Творческий отчёт
материал

Бауэр Елена Александровна

«Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в ДОУ и семье»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _prilozhenie_10_-_tvorcheskiy_otchet.docx_2.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

по теме: «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в ДОУ и семье»

воспитателя: Бауэр Елены Александровны

Введение

Воспитание высокообразованных людей является необходимым фактором развития общества, а необходимым компонентом этого воспитания несомненно должно быть овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одной из важнейших задач, которую я ставлю перед собой, является - формирование правильной устной речи детей. Актуальность проблемы развития речи темы состоит в том, что растёт количество детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Игра — основной вид деятельности ребенка, основным способом развития навыков, умений и знаний у детей до семи лет являются игровые методы. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. А. П. Усова предложила в качестве одного из методов в образовательной работе с детьми использовать дидактические игры.

Данная проблема определила тему моей работы – «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в ДОУ и семье».

Объектом работы является развитие речи у детей дошкольного возраста.

Предметом работы - Дидактическая игра, как средство эффективного развития речи детей дошкольного возраста.

Выдвигается следующая гипотеза: если при построении работы по развитию речи детей дошкольного возраста опираться на дидактические игры, то процесс развития речи детей дошкольного возраста будет протекать более успешно.

Цель работы: выяснить влияние дидактических игр на процесс развития речи детей дошкольного возраста.

Для реализации цели и подтверждения гипотезы решала следующие задачи:

1. Изучение и анализ источников.

2. Изучение особенностей развития речи детей дошкольного возраста.

3. Определение средств развития речи детей дошкольного возраста.

Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы работы: изучение и анализ психологической, педагогической, и методической литературы; метод наблюдения; метод диагностики; метод эксперимента; метод обработки результатов.

Проблемой развития речи занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученные. Среди них особое место занимает К. Д. Ушинский - основоположник методики первоначального обучения детей родному языку.

При нормальном речевом развитии ребенка происходит увеличение активного и пассивного словаря. Дети понимают разговорную, повествовательную речь, соответствующую их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи, необходимой для общения с окружающими.

Связная речь, объединяя достижения ребенка в усвоении всех уровней языковой системы, вместе с тем становится важным условием овладения языком - его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средствами художественной выразительной речи. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в работе с детьми дидактических игр способствует развитию и совершенствованию речевых навыков. Игра дошкольников:

·  побуждает детей к общению друг с другом;

·  способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;

·  способствует совершенствованию разговорной речи;

·  способствует обогащению словаря;

·  оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

Поэтому  необходимость проведения работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр очевидна.

Для успешного развития речи ребенка дошкольника необходимо создание условий таких как:

1.  построение развивающей среды, наличие игровых материалов для развития речи детей и возможности в любую минуту действовать с ними;

2.  обеспечение эмоционального благополучия, эмоционально - личностное и социально - нравственное развитие ребёнка;

С целью эффективности моей работы по данной теме разработана система, которая включает в себя 3 блока:

Ø  работа с детьми;

Ø  работа с родителями;

Ø  работа с педагогами;

Задачи, которые я поставила перед собой в 1 блок:

·  развивать у детей все стороны устной речи;

·  расширять и активизировать словарный запас детей на основе углубления их представлений об окружающей действительности;

·  формировать у детей грамматические навыки устной речи;

·  развивать связную речь детей;

·  создавать условия, способствующие активизации детской речи.

Задачи поставленные мной для реализации 2 блока:

·  способствовать формированию компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;

·  побуждать родителей к активному участию в жизни ребенка в детском саду;

·  создание условий, способствующих активизации детской речи;

·  создание в окружении ребенка культурной, богатой речевой среды.

Задачи 3 блока:

·  повышение и совершенствование профессиональной культуры педагогов;

·  развивать речевые навыки педагогов, культуру речи.

Аналитическая часть

Методические материалы по работе с детьми

Итак, начиная раскрывать первый блок, хочу отметить, что знание современных технологий позволило мне внедрить в воспитательно-образовательный процесс систему приемов и методов, что позволяет целенаправленно формировать и развивать речь детей. Работа проводилась в течении пяти лет на базе МБДОУ Студёновского детского сада, начиная с младшей группы.

С учетом игровой технологии в работе с детьми я реализую свою деятельность по следующим направлениям:

1.  Использование «Пальчиковых игр» для развития мелкой моторики пальцев рук.

2.  Обогащение, закрепление и активизация словаря детей:

Ø  Обеспечение количественного накопления слов, необходимых для содержательного общения.

Ø  Обеспечение освоения социально закрепленного содержания слов.

а)  овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

в) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.

Ø  Активизация словаря, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения.

3.  Использование дидактических игр с наглядным материалом:

В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Настольные печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение.

4.  Использование словесных дидактических игр.

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития речи ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать ошибки.

Данные направления реализуются путем закрепления у детей навыков в рамках специально организованных игр, проведения ежедневной коррекции, самостоятельной деятельности.

Знания в области решения совершенствования качества дошкольного образования, а в частности целенаправленной работы по развитию речи детей, позволило мне разработать и успешно реализовать:

Для детей младшего дошкольного возраста:

-  Цикл речевых игр для самых маленьких;

-  Цикл пальчиковых игр «Ладушки ладошки»

-  Цикл речевых игр «Человеческие дети знают всех зверят на свете»

-  Цикл игр на развитие звукопроизношения «Веселая полянка»

-  Цикл дидактических игр «Истории игрушек»

Для детей среднего дошкольного возраста:

-  Цикл дидактических игр по формированию грамматического строя речи;

-  Цикл речевых игр «Играем в сказки К. И.Чуковского»

-  Цикл игр на развитие связной речи

-  Цикл игр-путешествий

-  Цикл игр-инсценировок

-  Цикл игр на формирование морфологической стороны речи

Таким образом, при отборе и проведении дидактических игр я использовала следующие принципы:

Актуальность дидактического материала (интересные тексты игр, актуальные формулировки заданий, яркие и красочные наглядные пособия и др.) собственно помогает воспитанникам более легко воспринимать игровые задания, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.

Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую - более сложные.

Соревновательность создает у воспитанников или группы воспитанников стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой.

На основе указанных принципов мной сформулированы требования к проводимым дидактическим играм:

Ø  Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью мной проведено наблюдение за детьми, с целью выявления их любимых игр, проанализировано какие игры детям нравятся больше, какие меньше.

Ø  Каждая игра должна содержать элемент новизны.

Ø  Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра — дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.

Моя работа строилась по принципу от простого, к сложному. В использованных циклах игр каждая игра самостоятельна, имеет свои обучающие и развивающие задачи. В то же время все игры выстроены так, что четко прослеживается тенденция к усложнению заданий.

Важным условием при реализации задач по развитию речи является внедрение в воспитательно-образовательный процесс принципов педагогики сотрудничества, построенного на идее совместной развивающей деятельности взрослого и ребенка. Реализации этого направления способствует созданный «Речевой центр», зона с разнообразным дидактическим материалом, наборами предметных и сюжетный картинок, дополнительными пособиями и материалами для развития мелкой моторики рук, которые обновляются в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями детей и содержанием работы.

Внедрение в воспитательно-образовательный процессе игровых технологий позволяет достичь положительных результатов в развитии речи детей.

Анализируя итоговые результаты диагностики, можно сделать вывод, что в группе созданы условия для всестороннего развития речи. Оценка сформированности и развития речи воспитанников за последние 3 года показала устойчивую положительную динамику.

Вывод.

Основываясь на результатах проведения диагностики по развитию речи можно с уверенностью утверждать, что применение дидактических игр в процессе обучения, и в частности – на этапе развития речи, не только обосновано, но и необходимо с целью большей эффективности всестороннего развития речи дошкольников, актуализации интереса к дидактическому процессу.

Методические материалы по работе родителями.

Переходя к раскрытию второго блока необходимо отметить, что важнейшая функция семьи - психологическая. Она создает условия для взаимной открытости, снимает необходимость в психологической защите, обеспечивает открытое самовыражение и взаимное сопереживание.

Семья - важнейший институт воспитания, социализации ребенка, так как именно семейное воспитание дает ребенку широчайший круг представлений о жизни. Семья - первая ступень овладения ребенком родным языком, который является и средством, и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирует его как гармонично развитую личность. От правильного взаимодействия с семьей зависит успех воспитания детей. Передо мной стала задача - вооружить родителей знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи. Для этого используются различные формы работы. В своей работе я использую коллективные формы: на заседаниях семейного клуба в начале года я знакомлю их с новыми задачами воспитания детей на учебный год, рассказываю: какие речевые навыки наиболее существенны на данной возрастной ступени.

Речь малыша формируется в общении с окружающими. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Она во многом зависит от родителей, от их образования, культурного развития, мной составлена и предложена памятка для родителей «Речь взрослых – пример для подражания», педагогическое ассорти: «Влияние родительских установок на развитие речи детей», информационный вестник «Как научить ребенка речевому общению».

Изменения речевой активности детей при поступлении в дошкольное образовательное учреждение относятся к параметрам оценки социальной адаптации воспитанников. В этот период особое значение имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения и их речевые умения и навыки, с родителями проведен семинар: «Особенности речевой активности в период адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения».

Для того чтобы речевое, умственное, психическое, эмоциональное развитие ребенка значительно возросло, необходимо предоставить детям свободу выбора занятий, партнеров по деятельности, общению и т. д. Это позволит раскрыть творческий потенциал ребенка, его индивидуальные особенности и возможности. проведен семинар - практикум:

«Роль совместных игр с ребенком для развития речи детей», «Речевые игры летом».

Родители с раннего возраста должны прививать ребенку любовь к книге, чтобы он с интересом и огромным желанием слушал, а в старшем возрасте читал, сопереживал героям, анализировал их поступки и действия. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств ребенка были проведены педагогические диалоги: «Как научить детей понимать содержание сказок».

Также родителям был предоставлен наглядный материал: «Развиваем речь с раннего возраста», «Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста», «Малыш учится говорить», «Играя, развиваем речь», Информационный калейдоскоп: «Обучающие и развивающие речевые игры».

Наиболее яркой формой работы с родителями было проведение Речевой викторины на тему: «Хочешь стать журналистом?».

Цель, которой: расширение словарного запаса родителей с помощью «погружения» сознания в определённую ситуацию. Развитие фантазии путём «примеривания» на себя профессии журналиста. Знакомство с профессиональными журналистскими словами. Активизировать мыслительную деятельность взрослых в процессе выполнения речевых заданий.

В ходе викторины я предложила родителям на время «превратиться» в людей, которые создают газеты и журналы, т. е в журналистов. Перед началом игры я познакомила родителей с несколькими профессиональными журналистскими словами. Родителям был задан вопрос: Когда вы читаете газеты, вы обращаете внимание на употреблённые в её материалах термины? В ходе викторины вы покажите знания этих терминов, познакомитесь с новыми для вас словами. Викторина проходила в форме интервью. Мной задавались вопросы, а родители отвечали на них. За каждый правильный ответ давалась фишка. По фишкам мы определим победителя викторины.

Эта форма работы получила наиболее яркий отклик со стороны родителей.

Кроме коллективных форм работы мною проводятся и индивидуальные. Индивидуально информирую родителей о состоянии речи их ребёнка, отмечаю положительную динамику у ребёнка, даю необходимые рекомендации.

В качестве наглядной пропаганды родителям был предложен следующий материал;

·  выставка дидактических игр по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста;

·  выставка литературы по данной теме.

Моя работа по взаимодействию с родителями подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, но и обратную связь. Так одной из форм обратной связи явилось создание «игротеки – копилки». По моей рекомендации родители вводили в жизнь семьи традиционную игру «Я дарю тебе словечко». Цель – расширить словарь ребенка, объяснить лексическое значение слов. Один раз в неделю родители «дарили» ребенку новое для него слово. Слова были самые разные: «сладкие» (мармелад, джем), «тяжелые» (гиря, штанга), «легкие» (пух, снежинка, облако), «зимние», «осенние» и т. д.

Дети приносили в группу подаренные слова и знакомили с ними своих друзей. Я на специально заведенных карточках записывала каждое принесенное слово, а на обратной стороне – имя и фамилию того, кто его принес. Все карточки складывались к коробочку – «копилку». Периодически эти карточки доставались и я с детьми проводила разнообразные игры. Например; все карточки со словами высыпались в шляпу. Дети по очереди доставали карточки, далее эти слова зачитывались мной, достающий ребенок должен был объяснить значение названного слова. Если ребенок справлялся с заданием, то получал фишку. Выигрывал тот, кто больше собрал фишек.

В моей группе стало традицией проведение речевых соревнований. Их основой стало то, что готовилось вместе с детьми дома (инсценировка стихотворения, небольшого рассказа, сказки), задания, где соревнуются между собой родители с детьми.

Благодаря таким играм и соревнованиям организованным таким образом, родители оказались вовлеченными в воспитательно-образовательный процесс, превратились из сторонних наблюдателей в его участников.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что целенаправленная работа, включающая в себя разнообразные формы работы, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы, приобщаются к проблемам своих детей, позволила достичь положительных результатов, которые выражаются в повышенной активности родителей во взаимодействии для достижения цели в вопросе развития речи детей.

Методические материалы по работе с педагогами

В работе по третьему блоку с целью педагогического просвещения педагогов по проблеме развития речи детей дошкольного возраста по средством дидактических игр были разработаны и представлены буклеты в ходе недель мастерства «В кругу единомышленников», в которые вошли, на мой взгляд, актуальные материалы по моей теме:

·  педагогические диалоги: «Многоаспектность развития речи в дошкольном детстве»

·  семинар – практикум: «Использование дидактических игр и игровых упражнений в развитии речи дошкольников»;

·  педагогические диалоги: «Индивидуальный подход в развитии речи детей»

По откликам, полученным в ходе презентаций материалов я могу сделать вывод, что представленные материалы заинтересовали педагогов для дальнейшего использования их в воспитательно-образовательной деятельности.

Заключение

В представленном мной творческом отчете рассмотрена проблема эффективности применения дидактических игр при развитии речи детей дошкольного возраста. Теория и практика использования дидактической игры в учебно-воспитательном процессе является одной из самых актуальных тем современной педагогики дошкольного воспитания.

Проведенный анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить различные подходы признанных мастеров педагогического творчества к указанной проблеме, и выработать собственную систему применения игровых приемов и методов на этапе развития речи. Собрав воедино опыт знаменитых педагогов, разработав и соответственно применив на практике циклы игр для актуализации этапа развития речи детей, была проведена диагностика, с целью выявления эффективности применения дидактических игр. Результаты и выводы приведены в аналитической части творческого отчета. Они неоднозначно указывают на то, что применение дидактических игр на этапе развития речи не только обосновано, но и необходимо с целью всестороннего развития речи детей дошкольников, и, как следствие этого, роста качественные показатели развития речи детей дошкольного возраста.

Методики и формы работы, использованные мной на практике, хорошо зарекомендовали себя при применении в течение трех лет. Есть основание полагать, что при постоянном их использовании в учебно-воспитательном процессе имеют большую эффективность.

Таким образом, выдвинутая мной гипотеза нашла свое подтверждение

Я рекомендую использование дидактических игр воспитателям для развития речи детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.

Также рекомендую литературу, использованную мной при проведении данной работы и указанную в списке литературы.

Список литературы

1.  М., И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2000г.

2.  К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г.

3.  К. Словесные игры в детском саду. - М.:1999 .

4.  С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. – М.: Айрис-пресс, 2004.

5.  А. Упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: «Гном-Пресс», 1999.

6.  А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Логопедические игры и упражнения.-СПб.: «Детство-Пресс», 2002.

7.  Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких / И. А. Ермакова. – Санкт-Питербург: Издательский Дом «Литера», 2006.

8.  И. Дидактические игры в детском саду. - М.: 2003.

9.  А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 2002.

10.  А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателя дет. сада/ Под. ред. Ф. А.Сохина. – М.: Просвещение, 2001.

11.  И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.-М.: 2001.

12.  С. Занятия по развитию речи в детском саду. - М.: 2007.

13.  С., С. Скажи по-другому.- Сасара.:1994.

14.  С, М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. – 2001.

15.  С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт на тему «Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду»

Творческий отчёт на тему «Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду» представляет собой три документа.Во-первых, это текст отчета, состоящего из трех параграфов:§1. Просве...

Творческий отчёт «Самообразование педагогов- как фактор повышения профессиональной компетентности»

Организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию....

Творческий отчёт

Консультация для воспитателей по теотральной деятельности...

Творческий отчёт о проделанной работе за 2009 - 2010 учебный год

Творческий отчёт о проделанной работе за 2009 - 2010 учебный год...

Творческий отчёт по самообразованию на тему «Раскрытие творческого потенциала в лепке у детей старшего возраста» за 2014-15 г.г.воспитателя ГУЦАЛО Е.Н.

Творческий отчёт по самообразованию на тему  «Раскрытие творческого потенциала в лепке у детей старшего возраста»...

Творческий отчёт "Развитие музыкально-творческих способностей ребёнка на основе фольклора"

Творческий отчёт " Развитие музыкально-творческих способностей ребёнка на основе фольклора"...