Консультация для педагогов "Формирование детского коллектива в совместной творческой деятельности"
консультация

Екатерина Александровна Кашина
По Л. С. Выготскому коллектив выступает как факторразвития ребенка. Детально определял сущность коллектива А. С.Макаренко. «Нельзя представить себе коллектив, - писал он, - если взять попросту сумму отдельных лиц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование детского  коллектива в совместной  творческой деятельности.

Термин «коллектив» произошел от латинского collektives- собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на общественно-значимых целях, общественных ориентациях и совместной деятельности.

КОЛЛЕКТИВ - это группа людей, объединенных общественно значимыми целями, деятельностью, направленной на осуществление этих целей, общими интересами, переживаниями, организацией, традициями, ответственностью друг перед другом.

По Л. С. Выготскому коллектив выступает как фактор развития ребенка. Детально определял сущность коллектива А. С.Макаренко. «Нельзя представить себе коллектив, - писал он, - если взять попросту сумму отдельных лиц.

 Коллектив- это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия,  ответственность, соотношения частей,  взаимозависимость,  а если ничего этого нет,  то нет и коллектива,  а есть просто толпа или сборище».

Понятие "коллектив" было введено в обиход в отечественную педагогическую теорию и практику с первых лет советской власти.

  КОЛЛЕКТИВ ДОШКОЛЬНИКОВ - это группа детей, объединенная и организованная под руководством воспитателя на основе коллективного образа жизни в детском саду, совместной деятельности, общих близких целей, интересов и переживаний.

Особенностью детского коллектива является то, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей, формирует у них представления о роли каждого из них в жизни коллектива, о радости совместных усилий в достижении общего результата.

К концу дошкольного возраста при правильном воспитании в группе дошкольников проявляются такие коллективистические признаки, как сотрудничество, взаимопомощь, элементарная ответственная взаимозависимость и контроль.

Формирование детского коллектива проходит ряд этапов:

      1 этап. Небольшие по численности объединения детей (по 3-6 человек), возникающие в связи с общей деятельностью, чаще всего игрой

Эти объединения очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются. Их организатором является воспитатель. При этом он учитывает индивидуальные особенности детей.

2 этап. Его основная задача - сделать первые объединения детей более устойчивыми, продлить их деятельность во времени. Дети уже проявляют больше самостоятельности и организаторских умений, растет число участников объединения (8-10 человек). Выдвигаются более сложные цели совместной  деятельности - игровой, трудовой.

3 этап. Более высокий этап формирования детского коллектива; характеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они сами создают объединения, регулирует свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотрению могут и не принять в игру и исключить из нее. Появляется осознание себя как части, общего, как члена коллектива. Здесь открывается возможность для объединения небольших групп в один коллектив детей данной возрастной группы.

Успешному формированию детского коллектива способствуют следующие условия:

      коллективная деятельность детей,

совместные переживания,

сплоченность коллектива работников детского сада.

Потребность в общении со сверстниками проявляется, у детей очень рано, в конце первого года жизни. Воспитатель организует их общение, налаживает взаимоотношения, основанные на симпатии друг к другу, поощряет и поддерживает проявления доброжелательности по отношению к сверстникам.

Виды  К Т Д

Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

Трудовые КТД.

Цель: обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды  на  труд  как основной источник радости, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку  реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески  на пользу и радость.

 Модели - трудовая атака, десант помощников, подарок  друзьям,  почта, «Снежная сказка», трудовой сюрприз, фабрика, мастерская.

Познавательные КТД.

Цель: формировать потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у дошкольников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.

Модели - вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город веселых мастеров, защита фантастических проектов, рассказ-эстафета, турнир-викторина, турнир знатоков.

Художественные КТД.

Цель: развивать художественно - эстетические вкусы детей и взрослых; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека.

 Модели - фестиваль песен, концерт , кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий.

Спортивные КТД.

Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность.

Модели - веселая спартакиада, «Космонавты и метеоры», спартакиада народных игр, сюита туристских игр, «Тайна», «Следопыт».

Общественные КТД.

 Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, в детском саду, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни.

 Модели - День знаний, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, 8 Марта, День Победы.

Организаторские КТД.

 Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной - организаторской деятельности.

 Модели - газета , день рождения группы, «живая газета», журнал-эстафета, общий сбор, разведка дел, смотр дружбы, эстафета дружбы.

Экологические КТД.

Природа - лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы - задача педагога. Операции «Родничок», «Муравейник», «Малая речка», «Поляна» - экологические КТД. Необходимо учить ребят «видеть Землю», помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края.

Досуговые КТД.

Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они - действенная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти  КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен  быть  полноправным  видом  деятельности, равным  всем остальным.

Первая стадия: становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования.

  Эта стадия характеризуется сравнительно высокой конфликтностью отношений, причины ее разнообразны и чаще всего не являются принципиальными. Только к концу этой стадии число конфликтов уменьшается, а сохранившиеся оказываются связанными с актуальными для жизни группы вопросами.

На второй стадии усиливается влияние  актива.  Для второй  стадии характерна стабилизация структуры  коллектива. К завершению  второй  стадии  уже складывается  четкая  структура  деловых  отношений, эмоционально-психологических.

Третья и последующая стадии характеризуют расцвет коллектива.

 Для данной стадии развития коллектива характерной чертой становится деятельность на пользу другим людям, то есть осуществляется нравственная цель, которая в значительной степени определяет всю организацию жизни коллектива.

Дружеские микрогруппы не исчезают, но границы между ними становятся все более размытыми. Все группы в большей или меньшей степени приобретают коллективистскую направленность; конфликты в коллективе единичны, и дошкольники в основном способны сами преодолевать их, исходя из интересов не только коллектива, но и отдельной личности.

Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня, поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую стадию развития коллектива.

На этой стадии каждый дошкольник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Указанная стадиальность в основе своей имеет требования к личности, входящей в коллектив. Именно это основание послужило Антону Семеновичу Макаренко критерием для выделения этапов.

Педагог  становится для ребенка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в группе, но и в общении со сверстниками и в семье.

Дети, родители, педагоги - члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от  характера  взаимодействия. Наиболее  плодотворным  и  полезным  является сотрудничество  членов  группового  коллектива.

Суть творческого сотрудничества во взаимодействии педагога и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для самоопределения и самореализации ребенка, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.

                                           Вывод.

КТД является важнейшим структурным компонентом процесса воспитания и позволяют создать в детском саду  широкое игровое творческое поле, в процессе которого ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

Для воспитания коллективистских отношений большие возможности предоставляет младший дошкольный возраст. За несколько лет младший дошкольник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

Коллектив может стать важным инструментом формирования личности при условии разумного управления им со стороны педагога. Коллектив младших дошкольников организуется взрослым. При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении: потребности детей в общении и задач, поставленных перед этим коллективом. Формирование и развитие коллектива младших дошкольников происходит поэтапно, методически организованно. Эффективное управление коллективом младших дошкольников возможно при условии глубокой теоретической вооруженности педагога в вопросах коллектива, особенно таких, как опора на самоуправление, организация деятельности и отношений, развитие коллектива и личности.

КТД позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Детский коллектив, существующий в современном общеобразовательном учереждении, представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования.

Как показала практика благодаря совместной коллективной – творческой деятельности детей, родителей, педагогов, происходит формирование жизнетворческого детского коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Совместная творческая деятельность родителей с детьми.

Совместное творчество родителей с детьми - очень увлекательное и полезное для всех творцов дело! А сказка вам поможет......

Консультация для родителей "Совместная творческая деятельность.

Дети очень любят лепить, кончтруировать. Совместная деятельность детей и родителей способствует развитию добрых отношений между членами семьи, развитию творческих способностей и повышению самооценки у...

Консультация для родителей "Пение-совместная творческая деятельность в семье."

Консультация для родителей "Пение-совместная творческая деятельность в семье."...

Консультация для родителей «Роль совместной творческой деятельности родителей с детьми».

организация совместной творческой деятельности родителей и детей"...

Консультация для родителей «Совместная творческая деятельность с родителями нетрадиционным способом»

Консультация для родителей «Совместная творческая деятельность с родителями нетрадиционным способом»...