Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (старший дошкольный возраст) «Насекомые»
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром
(старший дошкольный возраст)
«Насекомые»
подготовила воспитатель
Саратовская Наталья Васильевна
Цель занятия: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых.
Задачи:
Образовательные
-расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;
-обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни;
-уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
-продолжать учить отгадывать загадки.
Коррекционно - развивающие
-способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;
-активизировать и расширять словарный запас;
-развивать связную речь.
Воспитательные
-прививать бережное отношение ко всему живому;
-замечать красоту окружающей природы;
-воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми.
Предшествующая работа
Чтение художественной литературы К.Ушинский «Капустная бабочка», В.Бианки «Муравейник зашевелился», Т.Н. Нуждина «Мир насекомых».
Наблюдение за насекомыми в повседневной жизни. Рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые».
Наглядно - дидактический материал
Предметные картинки - карточки ( животные, птицы, насекомые), пиктограммы, плоскостные бумажные цветы, муляжи насекомых, иллюстрации насекомых (бабочка, пчела, божья коровка, муравей, комар, муха, кузнечик), карточки с растениями (ромашка, клевер, подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха).
Ход занятия
( На столе стоит коробка с предметными карточками (животные, насекомые, птицы).
Воспитатель - Подойдите и выберете себе карточку, на которой изображено насекомое.
(дети выбирают)
Воспитатель - Кто какое насекомое нашел?
(дети - Пчела, муравей, бабочка, божья коровка, стрекоза, муха, комар )
Воспитатель - Молодцы! А что же общего у всех насекомых?
(дети - Голова, грудь, брюшко, 6 ног)
Воспитатель - Верно, и когда же появляются насекомые?
(дети - Весной)
Воспитатель - Почему весной?
(ответы детей, выкладывание пиктограмм)
Солнце начинает греть - (пиктограмма солнце),
увеличивается день, много света - (пиктограмма лампочка),
появляются растения - (пиктограмма растение),
появляются насекомые - (пиктограмма насекомое).
(дети выбирают нужные пиктограммы из множества других)
Воспитатель - Молодцы! Все правильно рассказали и выложили.
Воспитатель - Сегодня, я хочу вас пригласить в одно очень интересное место. Какое не скажу, я думаю, что вы сами догадаетесь. Закройте глаза и медленно покружитесь на месте.
(воспитатель раскладывает по всему ковру плоскостные цветы)
Воспитатель - Открывайте глаза. Как вы думаете, где же мы оказались?
(дети - На полянке)
Воспитатель - Присаживайтесь на полянку.
Воспитатель - Что же может расти на полянке?
(дети - Ромашка, клевер, подорожник, колокольчик, одуванчик, мать-и-мачеха)
Воспитатель - Все верно, много разных растений можно увидеть на полянке. А если есть растения, то кого же мы обязательно увидим?
(дети - Насекомых)
Воспитатель - Я собрала в коробку часть насекомых, которых мы можем увидеть на полянке. Хотите узнать, что это за насекомые?
(дети - Хотим)
Воспитатель - Я буду загадывать загадки, а вы старайтесь отгадать.
Одевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко,
Это … (божья коровка).
(дети - Божья коровка)
Воспитатель - Какая она?
(дети - Красная, яркая)
Воспитатель - Значит и мы и птицы могут ее заметить. Как же она защищается от врагов?
(дети - Выделяет горькую, желтую жидкость)
Воспитатель - Верно, эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом. А что означает красный цвет божьи коровки?
(дети - Я не съедобная! Не прикасайтесь ко мне!)
Воспитатель - Божья коровка - это полезное насекомое или нет?
(дети - Полезное)
Воспитатель - Какую пользу приносит?
(дети - Она уничтожает тлю)
Воспитатель - Верно, она поедает маленьких букашек- тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.
Воспитатель - Отгадайте следующую загадку.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(дети - Бабочка)
Воспитатель - Чем питается бабочка?
(дети - Соком растений, нектаром)
Воспитатель - Как она пьет нектар?
(дети - Хоботком)
Воспитатель - Можно ли ловить бабочек? Почему?
(дети - Нет, мы можем поранить бабочку)
Воспитатель - Крылья у бабочки покрыты маленькими цветными чешуйками. Если мы схватим бабочку за крылья, то чешуйки облетят, и бабочка не сможет летать. Что с ней случится?
(дети - Погибнет)
Воспитатель - Как вы думаете, пользу или вред приносят бабочки?
(дети - Пользу, опыляют растения)
Воспитатель - Следующее насекомое.
Он работник настоящий,
Очень - очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
(дети - Муравьи)
Воспитатель - Муравьи живут большими семьями. Как называется их дом? Из чего строят?
(дети - Муравейник строят из веточек, хвоинок, соломинок, травинок).
Воспитатель - Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом. Есть строители, что они делают?
(дети - Строят муравейники, ремонтируют ходы и переходы)
Воспитатель - Есть уборщики, добытчики, солдаты, чем они занимаются?
(дети - Чистят муравейники, добывают корм, защищают муравейник)
Воспитатель - Муравьи полезные или вредные насекомые?
(дети - Полезные, они поедают гусениц, тлю)
Воспитатель - Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Их называют санитарами леса.
Воспитатель - Эта загадка про кого?
Прыгает пружинка -
Зеленая спинка,
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.
(дети - Кузнечик)
Воспитатель - Кузнечика мы заметим в траве? Почему?
(дети - В траве его не видно, он зеленый, под цвет травы)
Воспитатель - А как мы можем узнать, есть кузнечик на полянке или нет?
(дети - Мы услышим, как он поет)
Воспитатель - Чем он делает такие звуки?
(дети - Крыльями)
Воспитатель - Верно, он трет одно крылышко о другое и получается такая песня кузнечика. Мы говорим, что он не поет, а что делает?
(дети - Стрекочет)
Воспитатель - Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми.
Воспитатель - Каких полезных насекомых еще знаем?
(дети – Пчела - дает нам мед; стрекоза - уничтожает комаров, мух)
Воспитатель - Назовите вредных насекомых?
(дети - Муха, комар - разносят болезни, грязь)
Воспитатель - Верно, теперь мы с вами поиграем и узнаем кто из вас самый внимательный. Нужно угадать какое насекомое улетело или уползло.
Игра «Кого не стало»
( Выкладываются насекомые: божья коровка, пчела, муравей, кузнечик, стрекоза, муха, бабочка. Дети рассматривают, называют, запоминают. По команде воспитателя отворачиваются. Убирается одно насекомое. Дети поворачиваются и угадывают, кого не стало).
Воспитатель - Замечательно, теперь пора возвращаться домой. Закроем глаза и медленно покружимся.
(Воспитатель убирает с ковра плоскостные цветы)
Воспитатель - Открываем глаза. Мы снова в нашей группе. Понравилась вам прогулка на полянку, кого мы там видели?
(дети - Насекомых)
Воспитатель - Каких полезных насекомых знаем? Какую пользу приносят?
(дети - Божья коровка, муравей, стрекоза - уничтожают тлю, вредных насекомых, помогают растениям. Пчела дает мед, бабочка - опыляет растения.)
Воспитатель - Назовите вредных насекомых. Какой вред от них?
(дети - Комар и муха разносят разные болезни, они могут нас заразить.)
Воспитатель - Молодцы! Все верно рассказали.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasekomye.docx | 17.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром
(старший дошкольный возраст)
«Насекомые»
подготовила воспитатель
Саратовская Наталья Васильевна
Цель занятия: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых.
Задачи:
Образовательные
-расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;
-обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни;
-уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
-продолжать учить отгадывать загадки.
Коррекционно - развивающие
-способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;
-активизировать и расширять словарный запас;
-развивать связную речь.
Воспитательные
-прививать бережное отношение ко всему живому;
-замечать красоту окружающей природы;
-воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми.
Предшествующая работа
Чтение художественной литературы К.Ушинский «Капустная бабочка», В.Бианки «Муравейник зашевелился», Т.Н. Нуждина «Мир насекомых».
Наблюдение за насекомыми в повседневной жизни. Рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые».
Наглядно - дидактический материал
Предметные картинки - карточки ( животные, птицы, насекомые), пиктограммы, плоскостные бумажные цветы, муляжи насекомых, иллюстрации насекомых (бабочка, пчела, божья коровка, муравей, комар, муха, кузнечик), карточки с растениями (ромашка, клевер, подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха).
Ход занятия
( На столе стоит коробка с предметными карточками (животные, насекомые, птицы).
Воспитатель - Подойдите и выберете себе карточку, на которой изображено насекомое.
(дети выбирают)
Воспитатель - Кто какое насекомое нашел?
(дети - Пчела, муравей, бабочка, божья коровка, стрекоза, муха, комар )
Воспитатель - Молодцы! А что же общего у всех насекомых?
(дети - Голова, грудь, брюшко, 6 ног)
Воспитатель - Верно, и когда же появляются насекомые?
(дети - Весной)
Воспитатель - Почему весной?
(ответы детей, выкладывание пиктограмм)
Солнце начинает греть - (пиктограмма солнце),
увеличивается день, много света - (пиктограмма лампочка),
появляются растения - (пиктограмма растение),
появляются насекомые - (пиктограмма насекомое).
(дети выбирают нужные пиктограммы из множества других)
Воспитатель - Молодцы! Все правильно рассказали и выложили.
Воспитатель - Сегодня, я хочу вас пригласить в одно очень интересное место. Какое не скажу, я думаю, что вы сами догадаетесь. Закройте глаза и медленно покружитесь на месте.
(воспитатель раскладывает по всему ковру плоскостные цветы)
Воспитатель - Открывайте глаза. Как вы думаете, где же мы оказались?
(дети - На полянке)
Воспитатель - Присаживайтесь на полянку.
Воспитатель - Что же может расти на полянке?
(дети - Ромашка, клевер, подорожник, колокольчик, одуванчик, мать-и-мачеха)
Воспитатель - Все верно, много разных растений можно увидеть на полянке. А если есть растения, то кого же мы обязательно увидим?
(дети - Насекомых)
Воспитатель - Я собрала в коробку часть насекомых, которых мы можем увидеть на полянке. Хотите узнать, что это за насекомые?
(дети - Хотим)
Воспитатель - Я буду загадывать загадки, а вы старайтесь отгадать.
Одевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко,
Это … (божья коровка).
(дети - Божья коровка)
Воспитатель - Какая она?
(дети - Красная, яркая)
Воспитатель - Значит и мы и птицы могут ее заметить. Как же она защищается от врагов?
(дети - Выделяет горькую, желтую жидкость)
Воспитатель - Верно, эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом. А что означает красный цвет божьи коровки?
(дети - Я не съедобная! Не прикасайтесь ко мне!)
Воспитатель - Божья коровка - это полезное насекомое или нет?
(дети - Полезное)
Воспитатель - Какую пользу приносит?
(дети - Она уничтожает тлю)
Воспитатель - Верно, она поедает маленьких букашек- тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.
Воспитатель - Отгадайте следующую загадку.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(дети - Бабочка)
Воспитатель - Чем питается бабочка?
(дети - Соком растений, нектаром)
Воспитатель - Как она пьет нектар?
(дети - Хоботком)
Воспитатель - Можно ли ловить бабочек? Почему?
(дети - Нет, мы можем поранить бабочку)
Воспитатель - Крылья у бабочки покрыты маленькими цветными чешуйками. Если мы схватим бабочку за крылья, то чешуйки облетят, и бабочка не сможет летать. Что с ней случится?
(дети - Погибнет)
Воспитатель - Как вы думаете, пользу или вред приносят бабочки?
(дети - Пользу, опыляют растения)
Воспитатель - Следующее насекомое.
Он работник настоящий,
Очень - очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
(дети - Муравьи)
Воспитатель - Муравьи живут большими семьями. Как называется их дом? Из чего строят?
(дети - Муравейник строят из веточек, хвоинок, соломинок, травинок).
Воспитатель - Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом. Есть строители, что они делают?
(дети - Строят муравейники, ремонтируют ходы и переходы)
Воспитатель - Есть уборщики, добытчики, солдаты, чем они занимаются?
(дети - Чистят муравейники, добывают корм, защищают муравейник)
Воспитатель - Муравьи полезные или вредные насекомые?
(дети - Полезные, они поедают гусениц, тлю)
Воспитатель - Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Их называют санитарами леса.
Воспитатель - Эта загадка про кого?
Прыгает пружинка -
Зеленая спинка,
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.
(дети - Кузнечик)
Воспитатель - Кузнечика мы заметим в траве? Почему?
(дети - В траве его не видно, он зеленый, под цвет травы)
Воспитатель - А как мы можем узнать, есть кузнечик на полянке или нет?
(дети - Мы услышим, как он поет)
Воспитатель - Чем он делает такие звуки?
(дети - Крыльями)
Воспитатель - Верно, он трет одно крылышко о другое и получается такая песня кузнечика. Мы говорим, что он не поет, а что делает?
(дети - Стрекочет)
Воспитатель - Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми.
Воспитатель - Каких полезных насекомых еще знаем?
(дети – Пчела - дает нам мед; стрекоза - уничтожает комаров, мух)
Воспитатель - Назовите вредных насекомых?
(дети - Муха, комар - разносят болезни, грязь)
Воспитатель - Верно, теперь мы с вами поиграем и узнаем кто из вас самый внимательный. Нужно угадать какое насекомое улетело или уползло.
Игра «Кого не стало»
( Выкладываются насекомые: божья коровка, пчела, муравей, кузнечик, стрекоза, муха, бабочка. Дети рассматривают, называют, запоминают. По команде воспитателя отворачиваются. Убирается одно насекомое. Дети поворачиваются и угадывают, кого не стало).
Воспитатель - Замечательно, теперь пора возвращаться домой. Закроем глаза и медленно покружимся.
(Воспитатель убирает с ковра плоскостные цветы)
Воспитатель - Открываем глаза. Мы снова в нашей группе. Понравилась вам прогулка на полянку, кого мы там видели?
(дети - Насекомых)
Воспитатель - Каких полезных насекомых знаем? Какую пользу приносят?
(дети - Божья коровка, муравей, стрекоза - уничтожают тлю, вредных насекомых, помогают растениям. Пчела дает мед, бабочка - опыляет растения.)
Воспитатель - Назовите вредных насекомых. Какой вред от них?
(дети - Комар и муха разносят разные болезни, они могут нас заразить.)
Воспитатель - Молодцы! Все верно рассказали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (старший дошкольный возраст подготовительная группа) "Кругосветное путешествие"
Это занятие продолжает знакомить детей с материками и океанами, животным миром различных материков, а также воспитывает у детей любовь и бережное отношение к природе. Формирует представление о разнооб...
План-конспект нод по ознакомлению с окружающим миром (старшая группа)
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие в зимний лес" (старшая группа)...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром старшая группа.Тема "Транспорт"
Я думаю кому то поможет мой конспект занятия по окружающему миру в старшей группе.Тема "транспорт"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром старшая группа.Тема "Космос"
Я делала этот конспект для открытого занятия. К конспекту я прикреплю еще презентацию, которая думаю тоже пригодится....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром старшей группы. Тема «История обыкновенных вещей»
расширять представленик детей о знакомых предметах, истории их происхождения....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром старшей группы. Тема «История обыкновенных вещей»
Расширять представления детей о знакомых предметах,историей их происхождения....
Занятие по ознакомлению с окружающим миром. Старшая группа
Задачи:1. Уточнить и закрепить представления детей о фруктах и овощах, продолжать формировать у детей умение классифицировать овощи и фрукты: по внешнему виду, признаку, цвет...