Ранний возраст. Что нужно знать родителям
консультация (младшая группа)

Консультация для родителей, рекомендации по игровой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_roditelyam_detey_rannego_vozrasta.docx34.59 КБ

Предварительный просмотр:

"Советы родителям детей раннего возраста"

Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В  ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.), следует искать в раннем детстве. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в семье, что способствует их нормальному психическому развитию и хорошему эмоциональному самочувствию. Однако далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до 3 лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде физиологического созревания и физического развития. Считается, что психическое развитие начинается после 3 лет. В результате внимание родителей сосредоточено на физическом здоровье малыша и ограничено гигиеническим уходом и предоставлением ему множества игрушек. В других семьях, напротив, переоцениваются возможности двухлетнего малыша: его начинают учить и воспитывать так же, как ребенка 5-7 лет. В обоих случаях игнорируются возрастные особенности детей, что может привести к весьма печальным последствиям. Нарастание тревожных проблем, связанных с психическим здоровьем и развитием детей, являются прямым следствием такого подхода родителей. В этой связи целесообразным и эффективным может быть посещение ребенком группы кратковременного пребывания, где сохранение здоровья и его психическое развитие лежат в основе специальной заботы профессиональных воспитателей.



Основные задачи воспитания и образования детей раннего возраста предполагают:

- обеспечение эмоционального комфорта ребенка, преодоление симбиотической связи его с матерью и способствование развитию самостоятельности и независимости;

- привлечение внимания детей к сверстникам, обучение их ориентировке на действия партнеров, налаживание гуманных, доброжелательных отношений между детьми;

- способствование развитию познавательных процессов (внимание, память, мышление);

- обогащение их жизни новыми впечатлениями и положительными эмоциями.



СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА 
Развитие вашего ребенка через игру
. Стремительное неврологическое развитие. Именно это происходит с ребенком в первые годы его жизни. Малыш учится ложиться, садиться, вставать, ползать, ходить, бегать и прыгать. Он идет от выражения себя посредством плача и улыбок, внезапного смеха, к произнесению первых слов и, наконец, выражению своих чувств и желаний. Постепенно он начинает смотреть и воспринимать цвета, различать звуки и ощущать вкусовые оттенки. Он берет и исследует предметы, бьет по ним и пытается что-то строить, проявляет любопытство, воспринимает, фантазирует, делится своими ощущениями. Познание всего этого невозможно без игры. Различные исследования показали, что игра помогает ребенку укрепить и развить его нервную систему; то есть ребенок должен максимальное количество времени проводить в игре для овладения своим телом и пробуждения собственных чувств, для развития его мозга и умственных способностей, для ощущения счастья и гармонии, для выражения его привязанности и эмоций, а кроме того, для установления взаимоотношений с другими детьми и взрослыми. В игре - продолжительной, спокойной и творческой – ребенок растет и развивается разносторонне. С помощью игры дети познают и постигают мир, в котором они живут. Они приобретают опыт, идя путем проб и ошибок. Успех и неудачи на этом пути помогают им в дальнейшем в решении новых проблем. Развивается умение сосредотачиваться. Дети фантазируют, творят, систематизируют и погружаются в мир идей – в общем, они учатся. 

Десять веских аргументов в пользу игры:

1. Игра помогает малышу узнать себя, а также свою физическую и социальную среду.

2. Игра развивает сенсорику, моторику, мускулатуру и координацию движений.

3. Игра помогает ребенку понять, как работают вещи, как люди общаются и строят взаимоотношения друг с другом, а также как попробовать себя в новых ролях.

4. Игра помогает ему развить свои физические, социальные, познавательные, художественные и языковые навыки.

5. Игра стимулирует и развивает творчество и воображение.

6. Игра воспитывает чувство собственного достоинства, самоконтроля, а также формирует шкалу ценностей ребенка.

7. Игра – это эффективный источник формирования правильной речи и навыков социального общения.

8. Игра стимулирует ребенка к учебе и практическому применению важных социальных навыков, таких как выражение своих мыслей и эмоций, ведение переговоров и сотрудничество.

9. Игра развивает способность мыслить и решать проблемы.

10. Игра пробуждает любознательность ребенка и укрепляет способность сосредотачиваться и концентрировать внимание. 



Советы по организации игры от 12 до 24 месяцев:

- Играйте в прятки, поскольку это лучше всего стимулирует развитие ребенка на данном этапе. Он приходит в восторг, когда люди исчезают и вновь появляются.

- Играйте в игры с куклами, натягиванием носков и разукрашенными пальцами. Подбирайте ему говорящие и подвижные игрушки. Разыгрывайте небольшие представления, побуждающие ребенка говорить.

- Давайте ребенку барабаны, музыкальные шкатулки и простые музыкальные инструменты. Ему нравится бить в барабан – это дает выход его энергии. Музыка побуждает ребенка танцевать и кружиться.

- Познакомьте вашего ребенка с миром книг и сказок. Ему понравится слушать их и переворачивать страницы. Книжки – раскладушки с вклеенными окошками и сюрпризами окажут более сильное впечатление. Чтение книг и сказок должно быть регулярным, поскольку для ребенка это 

который укрепит ваши взаимоотношения и поможет ему расслабиться.

- Дайте ребенку кисти и краски для рисования и наклейки для развития его творческих способностей.

Игрушки для детей в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев:

-Условно-образные игрушки: куклы и игрушечные животные, сделанные из мягких материалов;

- игрушки размером от 15 до 30 см.;

- плавающие игрушки (рыбки, утята), куклы голыши для игр с водой;

- фигурки кукол и животных из пластмассы, резины, дерева размером 10-15 см. для игр с песком, водой, строительным материалом;

- одна - две куклы в красочной одежде (они могут быть заводными), а также несколько персонажей кукольного театра (кошка, петушок, собачка) для инсценировок;

- игрушки, изображающие знакомые предметы быта: игрушечная мебель;

- игрушечная посуда и мебель, по размеру близкие к настоящей детской мебели и посуде, должны быть легкими;

- технические игрушки для совершенствования ходьбы, двигательных умений: устойчивые кукольные коляски, машины с кузовом, заводные машины, тележки, строительные наборы. 

Игрушки для детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

- Пирамидка из трех видов разных по размеру колец (два больших, два поменьше, два маленьких), а затем из пяти уменьшающихся по величине колец;

- игрушки – вкладыши: нарядные матрешки, яйца, коробки, корзинки;

- сюжетно-образные игрушки, различные по степени обобщенности образа: условно-образные, реалистические, игрушки-заместители;

- кукла подвижная, детализированная – от этого она становится более похожей на человека;

- кукла из мягкой пластмассы, а лучше из ткани в простой неснимающейся одежде, размером от 10 до 35 см.;

- фигурки из разных материалов длиной от 7 до 15 см. из резины, пластмассы, дерева;

- игрушечные животные (мишка, ежик, зайка);

- игрушки, изображающие предметы быта;

- постельные принадлежности;

- технические игрушки: автобус, трамвай, заводные машины, машины с сиденьями, лошадки с седлами, санки;

- игрушки, заменяющие хорошо знакомые ребенку предметы: деревянные или пластмассовые кружочки, колечки диаметром 3-5 см., легкие безопасные бруски, дощечки разной формы и разного размера, полоски картона, конфеты, яблоки;

- деревянные кубики с понятными ребенку изображениями, картинками;

- настольно-печатные игры типа разрезных картинок.



Игрушки для детей от 2 до 3 лет:

- Сюжетно- образные игрушки: куклы, игрушечные животные, предметы для занятий с ними, машинки;

- игрушки, которые наталкивают детей на отображение впечатлений, полученных в жизни; 



Примерный перечень развивающих материалов для детей от года до трех лет: 
12-18 месяцев

1.Пастель, мелки, карандаши, фломастеры.

2.Наборы кубиков, блоков для конструирования (разных по цвету и величине).

3.Набор форм, вставляющихся в друг друга.

4.Мягкие куклы среднего размера.

5.Мягкие игрушки – зверюшки.

6.Тамбурин.

7. Барабан.

8.Свисток, дудочка.

9.Книжки с картинками.

10.Книжки с короткими стихотворениями для детей.

11.Большая грузовая машина.

12.Легковая машина с водителем.

13. «Почтовый ящик», лучше с прозрачными стенками (коробка или ведерко с крышкой, имеющие отверстия различной формы и соответствующие им вкладыши).

14.Матрешка.

15.Составные игрушки из 2 – 3 частей ( «Лего»)

16.Самокат («машина», «лошадка»).

17. Подвижная игрушка на колесиках («Бабочка»). – на шесте или на веревочке.

18.Игрушки – модели предметов, людей, животных. 

18 – 24 месяца

1. Парные картинки, лото.

2.Кисти, краски ( не токсичные).

3.Набор для нанизывания («Бусы»).

4.Игрушечная мебель.

5.Пластилин и др. материалы для лепки.

6. Пазлы (простые).

7.Разрезные картинки из 2 -3 частей.

8.Кегли.

9.Сказки ( «Репка», «Теремок»). Хрестоматия для детей от 2 – 4 лет.

10.Миниатюрные модели бытовых предметов.

11.Игрушечный набор «Семья».

12.Наборы для ролевой игры («Инструменты», «Доктор», «Кухня», «Парикмахерская» и др.).

13.Игрушечный транспорт (поезд, кораблик, самолет и др.)

14.Набор для игры с песком. 

24-36 месяцев

1.Модель дома.

2.Пазлы.

3.Фигурки животных с детенышами ( «Лото», «Найди маму»).

4.Одежда кукол по сезону.

5.Игрушечные часы.

6.Куклы для театра.

7.Разрезные картинки из 4 частей.

8.Наряды для маскарада.

9.Лото: «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Транспорт», «Животные».

10.Составные игрушки из 3 и более частей.

11.Губная гармошка.

12.Детские ножницы с тупыми концами.

13.Игрушечный клавесин.

14.Трехколесный велосипед. 


Советы родителям 

Если человек прошагал свое детство без общения с самыми добрыми, ласковыми, мудрыми, горячо любящими его людьми – дедушками и бабушками, это значит что, он потерял тысячу прелестных сказок. Тысячу увлекательных прогулок, тысячу радостей от исполнения желаний, тысячу мудрых наставлений, в тысячу раз больше не сочувствовали ему в его горе. Ш. Амонашвили

Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании. Остается один вопрос жизни: как надо самому жить. Два правила я бы дал для воспитателя: самому не только жить хорошо, но и работать над собой, постоянно совершенствуясь и ничего не скрывая из своей жизни от детей. Лучше, чтобы дети знали про слабые стороны своих родителей, чем, чтобы они чувствовали, что есть у их родителей скрытая от них жизнь и есть показная…. Дети нравственно гораздо проницательнее взрослых. Они, часто не высказывая и даже не осознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков – лицемерие родителей. Теряют к ним уважение и интерес ко всем поручениям.



Некоторые правила воспитания

В каком возрасте надо начинать воспитание ребенка? Старинная легенда рассказывает о матери, которая обратилась к мудрецу с вопросом, когда ей надо начать воспитание своего шестимесячного сына, и мудрец ответил, что она опоздала со своим вопросом ровно на полгода. К настоящему времени необходимость воспитывать ребенка уже с первых месяцев его жизни подтверждена многочисленными научными данными. Существенное значение в воспитании имеют такие факторы, как постепенное увеличение отрезков времени бодрствования, отражающие работоспособность мозга ребенка, раннее развитие у него анализаторов (слух, зрение и др.), а также развитие речи. И если не заниматься воспитанием малыша с первых месяцев его жизни, можно многое упустить. Нельзя терять ни одного дня для осуществления процесса воспитания. Л.Н.Толстой подчеркивал: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние». Психологи считают, что умственное развитие человека наполовину происходит в возрасте первых 3-4 лет жизни. Если воспитание в 

, то неизбежны либо задержка в развитии мозга, либо формирование нежелательных привычек, создающих картину отрицательного поведения ребенка. Задачи воспитания детей второго и третьего года жизни включают физическое, умственное, моральное и эстетическое воспитание детей. Дать какие-то готовые рецепты воспитания ребенка нельзя, так как многое здесь зависит от индивидуальных (типологических) особенностей детей , окружающей обстановки, прошлого опыта ребенка, привычек, сложившихся у него ранее, состояния его здоровья. Однако имеется ряд общих педагогических правил, которые родителям необходимо соблюдать. Рассмотрим некоторые из них.



С ребенком надо обращаться ровно и спокойно.

Детям легко передается настроение родителей. Громкий, сердитый окрик ребенка отцом или матерью быстро возбуждают его - проявляются слезы, малыш начинает капризничать. Резкие движения, «дергание» ребенка при одевании, умывании или укладывании спать приводят к тому, что он отказывается выполнять поручения взрослых, становится раздражительным. Вот почему родителям в любой ситуации необходимо сохранять ровное и спокойное отношение к ребенку, избегать «эмоциональных срывов», раздражительного тона и т.д

Единство воспитания. У вас уже накоплен определенный опыт воспитания ребенка. Знаете, как его покормить, как уложить спать, как успокоить, развлечь и т.д. Ребенок легче приспосабливается к окружающей обстановке, если родители применяют привычные для него способы обращения с ним. Любое изменение знакомых воспитательных приемов или применение новых, пока что малопонятных для ребенка правил, нарушает его привычки и вызывает неуравновешенность поведения. Например, ребенок привык ложиться спать в коляске на улице. Попробуйте уложить его в это же время дома, в кровати – вы испытаете определенные трудности. Или ребенок привык есть, сидя за своим столиком, а теперь вы захотели накормить его, посадив к себе на колени, - скорее всего малыш откажется от еды. Изменения в методику воспитания можно вносить лишь в соответствии с возрастом ребенка, когда необходимо предъявлять новые требования: самостоятельно есть, самостоятельно раздеваться и др. в таком случае изменения воспитательных прием не вызовут нежелательных сдвигов в поведении, поскольку они вносятся на базе приобретаемых, новых умений ребенка. Понятие «единство воспитания», кроме единства методики педагогических приемов, включает также единство подхода к ребенку со стороны всех взрослых лиц, принимающих участие в его воспитании.  бабушки и т.д. должна быть полная согласованность в подходе к ребенку, предъявлении тех или иных требований. Только такое единство взрослых членов семьи во взглядах на воспитание ребенка может обеспечить образование у него стойких положительных навыков, уравновешенности поведения. Если мама запрещает «трогать часы», а папа разрешает «бери, играй сыночек», то в этом случае у малыша никогда не сформируется четкость восприятия такого важного понятия, как «можно» - «нельзя». При такой системе неправильного воспитания ребенок быстро поймет: можно вести себя в одинаковой ситуации по-разному – важно только, кто при этом присутствует, отец или мать? Пренебрежение воспитанием сдерживающих понятий формирует такие черты в характере ребенка, как упрямство, негативизм, раздражительность. Родители должны хорошо знать, что может повлечь за собой эта шутливая замена «нельзя» на «можно». Итак, единая тактика в воспитании, полная согласованность в действиях всех членов семьи – важное педагогическое требование. Помните, что ваш ребенок в этом возрасте более чуткий, сообразительный и умный, чем думают иногда некоторые родители.


Ваше требование – закон. Есть еще одно «волшебное» слово, очень необходимое в процессе воспитания – «надо». Правильная, адекватная реакция ребенка на слово «надо» вырабатывается лишь в том случае, когда родители уже в этом возрасте приучают малыша обязательно выполнять свои просьбы или требования. Очень важно при этом, чтобы ваше требование было обосновано и совпадало с желанием ребенка или с его потребностью. Например, вы говорите: «надо спать» - при укладывании малыша в положенное для него время, или «пойдем гулять», когда действительно наступило время прогулки. Кроме этого условия, для выработки нужной реакции ребенка на слове «надо» требования взрослых должны быть выполнимы для него. Непосильным для детей раннего возраста (1-3 года) являются такие требования родителей, как сидеть спокойно или длительно ожидать чего-либо. Находиться в 

 возрасте еще не может. Умение «подождать», «посидеть» и пр. надо упражнять постепенно. Оно сформируется в более старшем возрасте, после трех лет. Далее, каждый раз необходимо проследить, чтобы ребенок ваше поручение выполнил. И если на всякое ваше предложение что-то сделать ребенок будет отвечать обязательным его выполнением, у него сформируется привычка правильно вести себя в соответствии с той или иной просьбой взрослых. А ведь это не что иное, как послушание. Как приятно слышать такую характеристику «какой послушный ребенок!». С таким ребенком легко родителям и воспитателям. 

Развитие самостоятельности. Если малыш тянется к предмету, который привлек его внимание, заинтересовал (например, игрушка), и, наконец, достает этот предмет сам, без помощи взрослых - он радуется, испытывает удовлетворение от своих самостоятельных действий. Такие действия ребенка надо поощрить («вот молодец, что достал сам»), это в еще большей степени укрепит его тягу к самостоятельности. Бывает и так, что малыш в аналогичной ситуации сигналит – «не могу», «никак» и просит помочь взрослых «дай-дай-дай». И все же не спешите ему на выручку, а постарайтесь словами побудить его к самостоятельным действиям. «Ты уже большой, достань сам, попробуй». Постарайтесь добиться того, чтобы ребенок сделал сам то, что у него не получалось. На начальном этапе можно незаметно помочь ему довести дело до положительного результата, чтобы закрепить уверенность в своих возможностях. Таким путем вы формируете у ребенка потребность в самостоятельных действиях, умение преодолевать трудности. 

Можете ли вы быть образцом для подражания? Обычно в 2-3 летнем возрасте дети склонны подражать действиям взрослых: малыш в игре изображает действия матери, отца, бабушки, доктора и т.д. они «кормят» и «лечат» кукол, «готовят» обед, «читают» книги. Приятно видеть, если подражательные действия ребенка состоят из выполнения положительных правил. А если нет? Кого в этом винить? Разумеется взрослых. Это в их поведении он увидел, а затем и воспроизвел отрицательное.

 п олезна для правильного воспитания, так как на ее основе происходит в основном обучение необходимым навыкам и привычкам. Подражая действиям взрослых ребенок учится многому – аккуратно есть, складывать свою одежду, убирать обувь, собирать игрушки. И в дальнейшем многие гигиенические навыки, манеры культурного поведения дети получают, глядя на аналогичные действия старших. Родители всегда должны помнить, что за их поведением неотступно следят внимательные детские глаза, и вести себя соответственно этому. Необходимо также обращать внимание ребенка на все положительные поступки, которые совершаются на его глазах. Воспитательные воздействия желательно сопровождать словесными пояснениями и настойчиво развивать позитивные формы ответных поступков ребенка. 

Речевая установка. Родители должны знать, что от ребенка легче добиться выполнения каких-то действий, если сначала ему сказать об этом, т.е. создать предварительную установку, положительную настроенность на выполнение данного действия. Например, «Мы сейчас пойдем гулять, но сначала надо одеться» - и ребенок охотно будет на себя натягивать одежду. Или «Сейчас будем обедать, но сначала надо помыть ручки». Такие фразы взрослых предупреждают капризы ребенка. Он понимает, что это «трудное» (одеваться, мыть руки и т.д.) делается для того, чтобы потом наступило «приятное» (прогулка, вкусная еда и т.д.). Эти слова создают как бы готовность к тому или иному действию и вызывают у ребенка желание справиться с ним. 

Наиболее распространенные ошибки в воспитании. К ним относятся частые, немотивированные запреты, «срыв установки», отсутствие стабильности в режиме дня. Эти положения физиологически обоснованы, так как обусловлены психофизиологическими особенностями детского организма. Почему вредны частые запреты? Одергивания, всевозможные «нельзя» вызывают тормозное состояние у ребенка. Возрастные же свойства нервной системы его таковы, что не могут обеспечить длительной неподвижности. Это приводит к перенапряжению и истощению нервной системы малыша: он возбуждается, кричит, плачет, топает ногами, падает на пол и т.п. Еще одна тонкость. Запрещая что-то ребенку, вы говорите « не делай», «не трогать», «не тяни» и т.п., т.е. разные слова с отрицательной частицей «не». Однако в силу особенностей восприятия ребенком взрослой речи – ведь малыш только научился ее понимать – он не всегда улавливает эту короткую частицу «не» и часто слышит «делай», «трогай», «тяни» и т.п. Вы поступите неправильно, если будете все разрешать ребенку, или, наоборот, запрещать. Ребенок обязательно должен знать четкую границу между «можно» и «нельзя». Но запрещений в этом возрасте должно быть немного. Целесообразно организовать место бодрствования ребенка таким образом, чтобы в окружающей его обстановке было как можно больше дозволенного, чем запрещаемого. А что такое «срыв установки»? представим себе такую ситуацию: девочка сосредоточенно играет с куклой, заворачивает ее в одеяло. А маме некогда, она торопится и требует от дочки, чтобы та немедленно стала одеваться. Вот это резкое нарушение сосредоточенной деятельности ребенка и есть «срыв установки». Ребенок полностью захвачен игрой («установлен»). Вдруг игра резко ломается немедленным требованием матери. В этом случае понятны протест и сопротивление ребенка, его плач – ведь все это из-за невозможности переключиться на другое действие. Если такие неправильные приемы со «срывом установки» применяются часто, то у ребенка закрепляется отрицательное отношение к предложениям и требованиям взрослых. Переключать деятельность ребенка , не нарушая установки, надо умело – сначала словами, ЕС ли ребенок хорошо понимает речь, затем показом того, чем он должен будет заниматься. Такой способ переключения привлекает внимание малыша и возбуждает его интерес к новому занятию. Нельзя резко и часто менять режим дня ребенка. Обычно условия его жизни сравнительно постоянны (окружение, домашняя обстановка и т.д.). Основные слагаемые режима дня: сон, бодрствование и кормление, чередуются почти всегда в одной и той же последовательности. При этом у ребенка закрепляются определенные устойчивые привычки, которые имеют большое значение для его жизнедеятельности. Если последовательность событий дня вдруг нарушается (приход гостей, смена времени кормления или сна, отъезд на дачу и т.д.), то, как правило, изменяется поведение ребенка: появляются упрямство, плач, капризы, снижение аппетита, расстройства сна. Чтобы избежать этих явлений, советуем не допускать частых и значительных перемен в условиях жизни ребенка. В случаях необходимости смены обстановки (переезд, поступление в дошкольное учреждение и т.д.) старайтесь не изменять резко сложившихся привычек ребенка. Нельзя вносить в его жизнь сразу много нового. Безусловно, ее можно и нужно разнообразить, но постепенно, в пределах, допустимых возрастной выносливостью детской нервной системы. В каждом отдельном случае вы можете получить консультацию в кабинете здорового ребенка детской поликлиники. Категорически запрещается запугивать ребенка, обманывать его, применять физические наказания. Иногда можно слышать, как мать, торопя малыша, говорит «ешь скорее, а то папе отдам». Такие необдуманные слова могут сформировать в характере ребенка жадность. Нельзя также часто порицать его: «какой ты бестолковый», «до чего же ты упрямый», «ничего не умеешь» и т.п. 

Ребенок себя плохо ведет. Многие родители теряются и не знают, как обращаться с малышом, если он капризничает. Самый распространенный прием, которым, вероятно, пользуются многие – это метод отвлечения. Чем меньше ребенок, тем легче отвлечь его внимание от причин, вызвавших плач, капризы. Это помогает успокоить малыша, но не воспитывает правильного поведения. Поэтому в более старшем возрасте метод отвлечения лучше заменить убеждением, разъяснением или прямым обучением. Что делать, если ребенок плачет: жалеть, наказывать или не обращать внимания на его плач? В 

и будет зависеть от причины появления слез, установления вины ребенка и других обстоятельств. За что и как нужно наказывать ребенка? Здесь не может быть однозначного ответа. В решении этого вопроса в каждом конкретном случае родителям должны помочь, подсказать ответ их любовь к своему малышу, желание воспитать у него самые лучшие качества характера, уберечь его от ошибок в будущем. Если взрослые уделяют достаточно много внимания и ласки ребенку, то вполне достаточным может быть «суровый взгляд при обычной ласке», по выражению В.Белинского. осуждением плохого поведения ребенка может стать отказ разговаривать или играть с ним. Важно, чтобы приемы наказания соотносились с характером плохого поступка ребенка. Например, малыш сломал игрушку или порвал книжку- в этом случае надо сказать, как плохо он поступил и запретить ему пользоваться этой игрушкой или книжкой. Лучше сразу правильно воспитывать ребенка, формируя у него как можно больше положительных форм поведения, чем потом перевоспитывать, ломать сложившиеся стереотипы. 

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности

- Период упрямства и капризности начинается примерна с 18 месяцев.

- Заканчивается - к 3,5-4 годам.

- Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.

- Пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни.

- Мальчики упрямее девочек.

- Девочки капризничают чаще.

- Если дети по достижении 4-х лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то есть опасность фиксации упрямства, истеричности, как удобных способах манипулирования своими родителями. Не поддавайтecь нажиму ради своего спокойствия. - В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых до 19!


Что могут сделать родители

- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.

-Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как данность.

- Не пытайтесь во время приступа что-то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат!

- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно- взять его за руку и увести.

- Будьте настойчивы в  Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.



- Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к м помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!». Ребенку только это и нужно. 

- Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка!», «А что это там за окном ворона делает?». Подобные маневры заинтересуют и отвлекут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Малыш и музыка (Что нужно знать родителям о музыкальном воспитании детей раннего возраста в детском саду)

Музыкальные способности проявляются у детей очень рано. Малыш до 3-х лет - это человек, самый эмоционально отзывчивый на музыку. Поэтому ранее детство считается чрезвычайно благоприятным периодом для ...

Консультация для педагогов «Физическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Что нужно знать родителям»

Консультация для педагогов «Физическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Что нужно знать родителям»...

Консультация для родителей: "Что нужно знать родителям о поведении детей дошкольного возраста"

Что нужно знать родителям об особенностях поведения детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Если ребенок плохо говорит" Все что нужно знать родителям о речевых нарушениях у детей дошкольного возраста

В материале консультации рассматриваются самые распространенные речевые проблемы детей. Ознакомившись с материалом родители смогут выяснить, в чем заключается речевая проблема ребенка и как можно ее р...

Закаливание детей дошкольного возраста. Что нужно знать родителям?

laquo;КАК ПРАВИЛЬНО ЗАКАЛИВАТЬ РЕБЕНКА»Дети болеют. Этот грустный факт так же непреложен, как и тот, что дети растут. Но, в отличие от последнего, детские болезни не доставляют радости ни им са...

Консультация Что нужно знать родителям будущих первоклассников? Что нужно уметь к школе?

Этот вопрос задают многие родители будущих первоклассников. Официальных требований к поступлению в школу нет,. Однако в реальности часто количество мест ограничено, поэтому практикуются собеседов...

Что нужно знать родителям о музыкальном развитии детей среднего дошкольного возраста.

Дети среднего дошкольного возраста проявляют уже большую самостоятельность и активную любознательность. Это период вопросов. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями, событиями, делать прост...