Консультация для педагогов "Конфликты в детском коллективе"
консультация

Консультация для педагогов "Конфликты в детском коллективе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конфликты в детском коллективе

Известно, что конфликты в детском коллективе, явление крайне распространенное и неизбежное. Негативная семейная обстановка, агрессивная среда на улице, влияние средств массовой информации – все это может повлиять на ребенка и спровоцировать любой конфликт. Если одни дети ссорятся редко или вовлекаясь в конфликт сразу же пытаются выйти из него, то другие постоянно конфликтуют со сверстниками.

Конфликты в детских взаимоотношениях могут оказывать как разрушающее, так и развивающее воздействие на личность ребенка. Все будет зависеть от того, насколько конструктивно будет разрешен конфликт.При неправильном, деструктивном разрешении конфликта (наличие пострадавших сторон, игнорирование ситуации или ее подавление), последствия имеют очень неприятный, разрушительный для личности характер и проявляются в возникновении чувства обиды, тревоги, усталости, затаенной агрессии, одиночества.

Понятно, что возникновение конфликтных ситуаций в жизни ребенка неизбежно. Главное - научить детей правильно, «без потерь» выходить из них. Тогда сложившаяся ситуация, с правильным выходом из нее и вынесенными уроками (учиться договариваться, не применять силу, обсуждать спорные вопросы, находить позитивный вариант разрешения конфликта), будет еще одной ступенькой в развитии личности ребенка.

Можно ли не обращать внимания на детские конфликты, оставлять их без вмешательства взрослых? Думаю, что если у детей есть опыт положительного разрешения конфликтных ситуаций, то взрослый может не вмешиваться, наблюдая за развитием сложившейся ситуации со стороны.

Если дети малы, и не имеют опыта выхода из подобных ситуаций, взрослый должен показать пример позитивного ее разрешения, чтобы у детей не сформировались нежелательные «поведенческие привычки», не закрепилось убеждение, что кто сильнее, тот и прав.

Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой.  Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т.д., но он не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто не умеет играть, медлительные, несообразительные, неумелые. Важно помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны.

     Таким образом, главная наша с вами задача - помочь детям увидеть в каждом ребенке, человека достойного уважения, имеющего свои желания и переживания, вместе найти выход из сложной ситуации, обучая их вариантам разрешения и выхода из конфликта.

Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:

  1. Привлечь к себе внимание конфликтующих сторон (голосом, интонацией).
  2. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции (например, несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть, выпить воды, сесть...).
  3. Определить и оценить суть конфликтной ситуации, ее причины (Кто хочет рассказать, что произошло? (или обращение к конкретному ребенку). (кто участвовал в конфликте и, кто знает, что произошло). Сообщить о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавиться от «зрителей».
  4. Работать с чувствами детей (техника активного слушания).

Техника активного слушания:

- обязательно повернитесь к ребенку лицом;

- если ребенок сильно расстроен, не задавайте ему сразу вопросы;

- стройте ваши фразы в утвердительной форме, а не в форме вопроса, например, «он тебя толкнул и тебе очень больно…», «ты на него обиделся и не хочешь с ним дружить…»; После утвердительного высказывания - держите паузу;

- обязательно выслушайте обе стороны участников конфликта;

- выслушивая переживания одного ребенка, дайте понять взглядом, прикосновением, кивком головы другому ребенку, что вы помните о нем и готовы будете выслушать и его.

5. Совместно с детьми сформулировать возможные пути решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон (Когда ты… (описание произведенного действия ребенка) может случиться, что… (описание возможного результата).Лучше… (предложение альтернативного варианта поведения каждого из участников конфликта).

6. Объединить конфликтующие стороны в совместную игровую деятельность.

Рассмотрим несколько правил, способствующих успешному разрешению конфликтных ситуаций между детьми:

Правило 1.   Не во всякий конфликт между детьми следует вмешиваться. Небольшие стычки и ссоры можно расценить, как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми. Если вы видите, что дети сами способны разрешить конфликтную ситуацию, то не мешайте им получать такой жизненно важный опыт. Как и в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них.

            Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому ваше мнение он воспримет как несправедливость и пристрастность, а значит, не станет продолжать общение.

            Правило 3. Помогая детям разрешить конфликт, взрослый должен вести себя не как судья, а как помощник. Его обращения к детям должно быть спокойными и уважительными. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?". Направить в это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора.

    Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки.

Педагогические ситуации, с вариантами высказываний

в стиле «активного слушания», «я-сообщения»

(с участием детей 4-7 лет)

1. Проблема: нежелание ребенка идти в детский сад.

Описание ситуации. Ребенок конфликтует с другими детьми.

Высказывание ребенка: Я не хочу идти в группу, меня здесь обижают.

Высказывания педагога:

Вариант 1. (Берет ребенка за руку, если он разрешает) Я буду рядом с тобой, мы пойдем  к твоей любимой игрушке Мишке и поиграем с ним в «Прятки».

Вариант 2. Ты хочешь посмотреть вот эту книгу (игру)?

Вариант 3. Помоги мне, пожалуйста, разложить вот эти кубики по своим коробочкам (по цвету, по размеру и т.д.).

2. Проблема: нежелание ребенка идти в детский сад.

Описание ситуации. Ребенок не хочет идти в детский сад из-за нарушения режима дня.

Высказывание ребенка: Не хочу идти в детский сад.

- Почему?

- Потому, что я хочу спать.

Высказывания педагога:

Вариант 1.   Хочешь, полежать на своей кроватке? (Разрешить это сделать).

Вариант 2. Пойдем с тобой поиграем. Возьмешь пазлы или машину?

Вариант 3. Давай, мы с тобой поиграем в твою любимую игру. В какую игру ты хочешь поиграть?

Вариант 3. Ребята отправились в путешествие, давай мы с тобой присоединимся к ним.

P.S. Беседа с родителями о соблюдении режима дня дома.

3. Проблема: нежелание ребенка идти в детский сад.

Описание ситуации. Ребенок не хочет идти в детский сад из-за конфликта между педагогом и ребенком.

Высказывание ребенка: Не хочу идти в детский сад.

Высказывание ребенка:

- Не хочу идти в детский сад.

- Почему?

- Я хочу, чтобы была Инна Петровна.  (Воспитатель второй смены).

Высказывания педагога:

Вариант 1.   Давай, пока мы ее будем ждать, мы с тобой соберем волшебную картинку.

Вариант 2.   Я тебя ждала, и Инна Петровна приготовила тебе интересную игру. А сейчас пойдем, поможем накрыть на стол к завтраку. (Заняться каким-либо делом).

Вариант 3.  А с кем, ты хочешь поиграть? (из детей)

4. Проблема: негативизм по отношению к еде.

Описание ситуации. Ребенок отказывается от еды.

Высказывание ребенка. Я не буду есть это!

Высказывания педагога:

Вариант 1. Мария Петровна (повар) очень обрадуется, когда узнает, что сегодня ты все съел.

Вариант 2.  Давай посмотрим, насколько ты поправишься после еды (использует напольные весы).

Вариант 3. Попробуй три ложки, может тебе понравится?

Вариант 4. (ошарашить) Это такая «пользительная» каша!

5. Проблема: негативизм по отношению ко сну.

Описание ситуации. Ребенок не хочет спать.

Высказывание ребенка: Я не буду спать.

Высказывания педагога:

Вариант 1. Можешь просто полежать.

Вариант 2. Твой любимый Мишка не может уснуть без тебя (разрешаем спать с игрушкой).

Вариант 3. Знаешь, какой сон мне сегодня приснился? (мини-рассказ). А потом ты мне расскажешь, что приснилось тебе.

Вариант 4. Полежи на волшебной кровати, на ней кто спит, тот быстро вырастает!

6. Проблема: проявление негативизма к любой организованной деятельности.

Описание ситуации. Ребенок не хочет участвовать в проведении какой-либо деятельности.

Высказывание ребенка: «Не хочу ничем заниматься».

Высказывания педагога:

Вариант 1. Педагог разрешает ребенку посидеть на стульчике или в любимом его месте.

Вариант 2.  Можешь посидеть на стульчике и понаблюдать за нами. А потом, если захочешь, ты к нам присоединишься.

Вариант 3.  Может тебе помочь?

Вариант 4. Тебе дать трафарет? … Помогай мне.

Вариант 5. Ты у нас сегодня самый главный и будешь назначать, кто что будет делать  

(раздавать кисточки, распределять роли).

7. Проблема: ссора между детьми из-за оскорблений.

Описание ситуации. Ребенок жалуется, что его обзывают.

Высказывание ребенка: А Маша обзывается!

Высказывания педагога:

Вариант 1.  Я точно знаю, что ты умный (антоним оскорблению)!

Вариант 2. Наверное, Маша просто не знает, что это слово означает.

Вариант 3. Может попробуем спросить у Маши, что произошло, почему она так сказала?

После этих фраз можно поиграть в «Обзывалки» (овощами, фруктами…)

8. Проблема: ссора между детьми из-за лидерства.

Описание ситуации. Ребенок не умеет проигрывать.

Высказывание ребенка. Я – первый! (проигравший)

Высказывания педагога:

Вариант 1. Ты сегодня старался, молодец, но ты можешь сделать еще лучше. Я уверена, что завтра у тебя все получиться.

Вариант 2. (Сказать ребенку на ушко) Давай сегодня ты будешь самым добрым и отдашь первое место Саше.

9. Проблема: ссора из-за игрушки между детьми.

Описание ситуации. Дети не могут уступить друг другу.

Высказывание ребенка: Моя игрушка!

Высказывания педагога:

Вариант 1.  Смотри, вот такая же игрушка. Возьми её и поиграйте вместе.

Вариант 2.  Давайте для этой машины мы построим большой гараж.

Вариант 3.  Давайте, посчитаемся и считалка подскажет кто будет первым капитаном.

Вариант 4. Давай ты будешь самый добрый (на ушко менее конфликтному ребенку) и дашь игрушку Вите.

10. Проблема: низкий уровень навыков самообслуживания.

Описание ситуации. Ребенок не хочет одеваться после сна.

Высказывание ребенка. Я не умею.

Высказывания педагога:

Вариант 1: Посмотри, как просто (показать алгоритм одевания в картинках, представленный в виде наглядного демонстрационного материала)! С чего начнешь?

Вариант 2: Тебе помочь? (частичная помощь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов_Основные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе

С конфликтами в сфере взаимодействия детей разного возраста и со сверстниками взрослые сталкиваются довольно рано. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Необходимо помнить, что все детск...

Консультация для родителей на тему "Популярность ребенка в детском коллективе"

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенка принимали сверстники, чтобы охотно с ним играли, прислушивались к его мнению, поддерживали его инициативу, выбирали в друзья. Мама такого ребенка знает, что ем...

Консультации для воспитателей Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе.

Консультации для воспитателейКоммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе. Социализация является важным условием гармоничного ...

Консультация для педагогов по теме: «Индивидуальный подход при формировании детского коллектива»

Особое значение в формировании нового человека имеет комплексный подход к воспитанию, в осуществлении которого важная роль отводится созданию условий для всестороннего развития личности, ее многогранн...

Консультация для воспитателей "Значение детского коллектива в воспитании нравственности в дошкольном возрасте"

Детский коллектив – детская группа, в которой создает­ся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствую­щая формирован...

Консультация «Детский совет – как традиция детского коллектива»

Консультация «Детский совет – как традиция детского коллектива»...