения. В создании скульптуры участвует вся команда. Остальные члены группы отгадывают, какое качество отражено в скульптуре. После того, как все подгруппы представят свои творческие работы, проводится обсуждение в кругу. В качестве одного из выводов, говорится, что дети раннего возраста большую часть информации получают от невербальных средств общения. У вас была возможность потренироваться в использовании этих средств коммуникации.

5.Игра «Горячо, утюг!»

Цель: Отработка навыков взаимодействия взрослого и ребенка в экстремальной ситуации.

Перед выполнением упражнения ведущий говорит о том, что зачастую родители, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того, чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо. В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»). Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие.

Все участники сидят в кругу. Ведущий по очереди подходит к каждому из них и сообщает об экстремальной ситуации, в которой находится ребенок. (Можно не подходить, а кидать мяч, озвучивая ситуацию) Например: «Ваш ребенок уже протягивает руку к горячему утюгу». Участник, к которому обращены эти слова, должен, мгновенно отреагировав, остановить ребенка.

Проводить игру желательно в быстром темпе, называя первые пришедшие в голову слова. Можно отвести определенное время для каждого ответа, например, одну минуту. Когда все участники выполнят задание, можно провести обсуждение (по кругу), в процессе которого каждый скажет, доволен ли он своим решением. Список ситуация для проведения упражнения «Горячо, утюг» приводится в  приложении 6.

  1. Обратная связь

Каждый участник по кругу (или в письменной форме) говорит о своих ощущениях, полученных при проведении совместной работы, о своих ожиданиях и запросах на последующие встречи.

  1. Тема: Роль игры в развитии ребенка раннего возраста.

План:

  1. Упражнение: «Приветствие»;

  2. Упражнение «Сто мячей»;

  3. Мини-лекция: «Роль игры в развитии ребенка»;

  4. Упражнение: «Магазин игрушек»

  5. Мини-дискуссия «Игрушки, книжки своими руками»

  6. Практикум «Изготовление книжки»

  7. Обратная связь.

1.Упражнение: «Приветствие»

Цель: приветствие  участников друг с другом, сплочение группы.

Оснащение: мяч.

Каждый участник по кругу приветствует группу, держа в руках мяч, говорит, что по его мнению объединяет нашу группу.

2.Упражнение: «Сто мячей»

Цель:Развитие распределение внимания, умения устанавливать контакт с окружающими.

Содержание:Игра проводиться в несколько этапов. Одно из главных условий, играть молча.

Первый этап – все участники встают в круг. Ведущий бросает мяч, предварительно «договорившись» с одним из участников взглядом. Поймавший перебрасывает мяч, тоже предварительно «связавшись» взглядом с кем-либо из игроков и т.д. Задача играющих-   поймать взгляд партнера и не допустить падение мяча на пол.

На втором этапе вводится еще один мяч. На последующих этапах в игре может использоваться 3, 4, 5 и т.д. мячей. В этом случае также необходимо не допустить падения ни одного мяча на пол.

3.Мини-лекция «Роль игры в развитии ребенка»

Цель:информирование родителей о важной роли игры в развитии ребенка.
Содержание:В первые годы своей жизни малыш стремительно развивается. Он учится ложиться, садиться, вставать, ползать, ходить, бегать и прыгать. Развитие малыша идет от выражения себя посредством плача и улыбок, внезапного смеха, к произнесению первых слов и, наконец, выражению своих чувств и желаний. Постепенно он начинает смотреть и воспринимать цвета, различать звуки и ощущать вкусовые оттенки. Он берет и исследует предметы, бьет по ним и пытается что-то строить, проявляет любопытство, воспринимает, фантазирует, делится своими ощущениями. 

Познание всего этого невозможно без игры. Различные исследования показали, что игра помогает ребенку укрепить и развить его нервную систему; то есть ребенок должен максимальное количество времени проводить в игре для овладения своим телом и пробуждения собственных чувств, для развития его мозга и умственных способностей, для ощущения счастья и гармонии, для выражения его привязанности и эмоций, а кроме того, для установления взаимоотношений с другими детьми и взрослыми. В игре - продолжительной, спокойной и творческой – ребенок растет и развивается разносторонне. С помощью игры дети познают и постигают мир, в котором они живут. Они приобретают опыт, идя путем проб и ошибок. Успех и неудачи на этом пути помогают им в дальнейшем в решении новых проблем. Развивается умение сосредотачиваться. Дети фантазируют, творят, систематизируют и погружаются в мир идей – в общем, они учатся.

Десять  веских аргументов в пользу игры:

 1. Игра помогает малышу узнать себя, а также свою физическую и социальную среду.

 2. Игра развивает сенсорику, моторику, мускулатуру и координацию движений.

 3. Игра помогает ребенку понять, как работают вещи, как люди общаются и строят взаимоотношения друг с другом, а также как попробовать себя в новых ролях.

 4. Игра помогает ему развить свои физические, социальные, познавательные, художественные и языковые навыки.

 5. Игра стимулирует и развивает творчество и воображение.

 6. Игра воспитывает чувство собственного достоинства, самоконтроля, а также формирует шкалу ценностей ребенка.

 7. Игра – это эффективный источник формирования правильной речи и навыков социального общения.

 8. Игра стимулирует ребенка к учебе и практическому применению важных социальных навыков, таких как выражение своих мыслей и эмоций, ведение переговоров и сотрудничество.

9. Игра развивает способность мыслить и решать проблемы.

10. Игра пробуждает любознательность ребенка и укрепляет способность сосредотачиваться и концентрировать внимание.

После проведения этой мини лекции, можно познакомить родителей с памятками «Советы родителям по организации игры» (Приложение  7).

4.Упражнение: «Магазин игрушек»

Цель:Создать картотеку игрушек, необходимых детям раннего возраста, определить, с какими целями может быть использована та или иная игрушка.

Содержание:1-ый вариант: Ведущий размещает на столе 10-12 игрушек. Каждая команда выбирает 2 игрушки из предложенных ведущим. После 2-3 минутного обсуждения один представитель подгруппы рассказывает, почему они выбрали именно этот предмет и с какими целями его модно использовать в разных ситуациях. Затем слово дается другим командам.

2-ой вариант: Группа делится на подгруппы, каждой из них выдается список игрушек. Задание: выбрать из общего списка:

- игрушки необходимые для развития детей раннего возраста;

- игрушки, которые ни в коем случае нельзя использовать с детьми раннего возраста;

Затем проводится групповое обсуждение, в ходе которого выбираются как наиболее функциональные игрушки, так и те из них, которые могут нанести ребенку особый вред.

В заключении ведущий может ознакомить участников с таблицей «Предметы и игровые материалы рекомендованные для детей раннего возраста» (Приложение 8).

5.Мини-дискуссия «Игрушки, книжки своими руками»

Цель:Пробудить интерес родителей к созданию собственных книжек и игрушек для детей.

Содержание: Участники обсуждают, какими должны быть книжки для детей раннего возраста. Методом мозгового штурма составляется список качеств, необходимых для того, чтобы книга была полезна малышу. Затем группа обсуждает, какими должны быть иллюстрации и содержание книжки.

Итогом мини-дискуссии могут стать совместно выработанные рекомендации для родителей  по выбору литературы для чтения детям раннего возраста.

6.Практикум «Изготовление книжки»

После мини-дискуссии можно изготовить в подгруппах книги для малышей. С этой целью в приложении  9приводятся варианты создания самодельных книжек.

7.Обратная связь.

  1. Тема встречи: «Скандал по всем правилам, или как справиться с детской истерикой и капризами»

План:

1.Упражнение:«Приветствие»;

2.Мини – лекция:«Кризис трех лет;

3.Упражнение:«Хорошо и плохо или, что такое кризис трех лет»;

4.Упражнение:«Конфликт нападающего и защищающегося»;

5.Упражнение:«Скандал по всем правилам или как справиться с истерикой»;

6.Обратная связь.

1.Упражнение: «Приветствие»

Цель: приветствие  участников друг с другом, выявление запросов, ожиданий, сплочение группы.

Оснащение: мяч для передачи.

2.Мини – лекция: «Кризис трех лет»

В психологии существует представления о причинах упрямства, когда дети упрямятся особенно активно. Я предлагаю ознакомиться с этой информацией, так как она поможет нам понять, что же стоит за проявлением упрямства.

В развитии детей существуют возрастные периоды, когда желание настаивать на своем, делать наперекор другим (особенно взрослым) усиливается. Это связано, прежде всего, с кризисом трех лет и подростковым возрастом. В это время желание делать многое, если не все самостоятельно, по своему желанию, любые действия со стороны взрослого, противоречащие ему, вызывают протест. Поведение ребенка определяется девизом «Я сам!». Поведение ребенка определяется девизом «Я сам!»

- это важный этап в психическом развитии ребенка.

«Кризис трех лет поведение условное». Временные рамки проявления кризиса конкретно не ограничены. Он возникает в период от 2 лет10 месяцев до 3,5 лет.

Этот период длится обычно несколько месяцев и протекает у всех детей по-разному. Возраст после двух лет нередко становится возрастом необъяснимого упрямства и негативизма. Это важный момент в развитии малыша.

Ребенок, начиная отделять себя от близких взрослых, проявляет все возрастающую строптивость. А взрослые, настаивая на своем, проявляют не меньшее упрямство.

Ведущий предлагает родителям задуматься над вопросом:  «Почему упрямство?» (выслушиваются ответы взрослых).

Ведущий обобщает: «Упрямство-это доступная для ребенка форма заявления о себе, о своих желаниях, чувствах. Парадоксальная ситуация: ребенок заявляет о своих желаниях, через выражение  нежелания. Осознавать свои желания, и тем более выражать их в понятной для окружающих форме – непростая задача для ребенка».

3.Упражнение: «Хорошо и плохо или, что такое кризис трех лет»

Цель: Познакомить участников тренинга с основными характеристиками кризиса 3-х лет.

Содержание: Ведущий просит участников тренинга перечислить положительные качества, которые присущи детям трех лет, и записывает их в блокноте. Затем участники называют негативные качества, которые им не нравятся в трехлетних детях. Все перечисленные характеристики записываются на лист блокнота, в правой его части.

Затем ведущий демонстрирует участникам написанные заранее тренером качества ребенка трех лет на которые обращает внимание Л.С. Выготский  и анализируют их. (Приложение № 10)  Ведущий обращает внимание участников на то, что «Классический» портрет ребенка в период кризиса трех лет и на то, что это закономерное развитие ребенка.

В процессе общего обсуждения слушатели высказывают предложения, как лучше реагировать нате или иные проявления негативного проявления ребёнка.   Ведущий может задать вопрос: «А если есть необходимость бороться с теми качествами, которые являются проявлениями закономерного развития ребенка!»

Участники могут привести свои примеры негативного проявления детей, и группа, опираясь на полученные знания, может порекомендовать те или иные действия, выходы из трудных ситуаций.

(Вприложении 10 приведен пример составления списка положительных и отрицательных качеств, которые отметили у своих детей родители.В Приложении 10 зафиксированы (слева) отрицательные качества детей, замеченные у их родителей и (справа) черты ребенка 3-х лет.)

В процессе выполнения этого упражнения, ведущий должен заострить внимание участников на том, что в случае если взрослый своевременно заметит стремление ребенка к самостоятельности и гибко отреагировать на это, протекание кризисного периода может быть сглажено.

4.Упражнение: «Конфликт нападающего и защищающегося»

Цель: Дать возможность глубже почувствовать позицию взрослого и ребенка  в протесте; актуализировать психологическое переживание конфликта.

Содержание:  Всем участникам необходимо разбиться на пары. Один партнер играет роль «строптивый ребенок», другой – «упрямый родитель».

Оба по команде начинают играть свои роли, у первого она заключается в следующем – он должен приказным тоном командовать «Да» (возможно силой тянуть за руки партнера). Второй же должен оказывать сопротивление «Нет». И так в течение  2-3 минут, потом они меняются ролями.

Обсуждение:

  • Что вы чувствовали? Какую роль вам было играть легче, как вы думаете почему? Ведущий фиксирует на ватмане чувства родителей в ролях  «строптивый ребенок» и «упрямый родитель».

Ведущий обобщает: Очевидно, что дело — в столкновении интересов ребенка и родителя. Заметим, что в подобных случаях удовлетворение желания одной стороны означает ущемление интересов другой и вызывает сильные отрицательные переживания, о которых вы говорили: раздражение, обиду, гнев, унижение, агрессия, страх, тяжесть, злость, огорчение  и др. При столкновении интересов возникает проблема сразу у обоих.

  • Почему у взрослого возникает желание бороться с упрямством?(ответы взрослых фиксируются на ватмане)

Ведущий обобщает: Ситуации проявления детского упрямства сложны еще и потому, что в них есть нечто, что вызывает у взрослых очень сильную эмоциональную реакцию, поэтому они не могут спокойно проанализировать и найти здравое, разумное решение.

  • Почему упрямое поведение одного человека порождает и поддерживает подобные реакции у другого, образуется замкнутый круг? Кто по вашему мнению может разорвать этот круг?

Ведущий обобщает: В детском упрямстве многие взрослые усматривают вызов собственной компетентности родителя, угрозу своему авторитету в глазах ребенка. Другими словами все силы взрослый направляет на борьбу с упрямством.

  • Как родитель может помочь пережить этот период кризиса?

Ведущий обобщает: Если в семье часто будет звучать вопрос о том, чего хочет ребенок, что ему нравиться или напротив не нравиться, то ему проще научиться понимать себя и подавать понятные сигналы окружающим. Исследования показывают, что мягче эти периоды проходят в семьях, где проявляют уважение к интересам к мнению ребенка, его точке зрения, где часто звучат вопросы: «Как ты думаешь?», «Что было бы тебе интересно?», «Как считаешь ты?», где ребенку время от времени предоставляют возможность выбора.

Оснащение: ватман, маркер.

5.Упражнение: «Скандал по всем правилам или как справиться с истерикой»  

Цель: выделить главные причины детских истерик и выработать стратегии поведения родителя.

Содержание: Ведущий предлагает родителям подумать и порассуждать над вопросом, почему у детей могут быть истерики? Ответы родителей фиксируются на ватмане.

Ведущий обобщает ответы всех родителей.

- ребенку не хватает вашего внимания, и он таким способом стремиться завоевать его (такая привычка очень быстро закрепляется и часто используется и во взрослой жизни);

- ребенок манипулирует вами, он привык таким образом добывать все, что он хочет.

- отличить манипуляцию нелегко, но понаблюдайте за своим ребенком: как именно он плачет, что помогает ему успокоиться. Если вы понимаете, что вами манипулируют, дайте ребенку понять, что вы не одобряете его действия.

- ребенок устал, хочет спать, он голоден: искорените причину и истерика пройдет.

Что-либо объяснять во время истерики бесполезно. Так уж устроена психика человека. Во время проявления эмоций человеку трудно сосредоточиться на том, что ему говорят.
          Далее ведущий предлагает родителям
выработать стратегии поведения, или как справиться с детской истерикой, способы игнорирования истерики? (родители делятся своим опытом, что помогает им справляться с детской истерикой).

Ведущий обобщает: По возможности забудьте, что на вас смотрят: эти люди сами не раз попадали в такую ситуацию. Если малыш заходится в истерике, спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. Для «истерики» нужны зрители. Если «зрители» есть, эмоции у ребенка  усиливаются. Поэтому старайтесь, по возможности игнорировать  такое поведение ребенка. Родители лучше знают своего ребенка, поэтому только родитель для своего ребенка может подобрать приемлемый способ реагирования на истерику или капризы ребенка. Наблюдайте за своим ребенком. Не надо сердиться на ребенка, пытаться силой заставить его, отвечать на его крик криком или наказывать. Это может закрепить в подсознании мотивы отрицательного поведения.

Помните, что даже самые замечательные мамы оказываются в таких ситуациях и дело тут не в маме, а в темпераменте и характере вашего ребенка. Помните, что немалую ответственность за правильный выход из кризиса несут близкие взрослые.

6.Обратная связьВедущий просит каждого участника по кругу высказаться о своих ощущениях, полученных  в  совместной работе, о своих ожиданиях и запросах на последующую встречу.


Приложение №4

Приложения к семинару - тренингу«Детско-родительских взаимоотношений»

(для родителей детей раннего возраста).

Приложение1

Возраст ребенка, годы

Характеристика ребенка

2; 5; 10

Спокойный, дружелюбный

2,5; 5,5; 6; 11

Неровный, очень беспокойный

3; 6,5; 12

Спокойный уравновешенный

3,5; 7; 13

Беспокойный раздражительный

Цикличность настроения и поведения детей

Приложение №2

Упражнение «Психологический портрет ребенка раннего возраста»

Образец составления списка характерных черт ребенка раннего возраста.

Любознательный

Ласковый

Может часами заниматься одним и тем же делом

Упрямый

Плачет, когда уходит мама

Капризный

Добрый

Любит смотреть телевизор

Рассудительный

Покладистый

Топает ногами на взрослых

Беспокойный

Агрессивный

Любит долго сидеть в одиночестве

Надоедливый

Любит играть

Кричит на взрослых

Проявляет интерес к головоломкам

Любит учить стихи

Любит кататься на 3-х колесном велосипеде

Стремиться все делать самостоятельно

Его легко отвлечь

Бьет маму

Вдумчивый

Ломает игрушки

Отказывается выполнять просьбы взрослых

Любит слушать сказки

Любит кормить животных

Приложение 3

Возрастная шкала психического развития ребенка.

Возраст, месяцы

Факторы психического развития

15

  1. произносит 20 и белее слов

  2. выполняет 2 поручения

  3. держит карандаш и оставляет им следы на бумаге

  4. держит ложку во время еды

  5. ставит 5 кубиков один на другой

  6. ходит сам, но часто падает

18

  1. стремиться связать 2 слова в предложении

  2. хочет сделать все самостоятельно

  3. чиркает карандашом старательно и целенаправленно

  4. пробует самостоятельно есть

  5. после наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой

  6. ходит стабильно, редко падает

21

  1. называет 5 изображение на рисунке

  2. ищет помощи у взрослых

  3. чиркает карандашом в рамках листа

  4. самостоятельно ест

  5. бросает мяч в ящик

  6. пробует бегать

24

  1. Задает первые вопросы

  2. Общается с детьми

  3. Чиркает вертикальные и горизонтальные линии

  4. Регулирует отправление физиологических потребностей

  5. Пробует ловить брошенный мяч

  6. Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой

30

  1. Задает различные вопросы

  2. Может связно рассказывать

  3. Умеет чертить кривую, замкнутую линию

  4. Регулярно сообщает о физиологической потребности

  5. Расстегивает 3 пуговицы

  6. Бегает значительно лучше

36

  1. Может связно рассказывать

  2. В игре входит в роль

  3. Рисует шар яблоко  и другие предметы

  4. Сам раздевается и одевается

  5. Ставит 10 кубиков один на другой

  6. Поднимается и спускается по ступенькам без опоры.

Приложение №4

Анкета для родителей

Ф.И. ребенка______________________________________________Возраст____________

Пол ребенка____________________________

Кто заполняет (мама, папа)____________________________________________________

  1. В какой степени необходимо развивать у вашего ребенка следующие навыки (оцените в баллах, обведя соответствующую цифру).

Развитие речи

1

2

3

4

5

Развитие любознательности

1

2

3

4

5

Развитие интеллекта

1

2

3

4

5

Общение со сверстниками

1

2

3

4

5

Общение со взрослыми

1

2

3

4

5

Развитие навыков самообслуживания

1

2

3

4

5

Развитие творческих способностей

1

2

3

4

5

Физическое развитие

1

2

3

4

5

Кроме этого (нужное вписать)

1

2

3

4

5

  1. Какие положительные черты присущи вашему ребенку? (нужное подчеркнуть)

Добрый

Ласковый

Внимательный

Послушный

Заботливый

Аккуратный

Любознательный

Жизнерадостный

спокойный

покладистый

самостоятельный

общительный

Другое (нужное вписать)________________________________________________________

  1. Какие отрицательные черты присущи Вашему ребенку? (нужное подчеркнуть)

Бросает предметы на пол

Бьет сверстников

Кричит, топает ногами

Не выполняет просьбы взрослых

Кусает сверстников

Упрямится

Часто раздражителен

Командует взрослыми

Командует детьми

  1. С какими предметами любит заниматься Ваш ребенок? (нужное подчеркнуть)

Куклы

Детская и взрослая одежда

Меховые игрушки

Вода

Кубики

Ткань (кусочки ткани)

Маленькие игрушки

Крупа

Мячи

Резиновые игрушки

Игрушки на веревочке

Песок

Мамина косметика

Коробки

фломастеры

бумага

Машинки

Хозяйственные предметы (посуда и др)

Пластмассовые банки с крышками

Другое (нужное вписать)________________________________________________________

  1. Ваш ребенок чаще играет

Со взрослыми

С детьми

В одиночестве

Спасибо за участие!

Приложение 5

Список трудностей взаимодействия с детьми раннего возраста (составлен участникам программы  «Шагаем с мамой» тренинг для родителей).

  • Истерики

  • Капризы ребенка

  • Борьба с вредными привычками

  • Отказ ребенка ходить на горшок

  • Кривляние -  «упрощение» речи

  • Отказ ребенка выполнять просьбы взрослого

  • Раздражительность ребенка

  • Чрезмерная активность ребенка в освоении окружающего мира

  • Повышенное внимание к телевизору

  • Агрессия  ребенка в общении с взрослыми (дерется, кусается)

  • Чрезмерная привязанность ребенка к одному из членов семьи (как правило, к маме)

  •  Отказ ребенка от еды

  • Как поощрять и наказывать ребенка

  • Отказ спать в своей кровати

  • Рисует на обоях, рвет книжки, ломает игрушки

Приложение  6

Список ситуаций для проведения упражнения  «Горячо утюг»

Ваш ребенок

  1. Тянет руку к горячему утюгу.
  2. Пытается включить газовую плиту.
  3. Собирается сбросить на пол хрустальную вазу.
  4. Перегибается через перила на шестом этаже.
  5. Подносит ко рту рюмку с водкой.
  6. Выбегает на проезжую часть улицы.
  7. Замахивается лопаткой на злую собаку.
  8. Размахивает клюшкой перед витриной фешенебельного магазина.
  9. Готовится спрыгнуть со второго яруса кровати.
  10. Открывает кран с горячей водой.
  11. Целится из рогатки в Вашего гостя.
  12. Хочет кинуть камень в экран телевизора.
  13. Сует палец в пасть злой соседской собаке.
  14. Стремительно выбегает на тонкий лед пруда.
  15. Вот-вот наступит на крышку полуоткрытого люка.
  16. Пытается открыть работающую стиральную машину.
  17. Убегает в переполненном метро в противоположную сторону.
  18. Засовывает карандаш в электрическую розетку.
  19. Тянет в рот иголку.
  20. Запихивает маленькую пуговицу в ухо.
  21. Протягивает руку к чашке с горячим чаем.
  22. Собирается вылить суп из тарелки в аквариум.
  23. Хочет попробовать еду из собачьей миски.
  24. Сыплет соду вместо соли в кипящий суп.
  25. Собирается выбросить из окна мамино ожерелье.

Приложение № 7

«Советы родителям по организации игры с детьми от года до трех лет»

Советы по организации игры  от 12 до 24 месяцев:

-  Как можно чаще смотрите на малыша и разговаривайте с ним.

- Играйте в прятки, поскольку это лучше всего стимулирует развитие ребенка на данном этапе. Он приходит в восторг, когда люди исчезают и вновь появляются.

-   Играйте в игры с куклами, натягиванием носков и разукрашенными пальцами. Подбирайте ему говорящие и подвижные игрушки. Разыгрывайте небольшие представления, побуждающие ребенка говорить.

-   Давайте ребенку барабаны, музыкальные шкатулки и простые музыкальные инструменты. Ему нравится бить в барабан – это дает выход его энергии. Музыка побуждает ребенка танцевать и кружиться.

-   Познакомьте вашего ребенка с миром книг и сказок. Ему понравится слушать их и переворачивать страницы. Книжки – раскладушки с  вклеенными окошками и сюрпризами окажут более сильное впечатление. Чтение книг и сказок должно быть регулярным, поскольку для ребенка это магический момент, который укрепит ваши взаимоотношения и поможет ему расслабиться.

-   Дайте ребенку кисти и краски для рисования и наклейки для развития его творческих способностей.

Приложение 8

«Предметы и игровые материалы, рекомендованные для детей раннего возраста»

 12-18 месяцев

 18 – 24 месяца

24-36 месяцев

  1. Пастель, мелки, карандаши, фломастеры.
  2. Наборы кубиков, блоков для конструирования (разных по цвету и величине).
  3. Набор форм, вставляющихся вдруг друга.
  4. Мягкие куклы среднего размера.
  5. Мягкие игрушки – зверюшки.
  6. Барабан.
  7. Свисток, дудочка.
  8. Книжки с картинками.
  9. Книжки с короткими стихотворениями для детей.
  10. Большая грузовая машина.
  11. Легковая машина с водителем.
  12. «Почтовый ящик», лучше с прозрачными стенками (коробка или ведерко с крышкой, имеющие  отверстия различной формы и соответствующие им вкладыши).
  13. 14.Матрешка.

15.Составные игрушки из 2 – 3 частей («Лего»)

16.Самокат («машина», «лошадка»).

17. Подвижная игрушка на колесиках («Бабочка»). – на шесте или на веревочке.

18.Игрушки – модели предметов, людей, животных.

1. Парные  картинки, лото.

2.Кисти, краски (не токсичные).

3.Набор для нанизывания («Бусы»).

4.Игрушечная мебель.

5.Пластилин и др. материалы для лепки.

6. Паззлы (простые).

7.Разрезные картинки из 2 -3 частей.

8.Кегли.

9.Сказки («Репка», «Теремок»). Хрестоматия для детей от 2 – 4 лет.

10.Миниатюрные модели бытовых предметов.

11.Игрушечный набор «Семья».

12.Наборы для ролевой игры («Инструменты», «Доктор», «Кухня», «Парикмахерская» и  др.).

13.Игрушечный       транспорт (поезд, кораблик, самолет и др.)

14.Набор для игры с песком.

 1.Модель дома.

2.Паззлы.

3.Фигурки животных с детенышами ( «Лото», «Найди  маму»).

4.Одежда кукол по сезону.

5.Игрушечные часы.

6.Куклы для театра.

7.Разрезные картинки из 4 частей.

8.Наряды для маскарада.

9.Лото: «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Транспорт», «Животные».

10.Составные игрушки из 3 и более частей.

11.Губная гармошка.

12.Детские ножницы с тупыми концами.

13.Игрушечный клавесин.

14.Трехколесный велосипед.


Другие: ______________________________________________________________________

Приложение 9

«Способы изготовления книжек»

  1. Словарик.
  • Выберите несколько любимых слов своего малыша и подберите к ним соответствующие картинки - машины, собачки и т.п.
  • Наклейте эти картинки на отдельные листы очень плотного картона и сделайте «книжку - словарик»
  1. Для сенсорного развития детей при оформлении книжки можно использовать различные материалы: кусочки ткани, нитки, бархатная бумага. Самодельные книжки можно использовать при изучении с малышом  цвета, формы, размеров предметов.
  2. Книжки-загадки с подсказками. На каждой странице книжки загадки можно написать загадку и нарисовать рисунок к ней. На каждой странице под загадкой в кармашек (из ткани), вложить картинку отгадку.
  3. Детям нравятся книги, контуры страниц которых вырезаны в форме какого-либо животного или любого другого знакомого ребенку предмета.
  4. «Книжки-застежки» изготавливаются  из ткани, на каждую страничку пришивается застежка. Например: на первой страничке пуговицы, на второй – замок, на третьей шнуровка и т.д. Такую книжку можно изготовить из старых ненужных вещей.

«Игрушки своими руками»

  1. «Забава с макаронами»: Макароны можно наклеивать, нанизывать на шнурок, раскрашивать. На макаронах разной формы и разных размеров дает возможность ребенку сортировать их, считать, изучать цвета предварительно покрасив макароны пищевым красителем.
  2. «Игра с коробками» из крышки коробки можно вырезать разные геометрические фигуры (кружки, квадраты, треугольники). Дать ребенку и посмотрите, сумеет ли он вставить их в соответствующие отверстия в крышке коробки.
  3. «Разрезные картинки» Разрежьте картинку на 2 – 4 части, в зависимости от развития малыша. Так можно использовать животных, геометрические фигуры и др.
  4. «Волшебный мешочек» Небольшой мешочек, в который вкладываются разные предметы. Дети с удовольствием  достают и называют вложенные предметы.

Приложение10

Список положительных и отрицательных черт детей трех лет, составленный родителями.

Положительные качества

Отрицательные качества

Добрый

Любознательный

Умный

Общительный

Любит слушать книги

Вежливый

Хороший

Помощник

Отзывчивый

Ласковый

Нежный

Аккуратный

Внимательный

Покладистый

Жизнерадостный

Жадный

Непослушный

Спорит с взрослыми

Капризный

Не выполняет просьбы мамы

Грубый

Агрессивный

Плаксивый

Все делает по своему

Непоседа

Упрямый

Вредный

Все делает наоборот

Приложение 11

Таблица для упражнения «Хорошо и плохо»

Л.С. Выготский о кризисе 3 лет

Родители о детях 3 лет

Негативизм
Упрямство
Строптивость
Своеволие
Протест-бунт
Обесценивание
Деспотизм
Ревность

Спорит
упрямство
не выполняет просьбы мамы
Грубый
Агрессивный
Плаксивый
Все делает по своему

Ведущий демонстрирует участникам написанные заранее тренером качества ребенка трех лет на которые обращает внимание Л.С. Выготский  и анализируют их.

1. Негативизм. Его возникновением первым характеризуется наступление кризиса. Все поведение ребенка идет вразрез с тем, что говорят ему взрослые: он не хочет что-нибудь делать только потому, что это предложил кто-нибудь из взрослых., т.е. это реакция не на содержание действия, а на сам факт предложения взрослым этого действия. Ребенок может отказываться делать даже то, что ему особенно приятно, это будет значить, что при столкновении мотивов победил негативизм. Негативная реакция отличается от обычного непослушания двумя существенными моментами. Во-первых, здесь на первый план выступает социальное отношение, т.е. негативизм адресован человеку. Во-вторых, появляется способность действовать наперекор своему аффекту.(В раннем детстве наблюдается полная зависимость поведения от аффекта). Итак, негативизм - это такая тенденция, где мотив находится вне данной ситуации - это признак развития.
2. Упрямство.Это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением. От обычной настойчивости упрямство отличает два момента: первый - отношение к мотивировке (сходное с негативизмом), т.е. ребенок может настаивать на том, чего ему вовсе и не хочется; второй - новое отношение к самому себе - ребенок поступает так, потому что он так сказал, и держится своего решения до победного конца. До наступления кризиса такого отношения к самому себе не наблюдалось.

3. Строптивость. Эта тенденция скорее направлена против норм воспитания, против образа жизни, сложившегося к трем годам, чем против конкретного человека или конкретного указания - она безлична. Ее отличительное свойство - тенденциозность, т.е. проникнутость скрытым бунтом против всего, что раньше окружало ребенка.
4. Своеволие. Оно заключается в проявлении гипертрофированной тенденции к самостоятельности. Теперь ребенок хочет все делать и решать сам. Это желание часто неадекватно возможностям ребенка, что вызывает конфликты со взрослыми.
5. Протест-бунт. Поведение ребенка приобретает вид протеста, словно ребенок находится в состоянии войны с окружающими. Ссоры и конфликты становятся привычным делом.
6. Обесценивание. В глазах ребенка обесценивается то, что раньше было привычно, интересно, дорого. Могут обесцениваться нормы поведения (ребенок вдруг начинает грубить и ругаться), старые привязанности к вещам (ребенок может сломать недавно любимую игрушку), и т.п.

7.Деспотизм в семье с одним ребенком и ревность в семье, где двое и больше детей. Ребенок стремится проявлять деспотическую власть над членами семьи. Он диктует свои условия: чего он не хочет, что хочет; что будет делать, чего не будет; что должны и чего не должны делать все вокруг. Та же тенденция к власти в семье, где несколько детей служит источником ревности к другим детям.

Итак, откуда берется этот букет негативных симптомов? Почему за достаточно короткий срок из милого, послушного существа ребенок превращается в упрямого, грубого и ревнивого деспота? Против чего и почему он стал протестовать и бунтовать?
        Протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Эти симптомы указывают на возросшую активность и самостоятельность ребенка, они вращаются вокруг оси "Я" и окружающих его людей - изменяются отношения ребенка к окружающим его людям и к собственной личности. Происходит скачок в направлении социального отделения от близких взрослых.

Второй пояс симптомов - последствия основных симптомов и их дальнейшее развитие - вытекает как следствие из установки ребенка на самостоятельность. Благодаря изменениям социальных отношений ребенка, его аффективной сферы, того, что затрагивает самые сильные, глубокие переживания, ребенок вступает в целый ряд внешних и внутренних конфликтов. Это часто служит причиной невротических реакций детей, например, энурезы,ночные страхи, заикания, обострения негативизма и упрямства.
Выводы:В кризисе трех лет происходит внутренняя перестройка по оси социальных отношений. Негативизм надо отличать от простого непослушания, а упрямство от простой настойчивости, так как причины этих явлений разные: в первом случае - социальные, во втором - аффективные.Семизвездие симптомов кризиса говорит о том, что новые черты всегда связаны с тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием

самой ситуации, а отношениями с другими людьми. Кризис трех лет протекает как кризис социальных отношений ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно – тематическое планирование работы с родителями детей раннего возраста по умственному развитию детей

Мой профессиональный интерес состоит во влечении (и помощи) родителей в педпроцесс. Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для...

План работы с родителями детей раннего возраста

Консультации, родительские собрания, выставки и фото выставки, анкетирование, информационные стенды и беседы....

Консультация для педагогов "Работа с родителями детей раннего возраста."

Работа воспитателей групп раннего возраста с родителями является первой ступенью единой системы взаимодействия детского сада и семьей, необходимо для полноценного развития физических и духовных сил ре...

Из опыта работы с родителями детей раннего возраста

Из опыта работы с родителями детей раннего возрастаАвтор: Белашова Татьяна Анатольевна воспитатель МДАОУ Детский сад общеразвивающего вида №11Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и п...

«Вариативность форм работы с родителями детей раннего возраста с целью создания единого образовательного пространства»

 “Воспитание есть процесс социальный в широком смысле.Воспитывает всё: люди, вещи, явления,  но прежде всего и больше всего-люди. Из них на первом месте –  родители и педагоги.”...

Практический материал для родителей детей раннего возраста.

Консультация по образовательной области "Физическое развитие" с приложенным практическим материалом....

Внедрение активных форм работы с родителями детей раннего возраста.

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  диктует нам новый формат работы в данном направлении, поставив задачу – сделать родителей субъекта...