Главные вкладки

    Семинар " Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста".
    консультация по логопедии по теме

    Полянина Елена Ивановна

    Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon seminar_zvukovaya_kultura_rechi.doc75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар:

    « Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»

    Подготовила:

    учитель- логопед Полянина Елена Ивановна

    Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

    Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста.

    Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой  речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора), речевым слухом.

    Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного, мотивированного (связанного с конкретной ситуацией и разнообразной практической деятельностью) общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми. Обязательным условием при этом выступает соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм:

    - произносительных;

    - орфоэпических;

    - грамматических;

    - стилистических.

    В процессе такого общения ребенок как бы «настраивается» на восприятие произносительных и других особенностей русского  языка. Считается, что первоначально восприятие речевых звуков формируется в процессе активного артикуляторного опыта, когда малыш пытается подражать речевым и неречевым движениям взрослого. Поэтому одновременно с артикуляцией (то есть с движениями и позициями речевых органов нужными для произнесения звуков) ребенок усваивает и систему дифференциальных признаков, необходимых для различения звуков родного языка.

    Таким образом,  формирование звуковой стороны речи на первых этапах развития зависит, в основном, от степени сформированности кинестетического и фонематического восприятия, а также от их взаимодействия между собой в речевой практике.

    Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста может быть обобщено в трех основных разделах:

    I Развитие голосового аппарат. Развитие речевого слуха и подвижности речедвигательного аппарата детей;

    II Становление и закрепление звуков. Формирование норм литературного произношения.

    III Работа над речевым дыханием, темпом и ритмом речи, силой голоса и интонационной выразительностью, дикцией. (табл.)

    Характеристика речевого развития детей 3 — 4 лет ( вторая младшая группа ).

    В этом возрасте у ребенка накапливается определенный словарный запас , состоящий в основном из существительных и глаголов.Постепенно в речи дошкольников 3 — 4 лет появляются прилагательные , наречия и другие части речи.

    Активный словарный запас ребенка этого возраста составляет 1900 слов. Совершенствуется словопроизношение. Начинает формироваться понятие об обобщающих словах. Дети овладевают грамматическими формами ( множественное число , винительный и родительный падежи имен существительных , изменяют основу глагола и т.д.) .

    Осваивают навыки разговорной речи , выражая свои мысли предложениями , как простыми , так и сложными. Дошкольникам доступна простая форма диалогической речи , но чаще эта речь ситуативна.

    Постепенно детей подводят к составлению связных высказываний , к пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого ( « Курочка Ряба» , « Колобок» ) .

    К четырем годам при нормальных условиях ребенок осваивает звуковую систему языка : произносит многие звуки , слова , его речь становиться понятна окружающим.

    Ребенок с хорошей речью легко вступает в контакт со сверстниками и взрослыми , может понятно выразить свои мысли , желания. Дефекты в произношении звуков затрудняют общение с окружающими ; часто у таких детей наблюдается задержка в психическом развитии.

    Правильное звукопроизношение очень важно при поступлении ребенка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно четкое произношение звуков. Детям трудно определять количество звуков в слове , их последовательность , назвать слова , начинающиеся на заданный звук. Дошкольники с недостаточно сформированным фонематическим слухом испытывают трудности в овладении навыками грамотного письма.

    Наблюдаются следующие особенности произношения :

    1. Согласные звуки произносятся смягченно ( «зюк» - жук , «сярик» - шарик ) .
    2. Свистящие звуки « С» , «З» , «Ц» произносятся недостаточно четко , часто совсем не произносятся ( «абака» - собака ) , заменяются : «С — Ф»          ( «фонце» - солнце ) , «З — В» ( «ваяц» - заяц) , «Ц — Ф» ( «фапля» - цапля ) и т. д.
    3. Шипящие звуки « Ш» , «Ж» , «Ч» , «Щ» произносятся недостаточно четко , заменяются свистящими  звуками .
    4. Звуки «Л» , «Р» пропускаются или  заменяются на другие ( «лямпа» , «ямпа» - лампа ;  «лыба» , «ыба» - рыба ) .

    Имеются особенности и в словопроизношении , к которым относится :

    - сокращение ( «тул» - стул , «весипед» - велосипед ) ;

    - перестановки ( «шапля» - шляпа , «корвик» - коврик ) ;

    - уподобление одного звука другим ( «бабака» - собака ) ;

    - слияние слов ( «Марьвана» - Мария Ивановна ) ;

    - добавление звуков ( «реблята» - ребята ) .

    С учетом этих особенностей и строится работа с детьми 3 — 4 лет по развитию звуковой культуры речи , с тем чтобы подготовить ребенка к следующему этапу обучения — развитию фонематического слуха .

    Формирование звуковой стороны речи осуществляется как при помощи специального речевого материала ( слова , фразы , потешки , песенки с определенной группой звуков , направленные на выработку умения правильно произносить звуки, четко выговаривать их , владея  силой голоса и темпом речи ) , так и приемом включения задач по воспитанию звуковой культуры речи в грамматические и лексические упражнения. Именно сочетание задач дает большой эффект , заинтересовывает детей.

    Игры «Подскажи словечко» приучают детей внимательно слушать стихотворение , подбирать слова не просто близкие по звучанию , но и подходящие по смыслу ; способствуют развитию фонематического слуха , произношению заданного звука в словах.

    Заучивание коротких стихотворений , в которых заданный звук встречается чаще , чем другие , способствует не только его лучшему произношению , но и развитию произвольной памяти , дикции , темпа и выразительности речи.

    Сюжетные рисунки помогают ребенку лучше понять и  запомнить содержание стихотворения.

     Задания «Найди похожие картинки» , «Найди различия» способствуют развитию умения сравнивать , анализировать , распределять и переключать внимание.

     У детей 3 — 4 лет начинает активно развиваться  внимание , память ,которая становиться  наглядно — образной , формируется воображение , благодаря чему на основе словесного описания ребенок может создать образ предмета. Это позволяет включить в занятие загадки. Их тематика ограничена и определяется жизненным опытом и знаниями о предметах окружающего мира : игрушки , овощи , фрукты , домашние и дикие животные.

     На занятиях проводятся физкультминутки , направленные на развитие общей моторики , двигательных функций рук , зрительно — моторной координации. Кроме того , эти упражнения развивают память , четкое произношение , содействуют плавности и выразительности речи. В игровой ситуации слова и движения запоминаются лучше.

    Задачи :

    1. Учить правильно и четко произносить гласные звуки «А» , «О» , «»У» , «Ы» , «И» - изолированно , в словах и во фразовой речи.

    2. Учить правильно и четко произносить согласные звуки «М» , «Б» , «П» , «Т» , «Д» , «Н» , «К» , «Г» , «Х» , «Ф» , «В» , «Л» , «С» , «З» , «Ц» - изолированно, в словах  и во фразовой речи.

    3. Готовить артикуляционный аппарат к произношению шипящих звуков.

    1. Способствовать развитию интонационной стороны речи : умения произвольно регулировать темп речи , силу голоса , речевое дыхание.
    2. Формировать умение говорить согласно нормам литературного произношения.
    3. Формировать выразительность речи : умение пользоваться паузами , разнообразными интонациями.
    4. Знакомить с терминами «ЗВУК» , «СЛОВО».

     Показатели развития:

     Ребенок к концу года должен :

     - правильно и четко произносить гласные звуки «А» , «О» , «У» , «Ы» , «И» - изолированно , в словах и фразовой речи.

     - правильно и четко произносить согласные звуки «М» , «Б» , «П» , «»Т» , «Д» , «Н» , «К» , «Г» , «Х» , «Ф» , «В» , «Л» , «С» , «Ц» - изолированно , в словах и фразовой речи.

     - уметь произвольно регулировать силу голоса ( громко — тихо ) , темп речи  ( быстро — медленно )  , речевое дыхание.

     - использовать выразительные средства речи — темп и ритм , паузы , разнообразные интонации.

     - понимать значение терминов «звук» и «слово».

     - уметь выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.

     - рисовать вертикальные, горизонтальные, округлые линии, штриховать несложные предметы.

    Характеристика речевого развития детей 4 — 5 лет.

     В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов , обозначающих свойства и качества предметов. Дошкольники начинают подбирать слова с противоположным значением ( антонимы ) и близким ( синонимы ) , употребляют обобщающие слова.

     К 5 годам количество слов , которыми оперирует ребенок , составляет 2000 — 2500 .

     Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе , что обусловлено рядом факторов , в том числе и средой , в которой живет , воспитывается и обучается ребенок.

     Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения , которая заключается в том , что ребенок в одном  звукосочетании правильно произносит звуки , а в другом — неправильно. Типична и обратная замена звуков ( шапка - «сапка» , жук - «зук» ).

     У многих наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков ( «Р» , «Л» ) , что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов.

     Вместе с тем дошкольники 4 — 5 лет отличаются особой чувствительностью , восприимчивостью к звукам речи , что очень важно для обучения элементам грамоты.

     В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения :

    • дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде , числе и падеже , ориентироваться на окончания слов ( красный шар , красное платье ) ;
    • начинают активно использовать в речи предлоги ( в , на, под , между , около )  и т. д.

     Речь становиться связной и последовательной . Происходит переход от ситуативной речи к  контекстной..Развивается как диалогическая , так и монологическая речь. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы , составлять рассказы по картинкам или используя игрушки.

     В средней группе дети овладевают правильным произношением практически всех звуков родного языка , однако у некоторых  дошкольников наблюдается нечеткое произношение  свистящих , шипящих и сонорных звуков. Таким детям необходима помощь логопеда.

    У дошкольников 4 — 5 лет формируется осознание своих произносительных умений.

     Работа в средней группе по развитию фонематического слуха строится с учетом психических и физических особенностей детей и подготавливает ребенка к следующему этапу обучения -  развитию звуко — буквенного анализа.

      На этом этапе обучения  выделены три задачи :

    1. Развитие фонематического слуха.

    2. Развитие графических навыков с целью подготовки руки к письму.

    3. Развитие основных движений ( упражнения для рук , ног , туловища ) и мелкой моторики ( упражнения для пальцев и кистей рук ).

     Показатели развития :

    Ребенок к концу года должен уметь :

    -правильно произносить все звуки родного языка изолированно , в словах , во фразовой речи ;

    • различать короткие и длинные слова , похожие и непохожие , звонкие , громкие и тихие ;
    • делить слова на слоги ;
    • дифференцировать твердые  и мягкие согласные, называть их изолированно;
    • определять и называть первый звук в слове ( без призвука гласного ) ;
    • произвольно регулировать темп , силу голоса , речевое дыхание ;
    • рисовать вертикальные , горизонтальные и округлые линии , штриховать несложные предметы ;
    • выполнять упражнения для пальцев и кистей рук .

    Старшая группа ( 5 — 6 лет )

    Характеристика речевого развития детей 5 — 6 лет.

     Словарь ребенка растет не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами, антонимами. В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства ( светло — красный , темно — зеленый, легче , тяжелее ) ; слова , называющие материалы и их признаки ( дерево — деревянный и т. д. ) .

     Совершенствуется  грамматическая система языка . Дети используют в речи простые распространенные предложения , сложноподчиненные , сложносочиненные конструкции ; разные слова для названий одних и тех же предметов ( однокоренные слова : кошка ,кошечка , котенок ) .

     Грамматически правильно изменяют слова , входящие в активный словарь ( один  стул , много стульев ) .

     Совершенствуют умение связно , последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи педагога . Могут передавать диалог действующих лиц . Дети активно участвуют в беседе , самостоятельно отвечают на вопросы . Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта , при описании предметов.

     В этом возрасте развивается фонематическое восприятие :

    • дети правильно произносят все звуки родного языка ;
    • проводят звуковой и буквенный анализ слов , устанавливают последовательность звуков в слове ;
    • дифференцируют звуки : гласные и согласные , твердые и мягкие согласные , звонкие и глухие согласные .
    • Выделяют в слове ударный слог , ударную гласную ;
    • составляют предложения по картинкам из двух , трех слов ,определяют порядок слов в предложении.

     В 5 — 6 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку , они овладевают первоначальными навыками чтения , могут писать печатными буквами.

    Основные задачи этого этапа обучения :

    1. Развитие звуко — буквенного анализа .

    2. Развитие фонематического восприятия.

    3. Формирование первоначальных навыков чтения.

    4. Подготовка руки ребенка к письму.

     Показатели развития

    К концу учебного года ребенок должен :

    • знать буквы русского алфавита ;
    • писать буквы русского алфавита в клетке ;
    • понимать и использовать в речи термины  «звук» и «буква» ;
    • определять место звука в слове : в начале , в середине и в конце ;
    • различать гласные , согласные ; твердые и мягкие согласные ; звонкие и глухие согласные звуки ;
    • пользоваться графическим обозначением звуков ( гласные — красный квадрат , твердые согласные — синий квадрат, мягкие согласные — зеленый квадрат ) ;
    • уметь записывать слово условными  обозначениями , буквами .
    • соотносить звук и букву ;
    • писать слова , предложения условными обозначениями , буквами.
    • определять ударный слог , ударную гласную и обозначать соответствующим значком ;
    • проводить звуковой анализ слов ;
    • читать слова , слоги , предложения , небольшие стихотворные тексты ;
    • правильно пользоваться терминами «звук» , «слог» , «слово» , «предложение» ;
    • составлять предложение из двух , трех слов , анализировать его.

       

    Подготовительная группа ( 6 — 7 лет )

    Характеристика речевого развития детей 6 — 7 лет.

    Словарный запас детей этого возраста увеличивается за счет качественного совершенствования. К 7 годам количество слов , которыми оперирует ребенок , составляет 3500 — 4000. Активно используются в речи синонимы , антонимы ; начинают применяться слова и выражения с переносным смыслом ; дети овладевают новыми понятиями ( водный , воздушный , пассажирский транспорт и т. д. ).

     Обогащение словаря происходит за счет точного называния качеств предметов ( материал , форма , цвет , размер ).

             В то же время наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе детей , что обусловлено особенностями развития и обучения , кругом их интересов и потребностей .

    Дошкольники правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде , числе и падеже ; изменяют слова в предложениях ( я пошел гулять , они пошли гулять  и т. д. ), используют разные слова для обозначения одного и того же предмета  ( лиса , лисонька , лисица ).

    Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных ( смелый — смелее)  , новые слова с помощью суффиксов ( хлеб — хлебница ), правильно употребляют глаголы ( бегал — бежал ).

    Используют в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.

    В развитии связной речи происходят существенные изменения :

    • совершенствуется монологическая и диалогическая речь , в диалоге дети используют не только односложные ответы , но и предложения различной конструкции ; могут самостоятельно формулировать и задавать вопросы.
    • Самостоятельно составляют описательные и повествовательные рассказы не только по одной картине , но и по серии картин.
    • Формируется умение развивать сюжет в логической последовательности ; одной из сложных задач остается составление рассказов из личного опыта в логической последовательности.

     В возрасте 6 — 7 лет завершается работа по усвоению элементов грамоты и подготовке руки к письму . Дети ориентируются в звуко — буквенной системе родного языка , проявляют интерес к играм со словами , звуками , буквами. Могут пересказать текст, прочитанный самостоятельно. Понимают смыслоразличительную функцию звука , буквы ( врач — грач , банки — санки ) .

    Основные задачи этого этапа :

    1. Развитие интереса и способностей к чтению .

    2. Подготовка руки ребенка к письму .

     Детям предлагается осмысление способа чтения через :

    • включение в интересную игровую деятельность со звуками и буквами ;
    • отгадывание загадок ;
    • разгадывание ребусов , кроссвордов ;
    • чтение небольших текстов , стихотворений.

     Педагог , обучая детей элементам грамоты , одновременно решает задачи речевого развития детей по обогащению словарного запаса , формированию грамматически правильной речи , расширению знаний об окружающем мире.

    Этому способствуют художественные произведения , представленные разными жанрами и связанные с темой занятия.

    1. Пословицы и поговорки — ознакомление с ними обогащает речь дошкольника , имеет большое воспитательное значение , воздействует на детей сильнее , чем любые пояснения.

    2. Загадки — пробуждают интерес к окружающему миру , расширяют и закрепляют представления о нем . Разгадывание загадок способствует развитию мышления.

    3. Стихотворения -обогащают словарь ребенка , оказывают воспитательное значение.

    4. Рассказы о природе ( К . У шинского , В . Даля , Н . Сладкова ) - способствуют не только расширению знаний и представлений об окружающем , но и воспитанию любви к художественному слову , обогащению словаря ребенка , использованию в речи различных выразительных средств языка : эпитетов , метафор , сравнений .

      Задачи на учебный год :

    • расширять знания и представления об окружающем мире.
    • Учить проводить фонетический разбор слов.
    • Закреплять умение соотносить звук и букву.
    • Учить читать слова , стихотворения , тексты.
    • Учить разгадывать ребусы , кроссворды.
    • Учить писать слова , предложения печатными буквами.
    • Познакомить с тетрадью в линию , научить способам работы в ней с целью подготовки руки ребенка к письму.
    • Способствовать развитию логического мышления.
    • Формировать умение понимать прочитанный текст.
    • Развивать интерес и способности к чтению.
    • Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
    • Учить самостоятельно формулировать учебную задачу , пользуясь условными обозначениями.
    • Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

     Показатели развития:

    К концу года ребенок должен :

    • проявлять интерес к звучащему слову , чтению , письму;
    • ориентироваться в звуко — буквенной системе языка;
    • понимать смыслоразличительную функцию звуков , букв ;
    • записывать слова , предложения печатными буквами ;
    • разгадывать ребусы , кроссворды ;
    • читать слова , предложения , небольшие тексты , стихотворения ; понимать прочитанный текст ;
    • ориентироваться в тетради в линию ( широкая и узкая строка ) ;
    • рисовать предметы в тетради в линейку.

    ЛИТЕРАТУРА :

    1.Т.Б.Филичева,Г.В.Чиркина. Устранение общего недоразвития у детей дошкольного возраста:практ.пособие.-4-е изд.-м.:Айрис-пресс,2007.

    2.С.А.Миронова. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях:кн. для логопеда.-М.:Просвещение,1991.

    3.А.И.Максаков. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников.-М.:Мозаика-Синтез,2005.

    4.О.С.Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.М.:ТЦ Сфера,2009.

    5.О.С.Ушакова. Придумай слово:Речевые игры и упражнения для дошкольников.М.:ТЦ Сфера,2010.

    6. Л. Р. Болотина. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ: метод. пособие. – М.: Айрис – пресс, 2006.

    7. Н. Г. Комратова. Учимся говорить правильно: учебно – метод. пособие

    по развитию речи детей 3 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

    Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...

    Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

    Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....

    Выступление на тему "Развитие словарного запаса и звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"

    Как помочь ребенку не потерять интерес к логопедическим занятиям? Ответ  тут!...

    Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»

    В консультации раскрывается основное значение  звуковой культуры речи  как составной части общей речевой культуры, что входит в понятие "ЗКР", описаны основные этапы  усвоения ребёнком ...

    Формирование звуковой культуры речи в дошкольном возрасте.

    Важным качеством детской речи является выразительность. «Выразительность речи - умение внятно, убедительно и сжато выражать свои мысли и чувства; умение интонацией и выбором слов, построением предложе...

    Методы и приемы формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

    Методы и приемы формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...

    Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"

    Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"...