Анализ системы общественного дошкольного воспитания за рубежом
занимательные факты

Горлова Шахноза Ибрагимовна

Анализ системы общественного дошкольного воспитания за рубежом

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_zadanie.docx33.92 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ системы общественного дошкольного воспитания за рубежом

Параметры оценивания систем

Содержание

Германия

  1. педагогические идеи

Развитие ребенка в самостоятельную и социально-ориентированную личность посредством ухода за ребенком, его воспитания и образования. Претворение этой задачи в жизнь должно быть педагогически организационно и ориентировано на потребности ребенка и его семьи.

Работа педагогов детского сада должна дополнять семейное воспитание, компенсируя его недочеты, с целью обеспечения для ребенка равных условий и шансов в получении дальнейшего развития и образования. Дети должны под руководством и с помощью опытных педагогов-специалистов в игровой форме пройти жизненно важную общественную социализацию и выработать в себе способности и умения жить и развиваться в современном обществе. Таким образом, должен быть облегчен процесс интеграции детей в современное общество и начальный этап школьного обучения. В связи с чем особое место начинает занимать работа по развитию речи у детей и по повышению их языковой компетентности.

  1. организация образовательной деятельности

Главной особенностью открытого детского сада является отсутствие жёстких границ между помещениями и принадлежности ребёнка к определённой группе. По существу там вообще нет групп в привычном для дошкольной педагогики понимании этого термина. Большой разновозрастной коллектив детей (50 — 80 человек от 3 до 7 лет) живет вместе, в едином пространстве детского учреждения.

В детском саду также имеется пространство для общих встреч всех детей и воспитателей. У детей нет своего группового определённого помещения в пространстве детского сада, но у каждого ребёнка есть свой приватный уголок – довольно большой выдвижной ящичек, подписанный его именем, в который он может помещать важные для себя предметы, игрушки, и который не вправе открывать никто из посторонних.

Данный состав помещений не является новым для отечественных дошкольных учреждений: во многих детских садах есть соответствующие и хорошо оборудованные помещения. Принципиально новым и очень важным моментом является возможность выбора занятий и соответственно помещений, который дети осуществляют самостоятельно. Эта возможность выбора занятий и партнёров предоставляется ребёнку уже с 3-х лет. В режиме дня сада есть время для встреч со всем коллективом, периоды групповых занятий, но большую часть времени дошкольник сам решает, чем, где и с кем он будет заниматься.

Образовательной программы в привычном для нас смысле в открытых садах нет. Содержание и форму проведения занятий каждый педагог разрабатывает сам, исходя из своих задач, представлений и возможностей. Существуют лишь обязательные для всех методические рекомендации, в которых даются общие базовые установки на воспитание и обучение детей дошкольного возраста: учет возрастных особенностей дошкольников, необходимость умственного, физического и социально-личностного воспитания, ориентация на индивидуальные характеристики детей и пр. Для реализации этих установок в каждой области Германии и в каждом детском саду используются свои конкретные формы и свои приоритеты.

  1. режим дня

С 7 до 9 ч. – дети приходят в сад. С порога обращает на себя внимание то, что традиционных для нашей культуры шкафчиков для одежды в немецких садах нет. У каждого ребёнка есть свои открытые полочки для головного убора и для обуви и крючки для верхней одежды, помеченные картинкой и подписью с именем и фамилией. В расположении этих мест никакого возрастного принципа нет: одежда малышей соседствует с одеждой старших. Благодаря этому старшие могут помочь младшим расстегивать или застёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки и пр.

После прихода в сад до 10 часов утра время свободных игр и занятий, которые дети выбирают по своему усмотрению. В это же время дети завтракают. Завтрак осуществляется не единовременно, а в соответствии с желанием самих детей: с 8 до 10 часов для всех накрыт шведский стол и ребенок сам выбирает, что и когда он будет кушать.

С 10 до 10.30 – время общей встречи. Это своеобразная кульминация дня. Все дети и взрослые собираются вместе, поют и разучивают песни, играют в общие игры, слушают сказки и рассказы и пр. Всё это объединяет детей. Но главным объединяющим началом является общий проект (общее дело), который обсуждается и продвигается на общих встречах. На каждый период времени педагогический коллектив планирует определённый проект для детского сада, тема которого связана либо с сезонными событиями, либо с национальными праздниками, либо с замыслом педагогов.

Это могут быть также проекты по интересам (например, «Лес», «Животные», «Подготовка еды», «Танцы» и пр.). Дети сами предлагают или выбирают форму и степень своего участия в проекте.

После общей встречи наступает время занятий (с 10.30 до 11 час.) Это единственное время, когда дети объединяются по возрастному принципу – примерно по 6-10 человек в каждой возрастной группе. Содержание занятий естественно, зависит от возраста детей.

После 11 часов – общая прогулка на участке или в ближайшем лесу или парке.

С 12 до 13 – обед для всех. Послеобеденный дневной сон не является обязательным. Специальных спален и кроватей для детей старше 3-х лет нет. Для особо уставших детей воспитатели готовят маты и пледы в спортивном зале. Дети могут смотреть книжки, играть в тихие игры, собирать пазлы или рисовать.

С 13 до 16.45 – свободные занятия по выбору. Каждый ребёнок выбирает себе помещение и занятие – игру, конструирование, рисование, лепку и пр. Между 15 и 16 часами полдник, который дети приносят с собой (родители готовят его дома сами).

С 16 до 16.45 – может быть вторая прогулка или игра. В это время родители забирают детей по домам. В 16.45 детский сад заканчивает работу.

  1. подготовка педагогов

Подготовка воспитателей в Германии происходит принципиально иначе, чем в нашей стране. Воспитатели учатся не в университетах, а в средних профессиональных учебных заведениях. Подготовка происходит в течение 5 лет и включает 3 этапа.

На первом этапе в течение 2-х лет проходит практическая стажировка, когда будущие специалисты под руководством опытного педагога включаются в жизнь дошкольного учреждения и выполняют различные виды работы. Этот этап позволяет человеку самоопределиться, понять правильность выбора профессии, приобрести предварительный практический опыт работы с детьми.

Второй этап – 2 года теоретического обучения, в процессе которого студенты получают знания по детской психологии, дошкольной педагогике, возрастной физиологии и пр.

Третий этап – годичная заключительная практика, когда молодой специалист работает совместно с квалифицированным коллегой и овладевает техническими навыками профессии.

Такая система подготовки ориентирует специалиста на практическую педагогическую работу с детьми, не перегружая теоретическими знаниями и дополнительными дисциплинами.

Особо следует отметить организацию системы переподготовки и повышения квалификации воспитателей. Каждый воспитатель ежегодно проходит повышение квалификации 5-6 раз. Этот курс может быть совсем короткий (1-3 дня), а может быть продолжительным (до 2-х недель). Курс может затрагивать самые различные сферы деятельности педагога – работу с родителями, принципы наблюдения за развитием ребенка, диагностику, специальные предметы – например, как ставить эксперименты в детском саду, как проводить интересные музыкальные игры или организовать экскурсию и на ее основе сюжетные игры и т.п. Таким образом, педагог имеет возможность регулярно (раз в 2 месяца), практически без отрыва от работы повышать свой профессиональный уровень, знакомиться с современными педагогическими и психологическими инновациями, привносить новое в методики воспитания и развития детей, и, что немаловажно, делиться с коллегами новыми свежими идеями и творческими импульсами.

Китай

  1. педагогические идеи

Развитие гигиенических  навыков, физическое воспитание, развитие речи, формирование представлений о  природе и обществе. Значительное внимание уделяется четкому определению нравственных качеств, которые должны быть сформированы у дошкольников. Китайцы придают большое значение музыкальному воспитанию детей, считая музыкальные способности основой для развития других способностей.

  1. организация образовательной деятельности

ДС работают по четко определенному режиму дня, преобладают коллективные формы  работы с учениками. Дети носят одинаковую одежду. Многие исследователи дошкольной педагогики утверждают, что китайская  система воспитания отличается суровостью, косностью, сверхорганизованностью, отсутствием индивидуального подхода. Но родители—китайцы так не считают: «Один ребенок в семье рискует вырасти эгоистом», а система образования поможет скорректировать этот недостаток. 

В настоящее время в организации воспитательной деятельности большое внимание уделяется созданию развивающей среды в ДОУ, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка и позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовывать себя.

  1. режим дня

в 8:00 у детей завтрак;

в 8:30 они все строятся во дворе и под звуки марша делают оздоровительную зарядку. Затем начинаются групповые занятия, в ходе которых малышам предлагается выполнить простые логические задачи;

в 10:00 все вместе дети идут в уборную и приводят себя в порядок. Потом до 12:00 играю на улице в игры;

с 12:00 до 14:30 у детей тихий час;

в 14:30 все вновь идут в туалет и моют руки перед обедом.

после полдника обычно воспитатель читает рекомендуемую литературу детям, и они обсуждают прочитанное;

в 17:00 вновь по расписанию посещение туалета и затем ужин;

в 18:00 детей забирают родители, кроме тех, кого оставляют в садике ночевать;

с 18:00 дети слушают музыку, а с 20:00 их отводят в спальню, где они ложатся спать.

  1. подготовка педагогов

Характерной особенностью дошкольного образования в Китае является тот факт, что все воспитатели и педагоги имеют высшее образование. Без него просто не возьмут на работу в садик.

Воспитатели систематически проходят переподготовку и повышают свою квалификацию в нескольких формах.

1. Посещение краткосрочных  или долгосрочных специальных  курсов. На курсах работают преподаватели  педагогических вузов. Курсы организуются  административными органами, которые  разрабатывают программы по переподготовке, оценивают эффективность подготовки  воспитателей и т.д.

2. Получение воспитателями  научной степени. Для этого  они учатся на очных или  заочных отделениях вузов или  получают Интернет-образование.

3. Посещение других  лучших детских садов и приобретение  практического опыта.

Япония

  1. педагогические идеи

В Японии действуют три главных принципа в воспитании детей. Во-первых, детям надо как можно больше уделять времени. Во-вторых, надо делать все для того, чтобы малыши не плакали: плачущий ребенок - самое большое огорчение для японца. В-третьих, ни в коем случае не ругать детей при посторонних. В воспитательном процессе японцы придерживаются таких принципов: до 5 лет ребенку позволяют все, к нему относятся как к императору, с 5 до 15 - как к рабу, воспитывая в строгости, и с 15 - как к равному.

  1. организация образовательной деятельности

Содержание образования в японских детских садах отражает национальные традиции.

Несмотря на приверженность японцев традициям, у них отсутствует понятие детского коллектива в нашем понимании. Состав групп в детском саду не постоянный. Каждый год группы формируются заново. Постоянная смена детского состава связана с попыткой предоставить малышам как можно более широкие возможности для социализации.

Все занятия в детском саду проводятся с небольшой группой детей (хан, что является наиважнейшей отличительной особенностью организации дошкольного воспитания Японии. Группа рассматривается как форма социального контроля и организации. Эти группы имеют свои столы, свои собственные имена, выбираемые самими детьми, что побуждает их принимать решения, учитывая желания всех членов группы, и служат своеобразным подразделением для совместной деятельности. Группы (6-8 человек обоих полов) формируются не по способностям, а в соответствии с тем, что может сделать их деятельность эффективной.

  1. режим дня

Открывается детский сад в 7.00. Утром все дети свободно играют. В 9.30 раздается песня «Убери все на место», призывающая детей собрать игрушки. Потом дети выходят на улицу и в течение 10 минут под веселую музыку делают зарядку. 
Раздается песня «Все в свои группы», и дети бегом возвращаются в группы. Дежурные ведут детей в хороводе под утреннюю песню. 
Детей пересчитывают. Затем вместе с ними выясняют, какое сейчас время года. После этого проводится получасовое занятие: дети выполняют задание педагога в рабочей тетради на пересчет предметов и раскрашивание.

Под сделанным заданием воспитатель прикрепляет картинку-самоклейку. 
По мере того, как тот или иной ребенок выполнил задание, он может присоединиться к играющим товарищам. На игры отводится 20 минут. 
Затем дети готовятся к трапезе — достают коробочки с завтраком, принесенные из дома, берут чашки и салфетки. К еде приступают после коллективного исполнения песенки. На завтрак уходит от 10 до 45 минут.

После еды каждый ребенок собирает салфетку, палочки, коробочку и заворачивает их в тряпочку, которую приносит из дома. 
Снова наступает время игровых занятий. На этот раз дети занимаются с картинками и карточками, помогающими освоить грамоту.

После музыкальной паузы — занятие оригами. Оно длится примерно 30 минут.

Дети берут сделанные бумажные игрушки и бегут на улицу — играть на участке. 
После прогулки воспитатель рассказывает какую-нибудь историю и показывает детям большие картинки. Снова исполняется песня, и все приступают к полднику. 
Затем дети поют воспитателю прощальную песню и опять идут гулять. Во время прогулки за ними приходят родители (с 16.30 до 18.00)

  1. подготовка педагогов

Чтобы стать воспитателем детского сада в Японии, нужно отучиться два года в институте или в университете, требования к их подготовке определены специальным законом еще в 1949 г. Работать педагогом в Японии почетно, поэтому даже в дошкольных учреждениях много мужчин - администраторов и инструкторов.

Франция

  1. педагогические идеи

С малых лет французов учат проявлять инициативу. Это главное, чего хотят добиться воспитатели. А уже потом: социализация, умение защищать свою точку зрения, справляться с проблемами, обслуживать самого себя, самостоятельность и прочее. Также внимание уделяется развитию физических навыков.

Ребенок должен научиться основам наук, трудовых навыков. Им объясняют буквально на пальцах, что такое цифры. И каждый раз, когда у ребенка возникает какой-то вопрос, педагог это поощряет. Таким образом ребенку показывают, что размышлять – это необходимо и правильно.

  1. организация образовательной деятельности

Французская система дошкольного образования включает не только сады, но и ясли. Многие родители отдают детей в такие группы в возрасте 4-6 месяцев. На одного воспитателя в них приходится по 4-5 малышей.

Наравне с занятиями, которые есть во всех детских садах, дети также изучают основы христианства, участвуют в религиозных праздниках и т. п. Однако даже в католическом детском саду специальным занятиям, как правило, уделяется не более часа в неделю.

Главной формой занятий в материнской школе является игра. Все учреждения во Франции обязательно выполняют единую государственную образовательную программу. Министерство образования тщательно контролирует работу «Материнских школ». А также контроль ведется за негосударственными школами, соблюдением интересов и прав детей. Конкретные методики реализации общей программы разрабатываются методистами, и поэтому они всегда вариативны.

Общей целью  дошкольного воспитания является развитие физических, социальных, поведенческих  и интеллектуальных навыков, необходимых  для формирования умения жить в современном обществе. Преимущество предоставляют не накоплению знаний, а развитию детской инициативы, воспитанию социальной компетенции. Работа дошкольных заведений направлена на то, чтобы ввести ребенка в жизнь коллектива, развить навыки разных видов деятельности, сформировать стремление к знаниям, научить выстраивать отношения с другими детьми. Дошкольники должны приобрести соответствующие проворные навыки, получить определенный уровень интеллектуального и речевого развития, овладеть рисованием и другими видами изобразительной деятельности.

Роль воспитателя  заключается в направлении развития, в создании развивающей среды, в  изучении поведения и психологии детей, организации их досуга. Воспитание младших детей имеет целью  развитие игровой деятельности, органов чувств, моторики. В работе с 4–5-летними детьми сенсорное воспитание усложняется, для чего используют разные виды ручного труда (рисование на ткани, витраже, изготовление декораций для инсценировок и тому подобное). В графике занятий много времени отводится физкультуре, музыке. Дети шестого года жизнь готовятся к школьной учебе на обязательных для них занятиях по чтения, письму, графике, математике, однако распорядок их проведения определяется на основе свободного выбора ребенка.

  1. режим дня

Занятия в садике проводятся в таком же режиме, как и в настоящей школе: 4 раза в неделю (среда – общий выходной день) 2 блока занятий (утренний – с 8:30 до 11:30, вечерний – с 13:30 до 16:30). Между двумя блоками – двухчасовой перерыв, включащий обед и прогулку, а также короткий отдых-сон для самых маленьких. Ребенок может обедать в саду, а можно забирать его на обед домой. Чтобы иметь возможность обедать в садике, нужно в мэрии города получить направление в столовую и рассчитать стоимость обеда. В некоторых городах направление в столовую не дают, если мама не работает.

Тихий час для разных возврастных групп начинается в разное время. Маленькие дети спят два раза в день. Дети постарше – один. При этом воспитатели кладут их спать по желанию. Как правило, все спят после обеда, но если кому-то захотелось спать чуть раньше или чуть позже, воспитатели буду следовать желаниям детей.

  1. подготовка педагогов

Профессия воспитателя во Франции престижна и почетна. Во многие детские сады ведется отбор из множества кандидатов, поэтому работают там не только люди с педагогическим образованием, но специалисты, которые действительно любят детей и умеют найти к ним подход.

К воспитателям предъявляются высокие требования и одним специализированным образованием здесь не обойдешься. Прием на работу в детский сад напоминает собеседование в крупную нефтегазовую компанию. Какое-то время назад во Франции был настоящий «бум» на работу в детском саду, и на одно место педагога дошкольного учреждения приходилось по 10 желающих.

США

  1. педагогические идеи

Американская педагогика носит английский характер, хотя и сильно измененный демократизмом. Развитие характера также составляет одну из главнейших целей американского воспитания: патриотизм, привычка участвовать в политической жизни общины и общинное самоуправление рано развиваются у американских школьников. Семья - главная ценность

Воспитание в семье до сих пор - важный аспект для американцев. Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в их увлечения и проблемы. Семейные походы на природу, экскурсии, пикники, хотя бы регулярные ужины вместе -неотъемлемая часть быта многих американских семей.

  1. организация образовательной деятельности

Детские сады отличаются друг от друга своей направленностью. Одни детские сады делают акцент на развитии математических навыков, другие — музыкальных, третьи — художественных. Таким образом, у американских родителей есть выбор: если мама и папа уверены, что их сын или дочь растет гуманитарием, то они могут записать своего ребенка в языковой детский сад.

Также в США действует программа International Preschool Curriculum, которая не распределяет детей по направлениям. Эта программа илюстрирует собой все ценности американской системы образования: толерантность, открытость, развитие лидерских качеств и способностей.

Учебный день у воспитанников детского сада начинается после того, как дети вдоволь наиграются. На это отводится около часа в начале дня. После этого все садятся на ковер и в беседе с воспитателем дружно вспоминают, какой сегодня день и число. После этого воспитатель рассказывает детям о возможной знаменательной дате, о том, почему ее вспоминают, что в этот день произошло. Затем дети работают самостоятельно. Это могут быть игры, какие-либо творческие задания, чтение или письмо. 

То, как проводятся занятия с детьми, зависит от целей воспитания. Весь учебный процесс в детских дошкольных учреждениях США направлен на развитие в ребенке независимости суждений, мнений, свободе мышления, самостоятельности. В этой связи им предоставляют выбор: с кем дружить, где и во что играть, что читать и так далее.

  1. режим дня

Деятельность ребёнка, находящегося в детском саду, заключается в строгом ориентировании на составленное ранее расписание занятий. Оно едино для всех организаций. Приём детей осуществляется в период с 7:00 до 8:30. Далее все усаживаются на ковёр и играют с игрушками и любыми другими материалами.

Около 8:45 начинаются занятия: дети садятся вокруг воспитателя, поочерёдно здороваются, затем взрослый просит каждого из них рассказать что-нибудь.

После этого следует завтрак, который обычно приносится непосредственно в группу, затем последующие систематические занятия, настроенные на развитие определённой склонности ребёнка. Ближе к 12 часам детей кормят обедом и укладывают спать.

Перед этим они естественно идут в туалет и чистят зубы. С 12:20 до 14:00 – тихий час – время, в течение которого все дети отдыхают, а воспитатели делают анализ пройденного материала и готовятся к последующим вечерним занятиям.

После подъёма и процедур умывания наступает время полдника и ещё одного короткого занятия на свободную тему, выбранную преподавателем. При условии хорошей погоды около 15:00 все выходят гулять на детскую площадку, оборудованную таким образом, чтобы избежать проникновения на неё посторонних, не допустить выхода за её пределы детей и предотвратить возникновение несчастных случаев.

После 16:00 за детьми приходят родители. Одни сразу забирают их и уходят, другие задерживаются, чтобы поговорить с воспитателем. Закрываются американские детские сады ориентировочно в 18:00.

  1. подготовка педагогов

Особенную участь играют в требованиях к профессиональной компетенции преподавателей дошкольного образования в США имеют общенациональные, общегосударственные учреждения и организации.

Необходимо отметить что все такие организации и учреждения имеют свои особые требования к воспитателю и именно на эти требования и должны иметь ориентир все штаты США при подготовке кадров для дошкольного образования.

На основании обобщений и результатов исследований американских педагогов выделены профессионально-педагогические компетентности воспитателя: педагогически-методическая, информационно-коммуникационная, общенаучная и психологическая.

Будущим воспитателям необходимо не только хорошо знать все дисциплины и теоретическую программу курса но и владеть основными методиками общения с детьми, с проблемными детьми, с детьми которые имеют отклонения в развитии. Все данные методики разработаны специально для будущих воспитателей их коллегами  в содружестве с психологами.

Будущих специалистов дошкольного сферы является комплексный подход к формированию профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает не только овладение дисциплин профессионального цикла, но и знания современных концепций дошкольного образования, а именно компетентностного, лица истинно-ориентированного и деятельностного подходов к организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях и умение реализовывать эти знания на практике, творчески сочетая их.

Какими  бы своеобразными, оригинальными не были национальные системы образования  и воспитания детей дошкольного  возраста, все они имеют в своей  основе универсальные принципы, представляют единственную и целостную систему  дошкольного воспитания и обучения как общецивилизационный феномен. Любые краски найдешь на педагогической палитре мира, и можно сколько угодно спорить о преимуществе тех или других методов или подходов. Педагогика всюду разная.

Воспитание во всем мире одинаковое. Оно разнится методами, и методы, конечно, накладывают отпечаток на характер - есть ведь и национальный характер у каждого народа, он зависит и от форм воспитания. Но нравственное содержание у всех народов одно. В разных формах живет общее содержание, которое делает людей прежде всего людьми, а потом уж кубинцами или японцами.

      Суть  воспитания во всех странах и во всех семьях одна: обучение миролюбию и совестливости, обучение средствам достигать цели, не посягая на человека.

Но сегодня можно наблюдать большую схожесть системы дошкольного образования в Китае с российской. Объясняется это просто: так как Китай пошел по пути развития коммунизма, он многое перенимал из опыта СССР, в том числе и дошкольное образование детей. Естественно, уклон в нем делается на освоение китайских предметов и культуры, но сама методика изучения материала изначально была советской. Сейчас это немного не так, поскольку были выработаны свои собственные методы развития и воспитания детей.

Сравнивая содержание воспитательно-образовательного процесса дошкольных организациях в России и Китае, можно отметить безусловные черты сходства. Оба государства уделяют пристальное внимание наследованию этнической культуры своей страны, формированию у детей любови к Родине и чувство гордости за свою нацию, помогают развивать у детей чувство оптимизма, способствуют удовлетворению их потребности в эмоциональном общении, разнообразию навыков социального взаимодействия, учат детей уважать плоды труда других лиц.

Чувство ответственности, чувство долга, собственного достоинства, чувство веры в себя и умение переживать неудачи у

российских дошкольников развиты заметнее, чем у дошкольников Китая.

Также как и в России, в Китае также уделяют большое внимание формированию у детей интереса к художественной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как я представляю себе дальнейшее развитие общественного дошкольного воспитания в нашей стране...

Хочется ответить словами Н.И.Пирогова, выдающегося хирурга, великого русского ученого: «Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком».  Я была на Украине в Музее-усадьб...

«АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ»

АНАЛИЗ  СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ...

Становление и развитие системы общественного дошкольного образования в России.

Становление и развитие системы общественного дошкольного образования в России....

Анализ исторического развития системы общественного дошкольного образования в России.

Историческое развитие системы общественного дошкольного образования в России...