Конфликты в детском коллективе. Пути их решения.
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

У детей дошкольного возраста чаще всего конфликты возникают – из-за ролей, и из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей.

               Детские конфликты могут быть внутриличностными, межличностными и групповыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razreshenie_detskih_konfliktov.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конфликты в детском коллективе. Пути их решения.

                У детей дошкольного возраста чаще всего конфликты возникают – из-за ролей, и из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей.

               Детские конфликты могут быть внутриличностными, межличностными и групповыми.

Причины возникновения конфликтов:

               В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. В младшей школе Ребенок еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т.д., но он не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. Важно помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны. В группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые, опрятные; к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью (в число таких детей попадают дети из конфликтных семей с остро неблагоприятной эмоциональной атмосферой, дети из семей с гипо- или гиперопекой, дисгармоничными типами воспитания, это агрессивные, плохо контролирующие свое поведение дети, тревожные дети). У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные, неумелые.

             Для детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.

Особенности общения со сверстниками порождающие конфликт:

· Большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий (навязывание своей воли, требования, приказы, обман, спор)

· Чрезмерно яркая эмоциональная насыщенность общения

· Нестандартность и нерегламентированность действий (неожиданные действия и движения – принятие причудливых поз, кривляние, передразнивание, придумывание новых слов, небылиц и дразнилок)

· Преобладание инициативных действий над ответными (для ребенка важней его собственное высказывание или действие – несогласованность порождает конфликт)

У ребенка формируется характер и постоянная коррекция поведения со стороны взрослого (воспитателя и родителя) ему очень необходима. Нужно научить ребенка социально приемлемым нормам поведения и общения.

Разрешение конфликта – это:

· минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия

· устранение полностью или частично причин, породивших конфликт

· изменение целей участников конфликта

· достижение соглашения по спорному вопросу между участниками

            В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись.

          Наша с вами задача состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей (каждый – человек, со своими желаниями, переживаниями), в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта). Например, высказываем детям свое отношение к конфликтной ситуации. Учим детей объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагаем им обдумать выход из положения (не нужно преуменьшать способности детей в этом отношении, уже в таком возрасте возможно совместное принятие решения).

Два способа разрешения конфликта:

Деструктивный - «Уйду, и не буду с ним играть» «Сам буду играть» «Позову воспитателя, и она заставит всех играть» «Всех побью и заставлю играть»

Конструктивный «Предложу другую игру» «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть»

          В разрешении детских конфликтов мы с вами должны обеспечить нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.

         Профессиональная позиция воспитателя – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.

         Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:

1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин (кто участвовал в конфликте и, кто знает, что произошло). Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей».

2. Оценка целей конфликтной ситуации (открытым обсуждением, с использованием интуиции воспитателя, чтобы заглянуть в скрытый смысл происходящего) Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.

3. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции: несколько раз вдохнуть и выдохнуть, развести в разные стороны, выпить воды, сесть… Педагог должен снизить собственные и детские отрицательные эмоции.

Воспитатель может использовать позитивное сообщение, которое включает в себя: - описание произведенного действия - описание возможного или неизбежного результата этого действия - предложение альтернативного варианта поведения.

Схема позитивного сообщения может выглядеть так:

Когда ты…

Может случиться, что…

Лучше…

Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации - применить меры воспитательного воздействия (учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть; вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску)

4. В решении конфликтных ситуаций воспитатель должен владеть техникой активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка, активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство.

5. Оценка особенностей участников конфликта

6. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника – родителя, психолога, сменного воспитателя.

Выслушиваются обе стороны: если в данный момент слушается один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-нибудь образом дать понять другому участнику, что и он будет столь же внимательно выслушан. Ребенок должен сам сделать выводы из своих собственных слов, постепенно усиливая их эмоциональный накал. Воспитатель не должен приводить к эффекту «самонакручивания». Обсуждать нужно следующее:

Что произошло? (сформулировать суть конфликта)

Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины)

Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства)

Как быть в этой ситуации? (найти решение)

Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.

Методы профилактики конфликтов.

Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях, на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта. Группу детей в определенное время нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать в группе здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. Очень важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка (оценки должны касаться только поступков детей) Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля – это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе.

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, для этого, например, используются:

  - сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации)

 - имитационные игры (имитирующие в чистом виде какой-либо человеческий процесс)

 - интерактивные игры (игры на взаимодействие)

 - обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них

 - психогимнастика

 - чтение и обсуждение художественных произведений

 - просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий

Для примирения детей, доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и зоны как:

«Солнечный круг» «Островок желаний» «Островок доверия» «Островок чувств» «Секретная комната» «Уютный уголок» «Стол переговоров» «Уголок тишины» «Коврик мира» «Мирные стулья» «Уголок для друзей»

В гости к детям могут приходить литературные герои – добрый и злой, Незнайка.

Литература: Я.Л.Коломенский, Б.П.Живнявский «Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности» М 1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: Конфликты в детском саду и пути их решения

Конфликты в детском саду и пути их решенияКонсультация для родителей                                 ...

Консультация для родителей "Конфликты в детском саду и пути их решения"

В данном материале поднимается вопрос о конфликтах в детском саду, причинах их возникновения, методах преодоления и мерах по предотвращению возникновения межличностных конфликтов во второй младшей гру...

конфликты в детском саду и их решение

Конфликты в детском саду и их решения - консультация для родителей...

Консультация для педагогов_Основные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе

С конфликтами в сфере взаимодействия детей разного возраста и со сверстниками взрослые сталкиваются довольно рано. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Необходимо помнить, что все детск...

Как избежать конфликтов в детском коллективе.июль 2018

 Разногласие, спор, конфликт… Мы часто сталкиваемся с ними в повседневной жизни, на работе, в школе, на улице, в транспорте, в семье. Проблема конфликта между родителями и детьми ил...

Консультация Причины возникновения конфликтов с родителями и пути их решения

Консультация Причины возникновения конфликтов с родителями и пути их решения...

Консультация для педагогов "Конфликты в детском коллективе"

Консультация для педагогов "Конфликты в детском коллективе"...