"Приобщение дошкольников к опытно-экспериментальной деятельности в условиях ФГОС"
статья
Ребенок с рождения является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель и наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_-_priobshchenie_doshkolnikov_k_opytno-eksperimentalnoy_deyatelnosti_.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение дошкольников к опытно-экспериментальной деятельности
в условиях ФГОС
Алькаева Оксана Алексеевна, старший воспитатель
МДОУ «Детский сад с. Заветное»,
Саратовская область, Энгельсский район, с. Заветы Ильича
«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил,
чем большим количеством элементов
действительности он располагает в своем опыте, тем
значительнее и продуктивнее при других равных
условиях будет его творческая деятельность»
Л.С. Выготский
В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями.
Ребенок с рождения является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель и наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.
Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.
Пятилетний малыш выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большущая лужа в самой середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся по воде круги. Лужа морщится. От маленького камушка – немножко. От большого — по воде расходятся широкие круги. Надо бы еще камушков, но их почему-то не оказывается под рукой. Зато в воду летит большая глыба почерневшего апрельского снега.
Глыба плюхается с тяжелым звуком и начинает смешно оседать – подтаивает. По поверхности плывут темные пятна крупных льдинок, какой – то мусор… Видно, прятался внутри глыбы. А это что такое? Старый пузырек из-под гуаши. На донышке — немного краски. Ну-ка пузырек отправляйся в лужу! В воде причудливым рисунком возникают призрачные красновато – бурые полосы. Возьмем палку, слегка помешаем ею водную муть: волны меняют направление, цветные полоски закручиваются спирально. Что дальше?..
Примерно такую картину наблюдал однажды весной Николай Николаевич Поддъяков – замечательный психолог, академик РАО, руководитель лаборатории умственного воспитания Института дошкольного воспитания, руководимого А.В. Запорожцем.
Что делал малыш? Баловался? Отнюдь нет. По мнению Н.Н. Поддъякова занимался наисерьёзнейшим делом – экспериментировал. Никто не ставил перед ребенком никакой специальной задачи, никто не организовывал его деятельность. Действия его были вызваны исключительно природным любопытством – качеством, которому человек обязан своим появлением в процессе эволюции в качестве Человека. Подобную деятельность Н.Н. Поддъяков назвал «бескорыстным экспериментированием» и считал её показателем умственной активности ребенка. Без нее, полагал ученый, невозможно нормальное интеллектуальное и творческое развитие детей.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Главное достоинство опытно-экспериментальной деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи), и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.
Основной целью опытно-экспериментальной деятельности является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Образовательные задачи
- Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
- Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Развивающие задачи
- Развивать поисково-познавательную деятельность детей как интеллектуально-личностное, творческое развитие.
- Развивать память, воображение, логическое мышление, речь.
Воспитательные задачи
- Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту.
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критичное отношение к миру.
Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.
1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов.
2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности
3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
Н. Н. Подъяков при проведении опытно-экспериментальной работы предложил выделить следующие этапы:
- определение и постановка проблемы;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- непосредственное проведение эксперимента;
- обобщение полученных данных;
- вывод.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образовательные цели, определяющие эту деятельность, сами еще не сформированы и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Как доказал Н.Н. Поддъяков лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.
Уровень познавательного развития у детей в группах различный, и это требует гибкого проектирования содержания занятия, чтобы заинтересовать и сделать успешными всех детей. Надо учитывать возрастные особенности детей, их интересы. Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи. Имеется в виду её формулировка и отбор материала.
Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений.
- О предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт и т.д.
- О геометрических эталонах: круг, квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник и т.д.
- О человеке: строение тела человека, помощники – глаза, уши, нос, рот, руки и т.д.
- О приготовлении пищи: как сделать салат, сок и т.д.? как заварить чай и т.п.?
- О материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса и т.д.
- О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лед, снег и т.п.
- О мире животных и растений: как звери живут зимой, летом, весной, осенью; овощи и фрукты и т.п.; условия необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло)
Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию в детском саду начинают проводить со 2-й младшей группы.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте - это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- способность пристальному и целенаправленному расследованию объекта;
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте выделяют следующие задачи исследовательской деятельности – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
- способность выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.
Содержание уголков экспериментальной деятельности. П.3.3.4 ФГОС ДО выдвигает определенные требования к предметно-пространственной среде:
насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы;
- образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе и техническими);
- организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой).
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
- Место, где размещают различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
- Место для приборов
- Место для хранения материалов (природного, "бросового")
- Место для проведения опытов
- Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Для того чтобы процесс познавательного развития дошкольника протекал более эффективно, недостаточно ограничиться только образовательной деятельностью с детьми, необходимо мотивировать родителей на включение в совместную деятельность, так как родители полноправные участники образовательной деятельности. Но самой эффективной формой являются практикумы с родителями по экспериментированию.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
Анализируя все вышесказанное можно сказать, что новое усваивается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и все делает сам. Вот на этом и основано внедрение детского экспериментирования в практику в практику работы детских дошкольных учреждений.
Список литературы
- Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками [Текст]/ В.А. Деркунская - М.: Центр педагогического образования, 2015. — 64 с.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом [Текст]/ О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, М., В.В. Щетинина. – М., 2004. – 187с.
- Зубкова, Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет [Текст]/ Н.М. Зубкова. – М.: Издательство «Речь» 2006.- 30с.
- Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения [Текст]/ А.И. Иванова // Управление ДОУ, N 4, 2004. – с.84-92
- Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения [Текст] / А.И. Иванова // Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 - 92
- Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность [Текст] / Н.В. Исакова. - СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 64с.
- Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников [Текст] / Н.А. Короткова / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5. - 2003.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников [Текст] / Л.Н. Прохорова. – М.: Аркти, 2004. – 64с.
- Тугушева, Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 163с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс: "Телесно-ориентированный подход в формировании интегративных качеств дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности."
Мастер-класс был представлен на Выставке-ярмарке инновационных педагогических и управленческих идей. Это разработка тренингового занятия для дошкольников с использованием телесно-ориентироанного подхо...
Тема: «Формирование экологической культуры у младших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность в условиях ДОУ».
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, которые являются актуальными на сегодняшний день и свидетельствуют о необходимости выхода экологического воспитания на ...
Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...
«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».
Консультация для воспитателей на тему:«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....
«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».
Консультация «Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....
Приобщение дошкольников к опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.
Аннотация: В статье представлен опыт работы педагогов по организации экспериментальной работы с дошкольниками. Так же предоставлена литература, в которой предложена программа развития возможности...
Доклад на тему: «Создание условий для формирования естественнонаучных представлений у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Стремление ребенка исследовать окружающий мир является его врожденной потребностью. В разных видах деятельности он наблюдает, сравнивает и, таким образом, приобретает собственные представления и опыт,...