Рабочая программа развития системы духовно - нравстевнного образования и воспитания (православного воспитания) детей дошкольного возраста "Лучики добра и света"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Ковалева Наталия  Ивановна

Задачи воспитания духовно-нравственной культуры детей являются в настоящее время наиболее актуальной задачей системы дошкольного образования. Это объясняется введением в Стандарты нового поколения для  начальной школы новой предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» в составе шести модулей, среди которых «Основы православной культуры».  

Задача детского сада - раскрыть и воспитать лучшие стороны человеческой души, дать ребенку правильные нравственные ориентиры, а это невозможно без обращения к духовно-нравственному опыту своего народа. Учитывая социальный заказ родителей, обусловленный кризисным состоянием духовно-нравственной сферы общества и необходимостью оказания педагогической помощи семьям в приобщении детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры мы принимаем данную программу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prinyato.docx475.02 КБ

Предварительный просмотр:


Пока душа еще способна к образованию,

 нежна и, подобно воску, уступчива,

 удобно напечатлевает в себе налагаемые образы,

 надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум

и придет в действие рассудок,

 начать течение с положенных первоначально оснований

 и преподанных образов благочестия,

 между тем как разум будет внушать полезное,

а навык облегчит преуспеяние.

Святитель Василий Великий.

Пояснительная записка.

Основные тенденции государственной политики в образовании на ближайшую перспективу определены в следующих документах:  

1.   Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273 – ФЗ;

2.  «Конвенция о правах ребёнка» от 20.11.1989 г.;

3.   «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (п.3);

4.   Постановление Правительства РФ «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» от 04.10.2000 №751;

5.  «Программа духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных   учреждениях Воронежской области» (утверждена приказом Главного управления образования №375 от 27.12.2001г.).

Задачи воспитания духовно-нравственной культуры детей являются в настоящее время наиболее актуальной задачей системы дошкольного образования. Это объясняется введением в Стандарты нового поколения для  начальной школы новой предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» в составе шести модулей, среди которых «Основы православной культуры».  

Задача детского сада - раскрыть и воспитать лучшие стороны человеческой души, дать ребенку правильные нравственные ориентиры, а это невозможно без обращения к духовно-нравственному опыту своего народа. Учитывая социальный заказ родителей, обусловленный кризисным состоянием духовно-нравственной сферы общества и необходимостью оказания педагогической помощи семьям в приобщении детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры мы принимаем данную программу. 

Дошкольный возраст – самый важный период в жизни человека. За первые пять лет ребенок настолько познает окружающий его мир, что за все последующие годы его жизни он не сможет столько постичь, понять и принять своим разумом.

Все начинается с детства. С детства формируется мировоззрение, иными словами, представление о мире, его законах, взаимоотношениях между людьми.

Человек и сказать-то еще ничего не может, а впечатления, которые он получает от окружающей жизни, уже формируют его характер.

То, что для нас мелочь, пустяк, - может оказаться для маленького человечка важнейшим событием, навсегда оставшимся в его памяти, и сыграть свою роль в жизни человека дурную или хорошую.

     Программа «Лучики добра и света» дополняет основную общеобразовательную программу дошкольного образования по содержанию образовательных областей. В основе программы лежат программы С. Афанасьевой «Основы христианской культуры» и программа «Добрый мир» Л.Л. Шевченко.  Это обеспечивает преемственность в решении задач духовно - нравственного воспитания детей на уровне дошкольного и начального образования в соответствии со стандартами нового поколения.

    Среди основных задач воспитания в указанных документах названы: обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов  России; воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью, гражданской ответственностью, правовым сознанием, духовностью и культурой.

     В России издавна придавалось большое значение духовной культуре, проводником которой была Русская Православная Церковь, являющаяся всегда важнейшим гарантом душевного и духовного здоровья человека.

    Тысячу лет Русская Православная Церковь была надежной опорой для многих поколений наших соотечественников, драгоценным кладезем не только культуры религиозной веры, но и нравственного воспитания наших детей.

   Если раньше традиция сама обеспечивала необходимый уровень нравственной воспитанности детей, их социального совершенствования, то теперь эту традицию должны поддерживать школы и детские сады, создавая систему вхождения человека в социум.

    Духовно – нравственное развитие понимается как развитие нравственных (различение добра и зла), этических (различение прекрасного и безобразного) и религиозных (различение истинного и ложного) способностей личности ребёнка. Оно начинается с воспитания любви к Богу, матери, отцу, дому, Отечеству.

Программа построена по возрастному принципу. В ней выделены разделы воспитания детей среднего и старшего дошкольного возраста, для каждого из которых рассматриваются следующие темы:

– Ребенок и его окружение;

– Бог – Творец мира;

– Молитва – общение с Богом;

– Церковь – дом Божий;

– Священная история Ветхого Завета;

– Божьи Заповеди;

– Новый Завет – жизнь Иисуса Христа;

– Церковные праздники;

– Жития святых;

– Дни Ангела детей.

1. Ребенок и его окружение

Детям дают более расширенное представление об окружающей их среде, близких людях, своих предках, родной природе, Родине, ее прошлом и настоящем.

2. Бог - Творец мира

С детьми закрепляют знания о том, что Бог сотворил мир и все живущее в нем, о силах добра и зла (Ангелы-хранители и бесы-искусители), развивают стремление к доброте, правдивости, добродетели.

3. Молитва - общение с Богом

Дети заучивают такие молитвы как "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!", "Отче наш", "Богородице, Дево, радуйся!" и др. Возможно обращение к Богу своими словами.

4. Церковь - дом Божий

Во время посещения храма дети продолжают знакомиться с его устройством, отдельными частями, убранством, присутствуют на церковных службах, принимают участие в Таинствах. Исключительное значение имеет событие первой исповеди, к которой, как правило, приводят детей 6-летнего возраста.

5. Священная история Ветхого Завета

Знакомство со Священной Историей Ветхого Завета осуществляются в виде рассказов о сотворении мира (подробно о всех днях творения), мире видимом и невидимом, Потопе, ветхозаветных пророках и др.

6. Божьи Заповеди

Детям даются представления, как Бог через пророка Моисея дал людям Свой Божественный Закон - десять заповедей о том, как любить и почитать Бога, любить ближних. Особый акцент делается на пятой, шестой и восьмой заповедях.

Детей знакомят с жизнью Иисуса Христа, в том числе об Его искупительных страданиях и смерти, Воскресении и Вознесении Христовом, Нагорной Проповеди, Его учениках, создании Евангелия.

8. Церковные праздники

С детьми отмечают Рождество, Пасху, Троицу, а также праздники, связанные с годовым кругом богослужения (Святки, Крещение и др.). Детям дается понятие о посте.

9. Жития святых

Детей более широко знакомят с житиями святых - Сергия Радонежского, Серафима Саровского, св. Николая, князей Бориса и Глеба и др.

10. Дни Ангела детей

Детям даются понятия об Ангелах-хранителях, данных при крещении. В честь каждого именинника устраивается праздник, преподносятся подарки, организуется совместная трапеза.

Цель: Содействие духовно – нравственному и социальному развитию ребенка путем приобщения его к отечественным духовно – нравственным традициям через православную христианскую религию.

Задачи:

 1. Знакомить детей с основами духовно – нравственных традиций русского народа и уклада жизни.

2. Формирование у детей первоначальных представлений о духовном мире через передачу знаний об основных религиозных понятиях, элементарных сведений из Священной Истории (творение Богом мира видимого и невидимого; Рождество Иисуса Христа, краткие сведения о земной жизни Спасителя, Крестная смерть и Воскресение Христа);

 3. Первоначальное ознакомление детей с Заповедями Божиими как основой нравственной жизни человека.

 2. Развивать у детей социальные и коммуникативные умения, способствующие установлению межличностных отношений со сверстниками, педагогами и родителями.

3. Способствовать развитию нравственных чувств: сопереживания, ответственности, благодарности и др.

4. Воспитывать любовь и уважения к Отечеству, его народу, культуре и святыням.

5. Формировать жизненные установки и ценностные ориентации у дошкольников при ознакомлении с народными православными традициями. 6. Расширять у родителей и педагогов представления о православных традициях и их роли в развитии личности ребенка.

7. Создавать условия для благоприятного эмоционально – нравственного микроклимата в детском коллективе и семье.

Предполагаемые результаты:

  1. Дети постигнут основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: вежливость, доброта верность, грубость, правдивость, скромность, совесть, уважение честность, чуткость. Важные категории и понятия этики: добро и зло, правда и ложь, обман, дружба, забота, обида. Общие понятия гражданско-правового сознания: Родина, подвиг, герой. Осознанно оперировать понятиями «Родина», гордиться культурой и традициями своей Родины.
  1. Дети используют в общении элементарные этические нормы; активно применять правила вежливого общения; правильно вести себя в общественных местах (школе, театре, кино, музее, общественном транспорте и т.д.), друг с другом, в семье; быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях; демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его).
  2. Осознанно выбирают друзей и товарищей, проявляя в этих отношениях верность и бескорыстие; умеют оценивать поступки свои и своих товарищей, различают плохие и хорошие поступки. Терпимо относятся к людям, выходят достойно из возможной ситуации конфликта; прощают своих друзей и недругов, не таят обиду, не хотят наказать; действуют так, чтобы природа не страдала от воздействия человека; выглядят опрятно и аккуратно.

         Календарно – тематическое  планирование в старшей группе

№ п/п

Тема

Время проведения

1

«Черное и белое». Знакомство с Библией.

Мультфильм «Сотворение мира».

Аппликация «Земной шар»

Сентябрь

2

«История первых людей». Чтение детям предания «Незабудка». Рисование ватными палочками незабудки.

3

«История первых людей». Игра «Добро и зло». Что случилось с ангелом по имени Денница.

Песенка «Бог вначале создал небо»

4

«Тили – бом, загорелся Кошкин дом». Рассматривание колокольни. Прослушивание колокольного звона. Игра «Жаворонок»

Пластилинографика «Колокол»

5

«Дружная  молитва.» Сказка о том как появились колокола. Стихотворение  Е.Санина «Дружная молитва». Совместная работа детей «Храм с колоколами»  (Аппликация).

Октябрь

6

«Божий дом».  Стихотворение  Е. Санина «Дом». Рассматривание изображений разных храмов (отличия и сходства).  Рисование храма.

7

«В храме».  Зачем люди ставят свечи в храме. Подвижная игра «Есть или нет». Разучивание песенки «Мы маленькие свечи»

8

«Кого рисуют на иконах» Игра «Лишнее слово». Первые понятия о  Святой  Троицы и Деве Марии. Оклад для иконы из салфеток.

9

«Ангелы в небе высоко живут». Беседа о Ангеле – хранителе. Изображение на иконах ангелов. Явление ангела Деве мари. Оригами «Ангел».

Ноябрь

10

«Чудная дружба». Игра «Фанты». Кто такие Святые Угодники.  Рассказ  « Преподобный Семеон  Столпник исцеляет змея», «Преподобный Герасим и лев Иордан». Серафим Саровский и медведь.

Свободное рисование «Понравившегося эпизода»

11

«Где живет Бог». Загадки о природе. Сказка «Златокудрый инок». Беседа о душе. Заучивание стихотворения В.Афанасьева «Выше облака любого».

12

«Праведный рай». Каин и Авель. Ветхий завет «Ноев ковчег». Беседа « Откуда появилась радуга» Игра «Фигура замри».  Пластилинографика «Радуга»

13

«Рождество Христово». Чтение стихотворения «Младенец Христос и животные». Начинаем делать вертеп. Овечки из стада.

Декабрь.

14

«Вифлеемская звезда». Мудрецы и царь Ирод.

Подарки волхвов. Игра «Передай звезду». Изготовление Вифлеемской звезды.

15

«Рождество на Руси». Сказка «Рождественская  елочка». Обычаи наших предков на праздник Рождества. Разучивание песни «В рождество Христово ангел прилетел»

16

«Зимушка – зима». Рождественский сочельник.

Закрепление знаний о празднике рождества.

Изготовление новогодней игрушки.

17

«Крещение Господне». Значение воды для человека. Икона «Крещение Христово».

Явление голубя при крещении.  Оригами голубя.

Январь.

18

«Чему учил ИИСУС ХРИСТОС». Стихотворение «Каприза». И.Крылов «Мартышка в зеркале». Игра «Дерево жизни»

Рисуем дерево жизни.

19

«Те, кого мы любим». Заповедь – любовь. Расскажи о маме. Игра «Подбери слово». Рисуем портрет мамы.  

Февраль

20

«Иисус Христос и дети». Рассматривание иллюстраций библейских сюжетов. Икона «Благословение детей». Игра «Честно и нечестно» Стихотворение «Христос и дети»

Аппликация  «Солнышко» крашеным пшеном.

21

«Чудеса Иисуса Христа» Чтение рассказа  О.Лихачевой «Снежок потерялся». Рассматривание иллюстраций из Библии.

Лепка «Снежок»

22

«Защитники Отечества». Илья Муромец.

Спортивные эстафеты для мальчиков.

23

«Матерь Божия». Стихотворение О.Белявской «Весна». Показ круг икон Богородичных.

Песенка «Дева Мария».

Март

24

«Что такое пост». Понятие праздника Пасха. Добро и зло.

Стихотворение «Маленький Павлуша». Игра «Подбери слова»

Подарок для брата, сестры, мамы, папы: «Петушок»

25

«Чудесное воскресение». Воскрешение Лазаря.  Беседа «От каких плохих поступков должен оберегать себя ребенок». Разучивание песенки «Нам весна –красна праздник принесла»

26

«Вербное воскресенье». Стихотворение «Вербачки  пушистые». Игра «Башмачник»

Аппликация из салфеток «Вербачки»

27

«Христос Воскресе». Откуда появился день недели воскресенье.  Стихотворение «Христос Воскрес».  Аппликация заглавных букв «ХВ» крашеным пшеном.

Апрель

28

«Красное яичко». Игра «Ты катись, яичко». Обычаи на Руси, связанные с катанием яиц на Пасху. Как отмечает русский нард праздник Пасхи. Раскрашивание яиц.

29

«По всему свету». Что такое Евангелие. Кто такие христиане. Крестное знамение.

Игра «Лишнее слово». Поделка птичка на витом шнурке.

30

«Про девочку Матрену». Иван Грозный.  Рассказ о девочке Матрене. Икона «Казанская». Рассматривание икон Богородицы.

31

«Русская душа». Характер души нашего народа. Игра «Чудо – дерево». Рассказ «К батюшке Амвросию» Рисование на свободную тему.

Май

32

«Учится творить добро». Сказка «Разноцветная паутинка». Игра «Подбери слово».  Аппликация «Паучок и паутинка»

33

«Повторенье – мать ученья» Игра «Объясни картинку», «Восстанови картинку», «Лишнее слово», «Определи о чем речь». Чаепитие.

Календарно – тематическое  планирование в подготовительной группе

№ п/п

Тема

Время проведения

1

«Что всего дороже».  Рисование на тему «День творения»

Сентябрь

2

«Спаситель мира».  Беседа с детьми о Андреевском флаге. Аппликация Андреевского флага.

3

«Дом Пресвятой Богородицы».  Владимировская икона Божьей Матери – заветная святыня Русской земли.

4

«Что такое хорошо и  что такое плохо». Стихотворение Н. Орлова «Есть у нас в саду Данилка…» обсуждение поступка мальчика.

5

«Что такое хорошо и что такое плохо». Чтение рассказа Г. Снегирева «Проша». Беседа с детьми о нарушениях заповедей Божьих.

Октябрь

6

«Православный храм».  Храмы города Воронежа. Устроение храма внутри.

7

«Колокольчик звонкий». Беседа о колоколах.

История литья колоколов в Воронеже.

8

«Первая исповедь». Чтение рассказа В.А. Никифорова -Волгина «Исповедь». Беседа о прочитанном.

9

«Угодник Божий». Житие преподобный Серафима Саровского.

Ноябрь

10

«Чудотворная икона» Покров Пресвятой Богородицы.

11

«Чудеса Божьи». Притча о пяти хлебах и двух рыбах»

12

«Чудеса Божьи». Чтение рассказа «Чудо на улице Огарева» З. Масленикова.

13

«Введение во храм Пресвятой Богородицы»

Декабрь.

14

«Николай Чудотворец». Знакомство с житием святого.

15

«История рождественской елочки». Подготовка к празднику Рождества Христова.

16

«Создание Рождественского вертепа» Коллективная работа.

17

«Дева днесь Пресущественнаго рождается».

Рождественский утренник.

Январь.

18

«Святое крещение». Русские обычаи встречи праздника Крещения Господня.

19

«Крещение Руси». История Русского народа.

Февраль

20

«Верую». Житие блаженной Ксении Петербуржской.

21

Монастыри на Руси. Свято Троицкая Сергиева Лавра.

22

«Праздник встречи». Сретение Господне.

23

«Христос и апостолы». Святые апостолы Петр и Павел.

Март

24

«О молитве». Чтение рассказа «Молитва Егорки»

25

«О мальчике Варфоломее, как он к Богу шел»

Житие преподобного Сергия Радонежского. Роль Святого в развитии Руси.

26

«Послушание». Чтение рассказа «Алешино согрешенье».

27

«Чудесные книги». Детская Библия.

Апрель

28

«Ангельский мир». Архистратиг Божий Михаил.

29

«Страстная неделя». Русские обычаи великого поста. И. Шмелев «Лето господне»

30

«О, Пасха велика». Пасхальный утренник.

31

«Мироносицы». Роль женщины в жизни человека.

Май

32

«Святой земли Воронежской». Святитель Митрофаний  Воронежский.

33

«Что значит быть православным?». Заключительное занятие.

Используемая литература:

  1. 1

Афанасьева С. Основы  христианской культуры. Занятия для детей младшего возраста (5-7 лет) I и II годы обучения. - 183 с.

Балакшин Р.А. Избранные жития святых для детей. – 2-е изд., перераб. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. – 816с.

Буквицы заставные. Книга для раскрашивания. – СПб, 2002. – 103с.

Гладких Л.П. Основы православной культуры: учебно-методическое пособие для педагогов детских садов. – Курск, 2008. – 324 с.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста: Сб. практических материалов. М.: «Планета-2000», 2002. - 60с.

Кравцова М. «Чтобы сказка не кончалась…»: Нужны ли сказке адвокаты? О родительской цензуре. Можно ли читать фэнтези? – М.: Благо, 2004. – 192 с.

Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. – 2-е изд. – М.: Мартис, 1994. – 160 с.

Морозова Е.А. Гармония в семье и браке: духовные и психологические аспекты: семья глазами православного психолога. – Самара: СамГАПС, 2006. – 400 с.

Наследие: Пособие по воспитательно-образовательной работе с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры. – М., 2006. – 176 с.

Низова Г.Ю. Наши праздники (сценарии детских утренников). – Иваново, 2001. - 285 с.

Основы православной культуры для детей дошкольного возраста: Книга для учителя. /Сост. О.К. Харитонова. /Под ред. прот. Виктора Дорофеева. М.: «Покров», 2002. – 240 с.

Потаповская О.М. Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами художественно-продуктивной деятельности: Учебное пособие. (Серия «Основы православной культуры»). – М.: Школьная пресса, 2009. – 64.с. («Основы православной культуры» приложение к журналу «Духовно-нравственное воспитание»; Вып.3).

Потаповская О.М. Самые главные праздники: Сценарии утренников и конспекты праздничных занятий для детей дошкольного возраста. М.: «Планета 2000», 2004. – 208 с. (Серия «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»).

Потаповская О.М. Семейная гостиная: Программа занятий с родителями в семейной школе духовно-нравственного воспитания. М., 2003. – 40 с. (Серия «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»)

Рогозянский А.Б. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей. – М.: Яуза-пресс, Эксмо, Лепта Книга, 2007. – 272 с. – (В помощь родителям).

Рождественский подарок для детей. Рождественская история, стихи песни, игрушки из бумаги, раскраски. М.: «Покров», 2003. – 2 с.

Романова Л.И. Заповедный путь. Книга для чтения. – Воронеж, 2008. – 20 с.

Семья. Прочность, цель и назначение. – М.: Самшит-издат, 2008. – 64 с.

Сурова Л.В. Открытый урок: Книга для педагогов и родителей. Статьи по духовному воспитанию. Детская программа «Лето Господне» - Клин: Христианская жизнь, 2006.           – 480 с.

Сценарии православных праздников (зима, весна, лето, осень) / Сост. А.В.Соколов. –М.: Школьная Пресса, 2003. -96 с. – («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 41).

Сценарии православных праздников: Книга 2. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 80 с. («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 58.) - инсценированные сказки: «О бескорыстии и жадности», «Давай помиримся», «Мудрый богач».

Чапман Дж. Сделай сам. «Оживляем» библейские сюжеты. – Российское Библейское общество, 2007. – 110 с.

Что необходимо знать каждой матери. - М.: Даниловский благовестник, 2002. – 80 с.

Шамаева С.Е. Родная природа. Часть I. Изд. 2-ое, испр. и доп. Воронеж: «Левый берег», 1996. -164 с.

Шамаева С.В. Родная природа. Часть II. Изд. 2-ое, испр. и доп. Воронеж: «Левый берег», 1996. -176 с.

Шамаева С.Е. Апология сказки. – Воронеж, 1996. – 270 с.

Шишова Т.Л. Как воспитать в ребёнке послушание? – М., 2007. – 30 с.

Шишова Т. Л. Чтобы ребёнок не был трудным: Воспитание детей от 4 до 14 лет. – Клин, 2007. – 574 с.

Шугаев Илья, священник. Растим сына, растим дочь… Советы священника – многодетного отца. – М., 2006. – 128 с.

И.Шмелев «Лето Господне»

Программа «Добрый мир»  Л.Л. Шевченко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по освоению образовательной деятельности "Художественно-эстетическое воспитание" (музыкальная деятельность) детей дошкольного возраста МДОУ Детский сад №6 с. Аргаяш Челябинской области

Рабочая программа по освоению образовательной деятельности "Художественно-эстетическое воспитание" (музыкальная деятельность) детей дошкольного возраста МДОУ Детский сад №6 с. Аргаяш Челябинской облас...

«Разработка занятия на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Добрый мир. Православная культура для малышей» «Что есть добро, а что зло?»

В работе предоставлены методические материалы по организации занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возр...

Рабочая программа по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования логопедического кружка «Волшебный язычок».

Рабочая программа  по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования логопедического кр...

Рабочая программа «ЗДОРОВИШКИ» (система работы по формированию здорового образа жизни для детей дошкольного возраста)

Рабочая программа «ЗДОРОВИШКИ» (система работы по формированию здорового образа жизни для детей дошкольного возраста)...

Рабочая программа по реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" дополнительного образования детей дошкольного возраста

Рабочая программа по реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" дополнительного образования детей дошкольного возраста...

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста «ДОБРАЯ КНИГА»

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста«Добрая книга»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ социально-педагогической направленности по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста (5 - 7 лет) «ДОБРЫЙ МИР» в соответствии с ФГОС

Цель программы определяется как развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. Цель отражает треб...