«Поддержка инициативы и самостоятельности детей в процессе коллективно-творческого дела – КТД»
презентация к уроку (старшая группа)

Выродова Елена Анатольевна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_podderzhka_initsiativy.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 33 «Радуга»

города Губкина Белгородской области

Выступление из опыта работы:

«Поддержка инициативы и самостоятельности детей в процессе

коллективно-творческого дела – КТД»

Подготовила:

Выродова Е.А., воспитатель

2022 год

1 СЛАЙД

В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека. Для того, чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада.

2 СЛАЙД

            В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.

3 СЛАЙД

            Основным принципом дошкольного образования, согласно ФГОС, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится полноценным участником образовательных отношений, а также поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

4 СЛАЙД

В детском возрасте инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью. Инициативное поведение дошкольника проявляется, прежде всего, в том, как он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно решает их.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять, в соответствии с собственными интересами показывает уровень инициативности ребёнка.

5 СЛАЙД

В начале учебного года в нашей группе с детьми было проведено тестирование, в котором на вопрос «Какой твой любимый праздник?» 98% детей ответили - «День рождения».

6 СЛАЙД

Для повышения уровня развития инициативного поведения ребёнка, его позитивной свободы и самостоятельности в условиях развивающего общения мы объединили педагогическую технологию «План – дело – анализ» и технологию проектной деятельности. В результате чего, с учётом пожеланий детей, «родился» проект по развитию детской инициативы и творческого самовыражения «День именинника», который меняет традиционный принцип организации жизни группы, сплачивая детей и взрослых в процессе выполнения общего дела.

7 СЛАЙД

В начале каждого месяца в группе проводим «сбор-старт», где создаётся «Совет дела» во главе с президентом группы (сюда входит и воспитатель).

План проведения «Дня именинника» обсуждаем и продвигаем на общих встречах, где выделяем отдельные задачи, которые будут выполнять разные группы детей – по их собственному желанию.

8 СЛАЙД

Т.е. для организации мероприятия создаем творческие микро-группы: группу оформителей, сюрпризную группу, группу затейников, группу именинников; распределяем обязанности для каждой группы, а свои предложения по организации праздника дети предлагают в течение месяца. Так: - группа оформителей продумывает украшения группы; - сюрпризная группа готовит эскизы подарков; - группа затейников придумывает поздравительные номера и поздравления, занимается подбором игр, конкурсов, музыки и пр.

Именинникам тоже даем задания: - узнать историю своего имени; - вспомнить интересные факты и случаи из своей жизни; - подготовить стихи, песни или загадки о времени года, в которое родился.

9 СЛАЙД

Воспитатели во время подготовки (они входят в совет дела), помогают, консультируют, советуют, работают с каждой творческой микро-группой, привлекают к помощи родителей.

Сценарий создают сами дети с участием воспитателя и на утреннем сборе в последний день месяца (до выходных) составляют план дня. Дети садятся и зарисовывают символами, чем бы они хотели заниматься в процессе организации праздника. Затем, свои планы вывешивают на доску и проговаривают, что они будут делать, чем именно заниматься.

10 СЛАЙД

Праздник для именинников проводим в группе 1 раз в последний день каждого месяца, во второй половине дня в теплой, творческой и дружеской атмосфере.  На нём чествуем всех именинников, родившихся в этот месяц. Если в каком-то месяце именинника нет, то празднуется День рождения сказочного или мультипликационного героя, которые, по желанию ребят, могут быть гостями группы в этот радостный день. В группе есть специальный календарь с днями рождения всех детей и сказочных героев.

11 СЛАЙД

Родители помогают в организации праздника: приходят на праздник в костюмах сказочных и мультипликационных героев, издают газеты, оформляют фотоальбомы, снимают видеофильмы, устраивают чаепитие.

        Дети в соответствии с выстроенным планом: играют в игры (подвижные, музыкальные, словесные), водят хороводы, читают стихи и говорят комплименты, собирают пазлы с портретом именинника, разрисовывают воздушные шарики пожеланий, делают поздравительные открытки, торт (из бумаги, солёного теста, пластилина), всё зависит от их выдумки и фантазии.

12 СЛАЙД

Одним из этапов коллективного творческого дела (КТД) является его анализ. По итогам праздничного мероприятия организуется «сбор-финиш», где дети отвечают на вопросы о том, что особенно удалось, что больше всего понравилось и запомнилось, что было неожиданным, как чувствовали себя именинники во время праздника, за что ребенок может себя похвалить за время подготовки праздника, за что может похвалить своих друзей.

Именинники рассказывают о своих впечатлениях, о празднике и благодарят всех участников и организаторов мероприятия.

Воспитатели анализируют эмоциональный настрой детей, психологический климат, активность и заинтересованность всех участников коллективного творческого дела, организаторские и творческие способности детей.

13 СЛАЙД

          Рассмотренный проект хорошо демонстрирует способы поддержки и развития детской инициативы, которые используются педагогами дошкольного учреждения: сюжетное обыгрывание макетов жизненных пространств; игры, игровые приёмы и материалы, задающие содержание; правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели; организацию среды, задающей структуру партнерских действий взрослых и детей; дифференцированный подход к детям с разной степенью познавательной активности и уважительное отношение к неточностям и ошибкам в их деятельности; проектирование содержания, которое дети и взрослые могут обсудить в группе и дома.

14 СЛАЙД

         В результате работы по проекту «День именинника», дети стали более инициативными, умеют самостоятельно выбирать деятельность, соответствующую собственному желанию, у них повысился уровень самоконтроля, оценка детьми своих возможностей стала более объективной, старшие дошкольники могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. Дети умеют ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

15 СЛАЙД

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что детская инициатива развивается и выражается тогда, когда ребёнок становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

Важно подчеркнуть, что традиция группы «День именинника», это не просто слова и провозглашаемые ценности, а конкретная педагогическая технология по развитию детской инициативы и творческого самовыражения, благодаря которой удалось в центр внимания поставить личность самого ребёнка.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в ДОУ

Данный материал расчитан для работы с педагогами. Даны рекомендации для стимуляции творческой активности, рассмотрено развитие инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности, а та...

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в культурно практической и двигательной деятельности детей.

Одним из значимых показателей степени развитости личности является уровень его инициативности. Что же такое инициативность? Инициативность — это способность личности к самостоятельной деятельност...

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в культурно практической и двигательной деятельности детей.

Использование  программы “СА-ФИ-ДАНСЕ” по танцевально-игровой гимнастике направленной на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоцио...

Поддержка инициативы и самостоятельности детей

Весной 2017года, я была в п.г.т. Березовка, по обмену опыта. Посетили детский сад №2. Нам была представлена работа « Клубный час». О том , что работа налажена и проводится постоянно «...

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в ДОУ

Статья будет полезна студентам пед.колледжа, воспитателям и старшим воспитателям дошкольных образовательных организаций....

Деловая игра "РППС - как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей"

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования в освоении и реализации требований ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде в ДОО.Зада...

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в культурно практической и двигательной деятельности детей.

Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. (Ю.Б.Гиппенрейтер)....