02.06.2022. Познавательное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность
методическая разработка (младшая группа)

Гурина Маргарита Александровна воспитатель

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творчество и многие другое.

     В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметная деятельность и игры. Предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка. Прежде всего, нужно подчеркнуть, что в предметной деятельности малыша происходит развитие восприятия, а поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием.

 В нашем детском саду функционируют две группы для детей раннего возраста: две  - для детей от 1 года до 3 лет.

   Дети идут из дома неорганизованные. Отрываясь от дома, мамы, папы дети попадают в коллектив.

     Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.

 Игре принадлежит большая роль в формировании личности. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. Дети усваивают смысл игры, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей.

В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т.д.

Предметная деятельность играет важную роль в направлении по развитию познавательных способностей детей раннего возраста. Именно в рамках этой деятельности идет возникновение и развитие  основных образовательных процессов.

В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений, каждое из которых является самостоятельной задачей и предполагает определённые методы реализации.

1 Развитие культурно-нормативных, специфические и орудийные действий –это направление направленно на овладения навыками самообслуживания,  все игры направлены не только на развития общей моторики рук. А так же все действия направлены на преодоления спонтанной, импульсивной активности детей.  В своей работе для решения данных задач я использую следующие методы реализации.

Игры с мячом.

Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. Для ребенка мяч – это предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает, ловит и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом крайне важны и для развития руки малыша.

Для начала ребенка нужно научить обхватывать мячи разного объема , осуществлять броски дальности направления.  Посмотрите, как ребята стараются управлять мячиком. «Мячик, катись!», «Мячик поскачи!» «Закати мяч в ворота».

В играх с каталками ребенок учится захватывать ручкой ручки каталки или веревочки. Очень интересно получается, если нанизать на веревочку гирлянды из пластмассовых игрушек, баночки пластмассовые заполненные мелкими предметами и издающие разные звуки. Ребята с удовольствием катают  такие каталки. «Змейки», «Езда наперегонки» др.

Очень интересные и любимые игры у детей с совочками, ситочками, ковшиками- в процессе этих игр-занятий дети овладевают действиями зачерпывания, захватывания, цепляя игрушки различными орудиями. «Сачки черпачки».

Молоточки, колышки, палочки отлично учат детей забивать, делать отверстия , расплющивать и резать пластичные предметы. «Молоточки и колышки», «Молоток печатка» , «Мозаики на пластилине» «Ножики»

В играх с лопаточками и совочками  ребенок учится насыпать0, высыпать , копать  перемешивать сыпучие материалы (песок, крупу и др.) «Насыпаем –высыпаем» «Куличики», «Копаем»

Конструирование является одним из любимых занятий детей. В играх с конструкторами ребенок  овладеет самыми разнообразными действиями: накладывает, вкладывает, сцепляет, совмещает элементы конструктора.

«Машинки и кораблики», «Поезд», «Стенка», «Домики»

Для развития ручных действий полезны манипулирование  разнообразными кнопками и выключателями, креплениями, застежками, шнурками. «Включаем-выключаем» «Застегиваем расстегиваем», «Отвинчиваем-завинчиваем», «Нанизываем бусы», «Шнуровка»

2.Важнейшая характеристика и показатель развития предметной деятельности –познавательная активность, которая проявляется в любознательности, стремлении к получению новых впечатлений , инициативном поиске новой информации. Эмоциональная окраска игровых занятий очень важна для усваивания малышами новой информации. Именно «Игры Секретики» помогают, справятся с этой задачей мне. Задача взрослого состоит в том, чтобы научить ребенка понимать сначала свое эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих взрослых и детей.
Во-первых, в предвкушении раскрытия секрета ребенок максимально концентрирует внимание. Характерными особенностями внимания детей раннего возраста является то, что оно подвержено значительным колебаниям, привлекается яркими и сильными раздражителями и не отличается устойчивостью. «Коробочка с секретом», «Волшебный мешочек», « Игры с магнитом». Игры с водой  «наливаем выливаем», «погружение в воду»  «брызгалки» . «Мыльные пузыри». «Снег и вода», «Кораблики»

Мои малыши очень любят хватать , сыпать песок, копаться в нём руками , лопаткой, палочкой, втыкать  веточки, листочки, камушки, делать куличики. «Секреты в песке» «Куличи и куличики», Пустое- полное»

Игры с бумагой также открывают широкие возможности для обогащения сенсорного опыта детей развития мануальных действий. Экспериментируя с бумагой малыши её сминают, комкают, складывают, разворачивают, разрывают бумагу знакомятся с разнообразными свойствами этого материала. Для этого я использую следующие игры : «Бумажные снежинки», «Секреты в бумаге», «Игрушка из бумаги».

3. Важным и составляющим компонентом в развитии предметной деятельности является развитие восприятия и мышления. В своей работе я использую такие простые и всеми известные дидактические и настольные игры.  «Игры со вкладышами»-вкладывать меньший предмет в больший, учить детей соотносить величину предметов, координируя действия рук. Маленькие детки с удовольствие достают из коробочки, миски или мешочка игрушки и вкладывают их обратно. Развить такие способности помогут следующие игры:

«Вкладываем и перекладываем», «Вложи мисочки» «Башня из мисочек». Более сложным занятием являются игры со специальными игрушками –вкладышами. Существует множество наборов –вкладышей. С таким набором малыш может заниматься не только со взрослыми, но и самостоятельно. «Найди окошко для фигурки».

В своей работе я так же использую простые кубики. С их помощью ребенок получает возможность сравнивать их по величине, цвету, материалу, рассматривать и называть нарисованные на них картинки, знаки, сооружать различные пристройки.

В моей группе есть разнообразные наборы кубиков из дерева, пластмассы, поролона, так же есть кубики со сказочными персонажами, с изображением букв, цифр, животных. Очень часто малыши стремиться разрушать  постройки. Свершая, их ребенок получает возможность легко преобразовать объекты, видеть результат своего действия. Такие игры кА «Башня» , «Домик для кукол», «Гараж для машин».

Игры с пирамидками помогает ребенку не только овладеть практическими навыками, но и учиться сравнивать и классифицировать  её элементы по цвету  размеру, выстраивать их в порядке убывания. Когда ребенок учувствует в преобразовании пирамидки способствует формированию представлений об изменяемости внешнего вида одного и того же предмета т его обратимости. «Подбери колечко», «От большого к меньшему», «Постройки из колечек пирамидки», «Разберём и соберем».

Педагогическая ценная и замечательная народная игрушка –матрешка имела заслуженное признание у русских педагогов, классический дидактический материал, как подлинный дар маленьким детям. Её роль в развитии детей очень важна, выделять разные признаки предметов, сравнивать по высоте, ширине, цвету, объёму. В своей работе знакомство детей с матрешкой я стараюсь сделать эту встречу интересной, открыть ее секрет. « Знакомство с матрешкой», «Две матрешки», «Матрешки играют в прятки».

4.В конце раннего возраста специальной педагогической задачей становится формирование у детей самостоятельности и целенаправленности в предметной деятельности. Примерно до 2 лет малыши имеют процессуальный характер. Малыш получает удовольствие от самого процесса действия, из результат ещё не имеет значения. Уже после 2 лет уже складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать , и это представление  о результате того, что он хочет сделать , и это представление начинает мотивировать его действия. «Разобранные часы», «Домики из кубиков», «Картинки из кубиков», «Пазлы», «Мозаика», «Узоры на пластилине» всё эти игры способствуют развитию целенаправленности.

Для проведения большинства игр я использую инвентарь,  который должен быть  ярким, красочным. Так как у детей раннего возраста  зрительный рецептор развит еще слабо, а внимание рассеяно. Инвентарь должен быть легким, удобным по объему, соответствовать физическим возможностям детей.

Весь накопленный опыт дети воплощают на открытых занятиях. НОД по художественному-эстетическому воспитанию «Мамочке мимозу подарю», НОД по духовно-нравственному развитию «Моя Семья», НОД по познавательному развитию «В гости птичка прилетела»

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка раннего возраста. Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребенка. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

 Познавательное развитие детей раннего возраста невозможно без рационально организованной, насыщенной многообразными сенсорными раздражителями, игровыми материалами, развивающей предметной среды. Только в такой среде возможно включение детей в активную познавательно- творческую деятельность. Я считаю , что в своей работе я использую игровые технологии, которые обогащают опыт ребенка, стимулирует его , мотивирует и способствуют к его познавательному развитию.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_1.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

    Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творчество и многие другое.

     В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметная деятельность и игры. Предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка. Прежде всего, нужно подчеркнуть, что в предметной деятельности малыша происходит развитие восприятия, а поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием.

 В нашем детском саду функционируют две группы для детей раннего возраста: две  - для детей от 1 года до 3 лет.

   Дети идут из дома неорганизованные. Отрываясь от дома, мамы, папы дети попадают в коллектив.

     Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.

 Игре принадлежит большая роль в формировании личности. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. Дети усваивают смысл игры, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей.

В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т.д.

Предметная деятельность играет важную роль в направлении по развитию познавательных способностей детей раннего возраста. Именно в рамках этой деятельности идет возникновение и развитие  основных образовательных процессов.

В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений, каждое из которых является самостоятельной задачей и предполагает определённые методы реализации.

1 Развитие культурно-нормативных, специфические и орудийные действий –это направление направленно на овладения навыками самообслуживания,  все игры направлены не только на развития общей моторики рук. А так же все действия направлены на преодоления спонтанной, импульсивной активности детей.  В своей работе для решения данных задач я использую следующие методы реализации.

Игры с мячом.

Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. Для ребенка мяч – это предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает, ловит и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом крайне важны и для развития руки малыша.

Для начала ребенка нужно научить обхватывать мячи разного объема , осуществлять броски дальности направления.  Посмотрите, как ребята стараются управлять мячиком. «Мячик, катись!», «Мячик поскачи!» «Закати мяч в ворота».

В играх с каталками ребенок учится захватывать ручкой ручки каталки или веревочки. Очень интересно получается, если нанизать на веревочку гирлянды из пластмассовых игрушек, баночки пластмассовые заполненные мелкими предметами и издающие разные звуки. Ребята с удовольствием катают  такие каталки. «Змейки», «Езда наперегонки» др.

Очень интересные и любимые игры у детей с совочками, ситочками, ковшиками- в процессе этих игр-занятий дети овладевают действиями зачерпывания, захватывания, цепляя игрушки различными орудиями. «Сачки черпачки».

Молоточки, колышки, палочки отлично учат детей забивать, делать отверстия , расплющивать и резать пластичные предметы. «Молоточки и колышки», «Молоток печатка» , «Мозаики на пластилине» «Ножики» 

В играх с лопаточками и совочками  ребенок учится насыпать0, высыпать , копать  перемешивать сыпучие материалы (песок, крупу и др.) «Насыпаем –высыпаем» «Куличики», «Копаем»

Конструирование является одним из любимых занятий детей. В играх с конструкторами ребенок  овладеет самыми разнообразными действиями: накладывает, вкладывает, сцепляет, совмещает элементы конструктора.

«Машинки и кораблики», «Поезд», «Стенка», «Домики»

Для развития ручных действий полезны манипулирование  разнообразными кнопками и выключателями, креплениями, застежками, шнурками. «Включаем-выключаем» «Застегиваем расстегиваем», «Отвинчиваем-завинчиваем», «Нанизываем бусы», «Шнуровка»

2.Важнейшая характеристика и показатель развития предметной деятельности –познавательная активность, которая проявляется в любознательности, стремлении к получению новых впечатлений , инициативном поиске новой информации. Эмоциональная окраска игровых занятий очень важна для усваивания малышами новой информации. Именно «Игры Секретики» помогают, справятся с этой задачей мне. Задача взрослого состоит в том, чтобы научить ребенка понимать сначала свое эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих взрослых и детей.
Во-первых, в предвкушении раскрытия секрета ребенок максимально концентрирует внимание. Характерными особенностями внимания детей раннего возраста является то, что оно подвержено значительным колебаниям, привлекается яркими и сильными раздражителями и не отличается устойчивостью. «Коробочка с секретом», «Волшебный мешочек», « Игры с магнитом». Игры с водой  «наливаем выливаем», «погружение в воду»  «брызгалки» . «Мыльные пузыри». «Снег и вода», «Кораблики»

Мои малыши очень любят хватать , сыпать песок, копаться в нём руками , лопаткой, палочкой, втыкать  веточки, листочки, камушки, делать куличики. «Секреты в песке» «Куличи и куличики», Пустое- полное»

Игры с бумагой также открывают широкие возможности для обогащения сенсорного опыта детей развития мануальных действий. Экспериментируя с бумагой малыши её сминают, комкают, складывают, разворачивают, разрывают бумагу знакомятся с разнообразными свойствами этого материала. Для этого я использую следующие игры : «Бумажные снежинки», «Секреты в бумаге», «Игрушка из бумаги».

3. Важным и составляющим компонентом в развитии предметной деятельности является развитие восприятия и мышления. В своей работе я использую такие простые и всеми известные дидактические и настольные игры.  «Игры со вкладышами»-вкладывать меньший предмет в больший, учить детей соотносить величину предметов, координируя действия рук. Маленькие детки с удовольствие достают из коробочки, миски или мешочка игрушки и вкладывают их обратно. Развить такие способности помогут следующие игры:

«Вкладываем и перекладываем», «Вложи мисочки» «Башня из мисочек». Более сложным занятием являются игры со специальными игрушками –вкладышами. Существует множество наборов –вкладышей. С таким набором малыш может заниматься не только со взрослыми, но и самостоятельно. «Найди окошко для фигурки».

В своей работе я так же использую простые кубики. С их помощью ребенок получает возможность сравнивать их по величине, цвету, материалу, рассматривать и называть нарисованные на них картинки, знаки, сооружать различные пристройки.

В моей группе есть разнообразные наборы кубиков из дерева, пластмассы, поролона, так же есть кубики со сказочными персонажами, с изображением букв, цифр, животных. Очень часто малыши стремиться разрушать  постройки. Свершая, их ребенок получает возможность легко преобразовать объекты, видеть результат своего действия. Такие игры кА «Башня» , «Домик для кукол», «Гараж для машин».

Игры с пирамидками помогает ребенку не только овладеть практическими навыками, но и учиться сравнивать и классифицировать  её элементы по цвету  размеру, выстраивать их в порядке убывания. Когда ребенок учувствует в преобразовании пирамидки способствует формированию представлений об изменяемости внешнего вида одного и того же предмета т его обратимости. «Подбери колечко», «От большого к меньшему», «Постройки из колечек пирамидки», «Разберём и соберем».

Педагогическая ценная и замечательная народная игрушка –матрешка имела заслуженное признание у русских педагогов, классический дидактический материал, как подлинный дар маленьким детям. Её роль в развитии детей очень важна, выделять разные признаки предметов, сравнивать по высоте, ширине, цвету, объёму. В своей работе знакомство детей с матрешкой я стараюсь сделать эту встречу интересной, открыть ее секрет. « Знакомство с матрешкой», «Две матрешки», «Матрешки играют в прятки».

4.В конце раннего возраста специальной педагогической задачей становится формирование у детей самостоятельности и целенаправленности в предметной деятельности. Примерно до 2 лет малыши имеют процессуальный характер. Малыш получает удовольствие от самого процесса действия, из результат ещё не имеет значения. Уже после 2 лет уже складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать , и это представление  о результате того, что он хочет сделать , и это представление начинает мотивировать его действия. «Разобранные часы», «Домики из кубиков», «Картинки из кубиков», «Пазлы», «Мозаика», «Узоры на пластилине» всё эти игры способствуют развитию целенаправленности.

Для проведения большинства игр я использую инвентарь,  который должен быть  ярким, красочным. Так как у детей раннего возраста  зрительный рецептор развит еще слабо, а внимание рассеяно. Инвентарь должен быть легким, удобным по объему, соответствовать физическим возможностям детей.

Весь накопленный опыт дети воплощают на открытых занятиях. НОД по художественному-эстетическому воспитанию «Мамочке мимозу подарю», НОД по духовно-нравственному развитию «Моя Семья», НОД по познавательному развитию «В гости птичка прилетела»

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка раннего возраста. Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребенка. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

 Познавательное развитие детей раннего возраста невозможно без рационально организованной, насыщенной многообразными сенсорными раздражителями, игровыми материалами, развивающей предметной среды. Только в такой среде возможно включение детей в активную познавательно- творческую деятельность. Я считаю , что в своей работе я использую игровые технологии, которые обогащают опыт ребенка, стимулирует его , мотивирует и способствуют к его познавательному развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность

Расширение представлений детей о цвете, форме, величине предметов, успешная реализация воспитательно-образовательной программы, направленной на познавательное развитие детей, формирование у них ...

семинар для воспитателей "Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через игровую деятельность"

Для развития познавательных способностей детей выступает важнейший вид деятельности- игра.В своей работе я использую разнообразные игры.Здесь можно узнать какие....

" Речевое развитие детей раннего возраста, через игровую деятельность"

Игра обладает уникальными возможностями для развития речи детей. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития речи....

Опыт работы воспитателя Паткиной С.Д. МБДОУ №3 по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через игровую деятельность и мини-праздники»

Опыт работы по социально-коммуникативному развитию  «Развитие  эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через игровую деятельность и мини-праздники»...

План по самообразованию: «Развитие речи детей раннего возраста через игровую деятельность». 2022-2023г.

laquo;Развитие речи  детей раннего возраста через игровую деятельность»                              ...