Консултация: « Развиваем познавательные способности у ребенка с ЗПР на прогулке.»
консультация (старшая группа)

Снежана Эткаровна Браун

Развиваем познавтельные способности у детей ЗПР на прогулке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_nsportal.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консултация: « Развиваем познавательные способности у ребенка с ЗПР на прогулке.»

Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.

В каждой семье родители стараются создать условия для игровой деятельности ребенка, не всегда учитывая, что дорого не значит хорошо. В старшем дошкольном возрасте ребенку необходимы игры, которые не только будут его развлекать, но и развивать. А для этого подчас не надо ни больших финансовых, ни временных затрат. Нужна только любящая мама рядом. Ребенку важно даже небольшое участие взрослого в детской игре, чтобы чувствовать, что его понимают, его одобряют. Ребенку важно быть успешным.

Особенно это важно ребенку, у которого есть проблемы в развитии. Для того чтобы помочь своему малышу, нужно в повседневном общении ненавязчиво, без принуждения обогащать словарь ребенка. Используйте для этого подходящие ситуации, чтобы поиграть, поговорить с ребенком.

Выходя с ребенком на прогулку старайтесь максимально задействовать этот временной отрезок для развития своего чада.

Во время прогулки вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда»«Обувь»«Осень»«Зима»«Весна»«Лето»«Игрушки»«Город»«Транспорт»«Птицы» и другие.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз.

Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и знания по темам «Одежда» и «Обувь». Пусть ребенок назовет, во что одеты прохожие. Какую обувь, головные уборы они надели в это время года, пусть придумает «слова признаки» к каждому.

Поиграйте с ним в игру«Подбери признак».

Пусть он подбирет признаки к заданному вами слову. Например:Осень (какая) ранняя, золотая, дождливая, холодная. Дождь (какой) холодный, мелкий, затяжной…Деревья (какие) осенние, голые, желтые, высокие…Погода (какая) холодная, сырая, осенняя….

Побуждайте ребенка наблюдать и называть то, что происходит вокруг него. Пусть он подбирает действие к предмету, мимо которого вы проходите. Например: Машина едет, стоит, поворачивает, сигналит, газует… итд Дождь - идет, моросит, стучит, барабанит…. Листья - краснеют, облетают, шуршат…

Чтобы активизировать существительные в речи ребенкаобогатить ими словарь предложите ему игру«Подбери словечко». Пусть он подбирает слово к заданному вами. А окружающая действительность будет для него хорошим помощником. Ведь все о чем вы говорите, ребенок воспринимает непосредственно сейчас. А значит, есть опора на наглядный материал.

Моросит (дождь). Дует (ветер). Вянет (трава). Желтеют (листья).

Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует представление об особенностях данного времени года, поможет развить связную речь. Предложите ребенку игру «Скажи наоборот». А затем, предложите ему научить этой игре товарищей во дворе. Играть в нее можно с мячом в паре или по кругу с ведущим. Тот, кому бросили мяч, должен закончить фразу начатую ведущим.

Летом солнце яркое, а осенью….

Летом небо светлое, а осенью…

Летом тучки высоко, осенью….

Летом люди одеваются легко, а осенью….

Летом деревья стоят одетые в листву, а осенью…

Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребёнка,

Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём) соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка. Так летом во дворе с друзьями можно поиграть в игру «Что бывает летом»

Дети берутся за руки и ходят по кругу. Ведущий внутри круга идет в противоположную сторону. Тот возле кого ведущий остановился должен ответить на вопрос: Что можно делать летом». После его ответа, играющие показывают действие, которое игрок назвал. Например: плавать. Играющие имитируют движения пловца. Следующим ведущим становится тот, кто лучше всех изобразил действие.

В этой ситуации ваша задача: помочь детям организовать игру, подсказать сюжет, если надо, показать игровые действия.

Можно и самому поиграть с ребенкомСкажите ему: «Я буду называть предметы, и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «Ж», если в слове нет звука, то мяч ловить не надо» . Например: жаба, стул, ежик, жук, книга.

Еще одна полезная игра в которую можно поиграть на улице вдвоем или с групой детей:«Лягушка»Цель игры: выделение звука из ряда гласных а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. Объясните детям правила: «Будете прыгать как лягушка, если услышите звук «А», на другие звуки стоите смирно». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Если дети хорошо ориентируются в материале, то, можно проводить игру на согласные звуки.

Часто в семье возникает ситуация, когда мама идет куда-либо по своим делам, а ребенка берет с собой. Такая прогулка, конечно, не заинтересует вашего малыша. Но если перед прогулкой вы дадите ребенку задание запомнить все, что он увидит по дороге, ребенок с удовольствием примет ваши правила. Затем, когда вы вернетесь домой, попросите его с помощью наводящих вопросов по памяти воспроизвести названия предметов, которые он видел, или действий, которые он совершал, или рассказать о событиях в определенной последовательности.

Сколько человек ты встретил сегодня по дороге в магазин?

Опиши, во что была одета девочка, которая играла в песочнице?

Сколько касс работало в магазине….

Вы можете задавать любые вопросы, требующие от ребенка описания деталей ситуации.

Похожая игра«Разведчики» Предложите ребенку по дороге поиграть в разведчиковСкажите: «Давай проверим, кто из нас самый внимательный разведчик. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем - какие они. Ведь для разведки это очень важно». Например: Вот почтовый ящик - он синий. Я заметила кошку - она пушистая. Ребенок может называть увиденные объекты один ил с вами по очереди.

Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные во время прогулки необычайно ценны и наглядны. Особенно если это выход на природу. Такие впечатления остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Не на картинке, а в живую ребенок увидит растения в разную пору их вегетативного развития (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, грибы, цветы и травы. Какие птицы, насекомые обитают в наших широтах.

Даже если названия цветов, кустарников кажутся вам сложными для ребёнка, всё равно чаще называйте их вслух. На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка.

Развивайте в себе навыки воспитателя и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем познавательные способности ребёнка

В консультации расскрывается необходимость развития познавательных способностей  у детей старшего дошкольного возраста.  Представленный  материал позволяет  родителям   р...

Развиваем познавательные способности детей

В статье предложены рекомендации для развития познавательных способностей детей....

Консультация «Развиваем познавательные способности»

Маленькие дети хотят все знать. Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой особенности. Правда, отмечается, что сегодняшние дети стали задавать меньше вопросов, чем дети, к примеру,...

Как развивать творческие способности у ребенка.

"Ребенок-это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь".                   ...

Играем с камнями Марблс и развиваем познавательные способности ребенка

Варианты применения  камешков Марблс в работе педагога детского сада....

Заседания детско - родительского клуба «Мы вместе», гостиной «Почемучки». Тема: «Умники и умницы» или как развивать познавательные способности детей»

Заседание детско - родительского клуба"Мы вместе"гостиной "Почемучки" тема заседания "Умники и умницы" или как развивать познавательные способности днтетей"...