Диагностика первоначального уровня сформированности звуковой культуры речи детей раннего возраста по методике по методике Серебряковой Н.В. и Максакова А.И.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Гущина Юлия Викторовна

Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова. Нечеткое или неправильное произношение слов может быть причиной их непонимания.

Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправдано физиологическими особенностями формирования детской речи. Но для того, чтобы создать благоприятные условия для правильного произношения всех звуков, чистого и внятного произношения слов, нужно проводить специальные игры,   занятия и упражнения.

     Чтобы оценить развитие звуковой культуры речи  у детей раннего возраста и в дальнейшем скорректировать по ней работу,  я провела диагностическое обследование  состояния развития звуковой культуры речи у детей раннего возраста на начало учебного года. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika.docx35.79 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика первоначального уровня сформированности звуковой культуры речи детей раннего возраста по методике по методике  Серебряковой Н.В. и Максакова А.И.

     Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова. Нечеткое или неправильное произношение слов может быть причиной их непонимания.

Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправдано физиологическими особенностями формирования детской речи. Но для того, чтобы создать благоприятные условия для правильного произношения всех звуков, чистого и внятного произношения слов, нужно проводить специальные игры,   занятия и упражнения.

     Чтобы оценить развитие звуковой культуры речи  у детей раннего возраста и в дальнейшем скорректировать по ней работу,  я провела диагностическое обследование  состояния развития звуковой культуры речи у детей раннего возраста на начало учебного года. В обследовании принимали участия дети возраста (2 -2,5 г.г.) детского сада «Ивушка» г. Бор, Нижегородской  области в количестве 10 человек.

     Руководствуясь методиками и научными трудами известных педагогов и психологов таких как: И.А.Смирнова, О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.В. Серебрякова я составила и провела мониторинг для выявления уровня развития звуковой культуры речи у детей раннего возраста. (см. Приложение №1).

     Современная дидактика придает все большее значение педагогической диагностике. Используемые мною методики помогают выявить некоторые закономерности, тенденции и проблемы по развитию звуковой культуры речи, что позволяет уже в детском саду выявить детей, которые в том или ином плане отстают от сверстников, и в дальнейшем им уделять особое внимание в процессе работы.

          Обследование звуковой культуры речи детей раннего дошкольного

возраста обеспечивает выявление следующих параметров развития речи:

1. Уровень фонематического восприятия.

2. Типы нарушений произношения слов.

3. Уровень сформированности языкового синтеза и анализа.

     Современные дидактические материалы необходимые для

обследования речи детей, должны соответствовать ряду методических

требований:

  1. Основную роль достижения успеха в обследовании произношения

детей раннего возраста играет иллюстративность предлагаемых материалов

(красочное оформление, крупный размер, отсутствие лишних деталей) и их

доступность. Картинки имеющие определённый сюжет наиболее интереснее

детям, они с радостью узнают изображения и находят нужные слова.

  1. Основное место занимает поиск эффективных методических

приёмов, например приём завершение предложений за взрослыми.

  1. Обследование произношения детей следует проводить с учетом

закономерностей формирования произносительной стороны речи детьми в

раннем возрасте и обязательно включать задания на произнесение согласных

и гласных звуков, артикуляция которых отрабатывается на этапе раннего

онтогенеза.

     Цель исследования: определить первоначальный уровень

сформированности умений звуковой культуры речи у детей раннего возраста исследуемой группы.

     Продолжительность диагностического занятия индивидуальна, она зависит от психофизического состояния ребёнка, его возраста и особенностей его характера, в ситуации обследования. Подходящая длительность занятия по диагностике с ребенком раннего возраста 10-15 минут. Превышать это время не рекомендуется, даже если кажется, что ребёнок был заинтересован

выполнением заданий и не испытывает усталости после проведённой работы.

     Ход исследования: детям последовательно предлагались задания,

результаты которых заносились в журнал.

  1. Обследование уровня фонематического восприятия.

   Фонематическое восприятие – это способность воспринимать

звуковой состав слова.

Методика «Повтори».

Цель: диагностика умения ребенка повторить слова, сохраняя

правильность слоговой структуры.

Ход обследования: взрослый последовательно называет ряд слов и

просит ребенка отраженно их произнести. Предлагаются следующие слова:

мама, папа, баба, матрешка.

Методика «Покажи картинку».

Цель: диагностика умения ребенка дифференцировать слова, близкие

по звучанию (фонематический слух).

Оборудование: предметные картинки.

Ход обследования: перед ребенком раскладываются парные картинки,

его просят показать, где коса и коза, уточка и удочка, ложки и рожки,

мышка и мишка, сабля и цапля.

Игра «Эхо».

Цель: диагностика слухового внимания, восприятия и умения

воспроизводить слоговые ряды в заданной последовательности.

Ход обследования: ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо».

Взрослый произносит следующие слоговые ряды и просит ребенка их

повторить: па-ба, та-да, ка-га, па-па-ба, та-да-та, па-ба-па, та-та-да.

Игра «Кто как кричит».

Цель: Исследование фонетической стороны речи и состояния

имитационной стороны речи (с опорой на картинки).

1. А-а-а! (укачивает девочка);

2. О-о-о! (сердится щенок);

3. У-у-у! (гудит поезд);

4. Уа! (плачет малыш);

5. Мяу! (мяукает кошка);

6. Му! (мычит корова);

7. Ав! (лает собака);

8. Ко-ко-ко (кудахчет курица);

9. Га-га-га (кричат гуси).

  1. Обследование звукового произношения у детей.

     Для определения особенностей звукопроизношения детей можно

использовать известную, стандартную методику. Необходимо определить,

как ребёнок произносит звуки не только во фразовой речи, но и в отдельных

словах. С этой целью применяются наборы сюжетных и предметных

картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в различных

позициях. Для проверки умения дифференцирования звуков, детям

предлагается рассмотреть ряд картинок, в названиях которых встречаются

оба дифференцируемых звука ([б] – [п], [ж] – [ш], [л] – [р], [г] – [к]),

и картинки, названия которых различаются одним звуком (рак – лак, миска –

мишка). При обследовании произношения следует отметить не только

отсутствие или замену звуков, но ясность, и чёткость произношения, их

дифференциацию, особенность темпа речи, речевого дыхания.

     Традиционно обследование звукопроизношения детьми проводятся

двумя способами называния звука:

1.         В составе слова в различных позициях (в середине слова, в начале, в

конце и в стечениях согласных).

2.        В изолированном произнесении.

      При выборе слов для проведения диагностики в составе слова, следует

акцентировать внимание на простоту слова для понимания детьми, позицию

стечения гласных/согласных в словах (позиция в середине, начале и конце

слова) и состояние словарного запаса детей.

     Таким образом, определяется умение детьми правильно произносить не

только звуки в слове, но и их последовательность, количество, построение

предложений, правильное употребления простых предлогов, согласование

членов предложения в роде, падеже и числе.

     Обследование в составе слова дает общую картину об ошибках в речи

детей. Для подробной диагностики фонетических ошибок применяется

обследование в изолированном произношении.

1.         При повторении одного слова выявляются ошибки звуко-слоговой

структуры слов. Так, например, выявляется нарушение сочетания гласных:

Дождь – дощь, зря – сря, мишка – миска.

2.        В случае определения звуко-слоговых ошибок, применяется

изолированное проговаривание звуков:

Паровоз гудит: у-у-у;

Маша заблудилась в лесу: ау-ау-ау;

Мишка плачет: а-а-а.

      Особо следует акцентировать внимание на изучении слоговой

структуры слова как одной из важнейших характеристик произносительной

стороны речи детей. У детей раннего возраста слоговая структура слов только начинает формироваться. Для обследования речи детей лучше иметь отдельные файлы с вложенными в них иллюстрациями.

     При назывании ребёнком иллюстраций, во время проверки

звукопроизношения, следует учитывать: наличие перестановок слогов или

отдельных звуков, состояние словарного запаса ребёнка, усечений окончаний

слов и характер трудностей создания структуры слогов во многосложных

словах.

       Важно остановиться на изучении слоговой структуры слова как одной

из основных характеристик произносительной стороны речи ребёнка. При

обследовании слоговой структуры слов необходимо определить

правильность произношения ребенком не только звуков в слове, но и

последовательность слогов, и их количество.

III. Обследование артикуляционного аппарата.

Артикуляция – совокупность работ отдельных произносительных

органов при образовании звуков речи.

Состояние речевой моторики.

1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию):

-        поднять брови вверх («удивиться»);

-        нахмурить брови («рассердиться»);

-        надуть щеки («толстячок»);

-        втянуть щеки («худышка»);

-        отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.

 

2. Состояние артикуляторной моторики (выполнение движений по подражанию).

Цель: установить, сформированы ли основные артикуляционные

умения у ребенка: положение органов речи, необходимое для образования

каждого звука.

Задания:

  1. Открыть широко ротик.
  2. Положи расслабленный язычок на нижнюю губу – это листочек.
  3. Покажи лопату – подними кончик языка вверх.»
  4. Покажи забор или злую собачку: приоткрой губы и покажи сомкнутые

зубы.

  1. Губы - «улыбка», «трубочка»;
  2. Положи расслабленный язычок на нижнюю губу - широкий, а теперь узкий, как  иголочка.
  3. Дотронься язычком до верхней, а потом до нижней губки.
  4. Осмотр у ребенка мягкого небо -  предложить широко открыть рот и зевнуть.

Отметить следующие параметры движений:

а)        наличие или отсутствие движений;

б)        тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение);

в)        объем движений (полный, неполный);

г)        способность к переключению от одного движения к другому;

д)        замены движений;

е)        добавочные и лишние движения (синкинезии);

ж)        наличие тремора, гаперсаливации, отклонений кончика языка.

IV.  Обследование речевого дыхания

       Для изучения речевого дыхания использовалась методика, разработанная к.п.н. А. Максаковым.

      Задачами диагностики были следующими: установить длительность и силу выдоха у детей, выявить умение рационально расходовать воздух при произнесении гласных звуков, определить, какое количество слов (слогов) дети способны произнести на одном выдохе.

     Диагностика включал несколько заданий. Для каждого возраста имеются свои показатели произнесения определенного количества слов на выдохе .

Возраст

ребенка 


Количество слов на выдохе в норме 


Длительность занятия по формированию речевого дыхания 


2-3 года 


2-3 слова 


2-3 мин. 


Первое задание. 

Цель: выявить длительность и силу внеречевого выдоха.

Описание: Дети должны были произнести выдох через рот. Чтобы увлечь их, разыгрывали ситуацию: как можно дольше дуть на ватку (снежинку). Время выдоха фиксировали с помощью секундомера.        

Второе  задание. 

Цель: выявить длительность  речевого дыхания при произнесении гласных звуков на одном выдохе.

Описание: Дети должны были как можно дольше на одном выдохе произнести звуки «а», «у», «и», наиболее контрастные по артикуляционным и акустическим свойствам. По заданию следовало как можно дольше спеть колыбельную песенку (произнести звук «а»), песенку паровоза (звук «у), ослика (звук «и»). Время звучания звуков (выдоха) фиксировали с помощью секундомера.

Третье задание. 

Цель: установить, какое количество слов (слогов) могут произнести ребенок на одном выдохе.

Описание: Задание проводится на основе на материале стихотворения А. Барто «Наша Таня» (включает 17 слов или 31 слог).

     Наблюдая, фиксировать, когда ребенок добирает воздух, делает вдох в процессе речевого высказывания. В процессе чтения стихотворения на подготовленных карточках с текстом отмечать места, где производился вдох.

     Показания мониторинга помогли мне определить причины низкого развития звуковой культуры речи у детей,  и в  дальнейшем помог выстроить успешную работу в данном направлении.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...

Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....

Выступление на районном семинаре " Звуковая культура речи детей раннего возраста"

Выступление на районном семинаре " Звуковая культура речи детей раннего возраста"...

Картотека игр на развитие звуковой культуры речи в раннем возрасте

Картотека игр на развитие звуковой культуры речи...

Формирование звуковой культуры речи детей раннего возраста (от одного до двух лет)

Вторая группа детей раннего возраста (от одного до двух лет)В этот период у ребенка резко возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается ее понимание, активная речь. С первы...

Профилактика нарушений речи ,через формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Основные этапы формирования речи ребенка среднего дошкольного возраста:•1. Артикуляционная гимнастика;•2 Пальчиковая гимнастика;•3 Развитие речевого дыхания;•4 Развитие фонематичес...