Анализ современных направлений дошкольного воспитания: Правового, религиозного, экономического, валеологического, экологического.
статья на тему

Чеганова Оксана Валентиновна

Виды направлений, программы, которые существуют по каждой из этих программ, задачи решаемые этими программами, а также содержание и формы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ современных направлений дошкольного воспитания: Правового, религиозного, экономического, валеологического, экологического.

(составила: Чеганова О.В.)

Название направления

Существующие программы

Задачи

Содержание и формы работы

Правовое

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по   правовому образованию

для детей с нарушениями ЦНС старшего дошкольного возраста

                                                                     Составитель:  Новикова Марина Ивановна

Создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения.

 Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям.

  Создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми.

 Развитие коммуникативной компетентности ребенка. 
Развитие социальных навыков.

 Формирование правового сознания детей.

осознание ребёнком своих потребностей (но не в ущерб другим);

- осознание ребёнком своих возможностей;

- осознание своих достоинств и недостатков, проявление самокритичности;

- осознание своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;

- формирование умения отстаивать свои права и считаться с правами других, проявлять терпимость, уважение традиций и культуры других людей;

- определение вме6сте с детьми правил и норм человеческого общежития;

- развитие умения давать адекватную оценку своим поступкам и поступкам других;

- развитие умения делать свой выбор и принимать решение, мирно решать возникающие проблемы;

- углубление понимания значимости и ценности жизни каждого человека;

- формирование интереса к жизни других людей.

Религиозное

  Комплект нормативных, и методических материалов по организации работы православного детского сада и дошкольного отделения православной гимназии (составитель Полянская Е.В.) и методическое пособие для детей дошкольного возраста "Основы христианской культуры" (Афанасьева С.) (Смоленская и Калининградская епархия);

  "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников" (автор Алексеева Г.Г.) (Саратовская епархия);

  "Православное воспитание в дошкольном учреждении и семье" (автор Алексеева Н.М.) (Оренбургская епархия);

  Программа преемственности духовно-нравственного воспитания в детском саду и начальной школе (автор Феоктистова Т. Г. совместно с Челябинским педагогическим университетом) (Челябинская епархия);

  Авторская разработка Паткиной Г.Г. и иерея Олега Оводкова (г. Ступино Московской области).

 духовно-нравственное воспитание в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях;

  развитие сети православных дошкольных групп и детских садов;

  становление учреждений социальной реабилитации, использующих духовно-нравственное воспитание как средство коррекции развития и поведения детей дошкольного возраста;

   возрождение традиций православного семейного воспитания и уклада семьи.

с детьми ведутся беседы на духовно-нравственные темы, которые проводит воцерковленный воспитатель. Также раз в неделю детскую группу посещает священник, который помогает воспитателям в деле духовного воспитания и проводит беседы с детьми, а также с их родителями. К православным праздникам готовятся утренники.

Экономическое

Программа дополнительного образования "Игра как средство экономического воспитания дошкольников"

Холодова Наталья Ивановна

  Познакомить детей с теоретической основой экономических наук (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями,  знакомство с современными рыночными отношениями).

   Формировать  умение применять экономические знания в конкретных условиях, элементарных экономических расчетах, рациональном использовании доступных материальных ценностей.

    Способствовать развитию умений соизмерять собственные потребности с материальными возможностями.

    Воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам собственности, уважения интересов отдельной личности и других членов общества, привитие уважения к труду и людям труда.

  Основными формами реализации программных задач является игра, наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность. Системность (педагогическое воздействие выстроено в систему специальных игр, упражнений и заданий).

  Преемственность (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»).

  Возрастное соответствие (предлагаемые игры и упражнения учитывают возможности детей данного возраста).

  Наглядность (использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий).

  Деятельностный принцип (задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственной дошкольникам: игровой, практической).

 Здоровьесберегающий принцип (обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.

Валеологическое

  Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие;

  Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З. И. Бересневой;

  Лазарев М. Л.  Здравствуй!: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для детей дошкольных учреждений;

  Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ;

  Программа “Что могут знать дошкольники о человеке” А. И. Иванова (расширенный вариант рубрики “Человек” в программе “Живая экология”);

  Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для УНК / Под ред. В. Н. Касаткина;

  Примерное планирование занятий валеологии в средней группе Т. Н. Петрова, В. Д. Дмитриенко, Е. А. Петрова // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 6;

  Тарасова Т. А., Власова Л. В. Пособие “Я и моё здоровье”: Валеологические знания и умения детям дошкольного возраста;

  Голицына Н. С., Шумова И. М.   Воспитание основ здорового образа жизни у малышей.

      охрана и укрепление их физического и психического здоровья, развитие их индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития этих детей. это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе валеологического сознания (я могу и хочу быть здоровым), а также культуры здоровья личности и общества

  пособия, игрушки, лексический, наглядный и демонстрационный материал необходимо отбирать с учётом психологических особенностей детей-речевиков;

  на первом этапе обучения выводы в основном оречествляет педагог (из-за дефектной речи детей);

  педагог дает лаконичные образцы грамматически правильных, фонетически чистых и отчетливых ответов;

  вопросы к детям должны быть тщательно продуманы и четко сформулированы, а также должны исключать возможность ответов детей на дефектном материале;

  педагог должен внимательно следить за фонетической и грамматической правильностью речи детей;

  строить обучение на доступном для детей материале;

  многократно возвращаться к темам пока у детей не сформируются прочные и точные представления;

  большую роль в формировании сознания и общей направленности личности играет практическая деятельность ребёнка по реализации принципов здорового образа жизни;

  формирование сознательного отношения к своему здоровью у дошкольников должно осуществляться на основе теории развития понятий;

  специфика ознакомления дошкольников с человеческим организмом заключается и в том, что благодаря присущему детям наглядно-образному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме, в виде готовых обобщений. В основе процесса познания законов природы лежат многочисленные наблюдения и эксперименты, которые позволяют детям, используя преимущества наглядно-образного мышления, самостоятельно улавливать общие закономерности процессов, происходящих в организме, и понимать биологический смысл гигиенических и здоровьесберегающих процедур.

Экологическое

программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», Н.Н. Кондратьевой «Мы» (Санкт-Петербург), Ж.Л. Васякиной-Новиковой «Паутинка» (Москва), А.В. Королевой «Экологическая дорожка» (Калининград), М.И. Миннекаевой с соавторами (Татарстан) 

программы В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой «Семицветик» (культурно-экологическая); И.Г. Белавиной, Н.Г. Найденской «Планета — наш дом», Т.И. Поповой «Мир вокруг нас». 

программы Н.Н. Вересова «Мы — земляне» (г. Мурманск), Т.В. Потаповой «Детский сад XXI века» (второй вариант названия — «Надежда»), Л.М. Клариной «Экономика и экология» (Москва). 

воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

 «способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане»

направлены на совершенствование экономического, экологического и социального сознания детей. 

  традиционные для отечественной педагогики подходы, базирующиеся на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях;

  народные традиции: фольклор, народные праздники, приметы, игры, сказки;

  мировой опыт: зарубежные технологии пока слабо представлены в массовой практике экологического образования дошкольников, наиболее известны разработки специалистов США, Швеции;

  отечественное экологическое образование школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ программных задач по направлению трудового воспитания детей дошкольного возраста

Материал представлен в виде таблице на весь дошкольный возраст....

Обзор и анализ современных программ дошкольного образования.

Анализ современных образовательных программ дошкольного в образования - «Развитие», «Детство», «Шаг за шагом»Эффективность и качество образования детей в детских дошкольных учреждениях во многом...

Консультация для педагогов "Экономическое и экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Экономическое и экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"...

Доклад для Педагогического совета «Экономическое образование – новое направление дошкольного воспитания»

Доклад старшего воспитателя МБДОУ д/с № 26 Тихоновой А.А. для Педагогического совета на тему: «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»...

Экологическое воспитание как одно из современных направлений в дошкольном образовании.

Целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде. Содержание экологического воспитания должно способствовать формированию у ребенка пред...

Деловая игра «Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников посредством современных технологии дошкольного образования»

Деловая игра«Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников посредством современных технологии дошкольного образования»Цель: совершенствование профессиональных компетенций пед...

Анализ системы общественного дошкольного воспитания за рубежом

Анализ системы общественного дошкольного воспитания за рубежом...