"Матрёшка в жизни детского сада"
методическая разработка (старшая группа)

Рункова Любовь Васильевна

Матрёшка ,пожалуй единственная игрушка в которой одно и то же воспринимается как сюрприз.
  Эта народная игрушка будит мысли и фантазию ребёнка. Деревянная точёная фигурка девушки Матрёны в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Фигурка разнимается, и вдруг возникает другая, меньших размеров, но более красивая. И эта в свою очередь разнимается и представляет ещё фигурку, потом ещё и ещё.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matryoshka_v_zhizni_detskogo_sada.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Матрёшка ,пожалуй единственная игрушка в которой одно и то же воспринимается как сюрприз.
 Эта народная игрушка будит мысли и фантазию ребёнка. Деревянная точёная фигурка девушки Матрёны в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Фигурка разнимается, и вдруг возникает другая, меньших размеров, но более красивая. И эта в свою очередь разнимается и представляет ещё фигурку, потом ещё и ещё.
 В девяностых годах прошлого века в Москву, в игрушечную мастерскую А. Мамонтова"детское воспитание"привезли из Японии фигурку добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились взрослым и детям, они и послужили прообразом нашей матрёшки.
Первая русская матрёшка была выточена токарем В. Звёздочкиным и расписана по эскизам художника С. Малютина.
Матрёшка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и платке с чёрным петухом на руках. За девочкой шёл мальчик, затем опять девочка и т. д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя ,восьмая, изображала завёрнутого в пелёнки младенца.
 В 1900 году с закрытием мастерской "Детское воспитание"и открытием в Сергиевском посаде учебно-показательной мастерской началось массовое производство матрёшек. Пытались изменить форму матрёшки, но фигурки в виде древнерусского шлема и конусообразные не нашли спроса. Осталась и выпускается до нашего времени матрёшка традиционной формы.
Впервые русские  матрёшки появились на всемирной выставке в Париже ,затем на ежегодных Лейпцигских ярмарках и расходились тысячами.
 Мастера Сергиева посада обыгрывали на матрёшках целые сюжеты, девушки с серпами и снопами, персонажи бессмертной комедии Гоголя "Ревизор", герои русских народных сказок. Разнообразие матрёшек было довольно велико. По прейскуранту Сергиевской земской учебно-показательной мастерской за 1911 год значился 21 вид матрёшек только по росписи, не считая размеров и количество вкладышей. Как исключение в 1913 году для выставки игрушек в Петербурге была сделана 48- местная матрёшка.
 В начале XX века производство матрёшек наладились в Нижегородской губернии Семёновского района, где издавна существовал токарный промысел. Здесь матрёшек изготавливают и сейчас. Семёновские мастера придали матрёшке несколько иную форму и сделали своеобразную роспись.
 Загорская матрёшка плотная ,приземистая, верх плавно переходит к утолщающемуся низу фигурки. Она более округла, в сарафанчике, кофточки с вышивкой, платке, переднике с вышитым узором или с цветами.
 Семёновская же более стройная, вытянутая, относительно тонкая верх резко переходит в утолщённый низ. Колорит росписи сочетает яркие до резкости цвета: малиновый, лимонный, фиолетовый, зелёный. На её передничке всегда букет ярчайших цветов. Непохожа она на загорскую и чертами удлинённого лица, высоко поставленными глазами, дугообразными бровями, ртом-"бантиком", малиновым румянцем. Семёновские мастера изображали матрёшек бойкими девушками в ярких полушалках.
Семёновский промысел дошёл и до села Полхов Майдан, что в 100 км от Мурома, где искони точили удлинённые маломестные или даже совсем неразъёмные матрёшки с маленькой длинной головкой (более похожие  на кегли). В её одежде господствует малиновый и фиолетовый цвета. Передняя часть сарафана украшена цветами ,которые нередко чередуются с красными точками ягод. Цвета грубоваты и резки, но необыкновенно декоративны и своеобразны.        Характерной особенностью этих матрёшек является изображение на голове полушалка с цветами. По форме эти матрёшки близки к загорским и семёновским, но у них более плавный контур и как бы вытянутые пропорции.
 Учитывая особенности матрёшки, мы попытались целенаправленно использовать эту игрушку в детском саду. Работа проводилась с детьми старшей и подготовительной к школе групп. Основные задачи, поставленные нами, можно сформулировать так:
  1. Научить дошкольников различать виды матрёшек (по месту производства и основным признакам: цвету, форме, узору).
  2. Выяснить влияние русской народной игрушки- матрёшки на эстетическое развитие дошкольника.
   Для реализации этих задач использовали следующие методы и приёмы:
  1. Рассматривание и описание детьми матрёшек.
  2. Рассказ воспитателя о матрёшке и её мастерах.
  3. Составление детьми рассказов с персонажем - матрёшкой.
  4. Дидактический и хороводные игры с участием матрёшки.
  Работа проходила в несколько этапов:
  1. Изучение представления детей о матрёшке.
  2. Ознакомление детей с матрёшкой как с предметом народного творчества.
  3. Умение различать матрёшек по форме, цвету, узору ,по месту производства.
  4. Составление сказок и рассказов о матрёшке.
  5. Использование детьми матрёшки в самостоятельно организованной деятельности детей.
  Чтобы выявить знания детей о матрёшке ( 1 этап )детям предложили следующие вопросы:
  1. Какие русские народные игрушки ты знаешь?
  2. Что ты слышал о матрёшке? Расскажи об этой игрушке.
  Затем ребята рисовали матрёшек по представлению. Проведённая беседа помогла выяснить главное, на что надо обращать внимание: цвет, узор ,форма. Этому способствовали небольшие стихотворения различных авторов:
     Мы матрёшки, мы кругляшки,
     Все мы лаковые, одинаковые,
     Как плясать пойдём -
     Только пыль столбом.

     Мы матрёшки мы сестрички,
     Мы толстушки -невелички ,
     Как пойдём плясать и петь ,
     Вам за нами не успеть.

     Восемь кукол деревянных ,
     Круглолицых и румяных,
     В разноцветных сарафанах
     На столе у нас живут -
     Всех матрёшками зовут.
    
     Словно репка,она крутобока,
     И под алым платочком на нас
     Смотрит весело,бойко,широко
     Парой чёрных смородинок- глаз.
Далее предложили детям раскрасить матрёшку, используя яркие ,сочные краски. Анализ детских работ показал ,что дети эмоционально воспринимают ,передают свет ,форму ,роспись.
  Переход к третьему этапу состоит в следующем: повторный рассказ воспитателя о месте производства игрушек, закрепление знаний детей о каждой матрёшке и её особенностях. Затем детям давались задания- вопросы типа: опиши семёновскую (загорскую, полховмайданскую) матрёшку, чем отличается семёновская матрёшка от полховмайданской, на какой матрёшке больше всего понравился узор?
   На этом этапе использовали дидактические игры:"Что изменилось?","Магазин",""Прятки", цель которых выяснить, насколько усвоили дети названия матрёшек по месту их производства. От ребёнка требовалось умение дать описание, характерное для каждой матрёшки. Благодаря игровому принципу проводимых занятий, дети быстрее справились с  заданием. Незаменимыми оказались и игры -хороводы:"Каравай","Галя по садочку ходила","Весёлая девочка Алёнка".
   На четвёртом этапе мы ещё раз напомнили ребятам стихотворение и предложили образец рассказа сказки по одной (семёновской) матрёшке. Анализ рассказов показал, что народная игрушка развивает воображение детей, способствует активизации их творческих возможностей.
   Последний ,пятый этап рассказывает всю ценность проведённой работы, эффективность используемых приёмов и методов.
   Дети по собственной инициативе включали матрёшку в свои сюжетно-ролевые игры, где народная игрушка выступала полноправным членом детского коллектива. На занятиях дети вспоминали описание матрёшкиного костюма. В рисовании на свободную тему ребята изображали хоровод матрёшек, а выполняя аппликацию - матрёшкин передник.
   На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
   1. Матрёшка является важным средством эмоционального воздействия на детей.
   2. Разнообразие видов матрёшек, неповторимость их внешнего облика служит основой для проявления элементов творчества в игре, рисовании детей.
   3. Матрёшку рекомендуем использовать в работе с дошкольниками, начиная со старшей ясельной или младшей группы детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Один день из жизни детского сада по программе Н.М. Крыловой "Детский сад- дом радости"

УТРО На столе стоят матрешка, стакан и яблоко.В: Доброе утро, дружок, с кем же ты пришел? Папа, (мама) рано на работу идет, и ты сегодня будешь первый! Посмотри, ...., что стоит на столе.Что это?Р: Ма...

Консультация для воспитателей «Использование музыки при организации режимных моментов и проведении НОД в повседневной жизни детского сада и в жизни ребенка»

    Музыка в жизни ребенка входит через взрослое окружение и закладывает то, что потом будет служить его нравственным стержнем в течении всей жизни. Это своеобразная «школа чувств», к...

Консультация для воспитателей детского сада "Музыка в жизни детского сада"

Консультация для воспитателей "Музыка в жизни детского сада"...

Родительское собрание в старшей группе детского сада «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада»

ПОВЕСТКА ДНЯ:1.О выполнении решения предыдущего родительского собрания.Информация воспитателя Белой Е.А.2. Как прийти к полному взаимопониманию с детьми или помочь детям справиться со своими чувствами...

Благодарность от детского сада за вклад и развитие детей, общественной жизни детского сада.

Благодарность от детского сада за вклад и развитие детей, общественной жизни детского сада....

Презентация "Один день из жизни детского сада: день детской инициативы!»

Один день из жизни детского сада: день детской инициативы!»...

Сценарий выпускного праздника в детском саду. "Один день из жизни детского сада!"

Выпускники детского сада проживают еще один веселый день в любимом детском саду. Весело играют, делают зарядку, поют, танцуют! И конечно же, в конце праздника получают долгожданные дипломы об окончани...