Общественное дошкольное воспитание в Германии.
презентация

Торопчина Ирина Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolnoe_obrazovanie_v_germanii.pptx1012.09 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общественное дошкольное воспитание в Германии . Торопчина Ирина Александровна

Слайд 2

. Взаимоотношения дошкольного воспитания с общей системой образования в стране Детский сад (« Kindergarten ») является заведением немецкого происхождения, которое переняли многие страны. Это словосочетание вошло в другие языки, например, « kindergarten »- в английском. Известно, что Германия является родоначальницей ДС и дошкольной педагогики(первый детский сад, как некое педагогическое понятие, появился в Германии в 1840-ом году), поэтому система Ф. Фребеля в какой—то мере сохранилась до сих пор. Название «детский сад»придумал сам Фрёбель , имея ввиду, что каждый ребёнок похож на молодое деревце, о котором надо постоянно заботиться, ухаживать, в общем, растить.

Слайд 3

Виды дошкольных заведений в Германии На сегодняшний день ясли и детские сады не входят в общую систему учебных заведений в Германии. Именно поэтому чаще всего они принадлежат либо частным лицам, либо общественным организациям и лишь в редких случаях муниципалитету. Так как дошкольное образование в Германии необязательно и на государственном уровне оно практически не контролируется, времяпровождение детей в детсадах зависит от вида школы и от воспитателей, которые там работают.

Слайд 4

Ясли в Германии В ясли отдают малышей с двух месяцев до трёх лет. Воспитатели ухаживают за детишками, играют с ними, приучают к горшку, развивают моторные, двигательные и речевые навыки. Детские сады в Германии Дети посещают детские сады с трёх до шести лет. В функции немецких детсадов не входит задача подготовить ребёнка к школе, поэтому учебные занятия в них не проводятся. Воспитатели уверены, что основные навыки, необходимые человеку в жизни (чтение, письмо, знания об окружающем мире), дети должны получать в более старшем возрасте, малышам же необходимо прививать коммуникабельность, любознательность, терпеливое отношение к окружающим, эмпатию, уважение норм и правил, а также умение выражать своё мнение.

Слайд 5

Подготовительные школы в детских садах Германии При некоторых детсадах действуют особые классы, которые готовят ребёнка к начальной школе. Дети начинают посещать их с пяти лет. В течение года они получают все необходимые знания и навыки, которые потребуются во время поступления в школу. Школьные детские сады в Германии Ещё одним вариантом подготовки ребёнка к школе являются детсады при начальных школах. Они также как и подготовительные классы готовят ребёнка к вступительным экзаменам, но чаще всего ориентированы на собственные требования поступления. Именно поэтому маленькие студенты в большинстве случаев впоследствии идут в ту школу, в которой проходил подготовку.

Слайд 6

Цель и основные принципы воспитания детей дошкольного возраста Детские дошкольные учреждения понимаются сегодня как неотъемлемая составная часть системы образования Германии. В соответствии с законом 1990 года целью детских дошкольных учреждений является в основном развитие ребенка в самостоятельную и социально-ориентированную личность посредством ухода за ребенком, его воспитания и образования. Концепций воспитания детей в дошкольных учреждениях Германии очень много, единой государственной программы (концепции воспитания) не существует. Это могут быть: 1.Bauernhofkindergarten (от немецкого Bauernhof – крестьянский двор, подворье Кindergarten – детский сад). «Крестьянские садики», где во главу угла поставлено общение с животными;

Слайд 7

Цель и основные принципы воспитания детей дошкольного возраста 2.Freinet-Kindergarten. Главный принцип - полная свобода и самостоятельность ребенка. Дети сами решают, что и когда они будут делать, во что играть, чем заниматься, когда кушать и спать. Ребята сами устанавливают правила поведения в пределах детского сада. Большое внимание в таких учреждениях уделяется творчеству, сюжетно- ролевым играм, экспериментам, экскурсиям на природу или предприятия и организации города.

Слайд 8

Цель и основные принципы воспитания детей дошкольного возраста 3.Reggio-Kindergarten . Напоминают строением небольшой городок с «ярмарочной площадью»-главным холлом посередине и выходами в другие комнаты. Среду, в которой находятся дети, называют главным воспитателем. Воспитатель в таких садах лишь помогает ребенку осваивать пространств. 4.Экологические садики , где дети проводят большую часть времени на воздухе и общаются с природой. Такой сад располагается в лесу и называется Waldkindergarten . Детки постоянно находятся на природе, изучают деревья и другие растения, мастерят поделки из природного материала. Такой сад располагается в лесу и называется Waldkindergarten . Детки постоянно находятся на природе, изучают деревья и другие растения, мастерят поделки из природного материала.

Слайд 9

Цель и основные принципы воспитания детей дошкольного возраста 5.Интеграционные детские сады . Такого рода ДОУ предполагают совместное нахождение здоровых детей и детей с физическими или психическими отклонениями. 6.Интернациональные детские сады . Это вид ДОУ создан для эмигрантов и, чаще всего, самими эмигрантами для своих детей. В Германии очень много турко-немецких, еврейских, русско-немецких детских садов. Концепция этих учреждений основана на принципах билингвальности . В группах с детьми постоянно находятся два воспитателя, один, носитель родного для детей языка, и второй, разговаривающий на немецком языке

Слайд 10

Наличие программы воспитания для дошкольных образовательных учреждений страны По Акту о благосостоянии детей и молодежи ( Kinder - und Jugendhilfegesetz ) от 1990 г. все институты дошкольного образования призваны способствовать развитию ребенка как ответственного и независимого члена общества. Их функции включают в себя заботу и обучение детей. Дошкольное образование организовано так, чтобы поддержать и дополнить воспитание ребенка в семье, компенсировать все дефекты развития и предоставить оптимальные возможности для его развития и образования. Ребенка поддерживают в развитии его способностей с помощью игры и другой подходящей деятельности, приспособлении к жизни в группе. Рассматривая вопрос более раннего возраста для начала обучения в школе, нужно сказать, что это тоже задача Kindergarten улучшить переход детей из детского сада в школу в соответствии с их уровнем развития. В настоящее время уже Уделяется внимание важности принятия мер по улучшению лингвистических навыков в дошкольном образовании.

Слайд 11

Предметы и количество учебных часов в детском саду не определены, и не существует учебного расписания как в школе. Следующая деятельность организована для того, чтобы поспособствовать развитию детей в возрасте от трех до шести лет в Kindergarten : развитие физических, умственных, эмоциональных и социальных способностей ребенка, развитие чувства ответственности, привычки ребенка к быту, ежедневному расписанию и к основам гигиены, игра и другая соответствующая деятельность.

Слайд 12

Управляющий орган работает с образовательным персоналом для разработки основных педагогических принципов соответствующего института на основе элементарных образовательных целей детских садов и его собственных идеологических, религиозных и образовательных направлений. Образовательный персонал отвечает за организацию образовательной работы в соответствии с основными принципами. Работа в Kindergarten обычно основана на ситуационном подходе: она зависит от интересов, нужд и ситуации отдельного ребенка. Персонал, таким образом, присматривает за ребенком и контролирует развитие и регулярно консультируется с родителями. В соответствии с методами, развитие ребенка в возрасте от трех до шести лет осуществляется через игры и демонстрирование жизненных ситуаций. Такие институты, как Kindergarten Монтессори имеют свои образовательные принципы и методы.

Слайд 13

Особенности организации педагогического процесса, а так же воспитательно-образовательной работы с детьми, в частности режима детской жизни Рассмотрим особенности открытого детского сада. Главной особенностью открытого детского сада является отсутствие жёстких границ между помещениями и принадлежности ребёнка к определённой группе. По существу там вообще нет групп в привычном для дошкольной педагогики понимании этого термина. Большой разновозрастной коллектив детей (50 - 80 человек от 3 до 7 лет) живет вместе, в едином пространстве детского учреждения. Помещения детского сада - 4-6 уютных комнат и залов - являются не групповыми помещениями, а зонами для определённых видов детской активности. Обычно это следующие помещения: • для игры (ролевой, сюжетной, режиссерской и проч.); • для конструирования и экспериментирования; • для детского творчества (для рисования, лепки, аппликации и пр.) или «креативная комната»; • для физической активности.

Слайд 14

В детском саду также имеется пространство для общих встреч всех детей и воспитателей. У детей нет своего группового определённого помещения в пространстве детского сада, но у каждого ребёнка есть свой приватный уголок – довольно большой выдвижной ящичек, подписанный его именем, в который он может помещать важные для себя предметы, игрушки, и который не вправе открывать никто из посторонних. . Принципиально новым и очень важным моментом является возможность выбора занятий и соответственно помещений, который дети осуществляют самостоятельно. Эта возможность выбора занятий и партнёров предоставляется ребёнку уже с 3-х лет. В режиме дня сада есть время для встреч со всем коллективом, периоды групповых занятий, но большую часть времени дошкольник сам решает, чем, где и с кем он будет заниматься. Чтобы лучше представить жизнь детей в таком детском саду, кратко опишем режим дня, подчёркивая своеобразие каждого режимного момента.

Слайд 15

Режим дня С 7 до 9 ч. – дети приходят в сад. С порога обращает на себя внимание то, что традиционных для нашей культуры шкафчиков для одежды в немецких садах нет. У каждого ребёнка есть свои открытые полочки для головного убора и для обуви и крючки для верхней одежды, помеченные картинкой и подписью с именем и фамилией. В расположении этих мест никакого возрастного принципа нет: одежда малышей соседствует с одеждой старших. Благодаря этому старшие могут помочь младшим расстегивать или застёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки и пр. После прихода в сад до 10 часов утра время свободных игр и занятий, которые дети выбирают по своему усмотрению. В это же время дети завтракают. Завтрак осуществляется не единовременно, а в соответствии с желанием самих детей: с 8 до 10 часов для всех накрыт шведский стол и ребенок сам выбирает, что и когда он будет кушать.

Слайд 16

С 10 до 10.30 – время общей встречи. Это своеобразная кульминация дня. Все дети и взрослые собираются вместе, поют и разучивают песни, играют в общие игры, слушают сказки и рассказы и пр. Всё это объединяет детей. Но главным объединяющим началом является общий проект (общее дело), который обсуждается и продвигается на общих встречах. На каждый период времени педагогический коллектив планирует определённый проект для детского сада, тема которого связана либо с сезонными событиями, либо с национальными праздниками, либо с замыслом педагогов. После общей встречи наступает время занятий (с 10.30 до 11 час.) Это единственное время, когда дети объединяются по возрастному принципу – примерно по 6-10 человек в каждой возрастной группе. Содержание занятий естественно, зависит от возраста детей.

Слайд 17

Кроме речи и движений, дети занимаются основами естественных наук и математики. Каждый день проводится занятие по одному предмету в течение получаса. Занятие проходит в игровой форме – детям предлагаются интересные совместные и дидактические игры, которые воспитатель подбирает самостоятельно. Оригинальная математическая программа «Страна цифр» одобрена Департаментом образования и имеет широкое распространение в садах Германии. После 11 часов – общая прогулка на участке или в ближайшем лесу или парке. С 12 до 13 – обед для всех. Послеобеденный дневной сон не является обязательным. Специальных спален и кроватей для детей старше 3-х лет нет. Для особо уставших детей воспитатели готовят маты и пледы в спортивном зале. Дети могут смотреть книжки, играть в тихие игры, собирать паззлы или рисовать.

Слайд 18

С 13 до 16.45 – свободные занятия по выбору. Каждый ребёнок выбирает себе помещение и занятие – игру, конструирование, рисование, лепку и пр. Между 15 и 16 часами полдник, который дети приносят с собой (родители готовят его дома сами). С 16 до 16.45 – может быть вторая прогулка или игра. В это время родители забирают детей по домам. В 16.45 детский сад заканчивает работу.

Слайд 19

Организация предметной среды Очевидно, что предметная среда того или иного помещения определяется его назначением. В открытом детском саду чаще всего можно увидеть следующие оборудованные комнаты или зоны для занятий: - творчеством, - естественнонаучной и исследовательской деятельности - конструированием и режиссерской игрой - для игровой деятельности - физической активности - помещение для общих встреч и занятий, - уголки чтения - уголки уединения - уголки для экспериментирования.

Слайд 20

Игрушек в открытом доступе во всех комнатах немного. Большинство из них хранится в закрытых от детей помещениях. Но раз или два в неделю игрушки обновляются. Педагоги справедливо считают, что обилие игрушек рассеивает внимание детей и девальвирует ценность отдельных материалов. Появление новых игрушек, напротив, привлекает к ним внимание и делает более ценными. При выборе новых игрушек воспитатель ориентируется на собственные педагогические представления и на интересы детей. Уголки для экспериментирования представляют собой столики или стеллажи с материалами различной фактуры, жидкостями или сыпучими веществами, природным материалом. Некоторые эксперименты длятся несколько дней, дети имеют возможность наблюдать за происходящими изменениями и фиксировать их в специальных таблицах или листах наблюдений.

Слайд 21

Интересно оборудование физкультурного зала. Это огромное практически пустое пространство. Стены оборудованы традиционными шведскими стенками и скалодромами . В центре может быть расположена конструкция для различных видов лазания и батутом. Дети могут приходить сюда для подвижных игр, для упражнений во всякого рода движениях, и в плохую погоду просто вместо прогулки. В зависимости от желания детей в зал выносится многочисленное, оригинальное оборудование для физической активности (каталки, ходилки , балансиры, обручи, брёвна для удержания равновесия, лесенки-качалки и пр.) В играх и занятиях детей широко используются различные ткани: разноцветные платочки, огромные полотна наподобие парашюта, платки, шарфы и пр. Дети вместе с педагогами придумывают с этими материалами захватывающие игры.

Слайд 22

Помещение для общих встреч достаточно просторное, оборудовано круглыми столами для возможности обсуждения и совместной деятельности, оформлено работами детей в т.ч . совместными работами групп, информационными стендами и календарем событий детского сада, в т.ч . круглогодичным календарем детских дней рождения. Все помещения отличаются друг от друга, стоит особо отметить высокий эстетический уровень оформления комнат, удачное сочетание работы дизайнера и детских работ в декорировании пространства и украшении стен. Обновление оборудования детского сада осуществляется без какой-либо системы. По мере физического или морального износа материала, или в связи с новыми потребностями детей, или с появлением новых материалов на рынке, воспитатели обращаются к заведующему, и коллектив решает, что нужно детям в первую очередь.

Слайд 23

Обеспечение дошкольных учреждений квалифицированными кадрами, их подготовка Всего в детском саду работает 7-10 педагогов и 1-2 стажера. В каждом помещении с детьми находятся 2 педагога, которые наблюдают за детьми, в случае необходимости предлагают интересные занятия и направляют деятельность детей, разрешают спорные ситуации. Несмотря на отсутствие традиционных групп, педагоги опекают определённых детей и несут ответственность за них. За каждым педагогом «закреплено» 20-25 детей разного возраста. Воспитатели наблюдают за своими детьми, отслеживают их маршрут в пределах детского учреждения и в случае необходимости корректируют его. Так, если ребёнок постоянно выбирает себе одно и то же занятие, игнорируя остальные, педагог тактично переключает его внимание на другое занятие (и соответственно помещение), но окончательный выбор остаётся за ребёнком. Отличительной особенностью работы педагога открытого детского сада в Германии является отсутствие внешних контролирующих инстанций. Детские учреждения не отчитываются перед государственными органами о своей работе. Это очень важный момент в организации труда воспитателя, поскольку отсутствие контроля с одной стороны повышает ответственность и самостоятельность воспитателя, а с другой – ориентирует воспитательную работу на детей, а не на проверяющие комиссии (как это нередко бывает в нашей стране).

Слайд 24

Обеспечение дошкольных учреждений квалифицированными кадрами, их подготовка Всего в детском саду работает 7-10 педагогов и 1-2 стажера. В каждом помещении с детьми находятся 2 педагога, которые наблюдают за детьми, в случае необходимости предлагают интересные занятия и направляют деятельность детей, разрешают спорные ситуации. Несмотря на отсутствие традиционных групп, педагоги опекают определённых детей и несут ответственность за них. За каждым педагогом «закреплено» 20-25 детей разного возраста. Воспитатели наблюдают за своими детьми, отслеживают их маршрут в пределах детского учреждения и в случае необходимости корректируют его. Так, если ребёнок постоянно выбирает себе одно и то же занятие, игнорируя остальные, педагог тактично переключает его внимание на другое занятие (и соответственно помещение), но окончательный выбор остаётся за ребёнком.

Слайд 25

Важно отметить, что оценку развития и тестирование детей проводит сам педагог. В открытом детском саду отсутствуют многие привычные для нас должности. Здесь нет методиста, старшего воспитателя, музыкального руководителя, психолога, логопеда, врача и пр. Все эти функции выполняет воспитатель. В случае необходимости педагог обращается в специальные психологические центры, приглашает логопеда или вызывает врача. Музыкой и изобразительной деятельностью занимаются с детьми также воспитатели, наиболее склонные к этой деятельности и успешные в ней.

Слайд 26

Столь широкий круг обязанностей при отсутствии программы воспитания предъявляет серьёзные требования к квалификации воспитателей и к их подготовке. В этой связи особый интерес представляет система подготовки кадров для дошкольного образования. Подготовка воспитателей в Германии происходит принципиально иначе, чем в нашей стране. Воспитатели учатся не в университетах, а в средних профессиональных учебных заведениях. Подготовка происходит в течение 5 лет и включает 3 этапа.

Слайд 27

На первом этапе в течение 2-х лет проходит практическая стажировка, когда будущие специалисты под руководством опытного педагога включаются в жизнь дошкольного учреждения и выполняют различные виды работы. Этот этап позволяет человеку самоопределиться, понять правильность выбора профессии, приобрести предварительный практический опыт работы с детьми. Второй этап – 2 года теоретического обучения, в процессе которого студенты получают знания по детской психологии, дошкольной педагогике, возрастной физиологии и пр. Третий этап – годичная заключительная практика, когда молодой специалист работает совместно с квалифицированным коллегой и овладевает техническими навыками профессии. Такая система подготовки ориентирует специалиста на практическую педагогическую работу с детьми, не перегружая теоретическими знаниями и дополнительными дисциплинами.

Слайд 28

Особо следует отметить организацию системы переподготовки и повышения квалификации воспитателей. Каждый воспитатель ежегодно проходит повышение квалификации 5-6 раз. Этот курс может быть совсем короткий (1-3 дня), а может быть продолжительным (до 2-х недель). Курс может затрагивать самые различные сферы деятельности педагога – работу с родителями, принципы наблюдения за развитием ребенка, диагностику, специальные предметы – например, как ставить эксперименты в детском саду, как проводить интересные музыкальные игры или организовать экскурсию и на ее основе сюжетные игры и т.п. Таким образом, педагог имеет возможность регулярно (раз в 2 месяца), практически без отрыва от работы повышать свой профессиональный уровень, знакомиться с современными педагогическими и психологическими инновациями, привносить новое в методики воспитания и развития детей, и, что немаловажно, делиться с коллегами новыми свежими идеями и творческими импульсами.

Слайд 29

Значительное место в деятельности детского сада занимает работа с родителями. Родительские встречи и лектории происходят ежемесячно. Помимо этого по необходимости педагоги встречаются индивидуально с родителями для бесед об их детях. Рабочим материалом для этого служат детские индивидуальные папки и диагностические материалы педагогов. Формат деятельности детского сада предполагает совместные семейные праздники. В холле функционирует библиотека педагогической и психологической литературы, который открывается раз в неделю. Родители могут взять книги на дом не только для себя, но и для детей. Есть и открытый читальный зал для родителей, ожидающих своих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Взаимосвязь ДОУ, школы, семьи и общественности в воспитании детей".

ДОУ, школа является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Единство воспитательной деятельности ДОУ,...

Как я представляю себе дальнейшее развитие общественного дошкольного воспитания в нашей стране...

Хочется ответить словами Н.И.Пирогова, выдающегося хирурга, великого русского ученого: «Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком».  Я была на Украине в Музее-усадьб...

Дошкольное воспитание в Германии

Материал включает в себя: философские взгляды и методику дошкольного воспитания Фридриха Фребеля,принципы Вальдорфской педагогики, основные концепции дошкольной педагогики Германии....

Анализ системы общественного дошкольного воспитания за рубежом

Анализ системы общественного дошкольного воспитания за рубежом...

Аделаида Семёновна Симонович (урождённая Бергман) — педагог, издатель, первый российский теоретик общественного дошкольного воспитания, основатель первого в России детского сада

Аделаида Семёновна впервые в России обосновала значимость общественного воспитания детей: «Первыми природными воспитателями являются родители, и по преимуществу в первое время жизни ребенка &mda...