Общественное дошкольное воспитание в Германии.
презентация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
. Взаимоотношения дошкольного воспитания с общей системой образования в стране Детский сад (« Kindergarten ») является заведением немецкого происхождения, которое переняли многие страны. Это словосочетание вошло в другие языки, например, « kindergarten »- в английском. Известно, что Германия является родоначальницей ДС и дошкольной педагогики(первый детский сад, как некое педагогическое понятие, появился в Германии в 1840-ом году), поэтому система Ф. Фребеля в какой—то мере сохранилась до сих пор. Название «детский сад»придумал сам Фрёбель , имея ввиду, что каждый ребёнок похож на молодое деревце, о котором надо постоянно заботиться, ухаживать, в общем, растить.
Виды дошкольных заведений в Германии На сегодняшний день ясли и детские сады не входят в общую систему учебных заведений в Германии. Именно поэтому чаще всего они принадлежат либо частным лицам, либо общественным организациям и лишь в редких случаях муниципалитету. Так как дошкольное образование в Германии необязательно и на государственном уровне оно практически не контролируется, времяпровождение детей в детсадах зависит от вида школы и от воспитателей, которые там работают.
Ясли в Германии В ясли отдают малышей с двух месяцев до трёх лет. Воспитатели ухаживают за детишками, играют с ними, приучают к горшку, развивают моторные, двигательные и речевые навыки. Детские сады в Германии Дети посещают детские сады с трёх до шести лет. В функции немецких детсадов не входит задача подготовить ребёнка к школе, поэтому учебные занятия в них не проводятся. Воспитатели уверены, что основные навыки, необходимые человеку в жизни (чтение, письмо, знания об окружающем мире), дети должны получать в более старшем возрасте, малышам же необходимо прививать коммуникабельность, любознательность, терпеливое отношение к окружающим, эмпатию, уважение норм и правил, а также умение выражать своё мнение.
Подготовительные школы в детских садах Германии При некоторых детсадах действуют особые классы, которые готовят ребёнка к начальной школе. Дети начинают посещать их с пяти лет. В течение года они получают все необходимые знания и навыки, которые потребуются во время поступления в школу. Школьные детские сады в Германии Ещё одним вариантом подготовки ребёнка к школе являются детсады при начальных школах. Они также как и подготовительные классы готовят ребёнка к вступительным экзаменам, но чаще всего ориентированы на собственные требования поступления. Именно поэтому маленькие студенты в большинстве случаев впоследствии идут в ту школу, в которой проходил подготовку.
Цель и основные принципы воспитания детей дошкольного возраста Детские дошкольные учреждения понимаются сегодня как неотъемлемая составная часть системы образования Германии. В соответствии с законом 1990 года целью детских дошкольных учреждений является в основном развитие ребенка в самостоятельную и социально-ориентированную личность посредством ухода за ребенком, его воспитания и образования. Концепций воспитания детей в дошкольных учреждениях Германии очень много, единой государственной программы (концепции воспитания) не существует. Это могут быть: 1.Bauernhofkindergarten (от немецкого Bauernhof – крестьянский двор, подворье Кindergarten – детский сад). «Крестьянские садики», где во главу угла поставлено общение с животными;
Цель и основные принципы воспитания детей дошкольного возраста 2.Freinet-Kindergarten. Главный принцип - полная свобода и самостоятельность ребенка. Дети сами решают, что и когда они будут делать, во что играть, чем заниматься, когда кушать и спать. Ребята сами устанавливают правила поведения в пределах детского сада. Большое внимание в таких учреждениях уделяется творчеству, сюжетно- ролевым играм, экспериментам, экскурсиям на природу или предприятия и организации города.
Цель и основные принципы воспитания детей дошкольного возраста 3.Reggio-Kindergarten . Напоминают строением небольшой городок с «ярмарочной площадью»-главным холлом посередине и выходами в другие комнаты. Среду, в которой находятся дети, называют главным воспитателем. Воспитатель в таких садах лишь помогает ребенку осваивать пространств. 4.Экологические садики , где дети проводят большую часть времени на воздухе и общаются с природой. Такой сад располагается в лесу и называется Waldkindergarten . Детки постоянно находятся на природе, изучают деревья и другие растения, мастерят поделки из природного материала. Такой сад располагается в лесу и называется Waldkindergarten . Детки постоянно находятся на природе, изучают деревья и другие растения, мастерят поделки из природного материала.
Цель и основные принципы воспитания детей дошкольного возраста 5.Интеграционные детские сады . Такого рода ДОУ предполагают совместное нахождение здоровых детей и детей с физическими или психическими отклонениями. 6.Интернациональные детские сады . Это вид ДОУ создан для эмигрантов и, чаще всего, самими эмигрантами для своих детей. В Германии очень много турко-немецких, еврейских, русско-немецких детских садов. Концепция этих учреждений основана на принципах билингвальности . В группах с детьми постоянно находятся два воспитателя, один, носитель родного для детей языка, и второй, разговаривающий на немецком языке
Наличие программы воспитания для дошкольных образовательных учреждений страны По Акту о благосостоянии детей и молодежи ( Kinder - und Jugendhilfegesetz ) от 1990 г. все институты дошкольного образования призваны способствовать развитию ребенка как ответственного и независимого члена общества. Их функции включают в себя заботу и обучение детей. Дошкольное образование организовано так, чтобы поддержать и дополнить воспитание ребенка в семье, компенсировать все дефекты развития и предоставить оптимальные возможности для его развития и образования. Ребенка поддерживают в развитии его способностей с помощью игры и другой подходящей деятельности, приспособлении к жизни в группе. Рассматривая вопрос более раннего возраста для начала обучения в школе, нужно сказать, что это тоже задача Kindergarten улучшить переход детей из детского сада в школу в соответствии с их уровнем развития. В настоящее время уже Уделяется внимание важности принятия мер по улучшению лингвистических навыков в дошкольном образовании.
Предметы и количество учебных часов в детском саду не определены, и не существует учебного расписания как в школе. Следующая деятельность организована для того, чтобы поспособствовать развитию детей в возрасте от трех до шести лет в Kindergarten : развитие физических, умственных, эмоциональных и социальных способностей ребенка, развитие чувства ответственности, привычки ребенка к быту, ежедневному расписанию и к основам гигиены, игра и другая соответствующая деятельность.
Управляющий орган работает с образовательным персоналом для разработки основных педагогических принципов соответствующего института на основе элементарных образовательных целей детских садов и его собственных идеологических, религиозных и образовательных направлений. Образовательный персонал отвечает за организацию образовательной работы в соответствии с основными принципами. Работа в Kindergarten обычно основана на ситуационном подходе: она зависит от интересов, нужд и ситуации отдельного ребенка. Персонал, таким образом, присматривает за ребенком и контролирует развитие и регулярно консультируется с родителями. В соответствии с методами, развитие ребенка в возрасте от трех до шести лет осуществляется через игры и демонстрирование жизненных ситуаций. Такие институты, как Kindergarten Монтессори имеют свои образовательные принципы и методы.
Особенности организации педагогического процесса, а так же воспитательно-образовательной работы с детьми, в частности режима детской жизни Рассмотрим особенности открытого детского сада. Главной особенностью открытого детского сада является отсутствие жёстких границ между помещениями и принадлежности ребёнка к определённой группе. По существу там вообще нет групп в привычном для дошкольной педагогики понимании этого термина. Большой разновозрастной коллектив детей (50 - 80 человек от 3 до 7 лет) живет вместе, в едином пространстве детского учреждения. Помещения детского сада - 4-6 уютных комнат и залов - являются не групповыми помещениями, а зонами для определённых видов детской активности. Обычно это следующие помещения: • для игры (ролевой, сюжетной, режиссерской и проч.); • для конструирования и экспериментирования; • для детского творчества (для рисования, лепки, аппликации и пр.) или «креативная комната»; • для физической активности.
В детском саду также имеется пространство для общих встреч всех детей и воспитателей. У детей нет своего группового определённого помещения в пространстве детского сада, но у каждого ребёнка есть свой приватный уголок – довольно большой выдвижной ящичек, подписанный его именем, в который он может помещать важные для себя предметы, игрушки, и который не вправе открывать никто из посторонних. . Принципиально новым и очень важным моментом является возможность выбора занятий и соответственно помещений, который дети осуществляют самостоятельно. Эта возможность выбора занятий и партнёров предоставляется ребёнку уже с 3-х лет. В режиме дня сада есть время для встреч со всем коллективом, периоды групповых занятий, но большую часть времени дошкольник сам решает, чем, где и с кем он будет заниматься. Чтобы лучше представить жизнь детей в таком детском саду, кратко опишем режим дня, подчёркивая своеобразие каждого режимного момента.
Режим дня С 7 до 9 ч. – дети приходят в сад. С порога обращает на себя внимание то, что традиционных для нашей культуры шкафчиков для одежды в немецких садах нет. У каждого ребёнка есть свои открытые полочки для головного убора и для обуви и крючки для верхней одежды, помеченные картинкой и подписью с именем и фамилией. В расположении этих мест никакого возрастного принципа нет: одежда малышей соседствует с одеждой старших. Благодаря этому старшие могут помочь младшим расстегивать или застёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки и пр. После прихода в сад до 10 часов утра время свободных игр и занятий, которые дети выбирают по своему усмотрению. В это же время дети завтракают. Завтрак осуществляется не единовременно, а в соответствии с желанием самих детей: с 8 до 10 часов для всех накрыт шведский стол и ребенок сам выбирает, что и когда он будет кушать.
С 10 до 10.30 – время общей встречи. Это своеобразная кульминация дня. Все дети и взрослые собираются вместе, поют и разучивают песни, играют в общие игры, слушают сказки и рассказы и пр. Всё это объединяет детей. Но главным объединяющим началом является общий проект (общее дело), который обсуждается и продвигается на общих встречах. На каждый период времени педагогический коллектив планирует определённый проект для детского сада, тема которого связана либо с сезонными событиями, либо с национальными праздниками, либо с замыслом педагогов. После общей встречи наступает время занятий (с 10.30 до 11 час.) Это единственное время, когда дети объединяются по возрастному принципу – примерно по 6-10 человек в каждой возрастной группе. Содержание занятий естественно, зависит от возраста детей.
Кроме речи и движений, дети занимаются основами естественных наук и математики. Каждый день проводится занятие по одному предмету в течение получаса. Занятие проходит в игровой форме – детям предлагаются интересные совместные и дидактические игры, которые воспитатель подбирает самостоятельно. Оригинальная математическая программа «Страна цифр» одобрена Департаментом образования и имеет широкое распространение в садах Германии. После 11 часов – общая прогулка на участке или в ближайшем лесу или парке. С 12 до 13 – обед для всех. Послеобеденный дневной сон не является обязательным. Специальных спален и кроватей для детей старше 3-х лет нет. Для особо уставших детей воспитатели готовят маты и пледы в спортивном зале. Дети могут смотреть книжки, играть в тихие игры, собирать паззлы или рисовать.
С 13 до 16.45 – свободные занятия по выбору. Каждый ребёнок выбирает себе помещение и занятие – игру, конструирование, рисование, лепку и пр. Между 15 и 16 часами полдник, который дети приносят с собой (родители готовят его дома сами). С 16 до 16.45 – может быть вторая прогулка или игра. В это время родители забирают детей по домам. В 16.45 детский сад заканчивает работу.
Организация предметной среды Очевидно, что предметная среда того или иного помещения определяется его назначением. В открытом детском саду чаще всего можно увидеть следующие оборудованные комнаты или зоны для занятий: - творчеством, - естественнонаучной и исследовательской деятельности - конструированием и режиссерской игрой - для игровой деятельности - физической активности - помещение для общих встреч и занятий, - уголки чтения - уголки уединения - уголки для экспериментирования.
Игрушек в открытом доступе во всех комнатах немного. Большинство из них хранится в закрытых от детей помещениях. Но раз или два в неделю игрушки обновляются. Педагоги справедливо считают, что обилие игрушек рассеивает внимание детей и девальвирует ценность отдельных материалов. Появление новых игрушек, напротив, привлекает к ним внимание и делает более ценными. При выборе новых игрушек воспитатель ориентируется на собственные педагогические представления и на интересы детей. Уголки для экспериментирования представляют собой столики или стеллажи с материалами различной фактуры, жидкостями или сыпучими веществами, природным материалом. Некоторые эксперименты длятся несколько дней, дети имеют возможность наблюдать за происходящими изменениями и фиксировать их в специальных таблицах или листах наблюдений.
Интересно оборудование физкультурного зала. Это огромное практически пустое пространство. Стены оборудованы традиционными шведскими стенками и скалодромами . В центре может быть расположена конструкция для различных видов лазания и батутом. Дети могут приходить сюда для подвижных игр, для упражнений во всякого рода движениях, и в плохую погоду просто вместо прогулки. В зависимости от желания детей в зал выносится многочисленное, оригинальное оборудование для физической активности (каталки, ходилки , балансиры, обручи, брёвна для удержания равновесия, лесенки-качалки и пр.) В играх и занятиях детей широко используются различные ткани: разноцветные платочки, огромные полотна наподобие парашюта, платки, шарфы и пр. Дети вместе с педагогами придумывают с этими материалами захватывающие игры.
Помещение для общих встреч достаточно просторное, оборудовано круглыми столами для возможности обсуждения и совместной деятельности, оформлено работами детей в т.ч . совместными работами групп, информационными стендами и календарем событий детского сада, в т.ч . круглогодичным календарем детских дней рождения. Все помещения отличаются друг от друга, стоит особо отметить высокий эстетический уровень оформления комнат, удачное сочетание работы дизайнера и детских работ в декорировании пространства и украшении стен. Обновление оборудования детского сада осуществляется без какой-либо системы. По мере физического или морального износа материала, или в связи с новыми потребностями детей, или с появлением новых материалов на рынке, воспитатели обращаются к заведующему, и коллектив решает, что нужно детям в первую очередь.
Обеспечение дошкольных учреждений квалифицированными кадрами, их подготовка Всего в детском саду работает 7-10 педагогов и 1-2 стажера. В каждом помещении с детьми находятся 2 педагога, которые наблюдают за детьми, в случае необходимости предлагают интересные занятия и направляют деятельность детей, разрешают спорные ситуации. Несмотря на отсутствие традиционных групп, педагоги опекают определённых детей и несут ответственность за них. За каждым педагогом «закреплено» 20-25 детей разного возраста. Воспитатели наблюдают за своими детьми, отслеживают их маршрут в пределах детского учреждения и в случае необходимости корректируют его. Так, если ребёнок постоянно выбирает себе одно и то же занятие, игнорируя остальные, педагог тактично переключает его внимание на другое занятие (и соответственно помещение), но окончательный выбор остаётся за ребёнком. Отличительной особенностью работы педагога открытого детского сада в Германии является отсутствие внешних контролирующих инстанций. Детские учреждения не отчитываются перед государственными органами о своей работе. Это очень важный момент в организации труда воспитателя, поскольку отсутствие контроля с одной стороны повышает ответственность и самостоятельность воспитателя, а с другой – ориентирует воспитательную работу на детей, а не на проверяющие комиссии (как это нередко бывает в нашей стране).
Обеспечение дошкольных учреждений квалифицированными кадрами, их подготовка Всего в детском саду работает 7-10 педагогов и 1-2 стажера. В каждом помещении с детьми находятся 2 педагога, которые наблюдают за детьми, в случае необходимости предлагают интересные занятия и направляют деятельность детей, разрешают спорные ситуации. Несмотря на отсутствие традиционных групп, педагоги опекают определённых детей и несут ответственность за них. За каждым педагогом «закреплено» 20-25 детей разного возраста. Воспитатели наблюдают за своими детьми, отслеживают их маршрут в пределах детского учреждения и в случае необходимости корректируют его. Так, если ребёнок постоянно выбирает себе одно и то же занятие, игнорируя остальные, педагог тактично переключает его внимание на другое занятие (и соответственно помещение), но окончательный выбор остаётся за ребёнком.
Важно отметить, что оценку развития и тестирование детей проводит сам педагог. В открытом детском саду отсутствуют многие привычные для нас должности. Здесь нет методиста, старшего воспитателя, музыкального руководителя, психолога, логопеда, врача и пр. Все эти функции выполняет воспитатель. В случае необходимости педагог обращается в специальные психологические центры, приглашает логопеда или вызывает врача. Музыкой и изобразительной деятельностью занимаются с детьми также воспитатели, наиболее склонные к этой деятельности и успешные в ней.
Столь широкий круг обязанностей при отсутствии программы воспитания предъявляет серьёзные требования к квалификации воспитателей и к их подготовке. В этой связи особый интерес представляет система подготовки кадров для дошкольного образования. Подготовка воспитателей в Германии происходит принципиально иначе, чем в нашей стране. Воспитатели учатся не в университетах, а в средних профессиональных учебных заведениях. Подготовка происходит в течение 5 лет и включает 3 этапа.
На первом этапе в течение 2-х лет проходит практическая стажировка, когда будущие специалисты под руководством опытного педагога включаются в жизнь дошкольного учреждения и выполняют различные виды работы. Этот этап позволяет человеку самоопределиться, понять правильность выбора профессии, приобрести предварительный практический опыт работы с детьми. Второй этап – 2 года теоретического обучения, в процессе которого студенты получают знания по детской психологии, дошкольной педагогике, возрастной физиологии и пр. Третий этап – годичная заключительная практика, когда молодой специалист работает совместно с квалифицированным коллегой и овладевает техническими навыками профессии. Такая система подготовки ориентирует специалиста на практическую педагогическую работу с детьми, не перегружая теоретическими знаниями и дополнительными дисциплинами.
Особо следует отметить организацию системы переподготовки и повышения квалификации воспитателей. Каждый воспитатель ежегодно проходит повышение квалификации 5-6 раз. Этот курс может быть совсем короткий (1-3 дня), а может быть продолжительным (до 2-х недель). Курс может затрагивать самые различные сферы деятельности педагога – работу с родителями, принципы наблюдения за развитием ребенка, диагностику, специальные предметы – например, как ставить эксперименты в детском саду, как проводить интересные музыкальные игры или организовать экскурсию и на ее основе сюжетные игры и т.п. Таким образом, педагог имеет возможность регулярно (раз в 2 месяца), практически без отрыва от работы повышать свой профессиональный уровень, знакомиться с современными педагогическими и психологическими инновациями, привносить новое в методики воспитания и развития детей, и, что немаловажно, делиться с коллегами новыми свежими идеями и творческими импульсами.
Значительное место в деятельности детского сада занимает работа с родителями. Родительские встречи и лектории происходят ежемесячно. Помимо этого по необходимости педагоги встречаются индивидуально с родителями для бесед об их детях. Рабочим материалом для этого служат детские индивидуальные папки и диагностические материалы педагогов. Формат деятельности детского сада предполагает совместные семейные праздники. В холле функционирует библиотека педагогической и психологической литературы, который открывается раз в неделю. Родители могут взять книги на дом не только для себя, но и для детей. Есть и открытый читальный зал для родителей, ожидающих своих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Взаимосвязь ДОУ, школы, семьи и общественности в воспитании детей".
ДОУ, школа является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Единство воспитательной деятельности ДОУ,...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/05/picture-290686-1378360613.jpg)
Как я представляю себе дальнейшее развитие общественного дошкольного воспитания в нашей стране...
Хочется ответить словами Н.И.Пирогова, выдающегося хирурга, великого русского ученого: «Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком». Я была на Украине в Музее-усадьб...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/29/picture-276591-1375119476.jpg)
Дошкольное воспитание в Германии
Материал включает в себя: философские взгляды и методику дошкольного воспитания Фридриха Фребеля,принципы Вальдорфской педагогики, основные концепции дошкольной педагогики Германии....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/06/picture-1425615-1665027516.jpg)
Анализ системы общественного дошкольного воспитания за рубежом
Анализ системы общественного дошкольного воспитания за рубежом...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/02/picture-438496-1399028012.jpg)
Аделаида Семёновна Симонович (урождённая Бергман) — педагог, издатель, первый российский теоретик общественного дошкольного воспитания, основатель первого в России детского сада
Аделаида Семёновна впервые в России обосновала значимость общественного воспитания детей: «Первыми природными воспитателями являются родители, и по преимуществу в первое время жизни ребенка &mda...