Семинар - практикум "Речевая культура в ДОУ"
методическая разработка

В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_rechevaya_kultura_v_dou.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: обобщить и систематизировать знания педагогов об основах культуры общения, соблюдения этических норм речевого поведения; систематизировать методы и приемы формирования речевого этикета; пополнить словарь педагогов достаточным количеством этикетных формул, формирование умения выбирать нужную этикетную формулу с учетом ситуации общения.

 Разминка.

 - Давайте возьмемся за руки и с поклоном произнесем «Добрый день, здравствуйте». Желая друг другу в первую очередь здоровья. Древние люди утверждали, что вовремя поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т. е. кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.

 Актуальность — низкий уровень культуры речевого общения у детей и взрослых, утрата лучших речевых традиций.

Научить ребенка:

  •  Правильно и понятно для окружающих излагать свои мысли.
  •  Вежливо отвечать на вопросы и обращаться с просьбой.
  •  Слушать и слышать других.
  •  Владеть силой голоса и различать интонации.

 Быть интересным собеседником, чувствовать себя непринужденно во время разговора.

 Проблемы по данной теме рассматривали: Выготский Л.С., Усова В.Т., Виноградова В.В., Арушанова А. Г., Безгина О. Ю.  Наблюдая за детьми, обратила внимание на то, что дети, ориентируясь в ситуации приветствуя и прощания, испытывают значительные затруднения.

         Овладение родным языком – это важнейшее приобретение дошкольного детства. Именно в детстве и более того в раннем детстве, воспитываются умы и сердца наших детей. Об этом нам взрослым необходимо помнить, как необходимо помнить и о том, что воспитание ребенка, начинается прежде всего, с самовоспитания взрослого человека. Вот для чего нам необходимо постоянно и систематически углублять и расширять свои педагогические знания, повышать культуру, учиться правильному общению с людьми и бережному отношению ко всему тому огромному миру, который окружает нас и наших детей.

         Все более творческой становится работа каждого воспитателя в ДОУ. Ибо воспитатель – это всегда исследователь, мыслитель, экспериментатор, фантазер и выдумщик.  Поговорим сегодня с вами о речевом этикете. Вопрос к педагогам: «Как вы думаете, что означает слово этикет?»

         Этикет — (в переводе с фр. — ярлык, этикетка).  Совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.  Форма, манера поведения, правила учтивости и вежливости, принятие в том или ином обществе.

 Вопрос к педагогам: «Для чего нужен речевой этикет?».

  •  Является словесным выражением уважительного отношения друг к другу.
  •  Помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента, предотвращая негативные переживания.

 Формула речевого этикета:

 Думай,

  •  кому говоришь,
  •  что говоришь,
  •  где говоришь,
  •  зачем говоришь,
  •  какие из этого будут последствия.

- Дети, как губки впитывают в себя решительно все, что их окружает, поэтому контролируйте свою речь, поведение, потому что личный пример для ребенка убедительней тысячи слов. Ребенок усваивает речь так называемым «материнским способом», подражая взрослым, поэтому важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь. Как говорил Макаренко: «Ваше собственное поведение решающая вещь».

         Воспитание речевого этикета у детей начинается с создания в группе тишины. Говор – свидетельство нормального общения в группе, при котором педагог слышит каждого ребенка. В спокойной обстановке педагог имеет возможность поговорить с каждым ребенком, обучая его своим примером.

Речевой этикет – неотъемлемый компонент вежливости. Вежливость – моральные качества, характеризующие поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим.

 Задание для педагогов.

         Раздаются листы бумаги, фломастеры. Задание – нарисовать с кем можно сравнить воспитанного, вежливого человека. Какой он вежливый человек?

 — Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Вежливость приобретает цену, если она проявляется по велению сердца. Такой человек никогда не нарушит порядок ни словом, ни поступком, не обидит другого. Как считают генетики доброта полезна человеческому виду. Формула вежливости – доброе слово. Вежливость украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Вежливые слова – это волшебное украшение нашей речи, украшая ее мы притягиваем, привлекаем внимание, услаждаем слух друг друга и действительно происходит чудо – в ответ хочется ответить или сделать о чем просят. Позвольте мне посоветовать вам не заставлять, не принуждать ребенка говорить слова вежливости. Ведь заставлять – значит вызывать противодействие. Лучше сказать за него, как бы вместе с ним по забывчивости потерявшим волшебное слово. Вы «озвучиваете» внутреннее состояние благодарности, поэтому «не скажи спасибо, а мы с Сашей благодарим».

         В группе можно завести «волшебный сундучок», где лежат карточки с красивыми цветами (открытками), на которых написаны «волшебные слова». Сундучок пополняется. Дети могут брать этот сундучок когда захотят и вспоминать, что есть такие «ключики» для «открывания» улыбок и хорошего настроения.

         Можно в группе организовать «День волшебного слова», по желанию детей или выбрать то слово, в употреблении которого дети затрудняются.

         Речевой этикет охватывает и не речевые (невербальные) средства коммуникации. Какие невербальные средства коммуникации вы знаете? – жесты, мимика, тональные особенности, поза.

  •  С каким выражением лица мы употребляем вежливые слова?
  •  Как часто в течение дня вы улыбаетесь?
  •  Для чего человеку нужна улыбка?

- Постарайтесь поймать собственное выражение лица где – нибудь на улице, в оконном отражении. Достаточно ли оно доброжелательное? В. Солоухин: «А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка, посмотрите, почти все, что есть у человека, все нужно самому кроме улыбки». Улыбка самому себе не нужна. Если бы не было зеркала, мы бы ее даже никогда не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было легко и хорошо. Это ужасно если за несколько дней вам никто не улыбнется. Душа зябнет, каменеет. Давайте подарим друг другу свои прекрасные улыбки.

 Практическая часть.

 Игра – инсценировка: «Секрет волшебных слов».

 — Вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в непростое путешествие, а в космическое, по орбите вежливости. Прошу вас надеть защитный шлем, пристегнуться. Удобно садитесь, взлетаем. Звучит космическая музыка.

 Первая планета – «Добрых слов».

  •  Добрым быть совсем не просто, не зависит доброта от роста,
  •  Не зависит доброта от цвета, доброта – не пряник, не конфета
  •  Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети.

 — В каждом из нас есть маленькое солнце — это солнце доброты. Добрый человек всегда пользуется волшебными словами. Я буду солнцем, своим лучиком буду дотрагиваться до вас, вы будете называть «волшебные слова».

 Игра «Не ошибись, пожалуйста».

— Я буду просить вас исполнять задание, но выполнять их надо тогда, когда я назову «волшебное слово». Встаньте, пожалуйста, руки вперед и т. д. Пожалуйста, добавьте строки «волшебными словами» (с мячом).

 Растает ледяная глыба, от слова теплого (спасибо).

 Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).

 Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).

 Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).

 Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста).

 Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья).

 Можно провести игры «Вежливый ручеек», «Вежливый стул».

 — Путешествие продолжается, звучит музыка.

 Вторая планета – «Заколдованная».

 — Мы должны выполнить задания, чтобы расколдовать эту планету, только тогда мы сможем продолжить наше путешествие. Прежде чем выполнить задания, мы прослушаем  выступление по теме «Современные технологии в освоении речевого этикета старшими дошкольниками»

Кейс 1. «Знакомство»

Задачи:

-формировать культуру общения;

-способствовать приобретению опыта этикетного поведения;

-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

*****

Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.

Вопросы:

  • Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?
  • Что они должны были сделать?
  • Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?
  • Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?

Кейс 2. «Благодарность», «Прощание».

Задачи:

-формировать культуру общения;

-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

***

Бабушка гостила у Даши и ее родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей все делали вместе: ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала Даша:

- Бабушка, уже уезжаешь? Ну ладно, пока!

  Внучка махнула рукой и убежала в комнату.

Вопросы: 

  • Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему?
  •  Что она сделала неправильно? Как должна была поступить Даша?
  • Какие формы речевого этикета она могла использовать, чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?
  • Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?

Кейс 3. «Разговор по телефону»

Задачи:

-закреплять знание правил и норм речевого этикета;

-продолжать формирование культуры общения;

-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни.

***

Аня звонит Маше по телефону.

- Маш, привет.

- Это не Маша. Это ее мама.

- А мне Маша нужна.

- Сейчас я ее позову.

- Маш, Это ты? Привет! Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами.

- Хорошо.

- Ну ладно, пока!

Вопросы и задание:

  • Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему?
  • Умеет ли Аня разговаривать по телефону?
  • О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие ошибки допустила?
  • Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте ситуацию.

Кейс 4. «Вежливый отказ»

Задачи:

-продолжать формирование культуры общения;

-упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации;

-способствовать приобретению опыта этикетного поведения;

-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

***

Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю назначили вратарем. Мальчик радостно побежал домой чтобы переодеться, и взять мяч. Дверь ему открыла мама.

- Витя. А я тебя жду. Сходи, пожалуйста в магазин. У нас кончился хлеб. К обеду нет ни кусочка.

Вопросы:

  • Как вы думаете, как поступит Витя?
  • Какой разговор возможен с мамой?
  • Что Витя скажет ребятам?
  • Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты ответа.

Кейс 5. «Просьба»

Задачи:

-развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;

-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;

-упражнять в использовании этикетных формул в зависимости от ситуации.

***  У Сережи сломался велосипед. Как обидно? А ведь он договорился с ребятами завтра покататься на школьном стадионе. Что делать? «Надо просить папу», - подумал Сережа и побежал домой.

  Папа только что вернулся с работы.

- Пап, привет! Отремонтируй мне велик, хорошо? – крикнул Сережа, поставил велосипед и опять убежал на улицу.

Вопросы:

  • Как думаете, поможет ли папа Сереже? Почему?
  • Вежливо ли обратился Сережа к папе? Какие ошибки он допустил?
  • Какие формы речевого этикета не использовал Сережа в своей просьбе?
  • Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты разговора с папой.

Кейс 6. «Прощение»

Задачи:

-развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;

-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;

-упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации.

***

Весь вечер Оля рисовала картину. Она очень старалась, потому что хотела подарить рисунок маме. Закончив работу, Оля оставила работу на столе, чтобы окончательно высохли краски. В этот момент в комнату вбежал Андре:

- Привет, Оль! – громко сказал он и бросил на стол школьный ранец.

- Там же мой рисунок! – крикнула Оля и бросилась к столу.

- Этот, что-ли? – спросил Андрей и дернул за уголок бумаги, который виднелся из-под ранца. Уголок оторвался.

- что ты наделала?! – дрожащим голосом спросила Оля и убрала ранец со стола.

  Она прижала остатки рисунка к себе, а из ее глаз брызнули слезы…

Вопросы:

  • Как Андрей объяснит ситуацию сестре? Как он успокоит Олю?
  • Какие слова надо использовать, чтобы извиниться?
  • Как бы вы поступили в данной ситуации?

 Физкультминутка «Не собьюсь».

 — Если показываю красный кружок, нужно хлопать в ладоши и говорить: «Здравствуйте!» Зеленый кружок – топать и говорить: «До свидания!».

 Следующая планета «Сказочная».

 — Все вы любите сказки, в сказках встречаются разные герои – добрые, которые ведут вежливо и злые, которые не вежливые.

 Игра «Добрый – злой».

 — Я буду называть героя, если герой добрый вы улыбаетесь, злой – закрываете лицо руками -Дюймовочка, Иван – царевич, Гуси – лебеди, Золотая рыбка, Кощей Бессмертный, Золушка, Баба – Яга, Мальчик – с – пальчик, Бармалей, Доктор Айболит. (По аналогии можно использовать речевые ситуации и поведение).

         Наше путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся на планету с которой началось наше путешествие. Кто помнит ее название? Планета «Добрых слов». У нашего космического корабля произошел сбой в работе двигателя, переходим на ручное управление.

  • Для чего человеку нужны руки?
  • Можно с их помощью общаться?

Работа в парах.

 — Выберите себе друга, потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать? Может ли человек обидеть другого, если у него такие теплые руки? Могут ли руки помочь подружиться? Поблагодарите, погладьте руки своего друга и свои. Как мы можем руками поблагодарить всех? (Аплодисменты)

 Наше направление было выбрано правильно, мы не сбились с орбиты Вежливости и вернулись на планету «Добрых слов». В слове заключается великая сила. Народ давно заметил: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Худое слово и сладким медом не запьешь».

 Игра с мячом «Что может сделать слово?» .
Обогатить, растревожить, обидеть, озадачить, успокоить, излечить, побудить, спасти…

 Итог.

 — Слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить, заклинать и, словно сердце, кровью обливается и равнодушно холодом дышать, призывом стать и отзывом, и зовом проклинают, славят и чернят.

Думай

кому говоришь

что говоришь

зачем говоришь

где говоришь

какие из этого будут последствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар " Воспитание культуры здоровья у дошкольников как одно из направлений здоровьесберегающих технологий".

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровья ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с ...

Семинар " Воспитание культуры здоровья у дошкольников как одно из направлений здоровьесберегающих технологий".

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровья ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с ...

Семинар " Воспитание культуры здоровья у дошкольников как одно из направлений здоровьесберегающих технологий".

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровья ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с ...

Выступление на районном семинаре " Звуковая культура речи детей раннего возраста"

Выступление на районном семинаре " Звуковая культура речи детей раннего возраста"...

Семинар-практикум " Культура речи воспитателя".

Что такое культура речи?  краткое описание и приложение в виде упражнений для проверки своей грамотности....

Положение о проведении семинара «Воспитание культуры здоровья у детей, как одно из направлений здоровьесберегающих технологий» (в рамках партнёрского взаимодействия)

Семинар проводится с целью особенности воспитания культуры здоровья у детей посредством использования здоровьесберегающих технологий....

Семинар-практикум "Культура речи педагога ДОУ"

Семинар-практикум "Культура речи педагога ДОУ"...