Конспект педагогического мероприятия «О правах - играя» с использованием ИКТ (игра - путешествие) подготовительная группа
методическая разработка (подготовительная группа)

Досуг направлен на  формирование основ правового сознания дошкольников, гражданской позиции и нравственной культуры. Закрепление знаний детей, в интересной, увлекательной и занимательной форме  представлениях о правах человека, о документах по правам человека. Развивать способность анализировать действия и поступки сказочных героев и людей, создавать ситуации для развития умений применять, полученные знания в реальной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 91

Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад №91 Красносельского района Санкт-Петербурга)

Конспект педагогического мероприятия

«О правах - играя»

с использованием ИКТ

(игра - путешествие)

  подготовительная группа

Подготовила и провела воспитатель

 Гришина Жанна Алексеевна

высшей  квалификационной категории

Санкт – Петербург 2022 год

Цель: формирование основ правового сознания дошкольников, гражданской позиции и нравственной культуры.

 Обучающие:

      - Конкретизировать, закрепить, уточнить и обобщить знания и представления детей о правах человека

       - Расширять представления о документах по правам человека

     - Активизировать познавательный процесс

Развивающие:

    - Развивать умение рассуждать, сопоставлять, высказывать свое мнение.

    - Развивать коммуникативные навыки при работе в группе.

    - Развивать внимание, речь, наблюдательность, память, мыслительные операции.

    - Развивать чувство собственного достоинства, способствовать развитию умений самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности

Воспитывающие:

Воспитывать отзывчивость, сосредоточенность, умение сопереживать.

Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям

Воспитывать понимание детьми нравственных качеств и поступков.

Формы совместной деятельности взрослого и детей:

  • Беседа;
  • Рассказ;
  • Игра «Сложи правильно» разрезная картинка на части «Моя семья» (по подгруппам);
  • Игра малой подвижности «Скажи другу комплимент»
  • Игра с мячом «Как тебя зовут?»;
  • Дыхательная упражнение «Вырасти большой»
  • Дружный танец «Если весело живется, делай так»

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная.

Материалы и оборудование:

Наглядные: игрушечная аптечка, муляжи лекарств, лепестки цветка с правами детей.

Демонстрационные: Магнитный мольберт

Электронные: проектор, презентация, запись голосов героев сказок, ноутбук, подвижная музыка.

Раздаточные:3 разрезные картинки «Моя семья» (по подгруппам).

Количество детей:12чел.

Активизация словаря: документы «свидетельство о рождении», «паспорт»

Предварительная работа:

Цикл занятий по ознакомлению детей с правами ребенка. Чтение художественной литературы. Беседы: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Дети и взрослые» и др. Разучивание стихотворений и пословиц о семье, Родине. Рисование на тему: «Моя семья». Разучивание песен. Познакомили со словами: конвенция, права ребенка.

Ход образовательной деятельности

п/п

Этапы работы, виды заданий и упражнений

Организация рабочего пространства

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

Вводная часть

Дети становятся в полукруг.

Воспитатель предлагает поздороваться с гостями.

В. Ребята, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Сегодня нас ждет удивительное путешествие. Я вам сейчас расскажу об одной удивительной сказочной стране, которая называется Правдилия. В этой стране жили люди, звери, насекомые и жили они счастливо. Потому что у каждого из них было много прав: право на счастье, право на жизнь, право на свободу, право на отдых. А еще в этой стране был необычный сад с цветущими растениями. К одному из них жители относились по-особенному. Берегли его, потому что это был «Цветок Счастья». У «Цветка Счастья» были необычные лепестки, на обратной стороне которых были записаны правила (права). Именно эти правила строго соблюдались жителями этой страны. И все бы у них было хорошо, если бы…

— Однажды над страной нависла чёрная — пречёрная туча, налетел злой холодный ветер, и все жители Правдилии попрятались кто куда, чтобы переждать несчастье. А когда стих ветер и туча уплыла, то были удивлены тем, что на «Цветке Счастья» не осталось не одного лепестка. И наступили в стране страшные времена. Жизнь страны превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. До сих пор жители этой страны ищут заветные лепестки и надеются на то, что кто-нибудь им поможет отыскать их.

В. Ребята, как, по-вашему, нужно ли помогать людям, зверям, попавшим в беду? Почему? А сможем ли мы помочь жителям Правдилии? (Ответы детей)

В. И я думаю, сможем. Поможем найти лепестки «Цветка Счастья», а заодно и узнаем правила этой страны. Закрываем глаза и произносим волшебные слова: Крибли-крабли-бумс! Открываем глаза.

Дети здороваются с гостями. Дети беседуют с педагогом по вопросам.

Дети закрывают глаза и делают круг вокруг себя

2

Вхождение в удивительную страну «Правдилия»

Дети с воспитателем делают разминку.

В. Чтобы дорога у нас была веселая мы с собой возьмем хорошее настроение. Предлагаю отправиться в путь!

Итак, в Правдилию вперед, «Цветок Счастья» там живет.

Должны мы многое узнать и лепесток там отыскать.

По извилистой дорожке шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря, широкими глазами, шли ребята знакомиться с правами.

Знать должны и взрослые, и дети о правах, что защищают нас на свете.

Дети повторяют движения за воспитателем

3

4.

5.

6.

7.

8.

Основная часть

Игра малой подвижности «Скажи друг другу комплименты»

Игра

«Сложи правильно»

Пословицы и поговорки о семье

Игра «Веселый мяч»

Дыхательное упражнение

«Вырасти большой»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Дети подходят с воспитателем к интерактив доске встают полукругом. Воспитатель перед ними. На экране избушка, к ним выходит лиса, заяц.

Дети идут за воспитателем, встают в круг на ковре

Воспитатель предлагает детям разрезные картинки на части 3 штуки (семья)

Дети подходят с воспитателем к интерактивной доске встают полукругом. Воспитатель перед ними.

На экране Баба – Яга

Дети встают полукругом на ковре

На экране образец свидетельство о рождении, паспорта

Дети стоят на ковре перед воспитателем

Дети следуют за воспитателем

Воспитатель

показывает атрибуты, задает вопросы детям

Под музыку подходят к избушке.

Ой, избушка. Давайте заглянем. Кто же в ней живет? (Стук в избушку).

Лиса: — Как выскочу, как выпрыгну — Пойдут клочки по закоулочкам.

Воспитатель: — Так кто же это? (ответы детей)

 Правильно, — это лиса из русской народной сказки «Заюшкина избушка». А где же сам зайчик?

 Появляется плачущий зайчик. Зайчик: — Как же мне быть, где я буду жить? А-а-а

Воспитатель: — Мы знаем о твоем горе. Но знаешь ли ты, заинька, мы сейчас в стране Правдилии. И стоит нам только отыскать синий лепесток и произойдет чудо. Мы узнаем, какие права у тебя есть, и ты вернешься домой. Ребята, давайте поищем его. Ребенок находит лепесток.

Воспитатель: — Вот так чудо! Ай, да лепесток! Интересно, какое же здесь право написано? Ребята, кто умеет читать? «Каждый человек имеет право на защиту своего дома» (1)

В. Оказывается, лиса нарушила право зайчика. Ребята, а в каких сказках у героев хотели сломать или отобрать дом? вспомните, где еще было нарушено право на неприкосновенность жилища? (Ответы детей) («Теремок», «Зимовье зверей», «Три поросенка»). Что же там случилось? (Ответы детей) У каждого животного должно быть свое жилище, так же как и у человека. И у каждого из вас есть право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

Молодцы! Мы нашли первый лепесток. Давайте вернём его цветку счастья.

В. Прежде, чем мы дальше продолжим путешествие, предлагаю вам поиграть в игру «Скажи другу комплимент». Мы будем говорить друг другу побольше добрых слов, чтобы стать еще добрее по отношению друг к другу.

В. Ребята я вспомнила еще одну сказку, где происходило что-то непонятное! Злая королева увезла маленького мальчика в ледяной дворец! Что это за сказка? (Снежная королева). Имела ли она на это право? Почему? (Ответы детей).

Пришло время найти еще один лепесток. Дети, как вы думаете, у каждого есть семья? А для чего человеку нужна семья? (Ответы детей).

Игра «Сложи правильно»

- Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о семье.

Дружная семья гору сдвинет.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Дома и стены помогают.

Семья в куче, не страшна и туча.

В книге прав ребенка записано, что «Каждый ребенок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи» (2). Вот и еще один лепесток.

Ой, дети я слышу, чей - то голос! (Появляется Баба Яга)

Б. Яга: — Кто такие? Чего явились? Почему без дозволенья по моему лесу гуляете?

Воспитатель: — Ой, Баба Яга, какая ты сердитая, какой голос у тебя грубый и слова не приветливые. Ты даже птиц своим криком распугала.

Б. Яга: — Хватит разговоры разговаривать! Зачем явились?

Воспитатель: — Б. Яга, а ты сегодня в страну Правдилию летала?

Б. Яга: — Ну, и что! А вам то, какое дело? Летала не летала?

Воспитатель: А «Цветок Счастья» там видела?

Б. Яга: — Ну, видела! А дальше то что?

Воспитатель: — И разноцветные лепестки с него сорвала?

Б. Яга: — Ну, сорвала! (Испуганно). Ой, голова старая, садовая, проболталась, таки! (С догадкой) — Вы это что, за ними пришли?

В. Да, за ними! Это не простые лепестки, на их обратной стороне записаны права жителей Правдилии. Без них им очень трудно живется. Б. Яга, верни, пожалуйста, лепестки.

 Б. Яга: — Ишь, размечтались! У вас тоже никаких прав на них нет! А только у детей, которые одного с Б. Ягой цвета кожи и одной с ней национальности. Вот так!

В. Как вы думаете, ребята, справедливо ли, что нам говорит Б. Яга? Конечно, нет! Ведь все вы имеете равные права. И не важно, кто ваши родители, какой у вас цвет кожи и какая национальность. Так что, Б. Яга, ты не права, верни нам лепестки. Находим еще один лепесток «Все дети независимо от цвета кожи, языка религии, пола имеют равны права» (3)

Б. Яга: — Ой, ой! Умные какие! Но я не знаю, кто вы такие, не знаю ваших имен! Не отдам еще один лепесток!

Воспитатель: Ребята мы даже не представились, давайте представимся Бабе Яге!

Расскажем, как нас зовут, и поиграем в игру «Веселый мяч», становитесь в круг (игра с мячом)

Воспитатель: — Вы согласны, что все дети одинаковые? Докажите это Б. Яге. (Дети отвечают).

В. Ну что, Б. Яга, убедили тебя дети? Теперь ты согласна, что каждый ребенок со дня рождения имеет право на собственное имя? Верни нам, пожалуйста, лепесток.

Баба Яга: - Не отдам! Может, вы чужие имена назвали!

В. Опять нам Баба Яга не верит, а ведь она даже не знает, что у каждого ребенка есть право на своё имя! Вас всех зовут так, как назвали вас при рождении ваши родители. Ваше право не нарушено - у каждого есть имя. А какой документ получает ребёнок при рождении, подтверждающий это право?

(Слайд - свидетельство о рождении).

 - Мне почему-то стало жалко Б. Ягу, может она потому такие плохие поступки совершает, что у нее нет даже доброго имени. Послушайте, как некрасиво звучит её имя - Баба Яга. И документов- то у неё нет. А давайте подарим ей документ, в котором будет записано её новое имя – Бабулечка Ягулечка! Но она уже не маленькая, ей нужен другой документ. Какой?

(Слайд - паспорт, его дают в 14 лет)

 Баба Яга благодарит детей и возвращает им лепесток. 

В. Ребята, мы нашли еще один лепесток. «Каждый ребенок со дня рождения имеет право на собственное имя» (4). 

В. Вырасти хочу скорей, добро делать для людей. (ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 3 раза).

Ох, ребята еще остались лепестки, пойдем, поищем? Да!

Посмотрите, что это такое? (Аптечка игрушечная, муляжи лекарств, игрушечный автомобиль скорой помощи). Что нужно сделать, если вы вдруг заболели? Ну, а что бы не болеть, что для этого надо сделать? (Относиться бережно к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, побольше есть овощей и фруктов).

Как вы думаете, какое право имеют дети? Ответы детей. Получают лепесток. «Все дети имеют право на здоровье и медицинский уход» (5).

В. Идем дальше. Что это? (на слайде букварь). Все дети имеют право на бесплатное образование, начиная с детского сада, чтобы вырасти очень умными, полноценными гражданами нашей страны. Как вы думаете, о каком праве можно сказать? Сейчас я проверю ваши знания, перед вами задание, вам нужно посчитать, сколько детей и шапок на картинке, и ответить  кого больше? Какие же вы молодцы! И с этим заданием справились. Вот еще один лепесток. «Все дети имеют право на образование» (6). 

Дети подходят к интерактивной доске отвечают на вопросы воспитателя.

Ребенок читает 1 право на лепестке

Дети передают игрушку по очереди, по кругу друг другу и говорят комплименты

Они могут касаться личных качеств, настроения, внешности.

Дети отвечают на вопросы воспитателя Дети собирают разрезные картинки по подгруппам

Дети вспоминают пословицы и поговорки о семье

Ребенок читает право

Дети играют в малоподвижную игру «Веселый мяч»

Дети подходят к интерактивной доске

Ребенок читает право на лепестке

Дети отвечают на вопросы.

Ребенок читает право

9.

Рефлексия

Дружный танец «Если весело живется, делай так»

Дети проходят за воспитателем и садятся на стулья

Воспитатель читает детям стихотворение

Воспитатель включает видео материал на интерактивной доске (Танец с движениями и словами

В. А теперь пора возвращаться в детский сад.

Мы цветочку Счастья помогли, и лепестки его нашли, Теперь нам в детский сад пора, до встречи, добрые друзья!

Закрываем глаза и произносим волшебные слова: Крибли-крабли-бумс!

Вот мы и в детском саду. Давайте вспомним права, которые записаны на лепесточках Счастья? ….

- Есть право на имя

- Есть право на образование

- Есть право на защиту своего дома

- Все дети имеют, равны права не зависимо от цвета кожи, языка, религии.

- Право на здоровье и медицинскую помощь

- Право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи

Стихотворение «Права ребенка»

Мамы, папы всей страны

Это знать давно должны,

Есть права и у детишек

На пример на чтенье книжек.

Право на заботу, ласку

И на жизнь, как будто в сказке,

Еще право быть счастливым

В нашем самом лучшем мире!

Воспитатель: Вот и вернули мы жителям страны Правдилии их волшебный цветок счастья!

 Вам понравилось наше путешествие? Спасибо вам за участие и активность! Вы отлично выполнили все задания.

Что было для вас самым интересным? Сложным?

А за ваш труд я хочу вам рассказать еще об одном праве -  «Право на отдых»(7). Умеете ли вы отдыхать и как? (Дети отвечают).

Тогда я дарю вам эту веселую музыку, потанцуйте и повеселитесь!

Дети отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями.

Индивидуальные ответы детей

Дети танцуют и повторяют движения  под музыку

Список используемой литературы:

1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2003

2. С. А. Лаврова «Первоклассные истории о правах»

3. Л.Б. Фесюкова «Права ребенка» на базе «Конвенции о правах ребенка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ с детьми подготовительной логопедической группы в области коммуникация и познание.Тема:Зимняя сказка.

Интегрированное занятие по развитию речи Включает в себя образовательные области:коммуникация,познание,музыка,социализация,здоровье.В занятие включены презентации с иллюстрациями зимних пейзажей и зим...

Сюжетно-ролевая игра (с использованием регионального компонента) в подготовительной группе «Путешествие по городу-курорту Железноводску»

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.В играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизуе...

Конспект педагогического мероприятия по теме «Космос» с использованием технологии индивидуализации (подготовительная группа) + презентация

Тема «Космос» Программные задачи:Активизировать познавательную активность детей, придавая ей творческий, исследовательский, инициативный характер.Уточнить знания детей по теме «...

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию по теме «Звон, стук – кто играет тут?» в разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» в подготовительной группе

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию по теме «Звон, стук – кто играет тут?» в разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» в подготовительной группе...

Конспект педагогического мероприятия по познавательному развитию с использованием приемов нетрадиционного рисования (штампа) с детьми первой младшей группы

Конспект педагогического мероприятия по познавательному развитию с использованием приемов нетрадиционного рисования (штампа) с детьми первой младшей группы...