План самообразования "Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами музыкального фольклора".
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Калягина Алла Юрьевна

Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу положительно отражается на них.Дети узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЗМуниципальное бюджетное образовательное учреждение

 детский сад № 34 п. Селекция

                            Кстовского района  Нижегородской области

  Индивидуальный

           план

  самообразования

    музыкального руководителя

     Калягиной Аллы Юрьевны

                  на 2017 – 2018 уч.год

     

Тема: « Развитие музыкально-творческих         способностей дошкольников средствами         музыкального фольклора»

Обоснование:  модернизация содержания музыкального развития детей средствами народного фольклора. В непосредственной образовательной деятельности с детьми возможно и необходимо использовать русское народное творчество.

 

Актуальность:

 Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании  дошкольников трудно переоценить.   Включение музыкального фольклора в программу положительно отражается на них – дети узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах.  Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его обычаях и традициях. Эти праздники дают детям представление  о народных традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи  детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка

Инновационная направленность: формирование  у детей устойчивого интереса к народному творчеству,   желание  знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.  

Возраст детей:  6-7 лет.

Принципы самообразования:

  • Принцип систематичности и последовательности;
  • Принцип сочетания научности и доступности;
  • Принцип интеграции;
  • Основной принцип – принцип взаимодействия с ребенком, использование фольклора во время непосредственно-образовательной деятельности по всем разделам программы в соответствии с ФГОС ДО;

Источники самообразования:

Методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная литература, интернет, мероприятия по обмену опытом, конкурсы.

      Цель:

Повышение своей профессиональной компетентности в процессе приобщения детей к истокам русской культуры.  Воспитывать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности. Духовно-нравственное воспитание дошкольников через знакомство с праздниками, традициями и обычаями русского крестьянства. 

  Задачи:

  • Развивать умение разыгрывать театральные  представления, основанные на русском фольклоре.
  • Развивать воображение, творческие и актерские способности;
  • Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
  • Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
  • Знакомить детей со звучанием и внешним видом русских народных инструментов (жалейка, рожок, гусли, балалайка, гармонь, баян, ансамбль русских народных инструментов и т.п.).
  • Знакомить детей с русскими народными песнями различных жанров: календарные, трудовые, земледельческие, плясовые, обрядовые, лирические, шуточные, хороводные и пр.;
  • Расширять знания детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского крестьянства.
  • Формировать творческие проявления при инсценировании песен, попевок,  в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом.
  • Расширение диапазона детского голоса, развитие вокально-хоровых навыков, чистоты интонирования средствами народного фольклора.
  • Создавать необходимую предметно–развивающую среду.

 Формы организации музыкальной деятельности

  • Проведение совместной образовательной деятельности педагога с детьми  различного типа;
  • Проведение народных праздников русского крестьянства: Рождество, Святки, Масленица и пр.
  • Проведение развлечений на материале русского фольклора: «Веселая ярмарка», «Посиделки», «Зимний вечер», «Капустник», «Русские богатыри» и другие для старших дошкольников;
  • Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей.
  • Организация праздников, совместных с родителями

Ожидаемые результаты: 

1.Повысить профессиональную компетентность в процессе изучения методической литературы (программы, методические пособия и др.) по теме самообразования;

2. Дети познакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.

3. У детей будут сформировано умение  свободно и  непринужденно  общаться,  умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету,  выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии,  умение  сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам.

4. Разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.

5. Будет сформирована выразительная,  красочная, полная ярких сравнений, речь.

 Взаимодействие педагогов и родителей

1. Музыкальный руководитель – воспитатели группы;

2. Воспитатели группы – родители воспитанников;

3. Родители детей группы – дети.

 

Прогнозируемый результат: повышение качества работы по теме; разработка сценариев, докладов, выступлений, презентаций; разработка наглядности; проведение, мастер-классов; выработка методических рекомендаций по теме.

 

  Содержание работы

Сроки выполнения

Провести анализ своих профессиональных

затруднений

Сентябрь 2017г

Изучить методическую, теоретическую, практическую литературу по теме: «Развитие музыкально-творческих способностей дошкольника  средствами музыкального фольклора»

Октябрь 2017г

Посетить занятия воспитателей занимающихся данной проблемой (группа, дата)

Ноябрь 2017г. подготовит.г«Боровичок»

Систематизировать накопленные материалы по теме: «Развитие музыкально-творческих способностей дошкольника  средствами музыкального фольклора»

Январь 2018г.

Разработать занятия, развлечения, праздники, досуги по данной теме.

Февраль 2018г.

Провести досуг в старшей группе «Боровичок» «Хлеб всему голова»

Октябрь 2017г.

Итоговый праздник в старшей группе «Боровичок» «Весенняя ярмарка»

Апрель 2018г.

Составить картотеку публикаций по теме: «Развитие музыкально-творческих способностей дошкольника средствами музыкального фольклора»

Март 2018г.

Опубликовать сценарий досуга «Хлеб всему голова» на страничку своего мини сайта.

Май 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора

Данная статья является результатом моего педагогического исследования  по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора" Работа будет интересна педагогам,...

«Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора»

Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора...

План самообразования "Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами музыкального фольклора"

Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу положительно отражается на них.Дети узнают много новог...

Статья На тему: Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора.

Из копилки опыта музыкального руководителя ГБДОУ Детский сад №51 комбинированного вида Московского района г.Санкт-Петербурга.Статья На тему: Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами м...