Рабочая программа развития системы духовно - нравстевнного образования и воспитания (православного воспитания) детей дошкольного возраста "Лучики добра и света"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
Задачи воспитания духовно-нравственной культуры детей являются в настоящее время наиболее актуальной задачей системы дошкольного образования. Это объясняется введением в Стандарты нового поколения для начальной школы новой предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» в составе шести модулей, среди которых «Основы православной культуры».
Задача детского сада - раскрыть и воспитать лучшие стороны человеческой души, дать ребенку правильные нравственные ориентиры, а это невозможно без обращения к духовно-нравственному опыту своего народа. Учитывая социальный заказ родителей, обусловленный кризисным состоянием духовно-нравственной сферы общества и необходимостью оказания педагогической помощи семьям в приобщении детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры мы принимаем данную программу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prinyato.docx | 475.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Пока душа еще способна к образованию,
нежна и, подобно воску, уступчива,
удобно напечатлевает в себе налагаемые образы,
надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум
и придет в действие рассудок,
начать течение с положенных первоначально оснований
и преподанных образов благочестия,
между тем как разум будет внушать полезное,
а навык облегчит преуспеяние.
Святитель Василий Великий.
Пояснительная записка.
Основные тенденции государственной политики в образовании на ближайшую перспективу определены в следующих документах:
1. Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273 – ФЗ;
2. «Конвенция о правах ребёнка» от 20.11.1989 г.;
3. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (п.3);
4. Постановление Правительства РФ «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» от 04.10.2000 №751;
5. «Программа духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области» (утверждена приказом Главного управления образования №375 от 27.12.2001г.).
Задачи воспитания духовно-нравственной культуры детей являются в настоящее время наиболее актуальной задачей системы дошкольного образования. Это объясняется введением в Стандарты нового поколения для начальной школы новой предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» в составе шести модулей, среди которых «Основы православной культуры».
Задача детского сада - раскрыть и воспитать лучшие стороны человеческой души, дать ребенку правильные нравственные ориентиры, а это невозможно без обращения к духовно-нравственному опыту своего народа. Учитывая социальный заказ родителей, обусловленный кризисным состоянием духовно-нравственной сферы общества и необходимостью оказания педагогической помощи семьям в приобщении детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры мы принимаем данную программу.
Дошкольный возраст – самый важный период в жизни человека. За первые пять лет ребенок настолько познает окружающий его мир, что за все последующие годы его жизни он не сможет столько постичь, понять и принять своим разумом.
Все начинается с детства. С детства формируется мировоззрение, иными словами, представление о мире, его законах, взаимоотношениях между людьми.
Человек и сказать-то еще ничего не может, а впечатления, которые он получает от окружающей жизни, уже формируют его характер.
То, что для нас мелочь, пустяк, - может оказаться для маленького человечка важнейшим событием, навсегда оставшимся в его памяти, и сыграть свою роль в жизни человека дурную или хорошую.
Программа «Лучики добра и света» дополняет основную общеобразовательную программу дошкольного образования по содержанию образовательных областей. В основе программы лежат программы С. Афанасьевой «Основы христианской культуры» и программа «Добрый мир» Л.Л. Шевченко. Это обеспечивает преемственность в решении задач духовно - нравственного воспитания детей на уровне дошкольного и начального образования в соответствии со стандартами нового поколения.
Среди основных задач воспитания в указанных документах названы: обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью, гражданской ответственностью, правовым сознанием, духовностью и культурой.
В России издавна придавалось большое значение духовной культуре, проводником которой была Русская Православная Церковь, являющаяся всегда важнейшим гарантом душевного и духовного здоровья человека.
Тысячу лет Русская Православная Церковь была надежной опорой для многих поколений наших соотечественников, драгоценным кладезем не только культуры религиозной веры, но и нравственного воспитания наших детей.
Если раньше традиция сама обеспечивала необходимый уровень нравственной воспитанности детей, их социального совершенствования, то теперь эту традицию должны поддерживать школы и детские сады, создавая систему вхождения человека в социум.
Духовно – нравственное развитие понимается как развитие нравственных (различение добра и зла), этических (различение прекрасного и безобразного) и религиозных (различение истинного и ложного) способностей личности ребёнка. Оно начинается с воспитания любви к Богу, матери, отцу, дому, Отечеству.
Программа построена по возрастному принципу. В ней выделены разделы воспитания детей среднего и старшего дошкольного возраста, для каждого из которых рассматриваются следующие темы:
– Ребенок и его окружение;
– Бог – Творец мира;
– Молитва – общение с Богом;
– Церковь – дом Божий;
– Священная история Ветхого Завета;
– Божьи Заповеди;
– Новый Завет – жизнь Иисуса Христа;
– Церковные праздники;
– Жития святых;
– Дни Ангела детей.
1. Ребенок и его окружение
Детям дают более расширенное представление об окружающей их среде, близких людях, своих предках, родной природе, Родине, ее прошлом и настоящем.
2. Бог - Творец мира
С детьми закрепляют знания о том, что Бог сотворил мир и все живущее в нем, о силах добра и зла (Ангелы-хранители и бесы-искусители), развивают стремление к доброте, правдивости, добродетели.
3. Молитва - общение с Богом
Дети заучивают такие молитвы как "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!", "Отче наш", "Богородице, Дево, радуйся!" и др. Возможно обращение к Богу своими словами.
4. Церковь - дом Божий
Во время посещения храма дети продолжают знакомиться с его устройством, отдельными частями, убранством, присутствуют на церковных службах, принимают участие в Таинствах. Исключительное значение имеет событие первой исповеди, к которой, как правило, приводят детей 6-летнего возраста.
5. Священная история Ветхого Завета
Знакомство со Священной Историей Ветхого Завета осуществляются в виде рассказов о сотворении мира (подробно о всех днях творения), мире видимом и невидимом, Потопе, ветхозаветных пророках и др.
6. Божьи Заповеди
Детям даются представления, как Бог через пророка Моисея дал людям Свой Божественный Закон - десять заповедей о том, как любить и почитать Бога, любить ближних. Особый акцент делается на пятой, шестой и восьмой заповедях.
Детей знакомят с жизнью Иисуса Христа, в том числе об Его искупительных страданиях и смерти, Воскресении и Вознесении Христовом, Нагорной Проповеди, Его учениках, создании Евангелия.
8. Церковные праздники
С детьми отмечают Рождество, Пасху, Троицу, а также праздники, связанные с годовым кругом богослужения (Святки, Крещение и др.). Детям дается понятие о посте.
9. Жития святых
Детей более широко знакомят с житиями святых - Сергия Радонежского, Серафима Саровского, св. Николая, князей Бориса и Глеба и др.
10. Дни Ангела детей
Детям даются понятия об Ангелах-хранителях, данных при крещении. В честь каждого именинника устраивается праздник, преподносятся подарки, организуется совместная трапеза.
Цель: Содействие духовно – нравственному и социальному развитию ребенка путем приобщения его к отечественным духовно – нравственным традициям через православную христианскую религию.
Задачи:
1. Знакомить детей с основами духовно – нравственных традиций русского народа и уклада жизни.
2. Формирование у детей первоначальных представлений о духовном мире через передачу знаний об основных религиозных понятиях, элементарных сведений из Священной Истории (творение Богом мира видимого и невидимого; Рождество Иисуса Христа, краткие сведения о земной жизни Спасителя, Крестная смерть и Воскресение Христа);
3. Первоначальное ознакомление детей с Заповедями Божиими как основой нравственной жизни человека.
2. Развивать у детей социальные и коммуникативные умения, способствующие установлению межличностных отношений со сверстниками, педагогами и родителями.
3. Способствовать развитию нравственных чувств: сопереживания, ответственности, благодарности и др.
4. Воспитывать любовь и уважения к Отечеству, его народу, культуре и святыням.
5. Формировать жизненные установки и ценностные ориентации у дошкольников при ознакомлении с народными православными традициями. 6. Расширять у родителей и педагогов представления о православных традициях и их роли в развитии личности ребенка.
7. Создавать условия для благоприятного эмоционально – нравственного микроклимата в детском коллективе и семье.
Предполагаемые результаты:
- Дети постигнут основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: вежливость, доброта верность, грубость, правдивость, скромность, совесть, уважение честность, чуткость. Важные категории и понятия этики: добро и зло, правда и ложь, обман, дружба, забота, обида. Общие понятия гражданско-правового сознания: Родина, подвиг, герой. Осознанно оперировать понятиями «Родина», гордиться культурой и традициями своей Родины.
- Дети используют в общении элементарные этические нормы; активно применять правила вежливого общения; правильно вести себя в общественных местах (школе, театре, кино, музее, общественном транспорте и т.д.), друг с другом, в семье; быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях; демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его).
- Осознанно выбирают друзей и товарищей, проявляя в этих отношениях верность и бескорыстие; умеют оценивать поступки свои и своих товарищей, различают плохие и хорошие поступки. Терпимо относятся к людям, выходят достойно из возможной ситуации конфликта; прощают своих друзей и недругов, не таят обиду, не хотят наказать; действуют так, чтобы природа не страдала от воздействия человека; выглядят опрятно и аккуратно.
Календарно – тематическое планирование в старшей группе
№ п/п | Тема | Время проведения |
1 | «Черное и белое». Знакомство с Библией. Мультфильм «Сотворение мира». Аппликация «Земной шар» | Сентябрь |
2 | «История первых людей». Чтение детям предания «Незабудка». Рисование ватными палочками незабудки. | |
3 | «История первых людей». Игра «Добро и зло». Что случилось с ангелом по имени Денница. Песенка «Бог вначале создал небо» | |
4 | «Тили – бом, загорелся Кошкин дом». Рассматривание колокольни. Прослушивание колокольного звона. Игра «Жаворонок» Пластилинографика «Колокол» | |
5 | «Дружная молитва.» Сказка о том как появились колокола. Стихотворение Е.Санина «Дружная молитва». Совместная работа детей «Храм с колоколами» (Аппликация). | Октябрь |
6 | «Божий дом». Стихотворение Е. Санина «Дом». Рассматривание изображений разных храмов (отличия и сходства). Рисование храма. | |
7 | «В храме». Зачем люди ставят свечи в храме. Подвижная игра «Есть или нет». Разучивание песенки «Мы маленькие свечи» | |
8 | «Кого рисуют на иконах» Игра «Лишнее слово». Первые понятия о Святой Троицы и Деве Марии. Оклад для иконы из салфеток. | |
9 | «Ангелы в небе высоко живут». Беседа о Ангеле – хранителе. Изображение на иконах ангелов. Явление ангела Деве мари. Оригами «Ангел». | Ноябрь |
10 | «Чудная дружба». Игра «Фанты». Кто такие Святые Угодники. Рассказ « Преподобный Семеон Столпник исцеляет змея», «Преподобный Герасим и лев Иордан». Серафим Саровский и медведь. Свободное рисование «Понравившегося эпизода» | |
11 | «Где живет Бог». Загадки о природе. Сказка «Златокудрый инок». Беседа о душе. Заучивание стихотворения В.Афанасьева «Выше облака любого». | |
12 | «Праведный рай». Каин и Авель. Ветхий завет «Ноев ковчег». Беседа « Откуда появилась радуга» Игра «Фигура замри». Пластилинографика «Радуга» | |
13 | «Рождество Христово». Чтение стихотворения «Младенец Христос и животные». Начинаем делать вертеп. Овечки из стада. | Декабрь. |
14 | «Вифлеемская звезда». Мудрецы и царь Ирод. Подарки волхвов. Игра «Передай звезду». Изготовление Вифлеемской звезды. | |
15 | «Рождество на Руси». Сказка «Рождественская елочка». Обычаи наших предков на праздник Рождества. Разучивание песни «В рождество Христово ангел прилетел» | |
16 | «Зимушка – зима». Рождественский сочельник. Закрепление знаний о празднике рождества. Изготовление новогодней игрушки. | |
17 | «Крещение Господне». Значение воды для человека. Икона «Крещение Христово». Явление голубя при крещении. Оригами голубя. | Январь. |
18 | «Чему учил ИИСУС ХРИСТОС». Стихотворение «Каприза». И.Крылов «Мартышка в зеркале». Игра «Дерево жизни» Рисуем дерево жизни. | |
19 | «Те, кого мы любим». Заповедь – любовь. Расскажи о маме. Игра «Подбери слово». Рисуем портрет мамы. | Февраль |
20 | «Иисус Христос и дети». Рассматривание иллюстраций библейских сюжетов. Икона «Благословение детей». Игра «Честно и нечестно» Стихотворение «Христос и дети» Аппликация «Солнышко» крашеным пшеном. | |
21 | «Чудеса Иисуса Христа» Чтение рассказа О.Лихачевой «Снежок потерялся». Рассматривание иллюстраций из Библии. Лепка «Снежок» | |
22 | «Защитники Отечества». Илья Муромец. Спортивные эстафеты для мальчиков. | |
23 | «Матерь Божия». Стихотворение О.Белявской «Весна». Показ круг икон Богородичных. Песенка «Дева Мария». | Март |
24 | «Что такое пост». Понятие праздника Пасха. Добро и зло. Стихотворение «Маленький Павлуша». Игра «Подбери слова» Подарок для брата, сестры, мамы, папы: «Петушок» | |
25 | «Чудесное воскресение». Воскрешение Лазаря. Беседа «От каких плохих поступков должен оберегать себя ребенок». Разучивание песенки «Нам весна –красна праздник принесла» | |
26 | «Вербное воскресенье». Стихотворение «Вербачки пушистые». Игра «Башмачник» Аппликация из салфеток «Вербачки» | |
27 | «Христос Воскресе». Откуда появился день недели воскресенье. Стихотворение «Христос Воскрес». Аппликация заглавных букв «ХВ» крашеным пшеном. | Апрель |
28 | «Красное яичко». Игра «Ты катись, яичко». Обычаи на Руси, связанные с катанием яиц на Пасху. Как отмечает русский нард праздник Пасхи. Раскрашивание яиц. | |
29 | «По всему свету». Что такое Евангелие. Кто такие христиане. Крестное знамение. Игра «Лишнее слово». Поделка птичка на витом шнурке. | |
30 | «Про девочку Матрену». Иван Грозный. Рассказ о девочке Матрене. Икона «Казанская». Рассматривание икон Богородицы. | |
31 | «Русская душа». Характер души нашего народа. Игра «Чудо – дерево». Рассказ «К батюшке Амвросию» Рисование на свободную тему. | Май |
32 | «Учится творить добро». Сказка «Разноцветная паутинка». Игра «Подбери слово». Аппликация «Паучок и паутинка» | |
33 | «Повторенье – мать ученья» Игра «Объясни картинку», «Восстанови картинку», «Лишнее слово», «Определи о чем речь». Чаепитие. |
Календарно – тематическое планирование в подготовительной группе
№ п/п | Тема | Время проведения |
1 | «Что всего дороже». Рисование на тему «День творения» | Сентябрь |
2 | «Спаситель мира». Беседа с детьми о Андреевском флаге. Аппликация Андреевского флага. | |
3 | «Дом Пресвятой Богородицы». Владимировская икона Божьей Матери – заветная святыня Русской земли. | |
4 | «Что такое хорошо и что такое плохо». Стихотворение Н. Орлова «Есть у нас в саду Данилка…» обсуждение поступка мальчика. | |
5 | «Что такое хорошо и что такое плохо». Чтение рассказа Г. Снегирева «Проша». Беседа с детьми о нарушениях заповедей Божьих. | Октябрь |
6 | «Православный храм». Храмы города Воронежа. Устроение храма внутри. | |
7 | «Колокольчик звонкий». Беседа о колоколах. История литья колоколов в Воронеже. | |
8 | «Первая исповедь». Чтение рассказа В.А. Никифорова -Волгина «Исповедь». Беседа о прочитанном. | |
9 | «Угодник Божий». Житие преподобный Серафима Саровского. | Ноябрь |
10 | «Чудотворная икона» Покров Пресвятой Богородицы. | |
11 | «Чудеса Божьи». Притча о пяти хлебах и двух рыбах» | |
12 | «Чудеса Божьи». Чтение рассказа «Чудо на улице Огарева» З. Масленикова. | |
13 | «Введение во храм Пресвятой Богородицы» | Декабрь. |
14 | «Николай Чудотворец». Знакомство с житием святого. | |
15 | «История рождественской елочки». Подготовка к празднику Рождества Христова. | |
16 | «Создание Рождественского вертепа» Коллективная работа. | |
17 | «Дева днесь Пресущественнаго рождается». Рождественский утренник. | Январь. |
18 | «Святое крещение». Русские обычаи встречи праздника Крещения Господня. | |
19 | «Крещение Руси». История Русского народа. | Февраль |
20 | «Верую». Житие блаженной Ксении Петербуржской. | |
21 | Монастыри на Руси. Свято Троицкая Сергиева Лавра. | |
22 | «Праздник встречи». Сретение Господне. | |
23 | «Христос и апостолы». Святые апостолы Петр и Павел. | Март |
24 | «О молитве». Чтение рассказа «Молитва Егорки» | |
25 | «О мальчике Варфоломее, как он к Богу шел» Житие преподобного Сергия Радонежского. Роль Святого в развитии Руси. | |
26 | «Послушание». Чтение рассказа «Алешино согрешенье». | |
27 | «Чудесные книги». Детская Библия. | Апрель |
28 | «Ангельский мир». Архистратиг Божий Михаил. | |
29 | «Страстная неделя». Русские обычаи великого поста. И. Шмелев «Лето господне» | |
30 | «О, Пасха велика». Пасхальный утренник. | |
31 | «Мироносицы». Роль женщины в жизни человека. | Май |
32 | «Святой земли Воронежской». Святитель Митрофаний Воронежский. | |
33 | «Что значит быть православным?». Заключительное занятие. |
Используемая литература:
| Афанасьева С. Основы христианской культуры. Занятия для детей младшего возраста (5-7 лет) I и II годы обучения. - 183 с. |
Балакшин Р.А. Избранные жития святых для детей. – 2-е изд., перераб. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. – 816с. | |
Буквицы заставные. Книга для раскрашивания. – СПб, 2002. – 103с. | |
Гладких Л.П. Основы православной культуры: учебно-методическое пособие для педагогов детских садов. – Курск, 2008. – 324 с. | |
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста: Сб. практических материалов. М.: «Планета-2000», 2002. - 60с. | |
Кравцова М. «Чтобы сказка не кончалась…»: Нужны ли сказке адвокаты? О родительской цензуре. Можно ли читать фэнтези? – М.: Благо, 2004. – 192 с. | |
Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. – 2-е изд. – М.: Мартис, 1994. – 160 с. | |
Морозова Е.А. Гармония в семье и браке: духовные и психологические аспекты: семья глазами православного психолога. – Самара: СамГАПС, 2006. – 400 с. | |
Наследие: Пособие по воспитательно-образовательной работе с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры. – М., 2006. – 176 с. | |
Низова Г.Ю. Наши праздники (сценарии детских утренников). – Иваново, 2001. - 285 с. | |
Основы православной культуры для детей дошкольного возраста: Книга для учителя. /Сост. О.К. Харитонова. /Под ред. прот. Виктора Дорофеева. М.: «Покров», 2002. – 240 с. | |
Потаповская О.М. Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами художественно-продуктивной деятельности: Учебное пособие. (Серия «Основы православной культуры»). – М.: Школьная пресса, 2009. – 64.с. («Основы православной культуры» приложение к журналу «Духовно-нравственное воспитание»; Вып.3). | |
Потаповская О.М. Самые главные праздники: Сценарии утренников и конспекты праздничных занятий для детей дошкольного возраста. М.: «Планета 2000», 2004. – 208 с. (Серия «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»). | |
Потаповская О.М. Семейная гостиная: Программа занятий с родителями в семейной школе духовно-нравственного воспитания. М., 2003. – 40 с. (Серия «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста») | |
Рогозянский А.Б. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей. – М.: Яуза-пресс, Эксмо, Лепта Книга, 2007. – 272 с. – (В помощь родителям). | |
Рождественский подарок для детей. Рождественская история, стихи песни, игрушки из бумаги, раскраски. М.: «Покров», 2003. – 2 с. | |
Романова Л.И. Заповедный путь. Книга для чтения. – Воронеж, 2008. – 20 с. | |
Семья. Прочность, цель и назначение. – М.: Самшит-издат, 2008. – 64 с. | |
Сурова Л.В. Открытый урок: Книга для педагогов и родителей. Статьи по духовному воспитанию. Детская программа «Лето Господне» - Клин: Христианская жизнь, 2006. – 480 с. | |
Сценарии православных праздников (зима, весна, лето, осень) / Сост. А.В.Соколов. –М.: Школьная Пресса, 2003. -96 с. – («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 41). | |
Сценарии православных праздников: Книга 2. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 80 с. («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 58.) - инсценированные сказки: «О бескорыстии и жадности», «Давай помиримся», «Мудрый богач». | |
Чапман Дж. Сделай сам. «Оживляем» библейские сюжеты. – Российское Библейское общество, 2007. – 110 с. | |
Что необходимо знать каждой матери. - М.: Даниловский благовестник, 2002. – 80 с. | |
Шамаева С.Е. Родная природа. Часть I. Изд. 2-ое, испр. и доп. Воронеж: «Левый берег», 1996. -164 с. | |
Шамаева С.В. Родная природа. Часть II. Изд. 2-ое, испр. и доп. Воронеж: «Левый берег», 1996. -176 с. | |
Шамаева С.Е. Апология сказки. – Воронеж, 1996. – 270 с. | |
Шишова Т.Л. Как воспитать в ребёнке послушание? – М., 2007. – 30 с. | |
Шишова Т. Л. Чтобы ребёнок не был трудным: Воспитание детей от 4 до 14 лет. – Клин, 2007. – 574 с. | |
Шугаев Илья, священник. Растим сына, растим дочь… Советы священника – многодетного отца. – М., 2006. – 128 с. | |
И.Шмелев «Лето Господне» | |
Программа «Добрый мир» Л.Л. Шевченко. |
- Мне нравится (2)