«Методы и приемы обучения конструктивной деятельности»
консультация

Моисеева Мария Викторовна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Методы и приемы обучения конструктивной деятельности»

В общеобразовательной программе нашего учреждения в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», включена конструктивно-модельная деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки) и осуществляется, 1 раз в неделю.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.

С помощью конструктивно- модельной деятельности решается большое количество задач направленных на:

1. Развитие познавательных мотивов;

2. Формирование у дошкольников навыков к конструктивной деятельности и моделирования.

3. Развитие умственных и творческих способностей, а также навыков инженерного мышления, через конструктивную деятельность.

4. Развивать операции логического мышления;

5. Развивать мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас;

6. Совершенствование коммуникативных навыков детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

7. Воспитание волевых качеств, способность к самообучению и умению организовывать свою поисковую деятельность.

Выделяют два вида конструирования: техническое и художественное.

К техническому виду конструирования относится конструирование из строительного материала, конструирование из деталей конструкторов, имеющих различные способы крепления, конструирование из крупно-габаритных модульных блоков, а также некоторые способы конструирования из бумаги, картона, коробок, катушек. В техническом конструировании дети отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации из сказок, мультфильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом. К техническому конструированию относится : плоскостное конструирование, конструирование из строительных материалов, лего конструирование.

Техническое:

плоскостное конструирование

конструирование из строительных материалов

лего – конструирование

К художественному конструированию относится конструирование из природного и бросового материала, из бумаги.

В художественном конструировании дети создают образы, предавая не столько структуру, сколько в основном характер персонажа цветом, фактурой, формой.

К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги, из природного и бросового материала.

из природного

из бросового

из бумаги.

Существует также компьютерное конструирование и конструирование из бросового материала, которые могут, носить как технический, так и художественный характер.

Формы организации обучения конструированию это :

• По образцу детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т. п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества. Таким образом конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным обучающим этапом. В рамках этой формы конструирования можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

• По замыслу Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Но надо помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования — по образцу и по условиям. Иначе говоря, конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. При этом степень самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений (умение строить замысел, искать решения, не боясь ошибок).

• По модели заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками является достаточно эффективным средством активизации их мышления.

В процессе решения этих задач у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие ее элементы, для того чтобы воспроизвести ее в своей конструкции, умело подобрав и используя те или другие детали. Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.

• По теме Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т. п., и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме.

• По условиям (Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т. п.). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети также легко и прочно усваивают общую зависимость структуры конструкции от ее практического назначения

Основные формы организации обучения детей конструированию являются занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность, на которых применяются различные методы и приемы работы.

• наблюдение натурального объекта (в процессе наблюдения и обследования предмета до занятия дети получают представление о его назначении в жизни, а также о закономерной связи между формой предмета, его размерами (или размерами его частей) и назначением в жизни. Так, мост через судоходную реку, предназначенный для железнодорожного транспорта, должен быть высоким и широким, чтобы под ним могло пройти судно. Если же мост переброшен через узкую речку для пешеходов, ему достаточно быть узким и низким. При наблюдении педагог подчеркивает связь между назначением предмета и его оформлением. Украшает предмет, прежде всего, его гармоничная форма).

• показ и анализ образца (выполняется педагогом, когда дети не имеют достаточного опыта конструирования или когда они впервые сооружают постройку или поделку из бумаги, и способы действий им незнакомы).

• объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки, пояснения, вопросы (Воспитатель продумывает вопросы, которые помогают выделить существенные особенности постройки, определяют последовательность ее изготовления. Вопросы должны направлять внимание ребенка не только на внешние признаки, но и на связи одних предметов с другими. Причем продуманная последовательность вопросов и выделение существенных признаков должны быть в работе с детьми каждой возрастной группы. Педагог не только сам продумывает систему вопросов и пояснений, но и воспитывает у детей умение задавать их самостоятельно).

• постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т. е. задач проблемного характера (конструирование по условиям).

• анализ и оценка процесса работы и качества готовой продукции. (Во время анализа целесообразно сначала обращать внимание на то, какими способами пользовались дети при создании игрушки, постройки, понимали ли, чему учились на занятии и научились ли новому, удачно ли применили способы работы. При оценке результатов коллективной работы следует учитывать не только качество коллективной продукции, но главным образом насколько дети придерживались правил совместного труда, все ли выполнили то, о чем договаривались, и выполнили ли именно ту часть работы, которая была определена каждому; поощрять при этом проявление уважения к работе товарищей, стремление помочь, научить тому, что умеет сам, а также удачное проявление инициативы в придумывании оригинальной конструкции. При анализе образцов и оценке детских работ необходимо учить детей замечать эстетические качества поделки, давать им оценку. Для этого педагог не только анализирует предмет, но и использует различные приемы, например, вопросы для привлечения детей к активному участию в этом. Вопросы должны заставлять ребенка думать над тем, в какой степени выполненная работа удовлетворяет поставленным в начале занятия задачам. Детей нужно научить осознавать свои действия и действия товарищей, подмечать достоинства и недочеты в собственной работе и работе товарищей. Ошибки, допущенные при выполнении задания, не следует оставлять без внимания: нужно вскрыть причину неудачи, помочь ребенку осознать ее и тут же посоветовать, как исправить. Но лучше, если ошибки будут предупреждать и исправлять в процессе выполнения работы сами дети).

Очень важно сформировать у детей обобщенные способы обследования предметов, научить их, определять основные части постройки, выделять мелкие детали их расположение в зависимости от других частей, устанавливать их функциональное назначение.

Поэтому обследование предметов должно проводиться в следующей последовательности:

1. Целостное восприятие предмета с общей характеристикой (например, «мост длинный, с плавными спусками», «здание школы большое, у него много окон» и т. д.).

2. Определение общей формы предмета (форма здания напоминает большой брусок, поставленный вертикально или горизонтально); выделение основных его частей, определение их формы и величины.

3. Выяснение пространственного размещения частей относительно друг друга (сверху, снизу, выше, ниже, слева, справа).

4. Выделение более мелких частей и определение пространственного расположения их по отношению к основным; определение материала, из которого выполнена каждая часть (уточнение названия деталей строителя, природного материала, его качества и т. п.).

5. В заключение повторное восприятие предмета в целом с определением его общей характеристики («вот такой высокий двухэтажный дом вы будете учиться строить» и т. д.)

6. Обследование предмета, его анализ проводятся в том порядке, который затем определяет порядок действий для выполнения конструкции, что значительно облегчает детям усвоение этого порядка.

На 2 году жизни. Инициатива принадлежит воспитателю. Он строит дорожку, по которой гуляет матрешка, красная по красной, желтая по желтой и т. д. занятия проводиться по подгруппам, можно на ковре. Вся деятельность построена на играх с куклами «Куклы кушают, гуляют, спят и т. д.». Количество используемых деталей каждым ребенком может доходить до 4-5. Рассмотрение образца не должно длиться более полутора минут, иначе активность детей снизится. Если на занятиях конструированием основным приемом обучения детей полутора лет был, показ образца и приемов действий, сопровождаемый пояснением взрослого, то к концу второго года жизни возможна словесная инструкция, относящаяся к действиям, конечно, знакомым детям.

На 3 году жизни дети учатся правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпичик, понимать и правильно употреблять слова (большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий); правильно выполнять словесные указания (положи, сними, поставь, убери, разбери, принеси, уложи и т. д.). Ребенок 2-3 лет усваивает следующие технические приемы работы со строительным материалом: размещает по горизонтали кирпичики, пластины (дорожка, поезд, накладывает 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка, замыкает пространство (загородка, забор, домик, делает несложные перекрытия (ворота, горка, мост, домик, гараж). Следует стремиться к тому, чтобы малыши одну и ту же постройку выполняли разными способами. У детей воспитывается устойчивый интерес к строительным играм и занятиям. Они конструируют постройки из деталей строительного набора и учатся называть их, учатся различать их по форме и величине, узнавать эти формы независимо от положения на плоскости стола.

Дети четырех лет приобретают довольно устойчивый интерес к строительным играм. Они хорошо знакомы с некоторыми деталями строительного материала, знают их назначение. В средней группе ребенок уже может назвать тему постройки, которую собирается сделать, способен выполнять задуманное до конца. Но темы часто меняются под влиянием внешних обстоятельств и порой могут быть реализованы лишь с помощью воспитателя. Детей знакомят с тем, что одни детали можно заменить другими, соответственно соединив их. Дети выполняют постройку домика уже без образца, по предложенным воспитателем условиям: сделать одноэтажный домик или двухэтажный из тех деталей, которые лежат на столе. С помощью таких занятий ребенок будет подготовлен к тому, чтобы самостоятельно создавать постройку в соответствии с игровым замыслом, так как в игре часто требуется в соответствии с практическим назначением постройки преобразовывать знакомый образец, дополнять его различными деталями, изменять размер. Постепенно конструирование начинает отделяться от игры, выделяться как самостоятельная деятельность.

Дети старшей группы уже многое могут делать самостоятельно. Выделяются следующие виды конструирования : из строительных наборов, бумаги, различных коробок и природного материала. Но задачи в обучении конструированию значительно возрастают. Большое внимание воспитатель должен уделять играм детей с элементами конструирования, где закрепляются приемы, с которыми они познакомились на занятиях. Необходимо при этом поощрять творческую инициативу, выдумку, фантазию и изобретательность. И в старшей группе дети выполняют работы по образцам, по условиям, предложенным воспитателем, на тему и по собственному желанию.

Для детей подготовительной к школе группы конструирование является одним из интересных занятий. У них уже есть опыт в познании окружающей действительности, осознанное отношение к технике, к архитектурным памятникам. Они уже в состоянии дать элементарную эстетическую оценку различным сооружениям, предметам архитектуры. Стараются быть более организованными в работе, умеют считаться с требованиями коллектива, быть дисциплинированными, контролировать свою деятельность. Дети этой группы, как и всех других групп, занятия конструированием тесно связывают с игрой. В этой группе предъявляют большие требования, чем в предыдущих, к умению детей планировать свою работу. Они должны представить, какой будет постройка, прежде чем выполнить ее; обдумать и выбрать нужный материал. Дети должны знать, что для успешной работы необходимо: четко представлять предмет, его строение, пространственное положение; иметь хорошие технические навыки; видеть последовательность операций, необходимых для изготовления поделки, конструкции.

Одна из задач на 2021 – 2022 год это: создание условий для развития познавательной творческой активности дошкольников через применение технологий лего-конструирования (создание лего-центров).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Методы и приемы обучения изобразительной деятельности.

План Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка дошкольника.  Классификация методов обучения.  Методика использования приемов обучения в разны...

Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха

Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха...

Консультация на тему: «Методы и приемы обучения конструктивной деятельности»

Конструирование относится к  продуктивным видам деятельности, поскольку направленно на получение определеного продукта....

Методы и приемы обучения изобразительной деятельности или первые шаги в рисовании

Дети по своей природе художники, но чтобы развить их способности нужно без принуждения, постепенно шаг за шагом, открывать им мир изобразительного творчества....

Методы и приемы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Успех воспитания и обучения детей дошкольного возраста, как впрочем и любого другого, во многом зависит от удачного использования методов и приемов. В связи с этим обратимся в данном параграфе к рассм...