Творческий отчёт "Развитие музыкально-творческих способностей ребёнка на основе фольклора"
опыты и эксперименты на тему

Малыгина Марина Геннадьевна

Творческий отчёт " Развитие музыкально-творческих способностей ребёнка на основе фольклора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_2mld_gr.docx14.99 КБ
Файл tvorcheskiy_otchyot.docx42.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ   ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД  №14 р.п. МАГНИТКА КУСИНСКИЙ РАЙОН»

                           Конспект занятия

        художественно-эстетическое воспитание     (музыка) 2 млд группа с элементами фольклора

     

   Тема:  «Путешествие к курочке и петушку»

                                                                                  Музыкальный руководитель:

                                                                                                  Малыгина М.Г.

                                                                          Дата проведения: 27.09.2015г

                                             р.п. Магнитка

                                                  2015 г

Программное содержание:

- Учить детей подпевать взрослому.

- Познакомить с народной песней.

- воспитывать любовь к народному творчеству.

Дети входят в зал стайкой.

Муз. руководитель:

Дети, вы собрались к Курочке с Петушком в гости? А у меня и лошадка есть. Она и отвезёт вас в деревню (тихо звучит топот копыт лошади)

Но! Лошадка, поехали!

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой,        (идут        зацепившись друг за друга)

В гости нас звала соседка

Курочка Хохлатка.

Едут ребятки маленькие

 На лошадке каренькой –

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

(шаг с высоким подниманием ноги)

По кочкам, по кочкам,

По ухабам, по ухабам,

Прямо в ямку - бух! (приседают)

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, какой - то домик, кажется, мы приехали! Давайте постучимся.

-Тук-тук! Кто же в домике живёт, кто же песенки поёт? (Заглядывает в домик, надевая игрушки- рукавички: Курочки и Петушка.)

Курочка и Петушок: Здравствуйте, ребятки, давно вас ждём, присаживайтесь на скамеечку.

М. Р. И дети - Здравствуйте!

Курочка: Я и Петя- Петушок любим, когда к нам гости приходят!

М. Р. В гостях скучать не принято, давайте мы песенки споём!

Петушок у нас горластый,

Каждый день кричит он «Здравствуй!»

-Ребята, как Петушок поёт?

-Ку-ка-ре-ку!

-Да и вы молодцы, голосистые певцы.

-Ну а ночью Петя спит. Как? А вот так, и головку на бочок. Давайте споём песенку «Петушок». (Поют песню). Да, вы молодцы, настоящие певцы!

-Курочка, а ты как умеешь петь?

- Ко-ко-ко.

-Да, песенка у Курочки не такая громкая, как у Петушка, дети, как она поёт?

-Дети поют: ко-ко-ко.

-Дети, давайте Курочке ладушки сыграем.

Игра «Ладушки»: Ладушки, ладушки, курочки - рябушки,

Ладушки, ладушки, курочки - кладушки,

(ритмично хлопать).

Напугать ребят хотели (грозить пальчиком)

Сели на лоб (положить руки на лоб)

Крылышками хлоп, хлоп, (слегка похлопать кончиками пальцев по лбу)

А ребята их хап! хап! И поймали!

Ребята, а давайте послушаем песенку про Курочку.

Слушание русской народной песни «Курочка-Рябушечка» (аудиозапись)

-Как цыплятки пить просили?

-А как они пили?

-А как зёрнышки клевали?

А вы хотите побыть цыплятками? Подставляйте пальчики. (Каждому ребёнку одеваем на пальчик цыплёнка). Мы желтые цыплятки пи-пи-пи,

Мы дружные ребятки пи-пи-пи,

До чего же хороши курочки и петушки!

Проводится подвижная игра «Курочка с цыплятами»

Музыкальный руководитель хвалит всех детей.

Ну а теперь пора в группу ехать, садитесь на лошадку, до свидания! )



Предварительный просмотр:

                         Творческий отчёт

«Развитие музыкально-творческих способностей ребёнка на основе фольклора»

                                                                    Музыкальный руководитель:

                                                                                     Малыгина М.Г.

 

                                                      р.п.  Магнитка

                   

                                                             2008г.

Тема: Развитие музыкально - творческих способностей ребёнка на основе фольклора.

                        СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение--------------------------------------------------------                  3-4.
  2. Основная часть-------------------------------------------------                   5-17.

Этапы работы:

1 .        Колыбельные песни-----------------------------------------------        5-6.

  1.  Песни-прибаутки---------------------------------------------------        6-7.
  2.  Песни лирические, хороводные---------------------------------        7-8.
  3.  Игры        ------------------------------------------------------------------           9.

5 .        Народная пляска----------------------------------------------------        10.

  1.  Народные инструменты        -----------------------------------------           11.
  2.  Кружок «Родничок»------------------------------------------------        12.
  3.  Театральная деятельность----------------------------------------        12-13.
  4.  Программа «Детство»---------------------------------------------        14.
  5.  Диагностика---------------------------------------------------------        15.
  6.  Региональность-----------------------------------------------------        15.
  7.  Сотрудничество с родителями-----------------------------------        16.
  8.  Работа со сторонними организациями-------------------------        17.

Ш.Заключение---------------------------------------------------------------        18.

1V.Список литературы---------------------------------------------------           19.

                                         «Едва ли можно найти материал более близкий,                               затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный. Чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор.»

                                                                                 

                                                                                     Г. С. Виноградов.  

                                                               Исследователь детского фольклора.

Я  работаю в должности музыкального руководителя детского сада 23

года, и, обобщив опыт многих лет работы с детьми, я пришла к выводу,

что с самого раннего детства необходимо знакомить детей с народным

фольклором. Потому что, чем раньше ребёнок почувствует свою общность

с Родиной, с её культурой и историей, тем быстрее он научится чтить

память о своих предках, тем охотнее будет обращаться к опыту и знаниям

людей, живших много лет назад. Но как у маленького ребёнка развить

интерес к народной культуре?

Многое о том, как жили люди в старину, детям могут рассказать

кинофильмы, мультфильмы, книги. Но, к сожалению ни те, ни другие, ни

третьи не дают ребёнку возможность стать живым участником событий,

прикоснуться к старине, ощутить тепло народного костюма, красоту

народной песни, весёлый, удалой характер народной игры. Сегодня мы на

                                                      3

многое начинаем смотреть по-иному, многое переоцениваем и открываем  

для себя заново. С уверенностью могу сказать, что большинство из нас, к

сожалению очень поверхностно знакомы с народной культурой. Как жили русские люди? Какие они пели песни? На каких играли инструментах? Какие соблюдали обычаи? О чём мечтали? Ответить на эти вопросы, значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Для этого необходимо донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. К работе над фольклором я пришла в то время, когда ушли в прошлое патриотические песни о Ленине, о нашей Советской Родине, репертуар, рекомендуемый «Программой воспитания в детском саду» Васильевой (музыкальное воспитание - Ветлугиной) необходимо было чем - то заменить и пополнить. И вот тут на выручку пришёл фольклор, целый Клондайк народной мудрости и широчайшее поле для творчества. Я поняла, что, используя фольклор во всех видах музыкальной деятельности, предусмотренных «Программой воспитания», ребёнка можно научить и петь, и танцевать, и играть на инструментах, и инсценировать. Но прежде чем начать занятия по фольклору, пришлось подбирать доступный для детей песенный и музыкальный репертуар. Самой изучать народные праздники, традиции народного костюма, историю возникновения народных инструментов и народного театра. Изучать опыт педагогов, исследователей фольклора: В.Е. Гусева, П.Г. Богатырёва, Н.И. Кравцова, С.Г.Лазутина, А.Н.Афанасьева, В.П.Аникина, Г.Е.Виноградова, современного педагога В. И.Байтуганова, создателя и руководителя школы русской традиционной культуры «Васюганье» г. Новосибирске. Я узнала, что изучение накопленного народом воспитательного опыта, отражённого в фольклоре, обычаях и обрядах, детских играх, игрушках, принятых в традиционном обществе, выделено в особую отрасль знаний –

                                                          4

этнопедагогигу. И мы, современные педагоги должны осмыслить опыт

народной педагогики и восстановить утраченные традиции. Слово «фольклор» в переводе с английского означает «народное знание», «народная мудрость».

Мелодия- это душа музыки, колыбельные песни, это первые мелодии, первые впечатления ребёнка.Так, первое знакомство с народной песней я начинаю с раннего возраста - и это непременно колыбельная песня. Ласковая и нежная мелодия колыбельной песни -это первые песни, впитанные с молоком матери.

Можно сказать, что народная педагогика, вбирающая в себя обычаи, традиции, использующая искусство своего народа, берёт начало в колыбельной песне. Ведь именно через колыбельную песню у ребёнка формируется потребность в художественном слове, музыке. Мелодия-это душа музыки. Колыбельные песни- первые мелодии, первые музыкальные впечатления маленького слушателя. Ведь на первом этапе знакомства с колыбельной песней я даю именно слушание колыбельной песни. А потом мы вместе с малышами начинаем укачивать куклу или мишку, подпевая в ритм «баю-баю», «люли- люли».  Спокойный темп, негромкое звучание небольшой диапазон мелодии, обилие повторяющихся мелодических оборотов помогают ребёнку включиться в игру, незаметно и непринужденно стать участником происходящего. И вот дети уже начинают подпевать повторяющиеся несложные слова колыбельной песни. Колыбельная песня учит ухо ребёнка интонационному строю. Во второй младшей и средней группах я знакомлю детей уже с историей возникновения колыбельной песни, начинаю рассказ о том, как произошли эти песни. Я объясняю детям, почему их так назвали, для чего нужны эти песенки, каким голосом нужно их исполнять, объясняю кто такой Дрёма,

                                                       5

Сон, Коток-воркуток. Дети очень любят эти незатейливые и простые песенки, всегда с удовольствием подыгрывают- складывают руки под щёчку, покачиваются в ритм песни, закрывают глазки и даже похрапывают. Жанру колыбельной свойственна импровизационность, поэтому на музыкальных занятиях в старших группах мы с детьми часто пропеваем различные варианты мелодий на одни и те же тексты, дети прямо на ходу придумывают свои мелодии на слова «бай-бай», «люли-люли», или наоборот, заданную мелодию каждый ребёнок пропевает на свои слова: та-та-ти-та-ти- та-та, ла-ла-ли-ла, и т.д. Детям очень нравится такая игра в композиторов и поэтов. С малоактивными детьми мы исполняем ту колыбельную песню, которая больше понравилась. Так колыбельная песня помогает мне развивать творчество у ребёнка. Огромна и её воспитательная функция: малыш воспринимает отношение матери к жизни, ее переживания, вбирает первые нравственные устои и принципы, получает первые представления о человеческих поступках-любви к родному человеку, доброте, честности. Не могу не отметить и эстетической функции колыбельной песни. Народная поэзия и народная музыка, сливаясь во едино, несут в себе красоту, учат сопереживать, пусть пока ещё простейшим образом, чувством. Ведь первые эстетические впечатления, полученные в детстве, остаются незабываемыми на всю жизнь.

Вслед за колыбельными песнями я знакомлю детей с песнями- прибаутками, потешками, приговорками. Эти маленькие песенки помогают мне установить эмоциональный контакт с ребёнком, ещё практически не умеющим говорить. К сожалению, не все сохранила народная память, многое утрачено, но не совсем. Такие игры - потешки, как «Ладушки», «Гули-гули прилетели», «Сорока-ворона», создающие у ребёнка радостное настроение, вызывающее чувство удовольствия от

                                                         6

 общения с взрослым, и сегодня не менее известны, чем сто лет назад. Сделав вывод из своей многолетней практической работы с детьми я поняла, что первые музыкальные занятия с детьми младшего и раннего возраста-это не цель обучить чему-либо, это эмоциональное общение, требующее от педагога большой самоотдачи. От того, каким будет этот первый эмоциональный настрой, зависит вся дальнейшая работа с этой группой детей. Поэтому приходится искать новые приёмы в работе. Так, чтобы обыграть некоторые народные песенки - попевки я использую игрушки, которые мастерю сама. Это мои игрушки-помощники, герои русских народных сказок: Петушок- Золотой Гребешок, Курочка –

Пеструшка, Курочка - Ряба с цыплятами, да Лягушки-Квакушки, о методике работы с которыми я расскажу в «Мастер-классе». Потешки -попевки, заклички я использую для распевания голоса в старших группах, именно с них я начинаю обучение детей пению. Но здесь уже идёт специальный подбор, в зависимости от той цели, которую надо решить на занятии: Отработать ритм, напевность, переход от устоя к вершине мелодии и обратно, импровизировать - все эти задачи помогают решить простые попевки. Так, например, маленькая песенка «Дождик, дождик перестань!» мне служит хорошим подспорьем в звукообразовании. Песня «Петушок» помогает научить детей петь высокие звуки. Протяжности в пении помогают достигнуть песни «Ладушки, ладушки», «Зайчик, ты зайчик». Разучивание распевок подготавливает будущих певцов к постижению тайн народной песни: календарной, лирической игровой-хороводной, обрядовой. На их примере я показываю детям, как в этом виде словесно-музыкального искусства отразилась жизнь человека, его быт, радости и печали, работа, связанная с тем, или иным временем года, событием. Простота построения мелодии народной песни, богатство её содержания, яркая образность, юмор- всё это вызывает желание петь даже

                                                          7

у самых застенчивых и молчаливых детей. А восприятие частушки доступно уже детям 2-млд группы. В народной песне все продуманно, всё идёт от природы. Устойчивость мелодии достигается верным звукооизвлечением, манерой, которая закрепляет интонацию, со временем вырабатывая чёткое ощущение высоты того или иного звука и объёма интервала, а так же создаёт предпосылки к осмыслению устоя. «Ми», «фа», «соль»-1 октавы - именно на этих звуках проявляются лучшие качества детского голоса, именно на этих звуках строится большинство народных мелодий. Главным условием развития музыкальности в детском возрасте является умение слышать и интонировать народную песню в ладах, развитие тембрального слуха и ритма. Я считаю, что народные песни - самое совершенное средство музыкального воспитания детей.

Очень любят дети и народные игры с пением, игры-хороводы. Пение в них способствует раскрытию игрового образа, сопровождаемого движением. Хороводы, построенные на интересных сюжетах знакомят, детей с национальными традициями нашего народа. Легко удаётся привить и правильную манеру исполнения и получить нужный звук в процессе игры. Например, для получения свободного звука «Эй!» я использую игру в горелки. Свободный звук появляется у детей на речитативе «Гори, гори ясно», ребёнок поёт свободно, без настройки, игра «Коршун» способствует как обучению манере народного пения, так и развитию правильной интонации. Обучая детей народной манере пения, я прибегаю к приёму непосредственного воздействия на них через игру и хоровод. При этом ребёнок и не подозревает, что его учат. Широко использую в своей работе и народные игры. Ведь игра-это тоже жанр устного народного творчества, её тоже необходимо сделать достоянием детей. Особенно дети любят игры- соревнования. Эти игры несут большой потенциал для физического развития ребёнка: развивают ловкость,

                                                        8

сноровку, осторожность. Элемент состязания, заключённый в игре, привлекает ребёнка, опять же создаёт определённый эмоциональный настрой, вызывают желание заниматься.

Тесно связана с народной песней и музыкой пляска. Она отражает представления о лучших чертах национального характера. Знакомство с элементами народной пляски я опять таки начинаю в младшем возрасте. На первом этапе я учу детей притопывать ногой, махать платочком, водить хоровод. В старшем возрасте мы осваиваем хороводный шаг, топотушки, ковырялочку, распашонку и другие элементы народного танца. Умение выполнять эти движения легко выливаются в сам танец. И опять на помощь в работе обучению музыкольно-ритмическим движениям мне приходит малый фольклорный жанр. Это подговорка, в ней в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название. В музыкално - ритмическом движении ребёнка музыка является «исходным моментом», а движение средством её усвоения. В подговорках «исходным моментом» является чёткая, выразительная речь. Любой танец состоит из логической цепочки танцевальных движений и элементов. Красивое исполнение танца, самовыражение каждого ребёнка зависят от качества усвоения и выполнения того или иного танцевального движения в отдельности. Подговорки-удобный материал для решения этой задачи. Они образны, музыкальны, ритмичны:

Носок-пятка, перетоп,                        Скок, скок, скок, скок!

Носок-пятка, перетоп,                        Вот какой у нас подскок!

Вот какие молодцы -                         Ножку дружно поднимаем

Мы - танцоры - удальцы!               И        носочек к низу тянем.

Я обратила внимание на то, что когда я использую подговорку, в обучении какому-либо движению, движение усваивается быстрее и качественнее.

                                                        9

Такая игровая форма способствует лучшему усвоению материала. В данном случае подговорка используется как речевая ритмическая игра, которую я, учитывая индивидуальные особенности детей, даю в разном темпе - в младшем возрасте - более медленно, а в старшем - в более быстром темпе.

Лихая ли пляска, или плавный хоровод помогают формировать у ребёнка красивую осанку, развивать координацию рук, способствуют профилактике плоскостопия.

С раннего возраста я знакомлю детей и с народными инструментами.

На первоначальном этапе я демонстрирую малышам свистульку,

колокольчик, деревянные ложки, играю на них. Затем даю поиграть детям.

Детей старшего возраста знакомлю с гуслями, балалайкой, дудкой,

гармонью, баяном. Слушаем звучание этих инструментов в аудиозаписи, как отдельно, так и в оркестре. Рассказываю детям о том, что в старину

музыкальные инструменты служили людям не только для развлечения,

обрядов. Люди верили, что инструменты обладают магической силой. Эта

сила оберегает от всякого зла, отгоняет всякую нечисть. Пастушок, играя на свирели или рожке, не только давал сигнал хозяйкам выгонять скотину на пастбище, но и отгонял от стада злых духов. С этой же целью над колыбелью младенца подвешивали колокольчики, а первой игрушкой с древних времён была погремушка, которую изготавливали из бересты, наполняя их мелкими камушками. И называли так такие погремушки - шаркунчикам, для этой же цели использовали пузырь, наполненный горохом. Мы с детьми изготовили такие инструменты из современных подручных материалов: футляров от киндер-сюрпризов, стаканчиков из-под йогурта. Дети с удовольствием играют на таких « шумелках» и «бренчалках». Постепенно я даю детям теоретические знания о том, что музыкальные инструменты делятся на духовые, струнные и ударные. А

                                                   10

почему их так назвали? На этот вопрос дети находят ответ сами. Знакомство с народными музыкальными инструментами, исполнение под их аккомпанемент танцев, плясок, сама игра на этих инструментах приобщает подростающее поколение к культурному наследию предков. Обучая игре на инструментах, я опираюсь на концепцию немецкого композитора- педагога Карла Орфа, которая нацеливает на активные действия, сотворчество, побуждает к созиданию в области музыки. Музыкальная импровизация является основным методом музыкального воспитания. Система К. Орфа опирается на идею Пестолоци: «Всё для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из ребёнка». Его интеграция музыки, танца и слова опирается опять, же на народные мотивы, широко используются поговорки, дразнилки, считалки. Следуя методике Орф - занятий, я активно использую звучащие жесты: хлопки, шлепки, щелчки, удары, притопы-всё это звуки человеческого тела. Здоровый ребёнок-это ритмичный ребёнок. Он ритмично двигается, ритмично дышит, у него ритмично работает сердце. Это всё дала природа, педагог в данном случае - посредник между ребёнком и окружающим миром. Вот почему так важно развивать ритм у ребёнка.

К большому сожалению, время на занятии ограничено, и многое остаётся неопознанным, не изученным. Много задумок не реализовано. Так возникла идея создания в нашем детском саду народного фольклорного кружка «Родничок». Цель которого «Формирование русского менталитета у детей дошкольного возраста на традициях народной культуры». В кружке занимались дети 5-7 лет. Программа кружка предусматривала:

- Развитие музыкально- ритмического слуха, творческих способностей, умения выражать свои эмоции, пластику движений, художественный вкус.

-Воспитание интереса к народному творчеству, театрализованной

деятельности, любви к родному краю.

                                                        11

-Формирование первых представлений об искусстве, способности воспринимать его.

За основу занятий кружковой работой я взяла авторскую программу педагога В.А. Твердохлёбовой. Эта программа включает в себя беседы об обрядах, о народных праздниках, традициях национального костюма.

Цель программы:

« Приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство и исполнение произведений русского народного творчества».

Я разработала перспективный план работы кружка на весь учебный год. Работая в тесном контакте с воспитателем, дала большой материал по истории народного костюма. А родители девочек помогли изготовить кокошники. Воспитатель, также, знакомила детей с крестьянской утварью, народным бытом, что помогало лучше понять народную песню, игру.

Занятия в кружке были не только забавой, но и интересным и полезным делом, творческий труд принёс не только удовольствие. Но и огромный

результат. Дети выступали перед родителями, перед сотрудниками больницы, на сцене нашего Д.К. «Горняк», перед своими сверстниками. А сколько нового и неизвестного открыли для себя. К большому сожалению, дети, с которыми мы занимались целых три года выпустились из детского сада. За годы работы кружка в детском саду скопилось много разной старинной утвари: кринки, скалки, рушники, ухват, самовар - ведь без этих вещей не обойтись, знакомя ребёнка с народной песней, игрой. Так возникла идея организовать в детском саду музей «Русская изба» Эта идея была поддержана всем коллективом. И тут, что называется, « по сусекам поскребли, по амбарам помели». Дети, родители, сотрудники несли в музей различную старинную утварь, половики, вышивки, вязаную скатерть, сделали печку, повесили колыбельку. Теперь занятия можно стало проводить в русской избе, где ребёнок, качая колыбельку, мог сам

                                                     12

 спеть и колыбельную песню, можно, сев за прялку исполнить «Прялицу». Детям стала ещё ближе и понятней народная песня, народные традиции и культура. В избе мастерили и рассматривали костюмы, делали игрушки, лепили из теста жаворонков к весеннему празднику. Наш музей действует и в настоящее время, пополняясь новыми экспонатами, дети очень любят занятия, которые я провожу в музее. Такие занятия помогают поддерживать интерес детей к фольклору.

А моё дальнейшее увлечение фольклором вылилось в театральную деятельность. Совместно с воспитателем Цыпышевой С.Р. мы занялись постановкой русских народных сказок, организовав в детском саду театральный кружок. Театр - одно из самых любимых зрелищ детей дошкольного возраста. Эмоционально прожитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание Подражать положительным героям и быть не похожими на отрицательных героев. Увиденное в театре расширяет кругозор детей. В русском народном фольклоре к драматическим действиям относятся не только обряды, игры. Хороводы, но так же сценки и кукольный театр. Свою работу в театре народной сказки я начала во 2-й млд группе. В основу работы театра взяла такие русские народные сказки как «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Рукавичка», « Волк и козлята», «Заюшкина избушка», «Кот, Петух и Лиса», «Маша и медведь». В начале мы читали детям сказки, слушали аудио и грамзаписи по этим сказкам, показывали настольный театр, мы, взрослые. Привлекли родителей к постановке сказки «Репка». А затем стали инсценировать с детьми отдельные небольшие отрывки. Работа над ролью осуществлялась следующим образом: воспитатель читала, рассказывала произведение для того, чтобы заинтересовать детей. Побуждала детей охарактеризовать героев. (Какой зайчик? Весёлый или грустный?) Я подбирала музыку,

                                                      13

соответствующую характеру данного героя. Мы прослушивали музыкальный фрагмент, обсуждали с детьми. Так складывался образ, персонаж, который не только говорил, но и двигался под музыку, пел, танцевал. Очень часто приходилось использовать собственный пример - показывать жест, мимику, повадки, эмоциональность, интонационную выразительность. Основным отличаем народных драматических действ, является соединение слова, напева. Исполнения, которые сопровождаются соответствующими жестами и мимикой. Опять же большую радость доставляет детям «варить» кашу в настоящем чугунке, « печь пироги в печи», сопровождая действие песней или приговоркой. Кратко описывала то место, где происходит действие (лес, речка, поле, дорога ит.д.) Распределение ролей в спектакле брала на себя, объясняя, кому и почему больше подходит та или иная роль, обязательно учитывала и желания детей. В массовых сценах участвовали дети, не получившие главных ролей (бабочки, стрекозы, рыбки, зайцы) таким образом занята была вся группа детей, вовлекались и молчаливые дети. По народной традиции на праздниках, гуляниях, никогда не было зрителей, все были участники. А роли разучивались во время зимних посиделок. Завершить образ помогал костюм героя. Здесь большая помощь родителей, их выдумка и фантазия. В результате - красочный спектакль, на который приглашали и родителей и других детей детского сада. Уже в средней группе мы поставили сказку «Теремок», показывали её малышам детского сада, в старшей группе поставили мюзикл по мотивам русской народной сказки «Волк и семеро козлят», а в подготовительной группе сделали большую театрализованную постановку «Гуси-лебеди». В театре народной сказки были постановки и авторских сказок, так была поставлена «Дюймовочка». Театр народной сказки помогал мне формировать у ребёнка черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представление о добре, красоте,

                                                     14

правде, верности. Особое внимание в русских народных сказках уделялось уважительному отношению к труду. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития ребёнка.

У всех без исключения народов существовала целосностая система народной педагогики, которая складывалась под воздействием определённой хозяйственно- культурной деятельности, природной среды, социальных отношений и бытового уклада. Все приёмы народной педагогики были направлены на формирование современной личности - трудолюбивого земледельца, скотовода, охотника. Но главное - честного человека, любящего свой народ, свою Родину. Знакомя детей с русским народным фольклором, я всегда объясняю детям, что у каждого народа свои песни, игры, сказки, свои национальные костюмы и музыкальные инструменты. Я знакомлю детей с фольклором тех национальностей, которые проживают в нашем посёлке. Так, дети очень любят башкирскую народную игру «Элчи-бэлчи», не один новогодний праздник не обходится без игры «Ровным кругом», а ведь её придумал татарский народ. В музее « Русская изба » почетное место отведено двум гармошкам: русской и татарской.

Наш детский сад перешёл работать на новую программу «Детство», основная идея которой: Сделать ребёнка активным субъектом Эмоционально-нравственных проявлений в разных видах деятельности, общения и познания, пробудить эмоциональную отзывчивость,

сопереживание, желание доступными для дошкольника средствами выражать внимание к окружающим людям, бережное отношение к предметному миру и природе. Используя фольклор в дальнейшей своей работе, я смогу справиться с поставленной задачей. Тем более что данная

                                                    15

программа предусматривает большое творческое начало. Я провела большую практическую работу по перспективному планированию, куда включила и фольклорный материал.

Парциально в своей работе я использую авторскую программу «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой. Она предусматривает творческое развитие детей на материале русской культуры и на основе синкретизма детского восприятия и творчества. Занятия по этой программе координируются событиями актуального, природного и историко-культурного календарей. В программе дана оригинальная разработка системы музыкальных занятий, с учетом психологических особенностей детей. Строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы партнёрства и доверия в музицировании, танцах, песнях. Своеобразием программы является нестандартный подход к проведению занятий.

Систематически я провожу диагностику детей по музыкальному воспитанию, разработанную психологом Б. М.Тепловым, которая позволяет определить уровень музыкального развития детей по следующим параметрам: ладовое чувство, чувство ритма и музыкальное представление. Обработав полученные результаты, я прихожу к выводу, что используемые мной приёмы и методы работы с детьми правильные, т.к. позволяют достичь высоких результатов. Так, например, в сентябре 2007г у детей средней группы чувство ритма было развито на низком уровне у 18%, то к февралю 2008г - осталось 10% детей, имеющих низкий уровень развития. И в то же время имеет высокий показатель 43% детей. Проводя диагностику детей, я обязательно учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка, т.к. для одного ребёнка и совсем небольшой сдвиг в музыкальном развитии является большим прогрессом, а для другого этот скачок не ощутим. Исследуя результаты, я сравниваю рост

                                                        16

данного конкретного ребёнка с самим собой, а не с ростом развития других детей. Далее я провожу коррекционную работу с отстающими детьми. Подтягиваю низкий уровень развития до среднего, средний - до более высокого. Делаю это индивидуально, т.к. многие неуспевающие дети комплексуют учиться при всей группе, на фронтальном занятии я наоборот подбадриваю таких детей, отмечаю их успехи. Индивидуально занимаюсь и с детьми, имеющими отставания речи, с заикающимися детьми. Ведь одним из методов устранения заикания, является пение. С теми детьми, которые показывают высокие показатели в диагностике, я готовлю более сложные номера к утренникам, выступлениям, различным конкурсам. Диагностика прилагается. Для себя, исходя из диагностики, я сделала следующий вывод: Дети, которые посещают детский сад регулярно, усваивают музыкальный материал быстрее и имеют высокие показатели. А те дети, которые ходят в детский сад, что называется, от случая к случаю, усваивают программу слабо, скачками, отрывками, ведь дома музыкальное воспитание сводится в лучшем случае к прослушиванию детских дисков. Поэтому я рекомендую родителям не пропускать музыкальные занятия. Провожу консультации, как сберечь голос ребёнка, как развивать ритм, какие произведения дать послушать ребёнку дома. В работе с родителями опираюсь на авторскую программу Челябинского педагога Е. Попляновой «Подари мне музыку».

Я отслеживаю и дальнейшее обучение детей в плане музыкального воспитания, провожу следующий мониторинг: так, из 25 учащихся школы исскуств-13 детей выпускники нашего детского сада.

В дальнейшем обучении детей музыки вижу и свою частицу труда. Со школой искусств поддерживаю тесный контакт, учащиеся школы - частые гости на концертах в нашем саду.

Конечно, моя работа не сводится только к работе над фольклором. На

                                                      17

музыкальных занятиях я знакомлю детей и с классической музыкой, как

современных, так и русских композиторов, композиторов Урала, дети с одинаковым желанием исполняют и авторские песни и танцы. Знакомлю детей с музыкальными терминами и элементами нотной грамоты, изучаю и использую в своей работе опыт и технологии педагогов новаторов: О. В. Радыновой г. Москва, В. Жилина с. Варна, И. А. Дысиной, И. Г. Галянт, Е. М.Попляновой. г. Челябинск. В своей работе получаю полную поддержку и взаимопонимание со стороны коллег-педагогов, никогда не возникает проблем во время распределения ролей для взрослых участников праздника. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов, участии в соревнованиях, совместных постановках сказок, танцев.

Результатом работы являются выступление детей на районном конкурсе «Как прекрасен этот мир» - Баранцева Настя и Сафина Наина, участие в конкурсе, посвященному 60-летию Победы в Великой Отечественной Войне, поселковых конкурсах «Мисс Золушка» - Байрамгулова Олеся -2 место и «Мисс посёлка» - Баранова Кристина, участие в концертах, посвящённых Дню Защиты Детей, Дню Матери. Стал традиционным концерт детей к Международному женскому дню в Магнитской поселковой больнице, где очень тепло и радушно встречают юных артистов. Мои воспитанники b дальнейшем, посещают танцевальный и фольклорный кружки при ДК «Горняк», являются активными участниками школьной самодеятельности.

Перспективу работы в детском саду вижу в следующих направлениях:

  1.  Организовать кружок народных инструментов.
  2.  Пополнить коллекцию игрушек-самоделок, игрушек-помощников.
  3.  Искать новые пути и направления по работе с фольклором.
  4.  Постоянно повышать и совершенствовать профессиональный уровень.

                                           18

-Продолжить индивидуальную, коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи.

Трудности в работе испытываю в недостаточной материальной базе: Хотелось бы иметь большее количество и разнообразие детских народных инструментов.

Обновить костюмы и приобрести новые.

Пополнить фонотеку.

При непосредственной работе с детьми столкнулась с такой проблемой - дети порой очень скованы, закомплексованы, зажаты. С этой проблемой планирую обратиться к психологу и подобрать новые методы в работе, помогающие раскрепощению детей.

Окидывая взглядом свою многолетнюю творческую деятельность на поприще музыкального руководителя, я делаю следующий вывод: роль музыкального воспитания в детском саду незаменима. В дошкольном возрасте закладывается фундамент музыкальных впечатлений. И то, что в этом возрасте испорчено или упущено, позднее исправить уже нельзя. Хочу закончить словами В. Шереметьева из книги «Хоровое пение в детском саду»: «Ребёнок выучит всё, если только есть умеющий обучать».

В современных концепциях дошкольного музыкального воспитания можно выявить общую тенденцию - стремление к раскрытию творческого потенциала ребёнка. И эту задачу мне помогает решить детский фольклор.

«От пассивного слушания к осознанному восприятию и активному участию в работе над музыкальным материалом» - этот принцип стал методологически определяющим в моей работе.

В работе с детьми по фольклору я использую следующую литературу:

Журнал «Дошкольное воспитание»

№6 1995г. Статья «Народные колыбельные»

№8 2007 г. статья «Малые фольклорные формы ...»

                                                 19

Журнал «Справочник старшего воспитателя»

Апрель 2007г. Статья «Далёкая седая старина»

Серия «Дошкольник»

«Календарные и народные праздники в детском саду.»

М. А. Давыдова. Сценарии музыкальных, календарных и народных праздников.

«Российский этнографический музей - детям»

«Знакомство детей с русским народным творчеством»

«Русская народная песня для детей»

Санкт - Петербург «Детство-пресс» 2001г.

В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л. Д. Короткова.

«Зимние праздники, игры и забавы для детей».

Г. П. Фёдорова.

«На златом крыльце сидели».

Журнал «Музыкальный руководитель»

№3 2004г. Статья «Подговорки» Г. Срибная .

№1 2004г. Статья «Русские народные музыкальные инструменты»

№4 2006г. Статья «Народные музыкальные традиции в дошкольном воспитании»

В. А. Твердохлёбова кружок «Родничок».

Различные публикации и нотный материал из Интернета.

                                                                 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей

Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значим...

Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников

Доклад "Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников"...

План самообразования "Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами музыкального фольклора".

Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу положительно отражается на них.Дети узнают много новог...

Использование музыкального фольклора в формировании музыкально-творческих способностей дошкольников

Районный семинар музыкальных руководителей"Использование регионального компонента в музыкальном воспитании дошкольников МБДОУ "Детский сад№2...