"Здоровьесберегающие технологии в развитии речедвигательных навыков детей дошкольного возраста в режиме дня".
опыты и эксперименты

Бойцова Анна Викторовна

 

 

 

                             Педагогический совет

 

 

 

Подготовила:

учитель-логопед МАДОУ № 101 «Березка» г. Тюмень

Бойцова А. В.

 

Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя и логопеда по развитию речевых навыков у дошкольников в режиме дня.

  1. В последние годы, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями речевого развития. Поэтому одним из приоритетных направлений в дошкольных учреждениях стало внедрение в практику здоровьесберегающих технологий, при использовании  которых развитие, обучение и воспитание детей происходят не только без ущерба для их здоровья, а наоборот, способствуют его укреплению -  снижается утомляемость, повышается эмоциональный настрой и работоспособность ребенка.

Безусловно, все педагоги в большей или меньшей степени реализуют на своих мероприятиях и в организации повседневной жизни детей приемы здоровьесбережения.

Сегодня хочется вам рассказать какие здоровьесберегающие технологии используем мы в своей работе.

Это организация рациональной двигательной активности:

- дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж, физкультминутки и др.

Применение психогимнастики:

- игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, приемы на устранение отрицательных эмоций, подвижные и сюжетно-ролевые игры, создание благоприятного психологического климата с преобладанием положительных эмоций, обучение детей приемам мышечного расслабления.

Мы используем в своей работе «Минутки вхождения в день».   Дети садятся в круг на ковре и приветствуют друг друга, приветствие сопровождается движениями. Это помогает «собрать» детей, позитивно настроить их на предстоящий день, раскрепощает, помогает создать в группе доброжелательную и дружескую атмосферу.

Известный факт, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Развитие мелкой моторики рук важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений рук, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, выполнять множество бытовых и учебных действий. Поэтому упражнения на развитие мелкой моторики занимают значительное место в режиме дня. Используем разные виды упражнений:

- пальчиковую гимнастику с музыкальным сопровождением и без него, пальчиковые шаги, игры с мелкими предметами, бельевыми прищепками, шнуровки, пособия для откручивания и закручивания крышек и др.

Кроме упражнений для кистей и пальцев рук, на своих занятиях используем гимнастику для глаз. Эти упражнения способствуют развитию концентрации  внимания,   обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.

В последнее время возрастает интерес к массажу пальцев рук. Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев ребенка, вдвое ускоряет процесс овладения им речью. Мы выполняем с детьми массаж пальцев, ладоней, используя су-джок массажеры.

Одним их условий формирования речи является правильное дыхание. Поэтому регулярно используем дыхательную гимнастику, которая укрепляет дыхательную мускулатуру, развивает речевое дыхание, повышает сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям, выносливость при физических нагрузках. Для упражнений используем пособия «Ветерок», выполненные из елочного дождика, мыльные пузыри, вату, воздушные шарики и др.

Двигательная деятельность игрового характера (физкультминутки, психогимнастика, игровые упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением и др.) вызывают положительные эмоции у детей.       Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние.

Для занятий мы подбираем динамические паузы с использованием   упражнений, синхронизирующих работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво корректируется  поведение детей, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, считалке, чистоговорке, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.

Особенно полезным и интересным для ребенка является использование элементов песочной терапии. Посредством игр с песком происходит не только гармонизация психического состояния детей, но и решаются речевые задачи: дети учатся проговаривать свои ощущения, называть выполняемые ими действия с игрушками, свойства песка: сухой, влажный, сыпучий и др.

Все эти элементы включаем не только в непосредственную образовательную деятельность, но и проводим в течение всего дня: на утренней гимнастике, после дневного сна,  в  свободное время. Мотивируем интерес детей к этим упражнениям сочетанием красивой наглядности и веселых стихотворных форм, вызывая тем самым положительные эмоции и готовность заниматься.

Таким образом, дети не только упражняются в развитии своей речи, но у них происходит активное оздоровление всего организма.

Итак, в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий:

- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

 - корректируется  поведение,  преодолеваются психологические трудности;

 - формируется речь,  снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

 -развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.                                                                                

2. Здоровьесберегающие технологии, которые мы используем в своей работе.

- Сегодня мы с вами научимся расслабляться и быстро восстанавливать свою работоспособность. Давайте начнём.

1. «Путешествие по телу»- массаж

- Я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему можно прикоснуться - погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти, на руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь. И животик не забудь!

Бёдра, пятки, двое стоп, голень и голеностоп.

Есть колени и спина, Но она всего одна!

Есть у нас на голове уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски, И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри, Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой. Вот что знаем мы с тобой!

 

Для самомассажа рук и пальцев также используем су – джок массажеры, массажер «Травка», грецкие орехи, щишки и т.д.

Я предлагаю вам сделать массаж пальцев с помощью пружинок су-джок массажера.

(Одеваем пружинку на большой палец левой руки,

 выполняем движения в соответствии с текстом)

Вот нашли большой мы пальчик. Он попрыгает, как зайчик!

Вверх-вниз, вверх-вниз ты, пружиночка, катись!

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

Указательный поймаем, и пружинку покатаем.

Вверх-вниз, вверх-вниз ты, пружиночка, катись!

Где ты, наш середнячок, ты ложись-ка на бочок!

Вверх-вниз, вверх-вниз ты, пружиночка, катись!

Кольца любит безымянный. Покажись-ка, наш желанный!

Вверх-вниз, вверх-вниз ты, пружиночка, катись!

Вот наш пальчик маленький, самый он удаленький!

Вверх-вниз, вверх-вниз ты, пружиночка, катись!

(аналогично на второй руке)

Мы пружиночки снимаем, свои пальчики считаем.

1, 2, 3, 4, 5!      1, 2, 3, 4, 5

Пальцы мы соединяем

А сейчас мы проверяем на двух ручках посчитаем!

 1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть. Пальчики свои встряхни.

И немного отдохни!

2. Давайте перейдём к нашему дыханию.

Вы знаете, что дыхание может быть лечебным?

Сделаем упражнение «Очищающее дыхание». А заодно давайте представим, что мы в мандариновом саду, где цветут прекрасные мандарины. «Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Представьте, что ваш выдох в виде дыма поднимается вверх и растворяется. А теперь вдыхаете голубое небо.

Выдыхаете свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхаете спокойствие, уверенность, легкость. Вдох — пауза, выдох — пауза».

На счет три вы откроете глаза: один, два, три.

3. А сейчас сделаем пальчиковую гимнастику.

Осень, осень, - трем ладошки друг о друга

Приходи! – по очереди сжимаем кулачки

Осень, осень, - трем ладошки друг о друга

Погляди! – положить ладошки на щеки

Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз

Тихо на землю ложатся. – руки ладонями вниз

Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки

Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны

К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками

Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам

Шапки, куртки надеваем – делаем вид

И ботинки обуваем – постучать ногами

Знаем осени мы месяцы: - похлопать ладошками по столу

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь.

4. А теперь зрительную гимнастику

«Ах, как долго мы писали».

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

5. Упражнение «Любопытная Варвара»

Чтобы снять напряжение с шеи и мышц плечевого пояса сделаем релаксирующее упражнение «Любопытная Варвара»

Любопытная Варвара смотрит влево … смотрит вправо...

А потом опять вперед — Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на».

А Варвара смотрит вверх! Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно — расслабление приятно!

Шея не напряжена и  рас-слаб-ле-на».

А теперь посмотрим вниз — мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно — расслабление приятно!

Шея не напряжена и  рас-слаб-ле-на».

6. А теперь приведем в порядок мышцы речевого аппарата, губ и челюсти.

Показ папки «Артикуляционная гимнастика».

7. А теперь поиграем в игру «Маски» (мимическая гимнастика – коммуникация, эмоциональное развитие).

Вы должны изобразить мимику с картинки и передать соседу. Передали свои маски и вновь стали самими собою. Менялось ли ваше настроение?

8. Игра «Отыщи букву» - песочная игротерапия.

В отсеках разная крупа или песок, там спрятаны буквы.

Задание: на ощупь, с закрытыми глазами найти пальцами букву и называть. (можно использовать разные фигуры и игрушки).

9. Кинезиологические упражнения.

И последними мы сделаем с вами кинезиологические упражнения, иначе называемые «гимнастикой мозга», которые помогут вам стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшат ваши учебные достижения!

- «Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

Итог занятия. Вы прекрасно потрудились, отдохнули и восстановили свою работоспособность.

Спасибо за внимание! Всем желаю здоровья, успехов и творчества!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологи в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста.

Методический материал в помощь музыкальным руководителям по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Методическая разработка открытого занятие «Развитие речедвигательной сферы детей дошкольного возраста через обучение игре на ложках»

Музыкальное занятие  в игровой форме с детьми дошкольного возраста старшей группы на развитие чувства ритма движений и синхронизации речи с движением, совершенствование общей и мелкой моторики, к...

"Здоровьесберегающие технологии в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются очень важной составляющей гармоничного развития дошкольника. В пении успешн...

Использование социоигровой технологии для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста и дошкольников с ОВЗ. Социоигровая технология.

Использование социоигровой технологии для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста и дошкольников с ОВЗ. Социоигровая технология.Описание технологииОсновная идея социо-игровой техно...

Здоровьесберегающие технологии в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста»

Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимальновозможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного,эмоционального и физического здоровья всех субъектов образова...