Главные вкладки

    Выступление на районном семинаре " Звуковая культура речи детей раннего возраста"
    методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

    Выступление на районном семинаре " Звуковая культура речи детей раннего возраста"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rayonnyy_seminar_zvukovaya_kultura_rechi.doc58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Звуковая культура речи детей раннего возраста.

    Новизна и актуальность.

             Современные, социальные, экономические, экологические условия жизни      привели к увеличению числа детей с нарушениями в речевом развитии, которые проявляются в раннем и младшем дошкольном возрасте. Ранний возраст являетсяблагоприятным периодом для формирования многих психических функций. В связи, с этим проводя раннюю диагностику психомоторного и    речевого развития, позволяет целенаправленно проводить коррекцию выявленных нарушений. Целесообразно раннее вмешательство педагогов, специалистов и активное участие родителей, которое поможет исключить необходимость компенсирующего обучения в старшем дошкольном возрасте.

    Понятие звуковой культуры речи.

              Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста.

    Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой  речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора), речевым слухом.

                                         
             
     Воспитание звуковой культуры речи предполагает:

                                                                                                                     1. Формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
    2. Воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения.                                                                                                                                                      3. Формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.                          
    4.  Выработка дикции – отчетливого, внятного произношения                                                                          каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
    5. Воспитание культуры речевого общения как части этикета.


               Особенности звуковой культуры речи детей 3-4 лет.
            К трем годам дети в основном овладевают звукопроизношением.               Однако речь их еще несовершенна в фонетическом отношении.

        Наблюдаются следующие особенности произношения звуков детей 3 лет:

    1. Согласные звуки произносятся смягченно ( «зюк» - жук , «сярик» - шарик ) .
    2. Свистящие звуки « С» , «З» , «Ц» произносятся недостаточно четко , часто совсем не произносятся ( «абака» - собака ) , заменяются : «С — Ф»          ( «фонце» - солнце ) , «З — В» ( «ваяц» - заяц) , «Ц — Ф» ( «фапля» - цапля ) и т. д.
    3. Шипящие звуки « Ш» , «Ж» , «Ч» , «Щ» произносятся недостаточно четко , заменяются свистящими  звуками .
    4. Звуки «Л» , «Р» пропускаются или  заменяются на другие ( «лямпа» , «ямпа» - лампа ;  «лыба» , «ыба» - рыба ) .

    Имеются особенности и в словопроизношении , к которым относится :

    - сокращение ( «тул» - стул , «весипед» - велосипед ) ;

    - перестановки ( «шапля» - шляпа , «корвик» - коврик ) ;

    - уподобление одного звука другим ( «бабака» - собака ) ;

    - слияние слов ( «Марьвана» - Мария Ивановна ) ;

    - добавление звуков ( «реблята» - ребята ) .

    С учетом этих особенностей и строится работа с детьми 3 — 4 лет по развитию звуковой культуры речи , с тем чтобы подготовить ребенка к следующему этапу обучения — развитию фонематического слуха .

     

                     Формирование звуковой культуры речи детей 3-4 лет.

          Формирование звуковой стороны речи осуществляется как при помощи специального речевого материала ( слова , фразы , потешки , песенки с определенной группой звуков , направленные на выработку умения правильно произносить звуки, четко выговаривать их , владея  силой голоса и темпом речи ) , так и приемом включения задач по воспитанию звуковой культуры речи в грамматические и лексические упражнения. Именно сочетание задач дает большой эффект , заинтересовывает детей.

           Игры «Подскажи словечко» приучают детей внимательно слушать стихотворение , подбирать слова не просто близкие по звучанию , но и подходящие по смыслу ; способствуют развитию фонематического слуха , произношению заданного звука в словах.

          Заучивание коротких стихотворений , в которых заданный звук встречается чаще , чем другие , способствует не только его лучшему произношению , но и развитию произвольной памяти , дикции , темпа и выразительности речи.

          Сюжетные рисунки помогают ребенку лучше понять и  запомнить содержание стихотворения.

     Задания «Найди похожие картинки» , «Найди различия» способствуют развитию умения сравнивать , анализировать , распределять и переключать внимание.

         

          На занятиях проводятся физкультминутки , направленные на развитие общей моторики , двигательных функций рук , зрительно — моторной координации. Кроме того , эти упражнения развивают память , четкое произношение , содействуют плавности и выразительности речи. В игровой ситуации слова и движения запоминаются лучше.

                   Этапы обучения правильному звукопроизношению.


                                                                                                                                                                               I этап -  подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания.
             Поэтому необходимо систематически упражнять органы артикуляции, проводить упражнения, направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного положения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной струи, правильного дыхания.
    С целью подготовки речевого аппарата используются разнообразные упражнения.
    Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение: «Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?» и др. Используются звукоподражания шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др.
    Для развития речевого дыхания проводят игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание карандашей, плавающих рыбок, лодочек. Однако дети не сразу справляются с заданием. Многие напрягаются, раздувают щеки и не могут сдуть лежащую пушинку. Этому детей надо учить. От простых игр переходят к более сложным, где требуется сильная воздушная струя воздуха, – детям предлагают подуть на плавающих в воде уток, гусей, лодочку; В процессе дыхательных упражнений ребенок учится правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох и длительный, сильный, плавный выдох. Не следует допускать, чтобы дети напрягались и уставали. Для развития речевого слуха, слухового внимания рекомендуются игры «Угадай, кто позвал?», «Угадай, что я сказала?»
        В индивидуальной работе используется артикуляционная гимнастика.

          II этап - становление звуков речи, или постановка звука. Это создание новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями. В большинстве случаев необходимо одновременно затормозить неправильную связь между представлением о звуке и его произношением.
       Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы (шипящие, свистящие, р, л).
       При полном отсутствии звука или при его неустойчивом произношении, что часто наблюдается у дошкольников, бывает достаточно фиксировать внимание ребенка на звуке. Это так называемая постановка звука по подражанию или вызывание звука. Обучение здесь основано на подражании детьми речи воспитателя, четкому произношению звука. Такой прием обучения возможно использовать только в легких случаях. Фиксация внимания на звуке происходит благодаря выделению звука в слове.
         Если невозможно поставить звук на основе подражания, используют объяснение артикуляции нужного звука и образец его произношения, сопровождаемые упражнением детей.
        Доступно для детей объясняется положение зубов, губ и языка при произношении какого-либо звука. Дается образец, он повторяется детьми индивидуально, вначале теми, кто произносит его хорошо (дополнительный образец произношения), а затем теми, у кого наблюдаются недостатки. Наконец звук повторяют все хором.
        В период становления звука надо быть внимательными к его появлению. Следует постоянно поддерживать новый звук, создавать необходимые условия. Воспитателю нужно прислушиваться к произношению детей. При нарушениях звука педагог напоминает существенные моменты его артикуляции, дает образец правильнойречи.
          III этап – закрепление и автоматизация звуков. С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры - в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится неправильно (О. В. Правдина).
        Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых.
       Это трудная для нервной системы работа. Она требует большой осторожности и постепенности, что обеспечивается доступностью и систематичностью речевого материала (переход от изолированно произносимого звука к включению этого звука в звукосочетание, слово, фразу). Звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середине, в конце. Вначале создаются облегченные условия для произношения звука (звук в открытом слоге, в сочетании с двумя гласными, в закрытом слоге), затем они усложняются.
       В этот период полезно сочетание нового материала со старым. Важны контроль за детской речью и контрольные упражнения (пересказ рассказов, рассказывание по картине). Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создание таких условий, чтобы в течение дня ребенок произносил его не менее 10–20 раз. Воспитатель показом артикуляции, напоминанием о своих прежних указаниях помогает ребенку овладеть речевым навыком.
          IV этап - этап дифференциации смешиваемых звуков.

            В основе его лежит дифференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим.
            Дети не отличают новый звук от некоторых сходных с ним звуков и путают  их (вместо сушка – «шушка», вместо Саша – «Шаша»).
           Для дифференциации звука эффективен прием сравнения двух артикуляционных укладов и установление их различия. При сопоставлении двух звуков не следует сравнивать правильный звук с его искаженным вариантом.
          Рекомендуется проводить занятия по дифференциации звуков с использованием доступного детям игрового материала. Так, можно подобрать картинки по категориям: одежда, обувь, игрушки, цветы, овощи и т.д. В названиях предметов чередуются смешиваемые звуки (вишня – слива). Сначала детям дают две картинки, потом, усложняя игру, количество картинок доводят до трех-четырех (шуба – сапоги – шапка; кошка – собака – лошадь – свинья). Далее детям предлагают отдельные пары слов, которые обозначают предметы, не принадлежащие к одной группе. Фонетически эти слова различаются по одному звуку (усы - уши, мышь – мыс). Вначале в слове один из дифференцируемых звуков, затем оба звука (руль, орел, стрела, Лариса), далее – словосочетание, предложение (У Веры ручка лучше, чем у меня), потешки, пословицы, стихи («Прилетели голуби, сели возле проруби», «Зайка летом серый, зимой белый») Можно проводить упражнения и без картинок, на одном только словарном материале (нос – нож, коза – кожа, Юра – юла, коробка – колобок)..

        На всех этапах обучения звукопроизношению рекомендуются упражнения в форме игр: с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений, с пением; чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек, чистоговорок. Пересказ коротких рассказов и рассказывание по картинкам с учетом возраста и стоящих задач обучения начинается с этапа автоматизации звука.

              Показатели развития звуковой культуры речи детей 3-4 лет:

       Ребенок к концу года должен :

     - правильно и четко произносить гласные звуки «А» , «О» , «У» , «Ы» , «И» - изолированно , в словах и фразовой речи.

     - правильно и четко произносить согласные звуки «М» , «Б» , «П» , «»Т» , «Д» , «Н» , «К» , «Г» , «Х» , «Ф» , «В» , «Л» , «С» , «Ц» - изолированно , в словах и фразовой речи.

     - уметь произвольно регулировать силу голоса ( громко — тихо ) , темп речи  ( быстро — медленно )  , речевое дыхание.

     - использовать выразительные средства речи — темп и ритм , паузы , разнообразные интонации.

     - понимать значение терминов «звук» и «слово».

         По словам С. Л. Рубинштейна, речь маленького ребенка часто обладает яркой выразительностью, но она непроизвольна, неосознанна, выразительные моменты проявляются в качестве импульсивной эмоциональности. Чтобы добиться сознательной выразительности, необходима тщательная работа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

    Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...

    Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

    Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....

    Выступление на тему "Развитие словарного запаса и звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"

    Как помочь ребенку не потерять интерес к логопедическим занятиям? Ответ  тут!...

    Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»

    В консультации раскрывается основное значение  звуковой культуры речи  как составной части общей речевой культуры, что входит в понятие "ЗКР", описаны основные этапы  усвоения ребёнком ...

    Консультация для воспитателей "Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста через дидактические игры"

    В ходе игры выстраивается целая система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развивает психические функции, среди которых речь занимает основное место....

    Семинар " Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста".

    Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста....

    Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"

    Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"...