Организация занятий с аутичным ребенком в домашних условиях
картотека

Бакаева Елена Александровна

В помощь родителям и педагогам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация занятий с аутичным ребенком в домашних условиях


•    Игры с водой и красками
- «Переливание» - предложите ребенку открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, а затем разлить ее по стаканчикам, мисочкам различных размеров. 
- «Озеро» - наполните большой таз водой: теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки. Расскажите ребенку небольшую историю, сопровождая ее наглядным показом действий персонажей. 
- «Купание кукол», «Мытье посуды» - в том случае, если ребенок заинтересовался игрой, можно совместно выполнять игровые действия, развернутые по сюжету.
- «Цветная вода» - прозрачные пластиковые стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них разводятся краски различных цветов. Можно смешивать воду и получать новые цветовые сочетания. 
- Кляксография - набирая подкрашенную воду с помощью пипетки и капая ей на сухой или мокрый лист, вы не только создаете неожиданный зрительный эффект, но и развиваете у ребенка воображение (угадывать, на что похоже), мелкую моторику.
- Эффективными приемами являются рисование пальцами, ладонью, листьями, цветной мыльной пеной, ватными палочками и т.д.

•    Игры с крупами
- «Прячем ручки» - крупа (манная, гречневая и т. д.) высыпается в глубокую миску.  Опустите в нее руки, пошевелите пальцами и предложите ребенку сделать так же: «Давай спрячем наши ручки. Вот и нет ручек! А сейчас мы их найдем (раскопать пальчики по одному). Вот один пальчик, вот второй и т.д.».
- «Найди игрушки» - спрячьте в крупе мелкие игрушки, а ребенок пусть найдет их. 
- «Пересыпаем крупу» - крупа пересыпается в разные емкости (бутылки, банки) с помощью ложки, совка и т.д.
При игре с водой и сыпучими материалами важно уделять внимание развитию у ребенка аккуратности. В конце занятия предложите ему убрать рассыпавшуюся крупу при помощи совочка и щетки, а пролитую воду вытереть губкой.

•    Игры с мыльными пузырями, светом и тенью, пластичными материалами, звуками
- Надувать мыльные пузыри, а затем лопать их разными способами (дотронувшись пальцем, ладонью, носом и т.д.).
- Пускать плавающие свечки в большой таз и наблюдать за них перемещением.
- Задувать горящую свечу, рисовать в воздухе дымом потушенной свечки.
- Ловить зеркалом «солнечного зайчика», следить за его перемещением.
- Играть в «Театр теней».
- Проводить эксперименты с замораживанием и размораживанием воды.
- Мять и отщипывать, размазывать пластилин (тесто), катать из него шарики, раскатывать колбаски.
- Угадывать звучание музыкальных инструментов, бытовые шумы (звонок телефона, скрип двери,  шуршание бумаги) и т.д. 

•    Игры на развитие мелкой моторики
- составление контуров предметов из палочек;
- составление цепочки из канцелярских скрепок с соблюдением определенной последовательности.
- вырезание из бумаги правой и левой рукой;
- нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин и т.д.;
- сортировка бобов, фасоли, гороха, перебор крупы (пшено, гречка, рис);
- застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
- завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек;
- складывание мелких деталей в узкий цилиндр;
- стирание ластиком нарисованных предметов;
- капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;
- комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);
- задания с прищепками (прицепить по краю пластикового стаканчика и т.д.).

Развитие внимание и памяти

Дети с нарушениями часто испытывают затруднения с концентраций внимания, произвольным запоминанием. Однако, именно произвольное внимание и память позволяют ребенку ориентироваться в окружающем мире, повышать продуктивность деятельности.

Работа по развитию внимания и памяти должна проводиться педагогами и родителями регулярно, основываться на интересах ребенка, учитывать периоды работоспособности и утомляемости.  

Предлагаемые игры вызывают интерес у большинства детей, просты в проведении, требуют минимальное количество оборудования. Помощь взрослого заключается к словесном сопровождении происходящего – это позволяет ребенку сконцентрироваться на значимых объектах и взаимодействовать с ними, не отвлекаясь.

 «Зеркало»

Ход игры:

Взрослый делает разные движения и предлагает ребенку повторить за ним.

 «Солнечный зайчик»

Вам понадобится: несколько игрушек.

Ход игры:

Взрослый говорит ребенку: «К нам в гости пришел Солнечный зайчик. Найди его!» (включает фонарик и светит им на стенку.) Ребенок следит взглядом за движением «Солнечного зайчика» и показывает, где  он остановился

 «Найди такую же игрушку»

Вам понадобится: несколько хорошо знакомых ребенку игрушек и столько же картинок, похожих на них.

Ход игры:

Взрослый ставит перед ребенком 2 - 3 игрушки и называет их. Затем ребенку демонстрируются картинки, называются и соотносятся с игрушкой. Ребенку предлагается по картинке найти игрушку.

 «Наперсток»

Вам понадобится: три цветных стакана, маленькая игрушка.

Ход игры:

Перед ребенком ставятся три цветных стакана. Под одним из них спрятана маленькая игрушка. После того, как стаканы перемешают, ребенок должен найти игрушку.

 «А кто это спрятался?»

Вам понадобится: несколько игрушек.

Ход игры:

Перед ребенком в ряд ставится несколько хорошо знакомых игрушек. Взрослый вслух перечисляет их, а затем, попросив ребенка отвернуться или закрыв ему глаза, прячет одну игрушку. Ребенку необходимо отгадать, кто именно спрятался.

 «Куда пропал мяч?»

Вам понадобится: игрушечная кошка, мяч, две корзинки.

Ход игры:

Ребенок садится за стол. По обеим сторонам стола на пол ставятся две корзинки. Взрослый достает мяч и кладет его на стол. Затем достает кошку – она прыгает по столу, смотри на мяч, подбегает к нему и толкает его лапой, катя по столу. Нечаянно сталкивая мяч со стола в одну из корзин, останавливается, оглядывается, ищет мяч, просит ребенка помочь.

Игра повторяется 2 - 3 раза. При этом следует поочередно сталкивать мяч то в одну, то в другую корзину.

 «Срисовывание по клеточкам»

Вам понадобится: орнамент на листе в крупную клетку, чистый лист в клетку.

Ход игры:

Ребенку дается лист в клетку, образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

 «Дорисуй»

Вам понадобится: изображения с отсутствующими деталями (дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т.д.).

Ход игры:

Ребенку предлагается назвать и дорисовать отсутствующие детали в изображениях.

 «Шкафчики»

Вам понадобится: шкафчики с выдвижными ящичками, мелкие игрушки.

Ход игры:

Взрослый ставит на стол шкафчик, рассматривает его вместе с ребенком. Затем прячет мелкую игрушку в один из ящиков. Ребенку предлагается найти игрушку, показать нужный ящичек.

В следующий раз, спрятав игрушку, взрослый закрывает шкафчик ширмой, через какое-то время снимает ширму и предлагает ребенку показать ящичек, в котором спрятана игрушка.

 «Пуговицы»

Вам понадобится: 2 одинаковых набора пуговиц; 2 игровых поля (2 квадрата, разделенных на клетки).

Ход игры:

Перед ребенком и взрослым лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. Взрослый выставляет на своем поле 3 пуговицы, ребенок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого взрослый закрывает листком бумаги свое игровое поле, а ребенок на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

 «Чей голос»

Вам понадобится: фигурки и изображения животных; ширма.

Ход игры:

Каждая игрушка помещается рядом с картинкой с ее изображением. Взрослый прячется за ширму и воспроизводит звук животного. Ребенку предлагается показать на картинке животное, которое так разговаривает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация занятий по развитию речи в домашних условиях.

В настоящее время  остро стоит проблема предупреждения речевых нарушений в семье, ведь, как известно, гораздо легче предотвратить появление какого-либо нарушения, чем устранить его. И кто как не ...

Организация занятий с детьми-инвалидами в домашних условиях

Добрый вечер, уважаемые родители, сегодня на нашей встрече, мы рассмотрим вопрос организации занятий с детьми в домашних условиях.Как Вы считаете, есть ли необходимость самостоятельной организации зан...

Советы родителям по организации режима дня ребенка в домашних условиях.

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня....

Консультация для родителей «Организация занятий по развитию речи в домашних условиях»

Не полагайтесь, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь....

Организация самостоятельной музыкальной деятельности ребенка в домашних условиях

Руководство самостоятельной музыкальной  деятельностью ребенка в домашних  условиях...

Семинар для родителей "Организация занятий с детьми-инвалидами в домашних условиях" + презентация

Организация занятий с детьми-инвалидами в домашних условиях Добрый вечер, уважаемые родители, сегодня на нашей встрече, мы рассмотрим вопрос организации занятий с детьми в домашних условиях.Как В...