Анализ исторического развития системы общественного дошкольного образования в России.
статья

Шахова Анна Владимировна

Историческое развитие системы общественного дошкольного образования в России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ исторического развития системы общественного дошкольного образования в России.

Историческое развитие системы общественного дошкольного образования в России началось 160 лет назад и на каждом своём этапе отражало ситуацию в стране. Первые детские сады были заведениями дорогостоящими, рассчитанными на состоятельных родителей. Для государства направление дошкольного образования приоритетным не являлось и популяризация детских садов была частной инициативой. Расширение системы дошкольных образовательных учреждений отвечало потребностям общества, поэтому число детских садов росло, но без государственной поддержки это не становилось массовым и повсеместным.

С приходом к власти советов дошкольное образование стало входить в систему народного образования. И с тех пор государственная политика в целом по стране стала непосредственно влиять на государственную политику в отношении дошкольного образования. Проводились съезды на высоком уровне по дошкольному воспитанию, расширялась сеть детских садов, создавались методики их работы, готовились педагогические кадры, устанавливалась связь яслей, детских садов и школ. Тогда это создавало огромные трудовые ресурсы, освобождая женщин от необходимости ухода за детьми, помимо этого дети воспитывались в рамках существующей идеологии. До ВОВ число детских садов по стране продолжало расти, подходы к воспитанию пересматривались и совершенствовались, вышла новая программа. В военное время у детских садов была особая задача, с которой они героически справились.

После войны продолжилось развитие системы общественного дошкольного воспитания, которое было обусловлено также необходимостью вовлечь женщин в экономику, разрушенную войной, и обеспечить им условия для образования и карьерного роста. Продолжалось строительство новых дошкольных учреждений, увеличивалось количество мест в ДУ, развивалась методическая работа с учетом научных исследований. Вследствие необходимости совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста, появился новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет. Следующие серьезные изменения в системе дошкольного образования стали происходить с изменением политической ситуации и государственного строя страны.

В связи с реформированием системы образования на пороге 1980-х-90х годов возникла «Концепция дошкольного воспитания», в которой обозначены основополагающие принципы дошкольного образования России: гуманизация; развивающий характер; индивидуализация воспитания и обучения; деидеологизация дошкольного образования. После распада СССР и последовавшего за ним резкого падения экономики система дошкольного образования резко сократилась, в первую очередь за счет ведомственных детских садов: приватизируемым предприятиям социальная нагрузка была обузой. Освободившиеся помещения продавали или сдавали в аренду. Финансирование дошкольных учреждений отставало от советских стандартов: зарплата педагогических работников была низкой, оснащение не обновлялось. Но шла работа по экспертизе программ для ДУ, по подготовке к введению ФГОС. Россия присоединилась к списку стран, реализующих "Конвенцию ООН о правах ребенка».

Общественное дошкольное образование в современной России

В начале XXI века перед государством встала задача по возвращению утраченных позиций в сфере дошкольного образования. С этой целью были приняты такие документы, как «Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации», «Концепция модернизации российского образования», Приоритетный национальный проект «Образование», а также ряд Федеральных целевых программ. Важным этапом развития института дошкольного образования стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантирована Конституцией РФ. Перемены в демографической политике и особенно программа материнского капитала способствовали повышению рождаемости, что повлекло за собой дефицит мест в детских садах. Одним из основных направлений государственной политики в области дошкольного образования в России является решение проблемы ликвидации очередей по зачислению детей в детские сады в возрасте от 3 до 7 лет. Помимо укрупнения групп в существующих садах, строятся и открываются новые учреждения. Национальными проектами «Демография» и «Образование» планируется создание новых мест в детских садах для детей в возрасте до трёх лет, организация групп дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста.

Проблемы дошкольного образования не сводятся лишь к нехватке мест в дошкольных учреждениях, поэтому идет усовершенствование системы образования путем введения основных образовательных программ, включающих в себя направленность на все сферы образовательной деятельности, на детей с различными возможностями и особенностями здоровья. Особое развитие получает инклюзивное образование. В связи с этим еще одним из направлений является разработка и принятие нового ФГОС ДО. Идёт модернизация кадровой политики в дошкольном образовании.

Гармонизация национальных и межнациональных отношений в области дошкольного образования, упрочнение общероссийского гражданского самосознания – одна из задач, которую ставит государство в области дошкольного образования. Проводятся мероприятия по сближению наций, организовываются беседы, открытые уроки на тему равенства наций, прав и свобод человека, патриотизму.

Анализ действий государства по развитию дошкольного образования говорит о том, что государство в рамках федеральных и национальных проектов совершенствует систему дошкольное образование, делает его инновационным, реализуя цели, соответствующие общему политическому курсу. Родители, являясь заказчиками в системе образования, выступают со своими требованиями к системе. Параллельно с государственными детскими садами развивается сеть частных детских садов, причинами возникновения которых является нехватка мест в государственных, выбор альтернативных подходов к дошкольному воспитанию и др. Государство осуществляет лицензировании такой образовательной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что все направления государственной политики дошкольного образования взаимосвязаны и объединены общей целью – развитие современного качественного образования, общедоступного для всех слоев населения России, не зависимо от национальности, социального статуса, индивидуальных возможностей здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС ДО как основной ориентир обеспечения развития системы качества дошкольного образования в РФ.

В данной презентации рассматривается понятие "ФГОС ДО", его основное направление и ориентиры. Отражены цели, задачи и принципы ФГОС ДО как основного ориентира обеспечения развития системы качества дош...

Рабочая программа развития системы духовно - нравстевнного образования и воспитания (православного воспитания) детей дошкольного возраста "Лучики добра и света"

Задачи воспитания духовно-нравственной культуры детей являются в настоящее время наиболее актуальной задачей системы дошкольного образования. Это объясняется введением в Стандарты нового поколения для...

Состояние системы дошкольного образования в России: социологические аспекты. Аналитический доклад. Новикова С.Е., Тищенко А.С., канд.экон.наук., Комарова И.И., канд.пед.наук. .

В ходе исследования были собраны данные относительно широкого круга проблем и аспектов функционирования ДОО: переполненность групп, недостаточная профессиональная подготовка для надлежащей работ...

Становление и развитие системы общественного дошкольного образования в России.

Становление и развитие системы общественного дошкольного образования в России....

Анализ системы общественного дошкольного воспитания за рубежом

Анализ системы общественного дошкольного воспитания за рубежом...

Федеральная инновационная площадка АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России», федеральный уровень. Тема: «Организация дополнительного образования детей в ДОО», МБОУ Лесногородская СОШ Дошкольное отделение Детский сад №12, 2021г.

Приказ АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» «О присвоении дошкольным образовательным организациям статуса инновационной площадки федерального уровня АНО ДП...